Главная страница
Навигация по странице:

  • Химическая форма движения материи

  • 133.Основные черты античной философии (Фалес, Зенон ,Сократ).

  • 134.Философские взгляды аль Фараби. Его работа "О качествах главы добродетельнеге города".

  • Абу Насыр Аль-Фараби.

  • О КАЧЕСТВА ГЛАВЫ ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО ГОРОДА

  • 1. Тождество мышления и бытия как исходные пункт философии Гегеля. Диалектика Гегеля. Его система и метод, их противоречие


    Скачать 1.79 Mb.
    Название1. Тождество мышления и бытия как исходные пункт философии Гегеля. Диалектика Гегеля. Его система и метод, их противоречие
    Анкорfilosofia.doc
    Дата08.05.2018
    Размер1.79 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаfilosofia.doc
    ТипДокументы
    #19033
    страница32 из 36
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   36

    132.Редукция и редукционизм в химии . Химическая форма движения материи.

    РЕДУКЦИЯ, РЕДУКЦИОНИЗМ (от лат. reductio — возвращение, отодвигание назад) — сведение какого-либо процесса или явления (напр., психического) к более простому, либо сведение явлений одного порядка к явлениям качественно другого порядка (напр., психического к физиологическому или биофизическому). В психологических исследованиях Р. зачастую игнорирует или отрицает наличие собственно психологических закономерностей и механизмов в деятельности и поведении человека. Явление Р. в науке вообще и в инженерной психологии в частности детально проанализировано В. Ф. Вендой. Он отмечает четыре вида Р.: 1) Р. наивная; ее проявления: обычное — дилетантская примитивизация и путаница проблем и явлений; экстраординарное — дилетантское упрощение проблем и явлений; 2) Р. вынужденная; она применяется при решении прикладных задач, ограниченном во времени, при учете реальных (зачастую ограниченных) возможностей науки; при обучении; 3) Р. естественно-научная; ее проявления: конкретизация задач отрасли науки; признание того, что наука всегда — упрощенное отражение (модель) реального мира; 4) Р. злонамеренная; ее проявления: стремление без достаточных оснований расширить сферу применимости полученных (или уже имеющихся готовых) результатов (моделей); попытка подменить сложные модели простыми без четких необходимых оговорок, допущений. К случаям 2 и 3 критический смысл понятия Р. неприменим. В случае 1 такая квалификация будет слишком суровой, а в случае 4 — слишком мягкой. В общем случае Р. как отрицательное явление — это сознательное или бессознательное упрощение, ограничение объекта исследований, при котором среди изучаемых факторов нет таких, которые отражают существо изучаемого явления, о характере которого по результатам исследования выносится суждение. Примером может служить необоснованная экстраполяция результатов исследования на неизученную часть объекта, принципиально отличную от изученной, так что часть объекта (или факторы), не изучавшиеся фактически в исследовании, отражается произвольно, бездоказательно в результатах и выводах. Однако Р. может быть и положительным (а зачастую и неизбежным) явлением, как в случаях 2 и 3. Развитие этого рода Р. диктуется логикой потребностей практики и возможностей науки. Очерчивание Р. неизбежного, определенного объективными актуальными возможностями,— это необходимое требование к научным исследованиям. Научный Р. объективного мира — это величайшее достижение человеческой мысли, делающее познавательными, обозримыми, одинаково понимаемыми людьми конкретные частные стороны, свойства, проекции окружающего нас мира. Наиболее характерно и неизбежно это для наук, слабо формализованных, пользующихся лишь качественными или сугубо приближенными количественными мерами. Современное состояние инженерной психологии вполне подходит под такую трактовку. Однако при всех возможных трудностях переход к более строгим количественным психологическим мерам здесь просто необходим. Ярким примером положительного характера Р. является использование его в структурно-психологической концепции анализа и проектирования СЧМ. Здесь Р. заключается в упрощенном представлении психического образа (концептуальной модели) и преобразований над ним в ходе решения интеллектуальных задач посредством ограниченного числа психологических факторов сложности. Однако такое вполне осознанное и обоснованное упрощение позволяет с достаточной для практики точностью решить целый ряд важных прикладных задач, связанных с проектированием СОИ, обучением операторов, оптимизацией взаимодействия человека и ЭВМ (В. Ф. Венда). Специфика философии химии. Историческое осмысление науки как существенный компонент философских вопросов химии. Тесное взаимодействие химии с физикой, биологией, геологией и экологией. «Мостиковые» концептуальные построения химии, соединяющее эти науки. Непосредственная связь химии с технологией и промышленностью.
    Концептуальные системы химии как относительно самостоятельные системы химических понятий и как ступени исторического развития химии.
    Эволюция концептуальных систем. ^Учение об элементах как исторически первый тип концептуальных систем, явившийся теоретической основой объяснения свойств и отличительных признаков веществ. Античный этап учения об элементах. Р. Бойль и научное понятие элемента. Ранние формы учения об элементах – теория флогистона, ятрохимия, пневмохимия и кислородная теория Лавуазье. Периодическая система Менделеева как завершающий этап развития учения об элементах.
    ^Структурная химия как теоретическое объяснение динамическойхарактеристики вещества – его реакционной способности. Возникновение структурных теорий в процессе развития органической химии (изучение изомеров и полимеров в работах Кольбе, Кеккуле, Купера, Бутлерова). Атомно-молекулярное учение как теоретическая основа структурных теорий.^Кинетические теории как теории химического процесса, поставившие на повестку дня исследование организации химических систем (их механизм, кинетические факторы, «кибернетику»). Химическая кинетика и проблема поведения химических систем. Концепция самоорганизации и синергетика как основа объяснения поведения химических систем.Тенденция физикализации химии. Три этапа физикализации: 1) проникновение физических идей в химию, 2) построение физических и физико-химических теорий; 3) редукция фундаментальныъ разделов химии к физике. Редукция теории химической связи к квантовой механике. Редукция и редукционизм в химии. Редукционизм и единство знания. Гносеологический, прагматический и онтологический редукционизм.Приближенные методы в химии. Проблема смысла и значения приближенных методов как одна из центральных для философии химии. 

    Химическая форма движения материи. Химическая форма движения материи исследуется и познается измерением физических свойств и физических величин, присущих каждому веществу. Физической величиной является, например, масса вещества, его плотность, температура плавления. Химическая форма движения материи обладает еще одной важной характеристикой - количеством. Химическая форма движения материи лежит в основе двух форм, определяющих развитие неживой ( геология) и живой ( биология) природы. Особенностьхимической формы движения материи проявляется в химических реакциях, сопровождающихся разрушением исходных и образованием новых веществ. При этом разрываются, вновь возникают или перераспределяются химические связи между атомами, вследствие чего происходит изменение состава и структуры веществ. Изучитьхимическую форму движения материи, законы этого движения, овладеть химическим процессом настолько, чтобы управлять им, - вот основные задачи химии как науки. Изучитьхимическую форму движения материи, законы этого движения, овладеть химическим процессом настолько, чтобы управлять им-вот основные задачи химии как науки. Вхимической форме движения материи количество и качество играют особую роль, выступая ее мерилом. Основные чертыхимической формы движения материи правильно отражены в теории химического строения Бутлерова. Теория строения правильно отражает главные свойства химической формы движения именно потому, что в основе этой теории лежит представление о единстве химических свойств вещества и строения его молекул, а химические изменения рассматриваются как изменения химического строения. Материальными носителямихимической формы движения материи являются атомы, молекулы, макромолекулы, ионы, радикалы и другие образования. Основные чертыхимической формы движения материи правильно отражены в теории химического строения Бутлерова. Теория строения правильно отражает главные свойства химической формы движения именно потому, что в основе этой теории лежит представление о единстве химических свойств вещества и строения его молекул, а химические изменения рассматриваются, как изменения химического строения. Химия изучаетхимическую форму движения материи, под которой понимают качественное изменение веществ, т.е. превращение одних веществ в другие. При химических процессах происходит обмен атомами между различными веществами, перераспределение электронов между атомами, разрушение одних соединений и возникновение других. В результате химических процессов возникают новые вещества с новыми химическими и физическими свойствами. Химия изучаетхимическую форму движения материи, под которой понимается качественное изменение веществ, превращение одних веществ в другие. Химия изучаетхимическую форму движения материи, под которой понимают качественное изменение веществ, превращение одних веществ в другие. При химических процессах происходит обмен атомами между различными веществами, перераспределение электронов между атомами, разрушение одних соединений и возникновение других. В результате химических процессов возникают новые вещества с новыми химическими и физическими свойствами. Такого представления, чтохимическая форма движения материи сводится к перераспределению электронов и ядер, у меня нет, а есть такое представление, что перераспределение электронов и ядер на определенных ступенях этого процесса может привести и приводит к новому качеству, и это новое качество является возникновением новой химической частицы. Таким образом, рассматриваяхимическую форму движения материи, являющуюся более высокой по сравнению с физической, мы должны начать с последней. 

    133.Основные черты античной философии (Фалес, Зенон ,Сократ).

    Основные представители античной философии: Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), Гераклит, элеаты (Парменид, Зенон), атомисты (Демокрит, Эпикур), софисты (Протагор), Сократ, Платон, Аристотель. Античная философия в целом носит космологически---онтологический характер. 

    Первая античная школа – Милетская -- возникла в Ионии (малоазиатская часть Эллады) в Милете на рубеже 7-6 веков до н.э. Решающей проблемой натурфилософов – Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена – стала проблема архэ, то есть начала, которое является субстанциальной основой всех явлений природы. В качестве единой первичной материи они берут природные стихии: Фалес – воду; Анаксимен –воздух; Анаксимандр - апейрон. Основные черты Милетской школы: наивные материалисты, стихийные диалектики, гилозоисты, были учеными. 

    Наивным материалистом и стихийным диалектиком также был Гераклит - первоначалом всего сущего считал огонь.. Гераклит использует понятие «космос», понимая под ним мировой порядок, где царит закон. В мире господствует закон, который необходимо познать. Этот космический закон он называет логосом (разумное слово, всеобщий мировой порядок, единая мудрость). Главное в учении Гераклита – идея о диалектическом единстве и борьбе противоположностей, о противоречивой природе всех явлений. 

    Элейская школа (6-сер.5 века до н.э.) Представители: Парменид, Зенон.

    Формирование античной философии завершается у элеатов. 

    Поставили основной вопрос философии: об отношении бытия и мышления. Впервые выдвигают понятие единого бытия, которое понимается как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом элементе действительности. Противопоставляют мышление как истинный путь познания и чувственное восприятие как неустойчивое, текучее, иллюзорное. Начали разработку формальной логики (закон тождества, противоречия). Впервые доказывают и аргументируют.

    Понимание Бытия как неизменного и неподвижного дает первое сугубо метафизическую картину мира в истории философии. Зенон выдвигает свои знаменитые апории (тупики) – Дихотомия, Ахилл и черепаха, Стрела. 

    Атомистический материализм Демокрита и Эпикура

    Основная идея Демокрита (5-4 вв. до н.э.) состоит в признании двух субстанций – атомов (неделимы, неизменны, вечны, бескачественны) и пустоты. Двигаясь в пустоте, бескачественные атомы комбинируются в различные тела. Различия сложных тел между собой обусловлены различной формой атомов, порядком их соединения и положением в пространстве. Попытка объяснить мир как цепочку причинных связей. Фаталистическая тенденция. 

    Дальнейшее развитие атомистика получила у Эпикура, который внес новые идеи. 1. признание самопроизвольного отклонения атомов при падении от прямой линии. 2. мысль о различии атомов не только по величине и форме, а главное- по их тяжести (весу). Древние атомисты смутно предвосхитили идею атомного веса.

    Софистика как философское учение (вт.пол.5 в. до н.э.)

    Софисты (любящие мудрость) не считали себя философами, они были платными учителями «мыслить, говорить, делать». Считали, что нужно анализировать речь, искать смысл слов. Софисты не стремились к достижению объективной истины, она обычно вырождалась в чисто словесное искусство «бесплодного» рассуждения и спора (иногда надувательства). Были агностиками, релятивистами, антропологами. Протагор: «Человек есть мера всех вещей». 

    Сократ называет свой метод рассуждения и достижения истины диалектикой. Сократический метод (метод наведения на истину) состоит из нескольких элементов: ирония, .майевтика, .индукция, .определение. Сократ вслед за софистами, которых он критиковал за субъективизм, обращается к проблеме человека. Предметом философии служит не окружающий мир, а познание человека. Основная идея --тождество добра и знания.

    134.Философские взгляды аль Фараби. Его работа "О качествах главы добродетельнеге города".

    Научные знания получали в городах Казахстана широкое распространение. Знания кочевников по астрономии, географии и другим естественным наукам в средние века получают новое оформление в виде научных трактатов, большая часть из которых, к сожалению, до нас не дошла. Нам известны имена многих ученых-уроженцев Казахстана, но особое место среди них занимает Абу Насыр Аль-Фараби.

    Аль Фараби (870– 950) - философ и учёный-энциклопедист Востока, крупнейший представитель восточного аристотелизма. Философское и естественнонаучное образование Аль Фараби получил в Халебе и Багдаде. Прозвище Аль Фараби - Второй учитель (после Аристотеля).

    Крупнейшие историки культуры и науки отмечали величие и уникальность фигуры Аль Фараби. Астрономия, логика, теория музыки и математика, социология и этика, медицина и психология, философия и право - перечень его интересов. Аль Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики, которую впервые разработал Аристотель. Необычность и смелость философских воззрений Аль Фараби входила в определенное противоречие с общественным мнением, неспособным к полному восприятию греческой философии и науки

    О КАЧЕСТВА ГЛАВЫ ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО ГОРОДА

    Таков этот глава - человек, который ни одному из людей не подвластен. Это - имам, кто первый глава добродетельного города, это- глав" добродетельного народа и глава всей обитаемой части земли. Подобным человеком может стать; только тот, кто соединит в себе двенадцать врожденных природных качеств. Человек должен иметь, во-первых, абсолютно совершенные органы, силы которых настолько хорошо приспособлены для совершения тех действий, которые они должны выполнять, что если этот человек предпринимает какое-либо действие с помощью какого-либо органа, то выполняет его с легкостью; уметь от природы отлично понимать и представлять себе все, что ему говорится, осмысливая сказанное ему в соответствии с тем, что имеет в виду говорящий, и с тем, как обстоят дела сами по себе; хорошо сохранять в памяти все, что он понимает, видит, слышит и воспринимает, не забывая из всего этого почти ничего; обладать умом проницательным и прозорливым, так, чтобы, заметив малейший признак какой-либо вещи, он мог быстро схватить то, на что этот (Признак, указывает; обладать выразительным слогом и уметь излагать с полной ясностью все то, что он задумает; иметь любовь к обучению и познанию, достигая это легко, не испытывая ни усталости от обучения, ни мук от сопряженного с этим труда; быть воздержанным в еде, в употреблении напитков и в совокуплении, от природы избегать игру ,и испытывать отвращение к возникающим из нее удовольствиям; любить правду и ее поборников, ненавидеть ложь и тех, кто прибегает к ней; обладать гордой душой и дорожить честью: его душа от природы должна быть выше всех низких дел и от природы же стремиться к деяниям возвышенным; презирать дирхемы, динары и прочие атрибуты мирской жизни; любить от природы справедливость и ее поборников, ненавидеть несправедливость и тиранию и тех, от кого они исходят; быть справедливым по отношению к своим людям и к чужим, побуждать- к справедливости и возмещать убытки жертве несправедливости, Предоставляя всем то, что он полагает добрым и прекрасным; быть справедливым, но не упрямым, не проявлять своенравности и не упорствовать перед лицом справедливости, но быть совершенна непреклонным перед всякой несправедливостью и низостью; проявлять решительность при совершении того, что> он считает необходимым, и быть при этом смелым, отважным, не знать страха и малодушия.

    Совмещение всего этого в одном человеке - вещь трудная, и вот почему люди, одаренные подобной природой, встречаются очень редко и составляют лишь меньшинство. Так что если подобный человек обнаружится в добродетельном городе- и в нем осуществятся, когда он вырастет, первые шесть упомянутых выше условий или) пять из них, то, не имея себе равных по способности воображения, он как раз и станет главой этого города; Если же случится так, что подобного человека не окажется в тот или Иной момент, то поддерживаются законы и правила; установленные главой города и его преемниками, если таковые становились следовательно во главе города. Вторым главой, преемствующим первому, станет в ком с самого рождения и в отроческие годы осуществились упомянутые условия и кто, выросши, будет удовлетворять шести условиям.

    Первое - быть мудрым.

    Второе - быть знающим, хранящим в памяти законы, правила и обычаи, установленные для города первыми имамами, и следовать им во всех своих действиях.

    Третье - проявлять изобретательность в том, относительно чего не сохранилось от его предшественников соответствующего закона, следуя при этом примеру первых имамов.

    Четвертое - обладать проницательностью и догадливостью, позволяющими ему познавать в любое время как существующее положение вещей, так и будущие события, каковые не могли быть угаданы первыми имамами; в действиях же этих своих он должен ставить своей целью улучшение благосостояния города.

    Пятое - уметь словом своим направлять людей к исполнению законов первых имамов и тех законов, которые он создал: после них, следуя их примеру.

    Шестое - обладать телесной силой, необходимой дам "ведения военных дел, знать при этом военное искусство - как искусство служебное и как управляющее искусство.

    Если же не обнаружится-такого человека, который одни соединял бы в себе эти качества, но нашлись бы двое таких, из когорых один был бы мудрым, а другой удовлетворял бы остальным условиям, то таковые оба стали бы главами города. Если же эти качества распределяются среди представителей целой группы людей, так что один обладает мудростью, другой - еще одним качеством, третий .-- еще одним, четвертый;- еще одним, пятый -- еще одним, шестой - еще одним, то в случае, если все они договорятся между собой, они все будут добродетельными главами. Если когда-нибудь случится так" что в .руководстве будет отсутствовать мудрость, то пусть, если оно и удовлетворяет всем остальным условиям, добродетельный город останется без государя, и глава, управляющий городом, не будет уже. в этом случае государем, а городу самому будет угрожать гибель.

    И если не найдется какого-нибудь мудреца, которого можно было бы приставить к этому главе, город через некоторое время неминуемо погибнет.
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   36


    написать администратору сайта