Главная страница
Навигация по странице:

  • 115.В.И.Ленин " Философские тетради": структура и основные идеи.

  • 116.Нравственное сознание , его категории. Самобытность мировоззрения казахов.

  • 117.Специфика инженерного мышления и инженерной деятельности.

  • 118.Идеализм Сократат Платона. Сократ (469-399 до н. э.)

  • Платон (426/427-348/347

  • 119.Математика как язык науки . Различные взгляды философов и ученых на математику ( Д.Беркли,И. Кант, КМаркс, А.Эйнштейн).

  • 1. Тождество мышления и бытия как исходные пункт философии Гегеля. Диалектика Гегеля. Его система и метод, их противоречие


    Скачать 1.79 Mb.
    Название1. Тождество мышления и бытия как исходные пункт философии Гегеля. Диалектика Гегеля. Его система и метод, их противоречие
    Анкорfilosofia.doc
    Дата08.05.2018
    Размер1.79 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаfilosofia.doc
    ТипДокументы
    #19033
    страница28 из 36
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   36

    114.Формы общественного сознания, их взаимосвязь и социальные функции. Способы отражения объективной в различных формах общественного сознания.

    Под формам общественного сознания понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политического сознания, правового сознания, нравственного сознания, религиозного и атеистического сознания, эстетического сознания, естественно-научного сознания. Существование различных форм общественного сознания определяется богатством и многообразием самого объективного мира - природы и общества. Различные формы сознания отражают отношения между классами, нациями, социальными общностями и группами, государствами и служат основой политических программ. В науке познаются конкретные законы природы. Искусство отражает мир в художественных образах и т. д. Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания имеет свою особую форму отражения: научное понятие, моральную норму, религиозную догму, художественный образ. Но богатство и сложность объективного мира создают только возможность появления различных форм общественного сознания. Реализуется же эта возможность на основе конкретной общественной потребности. Так, наука возникает тогда, когда простое эмпирическое накопление знания становится недостаточным для развития общественного производства. Политические и правовые взгляды и идеи возникли вместе с классовым расслоением общества.

    115.В.И.Ленин " Философские тетради": структура и основные идеи.

    «Философские тетради» - записи Ленина по философии, вышедшие впервые отдельным изданием в 1933. «Ф. т.» представляют собой обширные выписки, сделанные Лениным (гл. обр. в 1914-16) из различных философских работ. Наряду с конспективной записью содержания прочитанных произв. Ленин делает важные критические замечания, выводы и обобщения, в «Ф. т.» имеются конспекты следующих книг: Маркс и Энгельс - «Святое семейство», Фейербах - «Лекции о сущности религии», Гегель - «Наука логики», «Лекции по философии истории» и «Лекции по истории философии», Лассаль - «Философия Гераклита Темного из Эфеса» и Аристотель - «Метафизика». Огромный интерес представляет фрагмент «К вопросу о диалектике», в к-ром Ленин в сжатом виде дает глубокое изложение сущности материалистической диалектики. В «Ф. т.» имеются также заметки на ряд книг по естествознанию и др. вопросам. «Ф. т.» содержит ценнейшие мысли и высказывания по самым различным проблемам философии. Центральная тема «Ф. т.» - диалектика. Ленин дал глубокое определение диалектики, всесторонне раскрывающее ее суть, ее элементы, сформулировал основы марксистского понимания логики и ее категорий, дал характеристику диалектического процесса познания, учения о противоречиях как ядре диалектики. Большое значение для развития философии имеют положение Ленина о единстве диалектики, логики и теории познания, а также указания по вопросу о разработке диалектической логики. Особо важны в этом отношении мысли Ленина о совпадении в логике истории мысли с законами мышления, о необходимости для выработки правильной теории познания философски обобщить историю техники, естествознания, умственного развития ребенка, животных и т. д. Большое внимание Ленин уделяет истории философии. Ленин показывает, что она является историей борьбы материализ-, ма и идеализма, отмечает важность изучения истории диалектики, касается ряда методологических вопросов истории философии как науки, дает оценку взглядов мн. философов, уделяя особое внимание Гегелю. В заметках на книги по естествознанию Ленин подчеркивает значение диалектического материализма как единственно научной методологии. «Ф. т.» предаставляют собой образец творческого развития материалистической диалектики и дают программу дальнейшей работы в области марксистской философии.


    116.Нравственное сознание , его категории. Самобытность мировоззрения казахов.

    Нравственное сознание одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категория нравственности.

    Нравственность это понятие, которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность это сфера нравов, обычаев, практических поступков.

    Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства.

    Понятие нравственности является диалектически изменчивым, и рассматривать его необходимо во взаимодействии с общественной практикой, с теми категориями, которые определяют моральные принципы человечества и в то же время сами определяются социальной деятельностью. Ф.Энгельс был прав в том, что "представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому". Содержание морали определяется интересами конкретных общественных классов, в то же время следует отметить, что в моральных нормах отражены и общечеловеческие нравственные ценности и принципы. Такие принципы и нормы как гуманизм, сострадание, коллективизм, честь, долг, верность, ответственность, великодушие, благодарность, дружелюбие имеют общечеловеческий смысл. Нравственные нормы подобного рода являются основными правилами любого общества.

    Но представления о моральном долге человека с течением времени значительно меняются. В каждом обществе, на определенном этапе его развития существует определенная мораль. Так, в эпоху рабовладельческого общества высокую нравственную оценку получали послушные и верные рабы, а в эпоху крепостной России ценились покорные холопы, при этом душевное состояние угнетенных не бралось во внимание.

    В нравственном сознании отражаются общественные явления и поступки людей с точки зрения их ценности. Под ценностью понимается нравственное значение личности или коллектива, определенных поступков и ценностные представления (нормы, принципы, понятия добра и зла, справедливости). В оценивающем сознании одни ценности могут исчезать, а другие появиться. То, что было нравственным в прошлом, в современной жизни может оказаться аморальным. Мораль не догма, она развивается в соответствии с ходом исторического процесса.

    Некоторые категории традиционно выделяются парами. Это, например, такие категории, как: добро (благо) и зло; долг и склонность; любовь и ненависть; любовь и дружба; стыд и совесть; честь и достоинство; свобода и ответственность; счастье и смысл жизни. Смысл объединения категорий по парам заключается в том, что одна и та же реальность общественной жизни фиксируется в них с разных сторон. Иногда это прямо противоположные понятия, радикально противопоставленные друг другу оценки (добро — зло), иногда — разные стороны отношения к явлениям в целом, оцениваемым положительно и близким по своему характеру (честь и достоинство, любовь и дружба).

    117.Специфика инженерного мышления и инженерной деятельности.

    Если в трёх предыдущих разделах речь шла соответственно о познании, творчестве вообще, технике и научно-техническом прогрессе, то этот раздел посвящен непосредственно инженерной деятельности и инженерному творчеству. Он включает три подраздела, в которых осуществляется с философских позиций анализ инженерной деятельности, рассматривается инженерное творчество и его особенности, даётся характеристика основных видов творчества инженеров. А вот в этом, первом подразделе разговор пойдёт о специфике инженерного труда, особенностях мышления и знания инженера, возникновении и развитии инженерной деятельности, истории подготовки инженерных кадров. Для того чтобы осуществить анализ инженерной деятельности, надо выявить некоторые основания, опираясь на которые можно определить сущностные черты такой деятельности, её отличие от других видов человеческого труда. Сделать подобный анализ не просто даже при наличии обширной литературы. Определённые трудности тут встречаются буквально с первых шагов. Даже ответить на вопрос, что означает само слово «инженер» – профессию, должность, специальность? – не так-то просто. В научной и технической литературе на такой вопрос даются самые различные ответы. Одни специалисты считают, что инженер – это профессия, другие, например составители экономической энциклопедии, склоняются к тому, что это должность, автор книги «Инженер. Социально-экономический очерк» Мангутов приходит к выводу, что инженер – скорее всего звание, которое присваивается специалисту после получения соответствующего образования или назначения на соответствующую должность, и только через определённое время звание превращается в профессию, т. е. в устойчивый вид деятельности в конкретной сфере инженерного труда. Многие современные справочные издания вообще обходят этот вопрос, а в Большом энциклопедическом словаре выпуска 1998 г. нет даже слова «инженер». Если мышление учёного направлено на объяснение явлений, с которыми сталкивается впервые человек, на разработку новых теоретических средств человеческой деятельности, то мышление инженера направлено на решение практических задач той же деятельности. Практическая направленность инженерного мышления порождает мобильность, функциональную подвижность, быстрое изменение его содержания, что обусловлено непосредственным реагированием на запросы практики. Всё это относится к числу особенностей инженерного мышления. Но его особенности проявляются также в тех принципах, на которых оно основано. Очень важной чертой инженерного мышления является также системность, что вполне естественно, так как почти любое сколько-нибудь сложное изделие состоит из значительного числа взаимодействующих частей, деталей, а то и агрегатов. Новые материалы и механизмы не могут быть созданы без системного подхода. В ещё большей степени системность требуется при создании огромных транспортных, ирригационных, коммуникативных систем. Необходимость учитывать при их строительстве экологические, эргономические, социальные, психологические и другие последствия делает инженерное мышление главным генератором и аккумулятором системности.

    118.Идеализм Сократат Платона.

    Сократ (469-399 до н. э.) - древ-негреч. философ, учение к-рого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Жил и учил в Афинах, где его слушали многочисленные ученики: Платон, Антисфен, Аристипп, Евклид из Мегары. Об учении С., к-рый ничего не писал, можно судить лишь на основании свидетельств Платона и Аристотеля. Строение мира, физическая природа вещей непознаваемы; знать мы можем только себя самих. Это понимание предмета познания С. выразил формулой: «Познай самого себя». Высшая задача знания не теоретическая, а практическая-искусство жить. Знание, по С., есть мысль, понятие об общем. Раскрываются понятия че-. рез определения, а обобщаются через индукцию. Сам С. дал образцы определения и обобщения этических понятий (напр., доблести, справедливости).' Определению понятия предшествует беседа, в ходе к-рой собеседник рядом последовательных вопросов изобличается в противоречиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в к-рое при этом ввергается ум, побуждает мысль к поискам подлинной истины. Свои приемы исследования С. сравнивал о «искусством повивальной бабки»; его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название сократовской «иронии». Этика С. рационалистична: по С., дурные поступки порождаются только незнанием и никто не бывает злым по доброй воле.

    Платон (426/427-348/347 до н.э. древнегреч. философ-идеалист, ученик Сократа, основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов («Софист», «Парменид», «Теэтет», «Государство» и др.). Отстаивая идеалистический взгляд на мир, П. активно боролся против материалистических учений того времени. Широко использовал учения Сократа, пифагорейцев, Парменида и Гераклита. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, к-рые называл «видами» или «идеями» и к-рые отождествил о бытием. «Идеям» П. противопоставил небытие, отождествленное с материей и пространством. Чувственный мир, по П., порождение «идей» и «материи», занимает срединное положение между ними. «Идеи» вечны, «занебесны», не возникают, не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и времени. Чувственные вещи преходящи, относительны, зависят от пространства и времени. В центре космологии П. учение о «мировой душе», психологии - учение о том, что душа заключена в темницу нашего тела, и о перевоплощении. П. различал виды познания в зависимости от различий познаваемых предметов. Достоверное познание возможно только об истинно сущих «видах». Источником такого познания служат воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело. О чувственных вещах и явлениях возможно не знание, но только вероятное «мнение». Между «идеями» и чувственными вещами П. поместил математические объекты, доступные рассудочному познанию. Метод познания - «диалектика», под к-рой П. понимал двойной путь: восхождение по ступеням обобщения понятий вплоть до высших родов и обратное нисхождение от самых общих понятий к понятиям все меньшей общности. При этом процесс нисхождения касается только «видов» («идей»), но не чувственных единичных вещей. По своим политическим взглядам П. был представителем афинской аристократии. В учении об об-ве изобразил идеальное аристократическое государство, предпосылкой к-рого является рабский труд («Законы»): государством правят «философы»; его охраняют «стражи», или «воины»; ниже этих обоих разрядов свободных граждан - «ремесленники». По словам Маркса, утопия П. была афинской идеализацией кастового строя Египта. Марко также отметил, что П. гениально понял роль разделения труда в образовании греч. «полиса» («города-государства»). Учение П. играло видную роль в дальнейшей эволюции идеалистической философии, оно и в настоящее время используется противниками материалистического мировоззрения.

    119.Математика как язык науки . Различные взгляды философов и ученых на математику ( Д.Беркли,И. Кант, КМаркс, А.Эйнштейн).

    Математика занимает особое место в отношении наук фактуального профиля. Она оказывается хорошо приспособленной для количественной обработки любой научной информации, независимо от ее содержания. Более того, во многих случаях математический формализм оказывается единственно возможным способом выразить физические характеристики явлений и процессов, поскольку их естественные свойства и особенно отношения непосредственно не наблюдаемы.

    По мере роста абстрактности естествознания эта идея находила все более широкую реализацию, а на склоне XIX в. столетия уже вошла в практику научного исследования в качестве своего рода методологической максимы. Именно так прозвучали слова известного американского физика-теоретика Д. Гиббса, когда однажды при обсуждении вопроса о преподавании английского языка в школе, он, по обыкновению молчавший на подобных совещаниях, неожиданно произнес: "Математика - тоже язык". Дескать, что вы тут все об английском да об английском, математика - также язык. Выражение стало крылатым. И вот уже вослед тому английский физикохимик, лауреат Нобелевской премии (полученной, кстати сказать, вместе с нашим Н. Семеновым) Ханшельвуд объявляет, что ученые должны знать математику как родной язык.

    Отметим, что понимание однородности как условия применимости математического описания явлений пришло в науку довольно поздно. До известного времени считали невозможным отвлечься от предметных значений, чтобы перейти к числовым характеристикам. Так, еще Г. Галилей, один из основателей математического естествознания, не хотел принимать скорость равномерного прямолинейного движения в форме . Он полагал, что действие деления пути на время физически некорректно, поскольку необходимо было делить километры, метры, и т.п. на часы, минуты, и т.п. То есть считал, недопустимым проводить операцию деления с качественно неоднородными величинами. Для Галилея уравнение скорости имело чисто содержательное значение, но отнюдь не математическое отношение величин.

    Место математики в системе наук определяется также тем, что она играет для других дисциплин и роль методологии. И не только в отношении естествознания, но и для наук социального, гуманитарного цикла. Как заметил еще Р. Декарт, математика вместе с тем, что она язык науки, является также способом мышления, инструментом доказательства. Таким образом, выполняет функцию общенаучного метода, принимая на себя, можно сказать, обязанности философской методологии.

    Обладая способностью представлять любую информацию в виде количественных характеристик, математика вырабатывает и особые, отличные от естествознания приемы исследования - математический эксперимент, математическая гипотеза, математическое моделирование. Их специфика состоит в том, ч о вместо операций с веществом и энергией они добывают результат путем решения соответствующих дифференциальных уравнений, интерпретируя затем полученные числовые выражения в терминах содержательного значения.

    Еще одно методологическое назначение математики состоит в том, она вырабатывает для остальной науки, прежде всего для естествознания, структуры мысли, формулы, на основе которых можно решать проблемы специальных наук.

    Это обусловлено все той же особенностью математики описывать не свойства вещей, а свойства свойств, выделяя отношения, независимые от каких-либо конкретных свойств, то есть отношения отношений. Но поскольку и отношения, выводимые математикой, особые (будучи отношениями отношений), то ей удается проникать в самые глубокие характеристики мира и разговаривать на языке не просто отношений, а структур, определяемых как инварианты систем. Поэтому, кстати сказать, математики скорее говорят не о законах (раскрывающих общие, существенные, повторяющиеся и т.д. связи), а именно о структурах.

    Вопрос о возможности априорных синтетических суждений в математике Кант рассматривает в учении о формах чувственного познания.. По Канту элементы математического знания - не понятия, а наглядные представления. В суждениях математический синтез субъекта с предикатом (свойство субъекта) основывается на чувственном созерцании либо пространства, либо времени. Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время - внутреннего), что и придает созерц. простр. их безусловную всеобщность и необходимость.

    Вопрос, как возможна наука, по Канту, разрешим лишь в связи с вопросом, как возможен опыт. По Канту, ни опыт, в котором мы имеем дело с чувственными предметами, ни наука невозможны до тех пор, пока к чувственным данным не будет прибавлено определение, некоторое "добавление", имеющее нечувственный характер, принцип которого Кант определяет как суждение (Verstand) и чистое созерцание (временное и пространственное созерцание). Конкретный опыт предполагает, по Канту, определенную априорную (предшествующую) основу опыта, или "возможный опыт"

    Таким образом, у Канта пространство и время перестают быть формами существования вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности.

    Оценка математики в философии Беркли противоположна позиции Декарта, который считал математику основой всего, в том смысле, что он не только не считает математические понятия фундаментирующими, но, напротив пытается показать, что математика склонна к заблуждениям и противоречиям. Беркли во многом предвосхитил дискуссии об основаниях математики XX века указав, что нужно с особой тщательностью подходить к процедуре образования математических понятий, чтобы избежать ошибок и парадоксов в этой науке. Правильно образованным Беркли считал то понятие, которое непосредственно выражает данные чувств. Существует лишь то, что воспринимается, а все остальное есть способ репрезентации воспринимаемого. Число и геометрические фигуры – именно такие репрезентации. Беркли предлагал очистить математику от беспочвенных абстракций, критикуя прежде всего исчисление бесконечно малых, которое он находил противоречивым и к тому же совершенно бесполезным.
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   36


    написать администратору сайта