Главная страница
Навигация по странице:

  • 36. Причины и закономерности возникновения права.

  • 37. Право: понятие, сущность, принципы, соц.ценность.

  • 38. Признаки и функции права, их хар-ка.

  • 39.Природа и сущность права в концепциях его происхождения.

  • 40. Источники права: понятие, виды, роль в разл.прав.системах.

  • 1. тгп как наука, предмет и функции


    Скачать 0.51 Mb.
    Название1. тгп как наука, предмет и функции
    Дата17.01.2023
    Размер0.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаotvety_k_tgp.doc
    ТипЗакон
    #890698
    страница4 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    35. Правовое Г: понятие, признаки. Правовое Г — демократическое Г, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека Термин «правовое Г» произошёл от нем. Rechtsstaat, обозначившем в конце 18 века доктрину, выдвинутую в поздних работах И.Канта, который увязал существование правового Г c верховенством конституции страны и подчиненности ей действий Г. При этом, конституция должна ставить целью Г обеспечение мирной счастливой жизни его граждан при условии обеспечения прав их собственности. В англо-саксонской терминологии аналогом «правового Г» часто называют англ. theruleoflaw — «верховенство права». Правовое Г требует развития институтов гражданского общества, с которыми оно строит отношения на основе равенства, поэтому к нему неприменимо традиционное определение Г как способа организации общества. В правовом Г обеспечивается верховенство права и реализуются: права и свободы человека; всеобщее равенство перед законом; принцип разделения властей; разрешение конфликтов через справедливый суд. Основные признаки правового Г: 1. Осуществление Гнной власти в оответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты Гнной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье). 2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти. 3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. 4. Связанность законом в равной мере как Г в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Г, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней. 5. Взаимная ответ-ть Г и личности: личность ответственна перед Гм, но и Г не свободно от ответ-ти перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права. 6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке. 7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных НПА, следствием чего является доверие людей Гнным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним. 8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).
    36. Причины и закономерности возникновения права. Право – это система особых спец.норм, кот. Устанавливаются и защищаются Г, формально определены и общеобязательны для всех членов об-ва. Существует: объективное (позитивное) право – НПА, установленные Г волей законодателя; Субъективное право – кот. Непосредственно принадлежит субъектам и с пом. Кот. Они реализуют свои законные интересы, состоит из правомочий. Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества. Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения: 1) возникновение права произошло по к—л одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства; 2) право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство. Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества. Основная норма поведения в период первобытно—общинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени. Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор. В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством. В основе появления права лежало усложнение хозяйственной и социальной организации догосударственного общества. Переход от присваивающей к производящей экономике вызванный ростом потребностей человека, привел к общественному разделению труда. Определенные группы людей закреплялись за конкретным видом деятельности. Процесс появления права в разных странах протекал неодинаково: на Востоке переход к производящей экономике и к оседлому образу жизни разделил население общин на управляющих и управляемых. Необходимость ведения ирригационного земледелия вызвала потребность в разветвленном аппарате чиновников. Управленческие посты дали их обладателям большие материальные выгоды: теперь произведенный продукт делится не поровну. Для закрепления своего статуса привилегированной группы административно-общинная знать создает право; . на Западе переход к производящей экономике привел к общественному разделению труда: выделению земледелия, скотоводства; появлению ремесленников и торговцев. Излишки продуктов породили имущественное неравенство и появление частной собственности. Деление общества на богатых и бедных неизбежно усилило конфликты и противоречия. Право выступало, с одной стороны, как мера общественной и личной свободы производителя-собственника, а с другой -как фактор согласования различных, несовпадающих интересов людей, регулятор их разнообразных взаимоотношений. Появление права шло параллельно с развитием государства, поскольку именно право выступало основой организации государственной власти, структуры государственных органов; определяло порядок и процедуру занятия государственных должностей, их полномочия.
    37. Право: понятие, сущность, принципы, соц.ценность.

    Право – это система особых спец.норм, кот. Устанавливаются и защищаются Г, формально определены и общеобязательны для всех членов об-ва. Существует: объективное право – НПА, установленные Г волей законодателя; Субъективное право – кот. Непосредственно принадлежит субъектам и с пом. Кот. Они реализуют свои законные интересы, состоит из правомочий. Сущность права раскрывает чью роль выражает, чьи интересы воплощает право. Это главная, внутр, устойчивая, качественная хар-ка права, кот. Раскрывает его природу и назначение в жизни об-ва. Сущность права зависит от состояние экономики Г, нац.состава населения, истор.традиций народ, правовой культуры об-ва, полит.культуры об-ва. В юрид науке сложились 2 основных подхода к опред сущности права: - Классовый подход рассматривает право как волю экономически господствующего класса, кот навязывается остальным классам и слоям с помощью методов насилия и подавления. При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные над общечеловеческими. - Социальный – видит в праве средство компромисса, согласия, взаимных уступок, а в целом, это механизм управления делами общества. Социальная ценность права выражается в следующем: с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общ. отношениях; благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений; право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответ-ти и иных принудительных мер; право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости; на правовой основе формируются институты гражданского общества. Принципы права – это основополагающие начала, лежащие в основе права как явления. Общеправовые – это фундаментальные соц.начала правового регулирования: справедливость, законность, гуманизм, демократизм, соц.свобода, единство прав и обязанностей, юр.равенство перед законом. Межотраслевые – это наиболее существенные черты нескольких отраслей права: неотвратимость ответ-ти в гражд., админист. и угол.праве, гластность и состязательность судопроизводства в гражданском и уголовно-процессуальном праве, равенство сторон в семейном и гражданском праве. Отраслевые – действующие только в одной отрасли: в трудовом праве свобода труда материальная заинтересованность, в гражданском праве всеобщность защиты гражд.прав и полное возмещение ущерба, в уголовно-процесс.праве принцип презумпции невиновности и т.д.
    38. Признаки и функции права, их хар-ка.

    Признаки права: Издание прав.норм Г – только Г в лице спец.уполномоченных органов при соблюдении спец.предусмотренной процедуры способно принимать прав.нормы, граждане, организации, не явл. Госуд-ными не имеют права издавать прав.нормы; Формальная определенность – нормы права четко сформулированы и закреплены в письменном виде, они должны быть всегда конкретны и однозначны; Общий хар-р прав.норм – действуют применительо не к конкретному чел. а к описанной в норме ситуации и любой чел. оказавшийся в описанной нормой права ситуации попадает под её действие; Многократность применения – до тех пор пока прав.норма не будет изменена или отменена в установленном порядке соответс. гос.органами, она во всех случаях при необходимости будет применена; Общеобязательность – все прав.нормы обязательны для исполнения теми, кому адресованы; Подкрепленность принудит.силой Г – в случае неисполнения предписаний прав.норм возможно применение мер гос.принуждения, выступающих чаще всего в виде юр.отве-ти (угол-ой, дициплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой); Нормативность – исходящие от государства властные предписания можно разделить на две группы - индивидуально-правовые и нормативные. Первые - суть конкретные указания, вторые - правила общего характера. Право представляет собой именно систему норм, то есть не конкретных указаний - кому, что и как делать, а наиболее общих, типичных моделей поведения; Системность – право представляет собой не случайную совокупность, а стройную, целостную систему норм - организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Функции права - это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Функции права можно рассматривать в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально-юридических (узких) или общесоциальных (более широких) направлений. Если следовать широкому смыслу функций права, то среди них можно выделить: -экономическую функцию (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет различные формы собственности); -политическую функцию (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы); -воспитательную функцию (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения); -коммуникативную функцию (выступает способом связи между субъектом и объектом управления). На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную и охранительную функции. Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости. Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений - обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений и имеет вторичный характер. Данная функция производна от регулятивной и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препятствуют конкретные помехи. Для того чтобы устранить с пути данное препятствие, и ис­пользуются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.
    39.Природа и сущность права в концепциях его происхождения.

    1. Естественно-правовая концепция – (Г. Гроций). Сторонники этой теории убеждены, что кроме устанавливаемого государством права существуют и естественные права, присущие человеку от рождения. Их никто (ни общество, ни государство) человеку не дарует. Они являются условиями жизнедеятельности и существования человека. В числе таких прав – право на жизнь, здоровье и другие неотчуждаемые права. Сторонники этой идеи утверждали, что естественные права – это высшие права по отношению к позитивному праву (законам, обычаям, прецедентам), это права, воплощающие в себе разум и вечную справедливость. Теория естественного права, таким образом, снимала, по существу, проблему происхождения права, делая упор на изначальном присутствии у человека как социального существа определенной суммы прав. Она разрывала взаимосвязь между возникновением государства и права. Во всяком случае, согласно этой теории право не обязано своим происхождением государству и его институтам. 2. Теологическая – Ф.Аквинский, А.Аврелий, Илларион. Согласно этой К. право как и Г явл. Проявление божественной воли, божественного провидинья, поэтому каждый член об-ва должен соблюдать законы, в своем объяснении происхождения права эта теория опиралась на религиозные книги, прежде всего на Библию, где утверждалось, что основные законы заповедей Моисея были даны человечеству Богом. 3. Историческая школа права – Савиньи и Кухта. Представители говорили, что у каждого народа существует свое собственное право, обусловленное истор.традициями, обычаями, менталитетом и право возникает и развивается подобно языку., задача ученых-правоведов состоит в том, чтобы уметь уловить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель, найдя готовое право, должен его превратить в действующее законодательство. Право – продукт развития народного духа. Историческая школа права утверждала, что право – объективный результат исторического развития. Критики исторической школы видели ее недостаток в нечеткости определения понятия «народный дух». 4. Психологическая – Петражицкий. Само право переносится в сферу сознания чел. и рассматривается как сов-ть переживаний правомочий на ч-л и переживания обязанности совершить к-л действие императивно-атрибутивных эмоций. 5. Нормативистская (абстрактно-нормативная) – Эльзан «Чистая теория права». Право-это своеобразная сис-ма пирамиды, в основании кот. Находятся решения судебных и администр.органов, а на вершине абстрактная норма или норма абстрактного долженствования, т.к. опирается на мысли И.Канта и его категорический императив. Существование идеальной нормы, каждая нижестоящая юр.норма черпает свою юр.силу из вышестоящей. 6. Патриархальная – Аристотель. Здесь право отождествлялось с др. семьей, с др.соц.нормами, существование самих прав.норм было обусловлено необъодимостью обеспечения власти главы Г. 7. Социологическая –Дьюи Эрме Пауль. Разделялось категории права и закона. Во многих случаях представители этой К. отождествляли право с прав.отношениями, собственно правом называются только те бр.нормы, кот. Реализуются на практике. Право, прав.нормы, кот. Не испол. В действительности правом как таковым называться не могут. 8. Марксистская (экономическая) – Маркс, Энгельс, Ленин. Право явл. Возведенным в закон воля экономически и полит. господствующего класса.
    40. Источники права: понятие, виды, роль в разл.прав.системах.

    Форма (источник) права – это способ, внешняя форма выражения и закрепления прав.норм, направленная на регулирование общ.отношений. Виды: правовой обычай – это правило поведения, сложившееся в рез-те постоянного применения и перешедшее в привычку, соблюдение кот. обеспеч. гос.принуждением. примеры законы драконта, законы 12 таблиц, салическая правда. В основе обычного права, как правило, лежат варварские, нецивилизованные правила поведения. Поэтому в современном демократическом государстве они практически никогда не считаются основными источником права, но традиционн.прав.системы такие как Япония, Индонезия, Китай можно сказать, что осн.источником права явл.прав.обычай. Общие принципы права – это начала, на кот.опираются юристы при отсутствии НПА, обычая, прецедента. Суд.прецедент – это решение суда, вынесенное по конкретному делу, кот. Становится правилом, образцом обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогич.дела. в семьях англосаксонского общего права – США, Англия, Канада, Австралия. НПА – это офиц.документ, созданный уполномоч. На то госорганом и приянтый в установ.порядке, содержащий общеобяз.правило поведения. В романно-германских семье, славянской правовой семье. В России и в государствах континентальной Европы, германия, Франция, Италия. НПА подразделяется на законы и подзаконные акты: законы – НПА, принимаемый законодат.органомпо особо важным вопросам обществ.развития; подзаконные акты – это правовые акты органа госвласти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Доктринальные тексты – это идеи,мнения, доктрины выдающихся ученых-юристов. Так, в английских судах при разрешении конкретных дел принято ссылаться на труды известных юристов в обоснование принятого судебного решения. Аналогичная практика существует и в некоторых мусульманских государствах. (Так, основным источником мусульманского права является исламская религиозная правовая доктрина) семья религиоз.права и общего права. Нормативный договор – это соглашение между субъектами правоотношений, содержащие правила общего хар-ра, т.е. нормы правообщения. Такие договоры получили распространение в трудовом праве при заключении контрактов между работодателем и работником, в международном праве. В последние годы указанные договоры стали применяться и в конституционном праве России. Например, в 1992 г. был заключен Федеративный договор между Российской Федерацией и ее субъектами о разграничении между ними предметов ведения и полномочий. В 1994 г. был заключен Договор между Российской Федерацией и Татарстаном, где были определены предметы взаимного делегирования полномочий. Религиозные тексты – это священные книги, содержащие собрание заповедей, речей, поучений. Семья религиоз.права.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта