Главная страница
Навигация по странице:

  • Чернышевский Н.Г.

  • Чаадаев

  • В.С.Соловьев

  • Н.А. Бердяев

  • П.А. Флоренский

  • 104.История становления информатики. Теория информации.

  • 106.Случайность и компьютеры. Случайность

  • Электронная вычислительная машина , ЭВМ

  • 1. Тождество мышления и бытия как исходные пункт философии Гегеля. Диалектика Гегеля. Его система и метод, их противоречие


    Скачать 1.79 Mb.
    Название1. Тождество мышления и бытия как исходные пункт философии Гегеля. Диалектика Гегеля. Его система и метод, их противоречие
    Анкорfilosofia.doc
    Дата08.05.2018
    Размер1.79 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаfilosofia.doc
    ТипДокументы
    #19033
    страница25 из 36
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   36

    Петр Яковлевич Чаадаев, несомненно, осознавал себя христианским мыслителем и стремился к созданию именно христианской метафизики. Столь характерная для русской мысли обращенность к теме истории обретает в его творчестве новые черты. Он писал, что историческая сторона христианства заключает в себе всю "философию христианства". В "историческом христианстве" находит, по Чаадаеву, выражение сама суть религии, которая является не только "нравственной системой", но действующей универсально божественной силой. Можно сказать, что для Чаадаева культурно-исторический процесс имел сакральный (священный) характер. Остро переживая его, он основывал свою историософию на идее провиденциализма. Для него несомненно существование божественной воли, ведущей человечество к его "конечным целям". Оценивая провиденциалистский (связанный с подчеркиванием роли божественного провидения) характер историософии Чаадаева, необходимо учитывать, что в своих работах он постоянно подчеркивал мистический характер действия "божественной воли", писал о "тайне Промысла", о "таинственном единстве" христианства и истории и т.д. Тем не менее рационалистический элемент присутствует в его мировоззрении и играет достаточно существенную роль, соседствуя, как это не раз случалось в истории мысли, с мистицизмом. Апология исторической церкви и Промысла Божия оказывается средством, открывающим путь к признанию исключительной, едва ли не абсолютной ценности культурно-исторического опыта человечества. А точнее, западноевропейских народов.

    Чернышевский Н.Г. Испытал сильное влияние воззрений Фейербаха, уделял большое внимание антропологической философии, дополняя ее социальными, этическими и экономическими аспектами. В области этики идею «разумного эгоизма», для его воззрений характерна поэтизация самого факта жизни.

    Природа человека находится не внутри индивида, а в его единстве с природными и социальными силами. История циклична. Она состоит из закономерных восходящих и нисходящих фаз развития в революциях нового времени. На историю влияют силы "зла", т.е. отрицательные качества людей на правящих постах.

    Герцен А.И. Увлекался западноевропейскими философскими концепциями, после поражения европейских революций 1848-49 гг. разочаровался в возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. В своих изданиях – альманахе «Полярная звезда» и газете «Колокол» - выступал против крепостничества и царизма.

    Существует единство бытия и мышления, жизни и идеала (стремился найти и сформулировать новый метод познания). Форма движения к новому миру - соединение философии с жизнью, науки с массами; тогда начнется пора "сознательного деяния" (это характеристика сущности человека, возвышающегося над неосмысленным существованием и над бесстрастным занятием наукой). Природа - первичный живой процесс, а диалектика - познание и логика - ее отражение и продолжение.

    Четвертый этап - вторая половина XIX – 20-е годы XX в. философия того периода носит преимущественно религиозно-христианский характер (Федоров – идея «всеобщего спасения», активного преодоления смерти, Леонтьев, Розанов), а основным направлениями развития становятся антропоценризм и гуманизм. Этап характерен бурным творческим развитием основных направлений и видов отечественной культуры. Он получил название «серебряный век». Возникают зрелые, фундаментальные философские системы. Среди мыслителей известны Федоров, Соловьев, Чичерин, Лосский, Бердяев. Развитие естествознания в России породило еще одну особенность философии – возникновение русского космизма. Ярко выражен социальный активизм. Теоретические проблемы рассматривались как средство решения практических противоречий в ходе социальных преобразований страны.

    Философские идеи рассматривались не только в трудах философов, но и в произведениях выдающихся представителей мировой и отечественной науки (Ломоносов, Вернадский, Циолковский), а также художественной культуры (Достоевский, Толстой).

    Следует отметить, что после 1917 г. отечественная философия имела два крыла: зарубежное и внутреннее развитие философии советского периода.

    Западники - П.Я.Чаадаев(1794-1856 гг.), Н.В.Станкевич(1813 1840гг.) Считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, которым шла и идет Западная Европа. Истинная религия - католицизм. Уповали на свершение земных чаяний народа, как сверхразумного целого, преодолевающего эгоизм и индивидуализм как несообразные со всеобщим назначением человека быть двигателем вселенной под руководством разума и мировой воли

    Конец 19 - начало 20 вв. религиозная философия

    В.С.Соловьев (1853-1900гг.) Представил следующую картину мира: существует один божественный мир в трех главных сферах (субстанционный, умственный, чувственный). Субстанционный мир - мир находится в единстве с Богом. Умственный мир - умственно-идеальная сфера. Чувственный мир - мир людей. Человек - акт божественного творения, проявление того, что уже есть. Человек раздираем внутренними противоречиями между безусловным и условным (божественным и человеческим). Метод их преодоления: обращение к религии и через действия и помощь государства.

    Н.А. Бердяев (1874-1948гг.) в начале своего творчества примыкал к «легальному марксизму», позже стал ярым противником учения Маркса, был членом религиозно-философского общества. Человек обладает свободой воли, противопоставленной необходимости и Богу. Существует 2 вида свободы: иррациональная (первоначальная хаос) и разумная (свобода в боге), преодоление зла - соединение с Богом, возникновение богочеловека. Бердяев говорит о неизбежности революции в истории.

    П.А. Флоренский (1882-1937) – религиозный философ, ученый энциклопедист. Блестяще знал западную философию, но искал для себя опору в православном сознании. Космология у него развертывается в систему философии и облекается

    104.История становления информатики. Теория информации.

    Информатика как наука стала развиваться с середины прошлого столетия, что связано с появлением ЭВМ и начавшейся компьютерной революцией. Появление вычислительных машин в 1950-е гг. создало для информатики необходимую аппаратную поддержку, т.е. благоприятную среду для ее развития как науки. Всю историю информатики принято подразделять на два больших этапа: предысторию и историю.

    Предыстория информатики такая же древняя, как и история развития человеческого общества. В предыстории также выделяют (весьма приближенно) ряд этапов. Каждый из них характеризуется резким возрастанием, по сравнению с предыдущим этапом, возможностей хранения, передачи и обработки информации.

    Начальный этап предыстории информатики – освоение человеком развитой устной речи. Членораздельная речь, язык стали специфическим социальным средством хранения и передачи информации.

    Второй этап – возникновение письменности. На этом этапе резко возросли возможности хранения информации. Человек получил искусственную внешнюю память. Организация почтовых служб позволила использовать письменность и как средство передачи информации. Кроме того, возникновение письменности было необходимым условием для начала развития наук (вспомним, например, Древнюю Грецию). С этим же этапом, по всей видимости, связано и возникновение понятия «натуральное число». Все народы, обладавшие письменностью, владели понятием числа и пользовались той или иной системой счисления.

    Третий этап – книгопечатание. Его можно смело назвать первой информационной технологией. Воспроизведение информации было поставлено на поток, на промышленную основу. По сравнению с предыдущим на этом этапе не столько увеличивалась возможность хранения информации (хотя и здесь был выигрыш: письменный источник – это часто один-единственный экземпляр, печатная книга – это целый тираж экземпляров, а следовательно, и малая вероятность потери информации при хранении), сколько повысилась доступность информации и точность ее воспроизведения.

    Четвертый (последний) этап предыстории информатики связан с успехами точных наук (прежде всего математики и физики) и начинающейся научно-технической революцией. Этот этап характеризуется возникновением таких мощных средств связи, как радио, телефон и телеграф, а позднее и телевидение. Появились новые возможности получения и хранения информации – фотография и кино. К ним очень важно добавить разработку методов записи информации на магнитные носители (магнитные ленты, диски).

    На сегодняшний день информатика представляет собой комплексную научно-техническую дисциплину. Под этим названием объединен довольно обширный комплекс наук, таких, как кибернетика, системотехника, программирование, моделирование и др. Каждая из них занимается изучением одного из аспектов понятия информатики. Учеными прилагаются интенсивные усилия по сближению наук, составляющих информатику. Однако процесс их сближения идет довольно медленно, и создание единой и всеохватывающей науки об информации представляется делом будущего.

    105.Проблема рациональногои нерациональногов некаласической философии (А.Шопенгауэр " Мир как воля и представ ление", Ф.Ницше "По ту сторону добра и зла","Антихрист", З.Фрейд " Лекции по введению в психоанализ".

    Иррациональный (от лат - неразумный) - противоположность рационализму, ограничивает или полностью отрицает возможности человеческого разума в процессе миропознания отдает основне нечто, недоступное разуму. Выдвигает на первый план внерациональные аспекты духовной жизни человека, как интуицию, озарение, бессознательное и т.п. Кьергерор считал что мыслитель должен рассматривать действительность субъективно, то есть так, как она преломляется через его индивид. бытие. Артур Шопенгауэр Философия Шопенгауэра - отклик на раскол в сознании общества - раскол между ценностями христианства и античности. Противопоставление античной раскрепощённости и боязни естественности, свойственной христианскому сознанию. Философия Шопенгауэра вращается вокруг этических проблем. Философия Ш. - это этика абсолютного пессимизма, жизнеотрицания Философский пессимизм Ш. повлиял на сознание людей второй половины XIX века, возросло количество самоубийств в среде средней интеллигенции. Наша жизнь представляет собой непрерывную цепочку страдания. Каждый из нас - артист, обреченный играть данную ему роль. По Ш. подлинная свобода невозможна, возможен лишь краткий прорыв к ней (противостоя-ние с Ницше и его поиском вечной свободы). Н. разделял понимание мира, свойственное Шопенгауэру - мир трагический, наполненный космической жизненной стихией. Подлинная жизнь - жизнь творческого становления, требующая переизбытка жизненных сил, которым обладают только исключительные личности.

    Философское учение Ф. Ницше (1844-1900) непоследовательно и противоречиво, но оно едино по духу, тенденции и цели. Оно не исчерпывается рамками философии жизни. Его основные работы: «Так говорил Заратустра» (1885), «По ту сторону добра и зла» (1886) и другие. Ранний Ницше находился под влиянием Шопенгауэра, но в отличие от последнего вопросам бытия и познания уделял гораздо меньшее внимание. Его творчество в основном посвящено критике европейской культуры и проблемам морали. Нерациональная воля, «жизнь» в ее противоположности научному разуму образует исходную реальность. Мир есть мир нашей жизни. Независимый от нас мир не существует. Мир рассматривается в процессе непрерывного становления, это мир постоянной борьбы за существование, столкновения воль. Ницше, как и другие философы-современники, биологизирует мир, который для него в основе – «органический мир». Становление его - проявление воли к власти, которая и порождает относительно устойчивый порядок действительности, так как большая воля побеждает меньшую. В отличие от Шопенгауэра Ницше исходит из плюрализма воль, их борьба формирует действительность. «Воля» понимается конкретнее – как воля к власти. Наконец, он отстаивает необходимость укрепления воли, критикуя Шопенгауэра за его стремление успокоить последнюю. Необходимо стремиться не к небытию, а к полноте жизни – таков принцип философии Ф. Ницше. Он критически относится к идее развития: есть лишь становление и «вечное возвращение». Периодически наступает эпоха нигилизма , воцаряется хаос, отсутствует смысл. Возникает необходимость воли, появляется примирение с самим собой и мир снова повторяет сам себя. Вечное возвращение – судьба мира, на ее основе складывается «любовь к року». Познание мира недоступно логике, обобщающей науке, познание - средство овладения миром, а не получения знания о мире. Истина – лишь «полезное заблуждение». В процессе познания мы не проникаем в сущность мира, а лишь даем интерпретацию мира, воля к власти проявляется в создании своего «мира» человеческим субъектом.

    Критикуя современную ему культуру, Ницше отмечает особое историческое место своей эпохи. Это эпоха, когда «Бог умер», и Ницше провозглашает новую эру прихода сверхчеловека . Его Заратустра – пророк этой идеи. Современный человек слаб, он есть «нечто, что нужно преодолеть». Христианская религия как религия сострадания – религия слабых, она ослабляет волю к власти. Отсюда антихристианство Ницше (при высокой оценке личности Иисуса). Христианская церковь, считает он, все перевернула («любую истину превратила в ложь»). Необходима «переоценка ценностей». Переоценке подлежит и традиционная мораль. Современная мораль – эта мораль слабых, «рабов», это орудие их господства над сильными. Один из виновников морального переворота - Сократ, и поэтому Ницше идеализирует досократиков, у которых мораль не была еще извращена. Ницше превозносит аристократическую мораль, которой присущи отвага, щедрость, индивидуализм. В ее основе - связь человека с землей, радость любви, здравый рассудок. Это и есть мораль сверхчеловека, сильного, свободного человека, который освобождается от иллюзий и реализует высокий уровень «воли к власти», возвращаясь «к невинной совести хищного зверя». Декларируемый Ницше «аморализм» и связан с заменой «морали рабов» на «мораль господ». Новая мораль, по сути, - новая интерпретация мира. Философия Ницше нередко получала неоднозначные оценки: ее пытались использовать идеологи фашизма, в ней видели идеологию империалистической буржуазии. В то же время она оказала влияние на ряд течений в современной философии и культуре.

    Иррационализм нашел свое проявление и в философских воззрениях З.Фрейда (1856-1939), получивших название психоанализа. Важным достижением психоанализа явилось открытие и специальное изучение бессознательного, роль и место которого в психике человека весьма значительны. Культ сознания - вот что по мнению З.Фрейда мешало увидеть и верно оценить роль бессознательного. Фрейд сломал эту традицию. Однако обнаружив и во многом верно раскрыв роль и значение бессознательного, он одновременно преувеличил эту его роль, в силу чего бессознательное нередко превращалось у З.Фрейда и его учеников в определяющее начало психики в ущерб сознанию, рациональному.

    106.Случайность и компьютеры.

    Случайность — проявление внешних неустойчивых связей в действительности, проявление результата пересечения (совпадения) независимых процессов или событий; проявление неотъемлемого дополнения к законам необходимости.

    Представления о случайности зародились при самых первых попытках осознания человеком своего бытия и стали неизбежными при объяснении поведения человека, его судьбы. С понятием случайности связан вопрос о свободе воли человека, издавна занимавший различных мыслителей. Отрицание случайности неизбежно приводило к фатализму, представлению о предопределенности всего происходящего в мире.

    Компьютер (англ. computer, МФА: [kəmˈpjuː.tə(ɹ)][1] — «вычислитель») — устройство или система, способное выполнять заданную, чётко определённую последовательность операций. Это чаще всего операции численных расчётов и манипулирования данными, однако сюда относятся и операции ввода-вывода. Описание последовательности операций называется программой.[2]

    Электронная вычислительная машинаЭВМ — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач.[3]

    Название «ЭВМ», принятое в русскоязычной научной литературе, является синонимом компьютера. В настоящее время оно почти вытеснено из бытового употребления и в основном используется инженерами цифровой электроники, как правовой термин в юридических документах, а также в историческом смысле — для обозначения компьютерной техники 1940—1980-х годов и больших вычислительных устройств, в отличие от персональных.

    Электронная вычислительная машина подразумевает использование электронных компонентов в качестве её функциональных узлов, однако компьютер может быть устроен и на других принципах — он может быть механическим, биологическим, оптическим, квантовым и т. п. (подробнее: Классы компьютеров По виду рабочей среды), работая за счёт перемещения механических частей, движения электроновфотонов или эффектов других физических явлений. Кроме того, по типу функционирования вычислительная машина может быть цифровой (ЦВМ) и аналоговой (АВМ).

    Слово компьютер является производным от английских слов to computecomputer, которые переводятся как «вычислять», «вычислитель» (английское слово, в свою очередь, происходит от латинского computāre — «вычислять»). Первоначально в английском языке это слово означало человека, производящего арифметические вычисления с привлечением или без привлечения механических устройств. В дальнейшем его значение было перенесено на сами машины, однако современные компьютеры выполняют множество задач, не связанных напрямую с математикой.

    Впервые трактовка слова компьютер появилась в 1897 году в Оксфордском словаре английского языка. Его составители тогда понимали компьютер как механическое вычислительное устройство. В 1946 году словарь пополнился дополнениями, позволяющими разделить понятия цифрового, аналогового и электронного компьютера.

    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   36


    написать администратору сайта