Главная страница
Навигация по странице:

  • Каждая цивилизация имеет собственные алгоритмы развития , определенный регион существования и ограниченное время существования.

  • Основоположником данного подхода считается Джаммбаттиста Вико.

  • Теория культурно – исторических типов

  • Каждый народ в ходе своей истории вырабатывает систему уникальных ценностей

  • Критерием выделения культурно-исторических типов являлись: религия, культура, политическая организация

  • Юность

  • Старость, увядание.

  • Цивилизация. Культура народов утрачивает самобытность. Наступает хаос и смешение культур. В результате народ постепенно угасает. А.Ж. Тойнби

  • Новая цивилизация может появиться двумя путями : Формирование из догосударственного примитивного общества

  • Использование достижений генетически предшествующей цивилизации

  • Коллоквиум. 1 Сущность и методы исторического познания


    Скачать 205 Kb.
    Название1 Сущность и методы исторического познания
    АнкорКоллоквиум
    Дата06.12.2021
    Размер205 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаKollokvium.doc
    ТипЗадача
    #293660
    страница6 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    3)Плюралистические концепции


    Плюралистический подход отрицает единство человечества. История рассматривается как сложная конфигурация сосуществующих или сменяющих друг друга во времени локальных цивилизаций. Каждая цивилизация имеет собственные алгоритмы развития, определенный регион существования и ограниченное время существования.

    Джаммбаттиста Вико


    Основоположником данного подхода считается Джаммбаттиста Вико. Он впервые выдвинул теорию циклического развития отдельных народов. Каждая цивилизация развивается самостоятельно, проходя как правило 3 этапа:

    1. Век Богов. Господствуют религиозные догмы и теократия.

    2. Век Героев. В обществе доминирует власть сильных и устанавливаются аристократические формы правления.

    3. Век людей. В обществе формируются отношения, основанные на принципах равенства, устанавливается демократическое правление.

    Франсуа Гизо


    В основе исторической концепции Гизо лежала идея эволюции. Закономерность исторического процесса Гизо понимал как некую целесообразность, которой руководит разумная сила. Цель, к которой движется человечество, по мнению Гизо, заключается в создании справедливого и нравственного общества. Такое общество Гизо называл цивилизацией, а история цивилизации есть история нравственного совершенствования человечества во всех сферах социальной жизни. Гизо большое внимание уделял социальным и материальным факторам в истории.Он признавал роль классовой борьбы в истории. Он связывал происхождение классовой борьбы с теорией завоевания. Однако Гизо придал теории классовой борьбы новое содержание. По его мнению, дальнейшее развитие классовой борьбы после завоевания было связано не с борьбой наций, а эволюцией имущественных отношений и развитием земельной собственности.

    Николай Яковлевич Данилевский.

    • Теория культурно – исторических типов

    Данилевский «Россия и Европа», отрицал человечество как субъект исторического развития. Субъекты – «культурно – исторические типы», то есть народы с сих системой духовных ценностей, не подлежащими передачи или заимствованию. Каждый народ в ходе своей истории вырабатывает систему уникальных ценностей. Их утрата приводила к ассимиляции и смерти народа. Для создания культурно – исторического типа необходим политический суверенитет. Критерием выделения культурно-исторических типов являлись: религия, культура, политическая организация.

    Данилевский выделил 10 сложившихся типов:

    • Египет

    • Ассиро-вавилоно-финикийская культура

    • Еврейская или иудейская

    • Иранская

    • Римская

    • Греческая

    • Индийская

    • Китайская

    • Арабская или новосеметическая

    • Романо-Германская

    Славянский тип он считал пока что формирующимся.

    О. Шпенглера Теория


    «Культурно-исторического круговорота»
    Теория завершила идеи Данилевского до абсолюта. Многие его идеи были не замечены. «Народ жив, пока он независим» - Шпенглер. Он исходил из того, что жизнеспособность народа зависит от уникальности и самобытности его культуры.

    Он выделил 4 этапа развития народа, сообразно годами жизни человеча:

    1. Юность. Когда господствует ранняя мифосимволическая культура, основанная на политеизме (многобожии).

    2. Зрелость. Когда господствует развития метафизико-религиозная культура, основанная на монотеизме (однобожии) (метафизика - раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности)

    3. Старость, увядание. Когда господствует закостеневшая, неразвивающаяся культура.

    На данных этапах культура народов уникальна. Затем наступает эпоха цивилизации, которая одинакова у всех народов.

    1. Цивилизация. Культура народов утрачивает самобытность. Наступает хаос и смешение культур. В результате народ постепенно угасает.

    А.Ж. Тойнби.

    В жизни каждой цивилизации бывают кризисные периоды. Например, изменение климатических условий, нападение соседей и другие. Тойнби считал, что цивилизация зарождается в результате поиска адекватных Ответов на Вызовы, которые выдвигает перед этим народом природа (стимул выжженной земли) или другие человеческие сообщества (стимул давления или удара). В ходе формирования Ответа может изменяться система духовных ценностей, государственный, общественный строй и цивилизация может превратиться в другую. Новая цивилизация может появиться двумя путями:

    1. Формирование из догосударственного примитивного общества. В обществе выделяется элита, которая берет на себя организацию Ответа на Вызовы;

    2. Использование достижений генетически предшествующей цивилизации. Чаще всего роль передатчика информации берут на себя религиозные организации.

    В обоих случаях коренным образом меняется политическая, социальная организация общества, система ведения хозяйства, часто религия. В результате возникает новая цивилизация.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта