Коллоквиум. 1 Сущность и методы исторического познания
Скачать 205 Kb.
|
4) ДИСКУССИЯ О МЕСТЕ РОССИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИСуществующие гипотезы можно типологизировать по трем направлениям: Россия – часть европейской цивилизации, а отличия определяются ее социально-экономической и политической отсталостью. Западники: Как историческая концепция западнический подход оформляется в 1870-90 года (Соловьев, Ключевский). По их мнению – древнерусское государство было частью Европы и развивалось в одном темпе с ней.Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, П.Я. Чаадаев), – считали, что Россия всегда была частью европейской цивилизации. Киевская Русь развивалась в одном направлении и темпе с Западной Европой. Но постепенно начинает усиливаться негативное влияние географического фактора: Древняя Русь граничила со степью и при этом на восточных и юго-восточных рубежах отсутствовали естественные преграды. В результате в X–XI веках усиливается внешнее давление затруднявшее развитие Киевской Руси. В результате монголо-татарского нашествия Россия сохранила европейскую идентичность, но существенно отстала по уровню социально-экономического развития. Реформы Петра I позволили России ускорить темпы развития и вновь приблизиться к Европе. В рамках западничества историю России трактовали марксисты. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, Россия была страной «второго эшелона», то есть переход к коммунизму, а также коммунистическая революция здесь должна была произойти несколько позже, чем в развитых странах. Но в начале XX века В. И. Ленин предположил, что революция сможет победить в одной не самой развитой стране. Ленин предполагал, что Россия станет зачинателем революционного процесса, но затем он обязательно должен перекинуться на западную Европу, и отсталая Россия сможет строить коммунизм только в союзе с передовой Европой. Фактически отойдя от марксизма, Ленин предположил, что решающую роль в будущей революции сыграет субъективный фактор – обострение всех видов противоречий в обществе и наличие хорошо организованной и дисциплинированной революционной партии. В современной западной исторической науке присутствует точка зрения о России как европейской цивилизации. Среди сторонников этой идеи французский историк Николя Верти итальянский историк Джузеппе Боффа. По их мнению, Россия к концу XIX века сократила отставание от Европы и очевидно демонстрировала черты западной цивилизации. В результате индустриализации в России формируется развитая промышленность, развивается рыночная экономика на основе частной собственности, создается современная финансовая, банковская система, акционерный капитал. В начале XX века политическая система России начинает движение от абсолютизма к ограниченной монархии. В России появляются такие явления, как многопартийность, идеологический плюрализм, формируется избирательная система, проходят выборы в парламент. Но в результате тяжелой для России ПМВ начинается острый социально-экономический и политический кризис. Ослабевает государственная власть, происходят массовые социальные беспорядки, чем и воспользовались большевики. Опираясь на неграмотные, деклассированные слои населения, они осуществляют государственный переворот. В России устанавливается охлократия (власть толпы), перерастающая в тоталитаризм. Таким образом, Россия была сдвинута с нормального цивилизационного пути развития. После падения коммунистического режима в 1991 году возникают условия для возвращения России к западному варианту развития. Россия – восточная цивилизация.Господствующей точкой зрения в западной исторической науке является отнесение России к восточным цивилизациям. Ричард Пайпс утверждает, что в России уже в XII-XIII веках формируются основные черты восточной деспотии, а именно: абсолютная власть царя, носящая сакральный характер, мощный централизованный бюрократический аппарат, отсутствие элементарных прав сословий, преобладание государственной собственности и циклический (вытекающий из всего этого) вариант развития. Принятие христианства, реформы Петра I, реформы второй половины XIX века не смогли изменить характера развития России. Социальная катастрофа 1917–1920 годов еще более усилила восточные черты в развитии России. Тоталитарное государство полностью подчинило себе личность и общество и национализировало всю экономику. При этом устойчивость восточной деспотии к внешнему и внутреннему разрушающему воздействию делает невозможным переход России на европейский путь развития. Данная концепция преподается в американских университетах и является главенствующей. Россия – самобытная цивилизацияСлавянофилы: Братья К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков (В. И. Даль, Ф. И. Тютчев) – считали, что в истории существует три мира: западный – католический, восточный – мусульманский и славянский, центром которого является Россия. Особый исторический путь развития России был определен восприятием у Византии православия или восточного христианства. Православная церковь не вмешивалась в политическую жизнь, поэтому ее влияние носило всегда духовный характер. Это определило особую религиозность россиян. Приоритет религии с эпохи Древней Руси доминировал у русского народа в отличие от Запада. В условиях постоянной внешней угрозы в России формируется жесткое централизованное деспотическое государство. Но при этом народ и царь имели общую цель – сохранить православие. В России вслед за Византией формируется так называемый ???кесарепапизм (цезарепапи́зм — термин для обозначения таких отношений между императорской властью и церковью в Византии, в которых глава государства (император) выступал главой Церкви.). Царь был не только главой государства, но и духовным лидером народа. По мнению славянофилов, народ добровольно отказался от сословных свобод и привилегий в пользу сильной государственной власти. Но при этом в России оформляется особая политическая система, позволяющая царю узнавать мнение народа – соборность. В середине XIX века в Европе разворачиваются социальные революции, но славянофилы считали, что России удастся их избежать. В России не сложилась система частной собственности на землю, поэтому не было классового деления и, следовательно, классовой борьбы. В основе классовой борьбы лежит борьба за собственность, которая всегда носит антагонистический характер. Сословное деление не исключало противоречий, но противоречия могли быть урегулированы законами, т.к. царь определял права сословий и выступал арбитром в межсословных конфликтах. Кроме того, в России сословные противоречия всегда уступали место солидарности в условиях усиления внешней угрозы. К концу XIX века идея славянского единства стала очевидно несостоятельной. Но в среде русской интеллигенции продолжали хождение мысли об уникальности русской цивилизации. Евразийская теория: В 20–е годы XX века в среде Российской эмиграции формируется идея о том, что за тысячелетие существования Россия сформировалась как самостоятельная цивилизация отличная и от востока, и от запада. Среди авторов этой теории Николай Сергеевич Трубецкой и Георгий Васильевич Флоровский. Л.Н. Гумилев также является сторонником этой теории. Основной геополитический тезис евразийцев: Россия — исключительная страна, непохожая на Европу и имеющая большое родство с Азией. Россия — это не Европа и не Азия, а отдельный, своеобразный, целостный и органичный мир. Это самодостаточный мир, именуемый Россия-Евразия, географические и политические границы которого исторически совпали с границами Российской империи. Первопричина самодостаточности России-Евразии кроется в ее географическом положении и особенностях «месторазвития». Географическое положение России можно понять, если представить ее как часть Старого Света — некоего целостного единства, в котором противостоят окраинно-приморские области, простирающиеся от Китая до Западной Европы включительно, с одной стороны, и его внутренние районы — с другой. «Противоположение это поясняет механизм истории Старого Света в течение тысячелетия: помогает постичь соотношение между врастающим в определенную территорию творчеством «окраинно-приморских сфер» и передаточной в своем значении, усваивающей результат этого творчества и в движении кочевий и завоеваний сообщающей другим, столько же территориально «неподвижным» мирам, «степной культурой». Отрыв России-Евразии от Мирового океана породил особый уклад хозяйствования. Огромные размеры территории и наличие природных богатств постоянно подталкивают Евразию к осознанию своей экономической самодостаточности, превращению ее в автономный «континент-океан». Евразия в старом смысле слова, отмечают евразийцы, подразделяется уже не на Европу и Азию, а на срединный континент, или собственно Евразию, два периферических мира: • азиатский (Китай, Индия, Иран); • европейский, граничащий с Евразией примерно по линии: реки Неман—Западный Буг—Сан—устье Дуная. Самобытность евразийской культуры состоит не только в том, что это особый этнический тип, но и в том, что Россия оказалась едва ли не единственной хранительницей православия по-восточному, греческому образцу. Н. Трубецкой считал православие стержнем евразийской культуры. Оно силою своего горения переплавило татарское иго во власть православного русского царя и превратило улус Батыя в православное Московское государство. Русская национальность сформировалась в результате слияния славянского, финно-угорского и тюркского элементов и стала основой многонационального и поликонфессионального российского сообщества. Решающую роль в формировании Евразийской цивилизации сыграло мощное централизованное государство. Оно носило идеократический характер, поэтому евразийцы подчеркивали особое значение православной церкви. Евразийская цивилизация сформировалась под влиянием Востока и Запада, но если влияние Востока в основном было позитивным, то Запад стремился поглотить Россию. Сторонники евразийства считали Россию прямой наследницей Империи Чингисхана, которая и была первой попыткой создания евразийской общности. Сторонники данной теории полагали, что до XV-XVI веков в мире доминировали восточные цивилизации, затем наступила эпоха господства запада. Но события первой половины XX века показали глубокий кризис западной цивилизации и смену эпох цивилизационного доминирования, поэтому с XXI века они предполагали начало господства евразийской цивилизации. Идея цивилизационно неоднородного обществаразвивается в 80–90-ые годы XX века. Россия не является самостоятельной цивилизацией и не относится ни к одному типу цивилизационного развития в чистом виде. Россия – это цивилизационно-неоднородное общество, которое представляет собой конгломерат народов, относящихся к различным типам цивилизационного развития, сплоченным в единое целое силой деспотического государства. Россия развивалась между двумя центрами цивилизационного влияния, испытывая на себе воздействие востока и запада. В периоды кризисов и ослабления государства усиливались процессы децентрализации, и Россия сдвигалась то к востоку, то к западу. 5)ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ РОССИИМарксистская периодизация истории России. До конца IX века восточные славяне находились на стадии первобытнообщинной ОЭФ. X – середина XIX века – феодальная ОЭФ. В рамках этой формации выделяются как самостоятельные этапы стадии развития монархической формы правления: X – XI века – раннефеодальная монархия. XII – XV века – период феодальной раздробленности. XVI-XVII века – сословно-представительная монархия. XVIII – февраль 1917 г.– абсолютная монархия. Вторая половина XIX века – октябрь 1917 года – капиталистическая (буржуазная) ОЭФ (февраль – октябрь 1917 г. диктатура буржуазии) С октября 1917 года – коммунистическая ОЭФ. В виду отсутствия материально-технической базы коммунизма было решено, что первой (переходной) стадией коммунизма будет социалистическое общество. С точки зрения цивилизационного подхода выделяются одна или две цивилизация в истории России. Первый вариант: В историческом ареале, именуемом Россия, существовала единственная цивилизация, в рамках которой выделяются самостоятельные этапы: IX – XIII века –Древняя Русь, в рамках которой выделяют Киевский, Галицко-Волынский и Владимиро-Суздальский политические приоритеты. XIV – XVII века - Московская Русь или Московское царство. XVIII – 1917 г. Имперская Россия. 1917 – 1991г. Советский период. С 1991 г. Постсоциалистический период или современная Россия Второй вариант: Предполагает существование двух самостоятельных, хотя генетически родственных, цивилизаций в истории России. VI – XIII – Русско-европейская или славяно-европейская цивилизация. Для нее был характерен эволюционный тип развития при высокой степени автономии отдельных элементов общества. Здесь формируются субцивилизации: Киевская – погибает в XIII веке. Северо-западная – существовала до XV века (Новгород). Юго-западная – стала основой складывания Литовской Руси. Северо-восточная – переросла в Московскую Русь. В XII-XIII веках меняется матрица цивилизационного развития и формируется новая (вторая) цивилизация – Российская или Евразийская. Ее хронология определяется с XIV века по настоящее время. Для данной цивилизации характерен мобилизационный тип развития, так как доминирующим фактором становится государственность. Интегрирующую роль в обществе играет государственный аппарат и бюрократия. Здесь выделяются следующие субцивилизации: Московская – (доминирующая субцивилизация) на ее базе формируется Имперская (Российская) цивилизация, которая затем переходит в советский период и постсоциалистическую Россию. Литовская (после создания Речи Посполитой – сливается переходит в Западно-Европейский ареал). Новгородская (до XV века). Периодизация с точки зрения этногенеза Гумилева.Период пассионарного толчка занимает время с 1200 по 1500 годы. В 1200 году начинается новый пассионарный толчок, который приводит к формированию русского этноса на основе слияния восточно-славянского, татарского, литовского и финского элементов. При этом с 1200 по 1380 годы формируется русский этнос. С 1380 по 1500 годы идет образование российского суперэтноса, который заканчивается образованием независимого московского государства. 1500 – 1800 годы – акматическая фаза (период наивысшего подъема пассионарной энергии). Российский суперэтнос распространяется на территории от Балтийского моря до Тихого океана, включая в свой состав проживающие здесь народы. 1800 – 2000 годы – период надлома – на этом этапе утрачивается суперэтническое единство, усиливается конфликтность в обществе, но одновременно выброс пассионарной энергии кристаллизуется в достижения культуры, искусства. XXI век является началом инерционной фазы, характеризующейся стремлением к стабильности и возможным формированием больших государств. Потому что периодизация этногенеза она связана с плюралистической теорией этногенеза |