Главная страница
Навигация по странице:

  • 108. Программа партии "Алаш".Образование правительства "Алаш Орда" (А.Букейханов, Х.Досмухамедов, М.Шокаев и др.) Трагедия алашординцев.

  • Программа и действия

  • 109.Социально- политические формы существования общества. Демократия, либерализация, анархия. Демокра́тия

  • Либерали́зм

  • 1. Тождество мышления и бытия как исходные пункт философии Гегеля. Диалектика Гегеля. Его система и метод, их противоречие


    Скачать 1.79 Mb.
    Название1. Тождество мышления и бытия как исходные пункт философии Гегеля. Диалектика Гегеля. Его система и метод, их противоречие
    Анкорfilosofia.doc
    Дата08.05.2018
    Размер1.79 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаfilosofia.doc
    ТипДокументы
    #19033
    страница26 из 36
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   36

    107.Материя как философская категория (По книге В.И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм "). Современная наука о строении и свойствах материи .

    «Материализм и эмпириокритицизм» можно назвать главным философским трудом В И Ленина. Здесь Ленин подвергает всесторонней критике буржуазную идеалистическую философию и философский ревизионизм, но стоит отметить, что эта страстная революционная критика органически сочетается с глубокой научностью.
    «Материализм и эмпириокритицизм» - классическое произведение ленинского этапа в развитии марксистской философской мысли. Ленин всесторонне разработал, применительно к новым историческим условиям, все составные части марксизма, в том числе диалектический и исторический материализм. Человек, читавший Ленина, легко может заметить, что многие его труды, даже не посвященные специально философским проблемам, часто являются образцом применения материалистической диалектики к общему анализу исторической обстановки.
    В И Ленин считал, что именно в те годы, после поражения первой русской революции (1905 года) на первый план должны выдвигаться основные положения марксистской философии.
    « …это время, когда основные теоретические, и в том числе философские вопросы для всякого живого направления выдвигаются на первое место!» - писал Ленин. Для понимания труда Ленина, несомненно, нужно учитывать некоторые особенности развития философской мысли того времени и принимать во внимание объективные исторических обстоятельства.
    В конце 19 – начале 20 века в Европе получила широкое распространение философия «критического опыта» - эмпириокритицизм, или махизм. Возникшая как одна из разновидностей позитивизма, она претендовала на роль «единственно научной» философии, стремящейся преодолеть односторонность как материализма, так и идеализма. (В И Ленин же, подвергая это учение общей критике, говорит о том, что в реальности за этой формой скрывалась субъективно-идеалистическая, реакционная сущность.)
    В кругу людей, примкнувших к эмпириокритицизму, оказались такие видные ученые, как Пуанкаре, Эйнштейн, ряд социал-демократов, таких как Каутский, австриец Ф Адлер, и тд.
    В России же к махистам примыкали Валентинов, Юшкевич, Богданов, Базаров, Луначарский.
    Что же касается реальных исторических обстоятельств, то нельзя не отметить того обстоятельства, что к началу 20 века произошла истинная революция в естествознании.
    Еще в 1895 были открыты рентгеновские лучи, далее в 1996 - явление радиоактивности, электрон – 1897, радий – 1898, и тд. Такое форсированное развитие науки показало ограниченный характер существовавшей до тех пор физической картины мира. Начался пересмотр целого ряда понятий, выработанных прежней классической физикой, представители которой стояли, как правило, на позициях стихийного, неосознанного материализма. Классическая физика исходила из метафизического отождествления материи как философской категории с определенными представлениями о ее строении. Когда же эти представления коренным образом изменились, философы-идеалисты, а также отдельные физики, стали говорить об исчезновении материи, доказывать несостоятельность материализма, отрицать объективное значение научных теорий.
    В то время, в отличие от эпохи Маркса и Энгельса, когда на первом плане стояла задача развития и защиты материалистического понимания истории и материалистической диалектики, на рубеже веков решающее значение приобрела защита и развитие марксистского философского материализма и диалектико-материалистической теории познания.
    Ленин не только проанализировал суть кризиса физики, но и определил путь выхода из него - усвоение физиками диалектического материализма.
    «Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» - писал В И Ленин.
    Материю он рассматривал в неразрывной связи с движением, подчеркивая, что объективная реальность и есть материя.
    В книге «Материализм и эмпириокритицизм» дальнейшее развитие получила данная еще Энгельсом формулировка основного вопроса философии – о соотношении материи и сознания. Указывая на первичность материи по отношению к сознанию, Ленин подчеркивает, что абсолютная противоположность материи, бытия и сознания, мышления, ограничивается пределами «основного гносеологического вопроса», что «за этими пределами относительность данного противоположения несомненна». В своей книге Ленин отстаивает материалистическое понимание психического, сознания как высшего продукта материи, как функции человеческого мозга, подчеркивает, что сознание есть отражение внешнего мира.
    В своей работе Ленин раскрывает сложный диалектический процесс познания, показывая, что диалектика и есть теория познания марксизма. (Это положение более четко еще будет сформулировано Лениным позднее в «Философских тетрадях» 1914-15 годов).
    Замечательным примером применения диалектики к исследованию процесса человеческого познания можно считать приведенный в книге анализ учения об истине. Ленин определяет истину как сложный, противоречивый процесс развития знания и рассматривает его с различных сторон. Ленин раскрывает значение практики в процессе познания как основы и цели познания, как критерия истины, показывает, что точка зрения жизни, практики, должна быть первой и основной в теории познания, что она неизбежно приводит к материализму.
    Исходя из материалистической диалектики, Ленин выдвинул положение о неисчерпаемости материи.
    «Природа бесконечна, но она бесконечно существует, и вот это-то единственно категорическое, единственно безусловное признание ее существования вне сознания и ощущения человека и отличает диалектический материализм от релятивистского агностицизма и идеализма»
    В своей книге Ленин рассматривает и такие философские проблемы естествознания, как вопрос о качественном многообразии материи и форм ее движения, принцип причинности, вопрос об объективной реальности пространства и времени как основных форм существования материи и другие. Можно сказать, что эти ленинские идеи явились неким обобщением с позиций диалектического материализма целого этапа в развитии естествознании, в особенности в физике.
    Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме» показывает неразрывное единство диалектического и исторического материализма., развивает основные положения исторического материализма, прежде всего – положение об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию.
    Стоит так же отметить, что многие исследователи (особенно сотрудники Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС) признавали «Материализм и эмпириокритицизм» Ленина - великим произведением марксистской философии , имеющим огромное значение для овладения диалектико-материалистическим мировоззрением.

    Философское учение о материи. Современная наука о строении и свойствах материи

    17-18в — период становления и развития материализма. Мат-зм принимает бытие как физическую реальность, противостоящую челу. Бытие отожествляется с природой. Материя — первооснова бытия, она бесконечна в пространстве и времени и не зависит от нашего сознания. Материя - это прежде всего результат внутриличностного осмысления мира и его личностных оценок.

    Материя - это:

    Объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. - характеристика материи через основной вопрос мировоззрения, а не через понятие вещества или набор его свойств.

    Субстанция. Вопрос о характере субстанции - главный в определении сущности основных направлений философии.

    Существует и другая точка зрения, согласно которой нужно отказаться от представления о материи как субстанции - гносеологический признак материи.

    Материализм понимает материю как единственно существующую субстанцию. Она несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна. Материя обладает следующими свойствами: конечностью и бесконечностью, прерывностью и непрерывностью, системностью, массой и энергией и т. д. Но важнейшими свойствами являются:

    пространство; время; движение как способ существования материи.

    Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность обуславливают движение материи, которое является основным способом её существования. Движение материи - абсолютно, её покой - относителен. С философской точки зрения движение есть всякое изменение вещей и процессов и представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов и их изменения.

    Пространство характеризуется протяжённостью и структурностью материальных объектов в их соотношении с другими образованиями. Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями.

    Общие свойства пространства и времени: объективность, всеобщность.

    Основными свойствами пространства являются: протяжённость, однородность, равноправность всех возможных направлений, трёхмерность.

    Основные свойства времени: длительность, однородность, одномерность, необратимость.

    Понятие материи прошло несколько этапов в своём историческом развитии:

    этап наглядно - чувственного её представления. В ранних древнегреческих философских учениях в основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т. п. Всё существующее считалось модификацией этих стихий.

    Этап вещественно-субстратного представления о материи. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, в том числе свойством неделимости.

    Этап философско-гносеологического представления о материи.

    Этап философского субстанциально-аксиологического представления о материи. Происходит личностное понимание материи, прежде всего с точки зрения категории личности.

    Постановка вопроса о материи как субстанции может стимулировать разработку общенаучных понятий. Невозможно, к примеру, полно раскрыть причинность без обращения к физическим взаимодействиям, понятиям "вещество", "энергия" и др. Для раскрытия собственно философских понятий необходимо привлечение понятий, касающихся всей природы. Очень важно, например, установить критерии физического существования, в том числе с целью отграничения "материального" от теологических феноменов. В не меньшей степени это касается также связей философии с психологией, социологией, гуманитарными науками.

    108. Программа партии "Алаш".Образование правительства "Алаш Орда" (А.Букейханов, Х.Досмухамедов, М.Шокаев и др.) Трагедия алашординцев.

    Образована из группы членов партии кадетов — этнических казахов, оформившейся во время событий 1905 г. На Первом Всеказахском съезде, проходившем в г. Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 г. произошло организационное оформление партии «Алаш». На этом же съезде были приняты решения по 14 вопросам, в том числе таким ключевым, как форма государственного устройства России (парламентская федеративная республика), республика казахских областей, землеустройство казахского населения, отношение к религии, вопрос о положении казахской женщины, подготовка выборов в Учредительное собрание .Проект программы партии «Алаш», опубликованный перед выборами в Учредительное собрание России, ставил в качестве первоочередных задач всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую федеративную республику с президентом и законодательной Думой, равенство республик, входящих в состав России, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков и др. [2]. В ноябре 1917 г. на выборах в Учредительное собрание партия «Алаш» получила большинство голосов и 43 депутатских места. По количеству голосов, полученных на выборах в Учредительное собрание (262404 голоса), «Алаш» занимала 8 место среди полусотни партий, существовавших в России накануне Октябрьской революции
    Образована из группы членов партии кадетов — этнических казахов, оформившейся во время событий 1905 г.

    На Первом Всеказахском съезде, проходившем в г. Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 г. произошло организационное оформление партии «Алаш». На этом же съезде были приняты решения по 14 вопросам, в том числе таким ключевым, как форма государственного устройства России (парламентская федеративная республика), республика казахских областей, землеустройство казахского населения, отношение к религии, вопрос о положении казахской женщины, подготовка выборов в Учредительное собрание [1].

    Проект программы партии «Алаш», опубликованный перед выборами в Учредительное собрание России, ставил в качестве первоочередных задач всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую федеративную республику с президентом и законодательной Думой, равенство республик, входящих в состав России, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков и др. [2]. В ноябре 1917 г. на выборах в Учредительное собрание партия «Алаш» получила большинство голосов и 43 депутатских места. По количеству голосов, полученных на выборах в Учредительное собрание (262404 голоса), «Алаш» занимала 8 место среди полусотни партий, существовавших в России накануне Октябрьской революции

    На Втором общеказахском съезде в декабре 1917 г. была провозглашена Алашская автономия и сформирован временный Народный Совет, которому присвоено наименование «Алаш-Орда». Предусматривалось последующее утверждение конституции Алашской автономии Всероссийским Учредительным собранием [3].

    Программа и действия



    «Памяти движения Алаш», почтовая марка Казахстана

    I. Образовать территориально-национальную автономию областей Букеевской орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Сырдарьинской, казахских уездов Ферганской, Самаркандской, Амударьинского отдела, Закаспийской области, смежных казахских волостей Алтайской губерний, представляющих сплошную территорию с господствующим казахским населением единого происхождения, единой культуры, истории и единого языка.

    II. Создание Автономий и управление ими

    III. Территория автономных областей Алаш со всеми богатствами, находящимися на поверхности земли, водами, их богатствами, а также недрами земли составляют собственность Алаш.

    IV. Всем, кто живет среди казахов, гарантируются права меньшинства. Во всех учреждениях автономии Алаш представители всех нации должны быть представлёны пропорционально. Предоставляется также территориальная и культурная автономия тем, кто без территории окажется в пределах автономии Алаш.

    V. В целях спасения области Алаш от общего развала, анархии, организовать временный народный совет «Алаш Орда, состоящий из 25 членов, 10 мест из которых предоставить русским и другим народам, живущим среди казахов. Местом пребывания Алаш Орды временно избрать Семипалатинск. Алаш-Орда должна немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть над казахским населением» [4].

    Федерация представлялась оптимальной формой правового регулирования взаимоотношений центра и национально-территориальных автономий. Самостоятельность в форме автономии не означало полной независимости. В этом требовании лидеры «Алаш» были реалистами, учитывая глубину интегрированности в политическую и экономическую систему России. Детальное разграничение полномочий центра и автономий представлялось делом, регулируемым последующими договоренностями и законодательством. Лидер «Алаш-Орды» Алихан Букейханов в обращениях к предполагаемым союзникам заявлял, что среди алашистов «нет стремлений к сепаратизму. Мы едины с великой демократической Федеративной Россией», «мы — западники. В своем стремлении приобщить народ к культуре мы не смотрим на Восток… Получить культуру мы сможем… через Россию, при посредстве русских».

    Лидеры «Алаша» Октябрьский большевистский переворот восприняли негативно, Ахмет Байтурсынов позднее писал, что февральская.

    Пришедшими к власти большевиками партия «Алаш» была немедленно упразднена, а все её руководители, несмотря на амнистию, были в 30-х годах расстреляны.

    109.Социально- политические формы существования общества. Демократия, либерализация, анархия.

    Демокра́тия (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии[3]. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

    Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов

    Народ является единственно легитимным источником власти

    Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов.

    Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.

    Либерали́зм (фр. libéralisme) — философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Это течение отличается терпимостью и снисходительностью по отношению к любым законным способам распоряжаться собой и своей собственностью.

    Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают признание:

    данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность), а также других гражданских прав;

    равноправия и равенства перед законом;

    рыночной экономики;

    ответственности правительства и прозрачности государственной власти.

    Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении государством, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан.

    Некоторые современные течения либерализма более терпимы к государственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение.

    Согласно взглядам либералов, государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и политическое руководство страной должно осуществляться на основе согласия большинства руководимых. На сегодняшний день политической системой, которая наиболее созвучна убеждениям либералов, является либеральная демократия.
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   36


    написать администратору сайта