Главная страница
Навигация по странице:

  • Лукьянова И.Е., Овчаренко В.А.

  • УДК 572(075.8) ББК 28.71я73 Л84

  • Рецензенты

  • Тема 1 ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АНТРОПОЛОГИИ В РОССИИ Антропология

  • Антропология религиозная

  • Антропология философская

  • Антропология биологическая (или физическая)

  • Литература Обязательная

  • АнтропологияМосква инфрам 2008УчебНое пособИеи. Е. лукьяновав а. овчарЕнко


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеАнтропологияМосква инфрам 2008УчебНое пособИеи. Е. лукьяновав а. овчарЕнко
    АнкорLukyanova_Ovcharenko_Antropologia.pdf
    Дата24.04.2018
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаLukyanova_Ovcharenko_Antropologia.pdf
    ТипУчебное пособие
    #18464
    страница1 из 21
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

    антропология
    Москва
    ИНФРА-М
    2008
    УчебНое пособИе
    и.Е. лукьянова
    в.а. овчарЕнко
    под редакцией проф., д-ра мед. наук., акад. Асо Е.А. Сигиды
    Рекомендовано
    Учебно-методическим объединением по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа»

    Лукьянова И.Е., Овчаренко В.А.
    Антропология: Учеб. пособие/Под ред. проф., д-ра мед. наук., акад. АСО Е.А. Сигиды.— М.: ИНФРА-М, 2008. —
    240 с. — (Высшее образование).
    ISBN 978-5-16-002893-4
    В книге раскрываются основные положения современной ан- тропологии, которые позволяют проследить процесс взаимодей- ствия биологических закономерностей развития и социальных закономерностей в истории человека, изучить полиморфизм че- ловеческих типов, связанных с полом, возрастом, телосложением
    (конституцией), экологическими условиями обитания и т.д., уг- лубить знания биологической сущности человека, в то же время подчеркивая особенности человека, выделяющие его из системы животного мира, — прежде всего его духовность, социальные ка- чества, культурологические аспекты его бытия и др.
    Для студентов психолого-педагогических, медико-социальных специальностей, преподавателей, слушателей курсов повышения квалификации, аспирантов, а также всех, кто интересуется вопро- сами антропологии.
    УДК 572(075.8)
    ББК 28.71я73
    Л84
    Л84
    ББК 28.71я73
    ©
    И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко,
    2008
    ISBN 978-5-16-002893-4
    Печатается по решению Ученого совета факультета
    «Институт гуманитарных технологий»
    Московского государственного университета сервиса
    Рецензенты:
    доктор медицинских наук, профессор Ю.Е.Серебрянский,
    кандидат социологических наук В.Г.Суханов

    3
    Введение
    В последние годы в России отмечается возросший научный ин- терес к антропологии: организуются соответствующие кафедры, появляются публикации в научных журналах и т.д.
    Существующие вполне сложившиеся отдельные направления этой науки — физическая антропология, включающая в себя уче- ние о биологическом антропогенезе и морфологии человека, фи- лософская антропология, а также развивающиеся сегодня соци- альная и культурная антропология — должны быть интегрированы путем синтеза их достижений в единые концептуально оформлен- ные линии.
    Общая цель антропологии может быть сформулирована как изу- чение происхождения и исторического бытия человека.
    Антропологические познания, безусловно, необходимы студен- там психолого-педагогических, медико-социальных специальнос- тей и всем специалистам, работающим в области человековедения.
    Они позволяют углубить знания о биологической сущности чело- века и в то же время подчеркивают его особенности, выделяющие человека из системы животного мира, — прежде всего его духов- ность, психическую деятельность, социальные качества, культуро- логические аспекты его бытия и др.
    Задача дисциплины — проследить процесс взаимодействия био- логических закономерностей развития и социальных закономер- ностей в истории человека, оценить степень влияния природных и социальных факторов; изучить полиморфизм человеческих ти- пов, обусловленный полом, возрастом, телосложением (конститу- цией), экологическими условиями обитания и т.д.; проследить закономерности и механизмы взаимодействия человека с его со- циальным и природным окружением в условиях конкретной куль- турной системы.
    По завершении курса студенты должны освоить основные по- нятия антропологии, уяснить ее место в системе наук и практики; изучить антропогенез, его природно-социальную природу, взаи- мосвязь и противоречия природных и социальных факторов в про- цессе эволюции человека; знать основы конституциональной и возрастной антропологии и их роль в социальной и социально- медицинской работе; усвоить понятия расогенеза, этногенеза и
    знать генетические проблемы современных популяций человека; знать основные потребности, интересы и ценности человека, его психофизические возможности и связь с социальной активностью, должны быть освоены система «человек – личность — индивиду- альность» в ее социальном развитии, а также возможные девиации, основные понятия девиантного развития, его социальные и при- родные факторы, антропологические основы социальной и соци- ально-медицинской работы.

    5
    Тема 1
    ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ.
    ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АНТРОПОЛОГИИ
    В РОССИИ
    Антропология (или антропологическая наука) в широком пони- мании представляет собой область знания, предметом исследова- ния которой является человек.
    Антропология религиозная рассматривает человека с позиций теологического мировоззрения. Объект обсуждения — человек, его личность как духовное целое, его душа, его устремления к Богу.
    Антропология философская — философское учение о сущности человека; занимается такими вопросами, как изучение человечес- кой природы при помощи философских методов, положение че- ловека во Вселенной, цель или смысл человеческой жизни, а также вопросом о том, может ли человечество быть объектом системати- ческого изучения. Кроме того, это течение в западноевропейской философии XX в., истолковывающее сущность человека как ре- зультат противоборства естественных (биологических) и истори- чески сформировавшихся характеристик человека.
    Культурная антропология в широком смысле — наука, ориен- тированная на изучение культур отдельных народов и человечест- ва в целом, в более узком смысле — ведущая школа западноевро- пейской и особенно американской антропологии начала и середи- ны ХХ в.
    При этом выделяются
    этнография — описание культур конкрет- ных современных народов, и
    этнология — сравнительный анализ и обобщение данных, собранных во время этнографических экс- педиций. Сама же культурная антропология выступает в виде выс- шей формы генерализации представлений об институтах культуры человечества, представленной в универсальной интерэтнической форме.
    К культурной антропологии близка
    социальная антропология, изучающая социальные институты различных народов. Предпола- гает широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на сравнительных, так называемых кросс-культурных исследованиях

    6
    и пытающийся описать буквально все общества — и древние, и современные, сопоставляя их друг с другом.
    Антропология биологическая (или физическая) — комплексная естественнонаучная дисциплина, использующая биологические методы для исследования разнообразных типов человека совре- менного вида. Предметом изучения является многообразие биоло- гических признаков человека (изменчивость) во времени и про- странстве. Отсюда два наиболее общих раздела науки:
    историческая и
    географическая антропология. Исторически сложилось более кон- кретное разделение биологической антропологии: антропогенез; расоведение и этническая антропология; собственно морфология; изучение биохимического полиморфизма человека и экологичес- кая антропология.
    Термин «
    антропология» в переводе с греческого означает «наука о человеке» (
    anthropos — человек и logos — слово, учение, наука).
    Таким образом,
    антропология представляет собой область научного
    знания, предметом исследования которой является человек. В таком
    понимании термин несет свое наиболее широкое содержание.
    Аристотель (384–322 гг. до н.э.) первым употребил его для обоз- начения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. В этом значении термин исполь- зовался свыше тысячелетия — и используется до сих пор, например в религиозном знании (теологии), философии, во многих гумани- тарных науках (например, в искусствознании), а отчасти и в пси- хологии.
    Со временем в науке установилось двоякое понимание антро- пологии: 1) как общей науки о человеке, объединяющей в себе знание разнообразных естественнонаучных и гуманитарных дис- циплин; 2) как науки, исследующей биологическое разнообразие человека (биологическая антропология).
    Термину стали придавать разный смысл. Так, французские про- светители XVIII в. по-прежнему понимали под антропологией всю совокупность знаний о человеке. Антропология представлялась им универсальной наукой о человеке, систематизирующей знания о его естественной истории, материальной и духовной культуре, пси- хологии, языке и физической организации.
    Немецкие философы XVIII и начала XIX вв. включали в это по- нятие главным образом вопросы психического мира человека — антропология в их понимании была почти тождественна психоло- гии.

    7
    Дальнейшая судьба термина напрямую связана с общими тен- денциями развития научной мысли. Наиболее широкое его пони- мание не было забыто, но все отчетливее обозначалось еще одно его значение, связанное с бурным развитием естественных наук на протяжении всего XIX в. Главным изменением представлений о мире, происшедшим в XIX в., было распространение идей эволю- ционизма.
    Для настоящего времени характерно неоднозначное понимание антропологии: 1) как общей науки о человеке, объединяющей в себе знание разнообразных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин; 2) как науки, исследующей биологическое разнообра- зие человека. Собственно биологическая антропология занимает- ся исследованием исторических и географических аспектов измен- чивости биологических свойств человека.
    Во второй половине XIX в. под антропологией стали понимать
    область естествознания, изучающую природу человека в первую оче-
    редь методами биологии и сравнительной анатомии.
    Антропология в России стала
    биологической наукой о строении
    человеческого тела, о многообразии его форм.
    В качестве самостоятельной научной дисциплины физическая антропология оформилась во второй половине XIX в. В 60-х гг. в странах Западной Европы были учреждены первые антропологи- ческие общества, стали издаваться первые специальные антропо- логические работы. В 1850 г. в Гамбурге был учрежден музей этно- логии; археологический и этнологический музей Пибоди в Гарвар- де был основан в 1866 г., Королевский антропологический институт — в 1873 г., Бюро американской этнологии — в 1879 г.
    Э. Тэйлор начал преподавать антропологию в Оксфорде в 1884 г.
    В Париже, по инициативе П. Брока, в 1859 г. впервые было осно- вано Антропологическое научное общество, при котором органи- зовали музей и Антропологическую школу. В 1863 г. основывается
    Антропологическое общество в Лондоне. Позднее аналогичные организации возникают в Германии, Италии и других странах.
    Но процесс накопления антропологических знаний начался намного ранее и включал в себя изучение особенностей физиче- ского типа народов (этническая антропология и расоведение); раз- витие общетеоретических представлений о происхождении чело- века (сейчас — теория антропогенеза).
    Вопросы же, связанные с изучением вариаций строения отдель- ных систем и органов человека, возрастной изменчивости и физи-

    8
    ческого развития (современная морфология человека) долгое вре- мя не выходили из круга интересов анатомов и медиков.
    Наибольшее развитие за рубежом антропология получила в Ве- ликобритании и США. Британская антропология развивалась на этнографическом материале, почерпнутом за пределами страны, — в многочисленных колониях; английские ученые часто уезжали на поиски затерянных в разных уголках мира примитивных племен.
    Антропология в других странах Европы складывалась на базе мест- ного фольклора и крестьянской культуры, поэтому она была наце- лена на изучение отношений внутри одного общества и называлась этнологией. В США антропология формировалась на весьма спе- цифичном культурном ареале — изучении американских индейцев, т.е. исконных жителей континента.
    Официальным годом «рождения» антропологии в России счи- тается 1864 г., когда по инициативе первого российского антропо- лога А. Богданова (1834–1896) был организован Антропологичес- кий отдел Общества любителей естествознания (переименованно- го впоследствии в Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии — ОЛЕАЭ).
    Истоки антропологических исследований в России связаны с именами В. Татищева, Г. Миллера, П. Палласа и других участников и руководителей разнообразных экспедиций (в Сибирь, на север,
    Аляску и др.), накапливающих антропологические характеристики различных народов Российской империи на протяжении XVIII–
    XIX вв.
    В то время как накопление данных о физическом типе народов
    России и зарубежных стран шло параллельно с этнографическими исследованиями, другая область антропологии, трактующая во- просы происхождения человека и его места в системе животного мира, развивалась в связи с «натуральной историей». Работы
    А. Протасова, С. Забелина, А. Шумлянского, Д. Иванова и других русских анатомов еще в XVIII в. заложили прочные основы для развития отечественной анатомии. Представителем анатомии на- чала XIX в. был выдающийся анатом и физиолог П. Загорский, автор ряда тератологических исследований. На русский язык были переведены наиболее крупные произведения мировой естественно- исторической литературы, например знаменитая «Естественная история» Ж. Бюффона, опубликованная в России в период с 1749 по 1804 г.
    Один из крупнейших естествоиспытателей XIX в., основатель современной эмбриологии, выдающийся географ и путешествен-

    9
    ник, К. Бэр (1792–1876) известен и как один из крупнейших ант- ропологов своего времени, как организатор антропологических и этнографических исследований в России. Особый интерес пред- ставляет его работа «О происхождении и распространении челове- ческих племен» (1822), в которой развивается взгляд о происхож- дении человечества из общего «корня», о том, что различия между человеческими расами выработались после их расселения из об- щего центра, под влиянием различных природных условий в зонах их обитания. Пожалуй, эта работа впервые представляет собой не просто сборник антропологических сведений и не сводится к про- стому постулированию некоторой идеи, а является попыткой до- казательного логического вывода определенной гипотезы.
    С 1842 г. К. Бэр возглавлял Анатомический кабинет Академии наук в Петербурге, где хранилась небольшая краниологическая коллекция — собрание краниумов (черепов и их фрагментов) че- ловека и его эволюционных предшественников, полученных для научных целей в ходе археологических раскопок. Следует особо отметить заслуги Бэра в разработке
    программы и методики антро-
    пологических, в первую очередь краниологических исследований. Наи- большее внимание К. Бэра привлекали вопросы происхождения человеческих рас, факторы возникновения расовых особенно- стей.
    Интерес к достижениям биологии характеризует не только рос- сийских естествоиспытателей, этнографов и анатомов, что обу- словлено началом распространения во многих странах различных расистских «теорий», имеющих своей целью «научное» обоснова- ние неравноценности человеческих расовых типов. В этот период истории данные антропологии, еще только формирующейся само- стоятельной науки, начинают активно использоваться в неблаго- видных политических целях.
    В борьбе против расистских теорий использовались доводы, полученные в ходе специальных антропологических и этнографи- ческих исследований, осуществленных рядом русских ученых.
    В частности, огромное значение имеют работы Н. Миклухо-
    Маклая (1846–1888). Будучи зоологом по специальности, он про- славил русскую науку не столько работами в этой области, сколько своими замечательными исследованиями по этнографии и антро- пологии народов Новой Гвинеи и других областей южной части
    Тихого океана.
    Развитие русской антропологии в 60-е — 70-е гг. справедливо называют «богдановским периодом». Профессор Московского

    10
    университета А. Богданов, как уже отмечалось, был инициатором и организатором Общества любителей естествознания (позже —
    ОЛЕАЭ, основано в 1863 г. при Московском университете). Обще- ство занималось организацией многочисленных естественно-на- учных экспедиций, выставок, издательской и просветительской деятельностью, содействием финансированию науки.
    Важнейшей задачей Общества было содействие развитию естес- твознания и распространению естественно-исторических знаний.
    В программу работ Антропологического отдела были включены антропологические, этнографические и археологические исследо- вания, что отражало взгляды того времени на антропологию
    как
    комплексную науку о физическом типе человека и его культуре.
    В 1867 г. в Москве состоялась организованная по инициативе
    А. Богданова этнографическая выставка, на которой были пред- ставлены и антропологические материалы. Были организованы экспедиции на север России, в центральные, западные и южные ее области, на Северный Кавказ, в Грузию и Среднюю Азию. Основ- ное внимание уделялось археологическим раскопкам и сбору кра- ниологических коллекций.
    К сбору и систематизации краниологических материалов были привлечены различные специалисты, в том числе и авторы ценных антропологических работ — Д. Анучин, Н. Зграф, А. Тихомиров,
    Д. Самоквасов, В. Радаков, С. Моравицкий и др.
    Большой вклад в развитие российской антропологии внес
    Д. Анучин. Находясь в 1876–1878 гг. в заграничной командировке, он не только ознакомился с ведущими музеями Германии, Англии,
    Франции, Австрии и других стран, участвовал в археологических раскопках и собирал коллекции, но и подготовил Русский антро- пологический отдел на Всемирной выставке 1878 г. в Париже. Эк- спозиция отдела и сами достижения российской антропологии получили высочайшую оценку европейских ученых — ОЛЕАЭ была присуждена золотая медаль.
    Однако подлинным триумфом молодой русской антропологии стало открытие Антропологической выставки 3 апреля 1879 г. в
    Москве. Годы подготовки к выставке были периодом наиболее ин- тенсивной исследовательской деятельности А. Богданова. В 1867 г. вышла в свет самая крупная его работа «Материалы по антрополо- гии курганного периода в Московской губернии», а за ней и ряд других. В это время он формулирует свои теоретические взгляды в области антропологии и разрабатывает методические вопросы.

    11
    Наибольшее его внимание как исследователя привлекало изучение этногенеза русского народа по данным краниологии.
    В 70-х гг. XIX в. антропология не только в России, но и в Евро- пе оставалась еще вне круга университетских дисциплин, хотя еще в 1864 г. А. Богданов предложил проект чтения публичного курса антропологии. Проблемы происхождения и классификации чело- веческих рас выходили за пределы специальных научных интересов и приобретали политическую остроту, которая не могла не вызвать настороженного отношения к антропологии в официальных сфе- рах.
    Только в 1880 г. в Московском университете по инициативе
    Д. Анучина начал работать первый в России курс по физической антропологии.
    Первая крупная работа Д. Анучина (1874) была посвящена ан- тропоморфным обезьянам и представляла собой весьма ценную сводку по сравнительной анатомии высших обезьян. В монографии по антропологии и этнографии айнов (1876) наряду с антрополо- гическим материалом Д. Анучин широко использовал и этногра- фические, и исторические, и даже лингвистические данные.
    Этот
    комплексный подход характеризует в целом то направление,
    начало которому было положено Д. Анучиным в России. Характерной особенностью всей деятельности Д. Анучина было стремление по- пуляризировать науку, сохраняя при этом всю точность и строгость научных исследований. Одним из результатов его деятельности ста- ло учреждение в 1882 г. Антропологического музея в Москве, осно- ванием для которого послужили коллекции, собранные к Антропо- логической выставке 1879 г. Серия «Труды антропологического отдела», изданная под редакцией Д. Анучина, содержит ряд работ, посвященных антропологическому изучению отдельных народов.
    Начало «советского периода» российской антропологии также связано с деятельностью Д. Анучина. Пользуясь колоссальным ува- жением в научных кругах, он не только продолжал работу в универ- ситете и в научных обществах, но и выступал инициатором и орга- низатором новых учреждений. Так, по его ходатайству весной 1919 г. в Московском университете была учреждена кафедра антропологии, которая с тех пор является основным учреждением в России, под- готавливающим специалистов в области физической антропологии.
    После организации Института антропологии в 1922 г. работа мос- ковских антропологов, возглавляемая В. Бунаком (учеником Д. Ану- чина), получает новое направление. Интенсивно развивается нача- тое Е. Чепурковским (1871–1950) применение биометрического и

    12
    географического методов исследования. Под руководством В. Буна- ка получают развитие дифференцированные приемы морфологи- ческого анализа. Широко развернулись исследования антропологи- ческого состава населения России и республик СССР.
    Отметим главное: в первых десятилетиях XX в. российская ан- тропология представляла собой вполне самостоятельную универ- ситетскую дисциплину. Ее основанием была практически непре- рывная научная традиция комплексного подхода к исследованию человека (знаменитая «анучинская триада» наук, неразрывно свя- занных между собой: антропология — археология — этнография).
    К этому периоду — этапу становления физической антрополо- гии — относится разработка общих и частных антропологических методик; формируются специфическая терминология и сами прин- ципы исследований; происходят накопление и систематизация колоссальных материалов, касающихся вопросов происхождения, этнической истории, расового многообразия и при этом единства человека как биологического вида.
    К XX в. ситуация в зарубежной антропологии изменилась, в первую очередь, в связи с появлением работ представителей так называемой американской культурно-исторической школы. При- нципиальная установка этой школы на несводимость различных культур к одному основанию привела к появлению абсолютно но- вого взгляда, суть которого — рассмотрение каждой отдельной культуры как уникального целого, формирующегося под воздей- ствием физического окружения, культурных контактов и других разнообразных факторов.
    В американской антропологии на сегодняшний день выделяют четыре дисциплины: физическую, археологическую, культурную и лингвистическую антропологию, в Великобритании — только три: физическую антропологию, археологию и социальную антро- пологию.
    В отечественной литературе основными разделами антрополо- гии до недавнего времени считали морфологию человека, учение об антропогенезе, расоведение. Однако сегодня активно развива- ется и по праву занимает центральное место социальная антропо- логия, именно в ее рамках и ее представителями вырабатываются базовые теоретические положения, характерные для антропологии в целом. Только социальная антропология предоставляет уникаль- ную возможность побывать сразу во всех обществах, рассмотреть их в кросс-культурной перспективе, т.е. сравнить традиции и обы- чаи разных стран.

    13
    К. Клакхон таким образом характеризовал состояние и предмет науки, называемой сегодня антропология: «К началу XX века уче- ные, интересовавшиеся необычными, драматическими и непонят- ными аспектами человеческой истории, были известны под именем антропологов. Это были люди, занимавшиеся поиском самых от- даленных предков человека, гомеровской Трои, прародины амери- канских индейцев, связей между солнечной активностью и цветом кожи, историей изобретения колеса, английской булавки и кера- мики. Они хотели знать, «как современный человек пришел к это- му образу жизни»: почему одними управляют короли, другими — старики, третьими — воины, а женщины — никем; почему у одних народов наследство передается по мужской линии, у других — по женской, а у третьих — и по той, и по другой; почему одни люди болеют и умирают, если они считают, что их заколдовали, а другие смеются над этим. Они занимались поиском универсалий в биоло- гии и поведении человека. Они доказывали, что в физическом стро- ении людей разных континентов и регионов гораздо больше сходств, чем различий. Они обнаружили многочисленные паралле- ли в обычаях людей, некоторые из которых можно было объяснить историческими контактами. Другими словами, антропология стала наукой о сходствах и различиях между людьми»
    1
    Коротко о главном
    Антропология (или антропологическая наука) в широком понима- нии представляет собой область знания, предметом исследования которой является человек. Для настоящего времени характерно неоднозначное понимание содержания антропологии: 1) как об- щей науки о человеке, объединяющей в себе знания разнообразных естественно-научных и гуманитарных дисциплин; 2) как науки, исследующей биологическое разнообразие человека. Собственно биологическая антропология занимается исследованием истори- ческих и географических аспектов изменчивости биологических свойств человека (антропологических признаков).
    Предметом изучения биологической (или физической) антро- пологии является многообразие биологических признаков челове- ка во времени и пространстве. Задача биологической антрополо- гии — выявление и научное описание изменчивости (полиморфиз- ма) ряда биологических признаков человека и систем этих (так
    1
    Клакхон Клайд Кен Мейбен. Зеркало для человека. Введение в антропо- логию: Пер. с англ. – СПб.: Евразия, 1998. — С. 3–5.

    14
    называемых антропологических) признаков, а также выявление причин, обусловливающих это многообразие.
    Уровни изучения биологической антропологии соответствуют практически всем уровням организации человека.
    Физическая антропология имеет несколько основных разде- лов — направлений исследования биологии человека. С большой долей условности можно говорить о существовании антропологии исторической (исследует историю и праисторию многообразия человека) и антропологии географической (исследует географи- ческую вариабельность человека).
    В качестве самостоятельной научной дисциплины физическая антропология оформилась во второй половине XIX в. Практически одновременно в странах Западной Европы и в России были учреж- дены первые научные антропологические общества и стали изда- ваться первые специальные антропологические работы. Среди основоположников научной антропологии — выдающиеся ученые своего времени: П. Брок, П. Топинар, К. Бэр, А. Богданов, Д. Ану- чин и др.
    К периоду становления физической антропологии относится разработка общих и частных антропологических методик, форми- руются специфическая терминология и сами принципы исследо- ваний, происходят накопление и систематизация материалов, ка- сающихся вопросов происхождения, этнической истории, расово- го многообразия человека как биологического вида.
    Российская антропологическая наука уже к началу XX в. пред- ставляла собой самостоятельную дисциплину и имела своим осно- ванием непрерывную научную традицию комплексного подхода к исследованию человека.
    Контрольные вопросы
    1. Кем впервые был применен термин «антропология», в каком зна- чении, что в дословном переводе он означает?
    2. Каков объект изучения биологической антропологии?
    3. Что является предметом биологической антропологии, какие за- дачи ставит перед собой эта наука?
    4. Какие наиболее общие разделы можно выделить в рамках биоло- гической антропологии?
    5. К какому периоду истории относят выделение физической антро- пологии как самостоятельной дисциплины?

    6. В чем в наиболее общих чертах заключается комплексный подход в антропологических исследованиях?
    Литература
    Обязательная
    1. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. — М.: Высшая шко- ла, 1978.
    2. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учеб- ник. — М.: Высшая школа, 2002.
    Дополнительная
    1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3 т. / Под ред. Р. Со- пера. — М.: Мир, 1990.
    2. Залкинд Н.Г. Московская школа антропологии. — М.: Наука,
    1975.
    3. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. — М.: Прогресс, 1993.
    4. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Таннер Дж., Барникот Н. Биология человека. — М.: Мир, 1968.
    5. Клакхон Клайд Кен Мейбен. Зеркало для человека. Введение в антропологию: Пер. с англ. / Под ред. А.А. Панченко. — СПб.:
    Евразия. — 1998.

    16
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта