Главная страница

Коллоквиум. 1 Сущность и методы исторического познания


Скачать 205 Kb.
Название1 Сущность и методы исторического познания
АнкорКоллоквиум
Дата06.12.2021
Размер205 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKollokvium.doc
ТипЗадача
#293660
страница5 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Даниэль Белл


  • Даниэль Белл теория постиндустриального (информационного) общества

Идея постиндустриального общества была сформулирована еще в начале XX в. и введена в научный оборот после Второй мировой войны, однако широкое признание она получила только в начале 70-х гг. прошлого века благодаря фундаментальным работам Р. Арона и Д. Белла.

Постиндустриальное общество - это общество, в котором ключевую роль играет не промышленный труд, а знание и сфера услуг

Определяющими факторами постиндустриального общества, по мнению Белла, являются:

  1. теоретическое знание (а не капитал) как организующее начало;

  2. «кибернетическая революция», обусловившая технологический рост в производстве товаров.

Концепция постиндустриального общества, по Беллу, включает пять основных компонент:

  1. в экономическом секторе — переход от производства товаров к расширению сферы услуг;

  2. в структуре занятости — доминирование профессионального и технического классов, создание новой «меритократии (принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка)»;

  3. осевой принцип общества центральное место теоретических знаний;

  4. будущая ориентация — особая роль технологии и технологических оценок;

  5. принятие решений на основе новой «интеллектуальной технологии».

Белл чутко уловил важные существенные тенденции развития общества в нашу эпоху, связанные преимущественно с процессом превращения науки в непосредственную производительную силу: возрастание роли науки, в особенности теоретического знания, в производстве, превращение научного труда в одну из ведущих сфер человеческой деятельности; качественные изменения в отраслевой и профессиональной структурах общества.

Элвин Тоффлер


Главные три волныстадии проходят через становление определенной цивилизации и одна сменяет другую . В своей работе «Третья волна» Тоффлер оценивает технологический переворот 70-80 годов 20 в как «третью волну» в истории цивилизации:

  1. Первая волна. Для возникновения Первой Волны, по словам Тоффлера, потребовались тысячелетия, но она в конце концов позволила большей части человечества перейти от племенного этапа (простых приматов, занимающихся охотой-собирательством) к этапу развитых аграрно-феодальных цивилизаций. То есть Первая волная - результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей.

  2. Вторая волна – результат индустриальной революции, которая характеризуется конвейерной системой образования и копоративизмом . произошла гораздо быстрее - за несколько столетий (300 лет) она перевела почти всё человечество от аграрно-феодально-сельской экономики к индустриально-рыночной городской

  3. Третья волнарезультат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Третья относится к сверхиндустриальной, в которой человечество должно столкнуться с социальными конфликтами и глобальными проблемами на рубеже XX и XXI веков. По мнению Тоффлера развитие науки и техники осуществляется рывками, особенно активное стремление к глобальным изменениям происходит за счет информационного сектора экономики, которое приводит к третьей волне.

Скорость каждой волны в десять раз выше скорости предыдущей; кроме того, каждая новая волна более тотальна - в том смысле, что она изменяет больше людей, изменяет их более полно, а заодно трансформирует нашу концепцию человеческой природы и человеческого общества.

Карла Яспepca.

  • Теория “Осевого времени” Карла Яспepca.

Человечество имеет общее происхождение и единую историю. Духовные связи создают единство человечества (религия, искусство, культура). По мнению Ясперса, в ходе развития человечества формируется новые формы духовных связей, которые создают новые виды (формы) человеческих обществ. Поэтому Ясперс выделил несколько этапов в истории человечества:

1. доисторический период. Человек выделяется из животного мира, начинает использовать огонь, орудия труда, первым средством общения между людьми становится язык (речь). В результате создаются первые человеческие сообщества: род, племя;

2. великие культуры древности. Ясперс выделяет 3 очага, в которых появляются великие цивилизации, знаменующие начало истории: 1) восточное средиземноморье (Эгейский мир, Египет, Шумеро-Вавилонская цивилизация (4 тыс. лет до н.э.); 2) доарийская Индия (3 тыс. лет до н.э.); 3) древний (архаический) Китай (2 тыс. лет до н.э.).

На этом этапе формируется государство, как форма организации общества, главным средством связи между людьми становится письменность, культура. Возникает новая общность – народ. В ходе завоеваний образуются первые многонациональные государства –империи, но они были недолговечны. Первая империя – Сирийская сверхдержава.

3. осевое время (с 800 по 200 г. до н. э.). Одновременно в нескольких областях земного шара происходят радикальные изменения и формируются духовные основы единства человечества. Человек от миросозерцания переходит к научному познанию окружающей действительности. Основой научного познания становится философия. Одновременно формируются мировые религии, объединяющие уже множество народов(христианство, ислам и буддизм). Ясперс выделяет три группы народов по их роли в осевом времени:

  • народы, не знавшие прорыва – это народы, создавшие великие культуры древности, но застывшие в доосевом времени и поглощенные другими цивилизациями – это египтяне, вавилоняне;

  • осевые народы – это народы, создавшие предпосылки прорыва в осевое время: греки, римляне, иудеи, иранцы, индийцы, китайцы. В Иране появляется религия, лежавшая в основе всех других религий;

  • последующие народы – это народы, основой существования которых стал мир, созданный в осевое время. Это были – германцы, славяне, тюрки.

  1. эпоха техники. Технологические факторы играют существенную роль. Движение информации очень медленное. Появление новых видов транспорта и связей качественно меняет отношения между людьми и народами. По мнению Ясперса, единство человечества из идеи становится реальностью. Начинается действие эпохи техники в 18 в., дает плоды в 20 в.

По мнению Ясперса, возможно создание единой цивилизации на базе универсальной религии в отдаленном будущем.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта