Главная страница

Судебный процесс Талаата-паши by Вегнер А. (z-lib.org). 1. выписки из германского уголовного кодекса


Скачать 1.03 Mb.
Название1. выписки из германского уголовного кодекса
Дата28.03.2023
Размер1.03 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСудебный процесс Талаата-паши by Вегнер А. (z-lib.org).doc
ТипКодекс
#1022037
страница9 из 19
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   19

Председатель: Это ваша родина?

Свидетельница: Да.

Председатель: Были ли там выселения?

Свидетельница: В июле 1915 года. Тамошние жители были собраны, и им сказали, что необходимо оставить город.

Председатель: Были ли вывешены в городе объявления, что армяне должны покинуть город?

Свидетельница: Сначала через жандармов и чиновников сообщили богачам, а потом было сказано, что город должен быть освобожден, потому что находится на линии фронта, и гражданское население должно быть удалено. Городские богачи были уведомлены за 8 дней, а остальные — за час до выселения. Потом узнали, что это был обман и что лишь армянское население подлежало высылке.

Председатель: Все население за один прием было выгнано за город?

Свидетельница: В четыре приема.

Председатель: Четырьмя группами?

Свидетельница: Четырьмя группами в 8 дней.

Председатель: Оставшиеся знали, что происходило с предыдущими выселенными группами?

Свидетельница: Нет.

Председатель: Вам называли конкретное место назначения?

Свидетельница: Прежде всего должны были идти в Эрзинджан.

Председатель: Вы с какой группой должны были следовать?

Свидетельница: Со второй.

Председатель: Расскажите, сколько людей было в вашей группе, как это случилось, насколько вы удалились и что произошло?

Свидетельница: Наша семья состояла из 21 лица. Из них осталось лишь трое.

Председатель: Сколько человек было в группе?

Свидетельница: 500 семейств.

Председатель: Как погибли ваши родные?

Свидетельница: Наша семья состояла из 21 лица. Мы наняли три воловьи повозки и все, что могли на них поместить, мы взяли с собой. Взяли пищу и деньги. Думали, что пойдем в Эрзинджан. Со мной были отец и мать, трое братьев, из которых самому старшему было 30 лет, его трое мальчиков — младшему было шесть месяцев, замужняя сестра с мужем и шестеро детей, из которых самому старшему было 22 года. Своими глазами видела гибель всех, только трое остались в живых и спаслись. Клянусь, что их убили по приказанию из Константинополя.

Председатель: Каким образом?

Свидетельница: Когда оставили город и подошли к воротам Эрзерумской крепости, появились жандармы и стали искать оружие. У нас отобрали ножи, зонты и прочее. Из Эрзерума мы пришли в Байбурт. Когда мы проходили мимо этого города, то видели кучи трупов, и я вынуждена была наступать на трупы, так что ноги мои окрасились кровью.

Председатель: Это были трупы людей, прибывших из Эрзерума с предыдущей группой?

Свидетельница: Нет, из Байбурта. Потом мы пришли в Эрзинджан. Там нам обещали дать жилье. Но нас туда помещать не было разрешено и даже было приказано не давать нам пить воду. Оказались вынужденными даже сдать волов, которых погнали в горы.

Председатель: Как произошла та резня, в которой ваши родные оказались убитыми?

Свидетельница: Когда прошли вперед, из группы были отобраны 500 молодых, в том числе и один из моих братьев. Но ему удалось сбежать и прийти ко мне. Я его переодела в платье девочки, чтобы он мог остаться при мне. Остальную молодежь собрали вместе в одну группу.

Председатель: Что стало с отобранными?

Свидетельница: Связали друг с другом и бросили в воду.

Председатель: Откуда вы это знаете?

Свидетельница: Видела собственными глазами.

Председатель: Видели, что бросили в реку?

Свидетельница: Да, были брошены в реку, и течение было настолько сильное, что все брошенные были унесены

Председатель: Что произошло с оставшимися?

Свидетельница: Кричали, плакали, не зная, что делать. Но и плакать не разрешали, дубинками гнали вперед.

Председатель: Кто?

Свидетельница: 30 жандармов и взвод солдат.

Председатель: Били время от времени?

Свидетельница: Да.

Председатель: Что стало с вашими родственниками?

Свидетельница: Мы пришли в Малатию с тем, что могли нести на спине, там нас подняли на гору, отделили мужчин от женщин. Женщины от мужчин были на расстоянии 10 метров и собственными глазами могли видеть все, что делали с мужчинами.

Председатель: Что же стало с мужчинами?

Свидетельница: Их убили топорами и бросили в реку.

Председатель: В самом деле таким образом были перебиты женщины и мужчины?

Свидетельница: Так погибли только мужчины. Когда немного стемнело, пришли жандармы, выбрали самых красивых женщин и девушек и забрали их себе в жены. Один из жандармов подошел ко мне и хотел меня забрать себе в жены. Непокорных и не желающих уступить закалывали штыками и рассекались их голени. Даже беременным женщинам рассекали животы, вытаскивали детей и выбрасывали.

(Всеобщее возмущение в зале. Свидетельница поднимает руку.) Я готова это подтвердить под присягой.

Председатель: Как же вы спаслись?

Свидетельница: Моему брату тоже отрубили голову. Когда моя мать это увидела, она упала и тут же умерла. Потом какой-то турок подошел ко мне и хотел меня взять в жены, и так как я не согласилась, то он схватил моего сына и швырнул.

Председатель: Как же вы освободились?

Свидетельница: Вдали я заметила дым и пошла по направлению к нему. Там я нашла брата и его жену, которая была беременна и начинала рожать. Нам сказали, что мы должны отсюда уйти, и мы вынуждены были оставить жену брата, потому что она была беременна.

Председатель: Потом прибыли в Самсек? Сколько вас было?

Свидетельница: Около 600 человек.

Председатель: А из вашей семьи?

Свидетельница: Отец, двое братьев и я.

Председатель: Значит, вы сами дошли до Самсека?

Свидетельница: Да. Там заболел отец, и пришел приказ, по которому запрещалось брать с собой больных, а их обязаны были бросать в воду. Отца вытащили из палатки, потом брат его вновь вернул, но отец в тот же вечер умер.

Председатель: А два брата?

Свидетельница: Они остались живыми.

Председатель: В самом деле все это правда? Не фантазия?

Свидетельница: Сказанное всегда бледнее действительности. На самом деле было намного ужаснее.

Председатель: Вы остались в Самсеке?

Свидетельница: Остаться в Самсеке не могла, нужно было идти в Сурич. В конце концов нас всех погнали в горы и все, что у нас оставалось из вещей, забрали...

Председатель: Кого тогда считали ответственными за эти ужасы?

Свидетельница: Выполнялось по приказанию Энвер-паши. Солдаты заставляли изгнанников становиться на колени и кричать: «Да здравствует паша!» — за то, что паша разрешил нам жить.

(Всеобщее возмущение.)

Защитник Нимайер: Происходящее здесь возмущение вполне понятно, ибо рассказанное свидетельницей кажется невероятным. Но ведь имеются тысячи общеизвестных сообщений подобного рода. Чтобы не возникло хотя бы малейшего сомнения в правдивости показаний свидетеля, я должен просить допросить сейчас двух экспертов — г-на проф. д-ра Лепсиуса и его высокопревосходительство г-на Лимана фон Зандерса о составе тогдашней турецкой жандармерии и турецкой армии.

Защитник фон Гордон: После этих, приводящих в содрогание описаний событий, о которых я до сих пор не имел представления, во всяком случае не в таких масштабах, я считаю, что можно отказаться от показаний тех свидетелей, которые остались вне зала. Надеюсь, что согласитесь со мной, чтобы послушать этих двух экспертов. Помимо этого, я просил бы выслушать одного весьма выдающегося человека, прибывшего в Берлин из Манчестера: это Балакян — представитель епископа. Он пережил эти ужасные события, следовательно, видел их сам, и мы можем от него услышать тоже, действительно ли армянский народ считает виновником Талаат-пашу. Другой вопрос — виноват ли он в действительности.

Прокурор: Я тоже считал бы желательным выслушать мнения обоих экспертов вообще об обстановке, царившей в турецкой полиции и жандармерии.

Председатель: Г-н переводчик, скажите обвиняемому, что свидетельница Терзибашян в своих показаниях подробно рассказала о резне.

Переводчик Захарьянц: Он сам понял.

Председатель (улыбаясь): Естественно.


Эксперт — д-р Иоганнес Лепсиус, писатель, 62 года, протестант.

(После принятия особой для экспертов присяги.)

Председатель: Вам известно, о чем идет речь. Только прошу с очень далекого не начинать, а высказываться по следующим пунктам: действительно ли были так велики масштабы зверств резни армян в 1915 году? Заслуживают ли в соответствии с вашими исследованиями и собранными материалами достоверности показания свидетелей и те сведения, которые дал обвиняемый из своей личной жизни? Из каких элементов составлялась охрана депортируемых? (На последний вопрос ответ был дан генералом Лиманом фон Зандерсом.)

Эксперт д-р Лепсиус: Решение о всеобщей депортации было принято Младотурецким комитетом. Приказы исходили от министра внутренних дел Талаата-паши, (а с другой стороны, и военного министра Энвера-паши). Выселение осуществлялось с помощью младотурецких организаций. Выселение, всеобщая ссылка, которая была решена в апреле 1915 года, коснулась всего армянского народа в Турции за малым исключением, о чем я еще напомню. Среди всего населения Турции до войны было 1850000 армян. Естественно, что в такой стране, как Турция, точной всеобщей национальной переписи не было. Указанную цифру мы берем из статистических данных, которые соответствуют национальному учету армянского патриарха. Перед войной армянское население было рассеяно в Европейской Турции (Константинополе, Адрианополе, Родосте) и в Азиатской Турции (Анатолии, Киликии, на севере Сирии, Месопотамии). Большинство армян проживало в Восточной Анатолии, на Армянском нагорье, древней родине, этого народа, в вилайетах Эрзеруме, Ване, Битлисе, Диарбекире, в Себастии и в Харберте. В Западной Анатолии, в области, расположенной напротир Константинополя, южнее Мраморного моря, армяне составляли внушительную часть населения. В Южной Анатолии Киликия вместе с областью, прилегающей к Тавру, и с пограничными с Северной Сирией территориями вокруг Александрийского залива составляли часть древней армянской родины.

Высочайшим приказом все армянское население было выселено в направлении северной и восточной окраины пустыни Месопотамии: в Дер-эс-Зор, Тер-Дзор, Ракку, Мескене, Рас-эль-Айн и до Мосула. Приблизительно было выселено 1400000 армян. Что означала эта депортация?

В одном из приказов, подписанном Талаатом, имелись такие слова: «Место ссылки есть уничтожение». В соответствии с этим приказом и действовали: от всего населения, выселенного из провинций Восточной Анатолии на юг, до места ссылки дошло лишь 10 процентов. Остальные 90 процентов были убиты в дороге, кроме женщин и девушек, проданных жандармами или похищенных турками и курдами. Остальные умерли от голода и истощения. Из армян Западной Анатолии, Киликии и Северной Сирии, которые были угнаны в пустынные районы, на сборных пунктах сосредоточилась огромная масса в несколько сот тысяч людей. Потом большинство их умерло от систематического голода и периодических погромов. Когда сборные пункты постепенно заполнялись новыми партиями так что не оставалось больше места для людей, группы угонялись в пустыню и там вырезывались. Турки объявили, что идею о сборных пунктах они переняли от англичан — по примеру сборных пунктов для буров Южной Африки. Официально объявлялось, что выселения являются всего лишь профилактическими мерами безопасности, однако авторитетные лица в неофициальных беседах совершенно открыто заявляли, что цель — уничтожение армянского народа.

Сказанное мною также вытекает и из документов, которые были мною изданы по протоколам императорского посольства и министерства иностранных дел, особенно из докладов германских консулов и германского посольства в Константинополе.

Вы здесь выслушали два сообщения: Тейлиряна и г-жи Терзибашян об испытанном и увиденном ими во время выселений. Подробные доклады, насыщенные подробностями личных испытаний, сотнями напечатаны большей частью в немецких, а частично также в американских и английских изданиях. Факты эти неопровержимы. Методы осуществления везде напоминают те, которые были здесь описаны Тейлиряном и г-жой Терзибашян. Иначе следовало бы спросить: «Как могли за такой короткий промежуток времени убить миллион людей?» Это было возможно сделать только самыми дикими способами, что было доказано также судебным следствием, которое проводилось военным трибуналом в Константинополе против Талаата-паши и его соратников. В составе трибунала были дивизионный генерал в качестве председателя, три бригадных генерала из числа известных военачальников и один капитан. Из пяти пунктов обвинения первый предусматривал ответственность за резню армян. Приговором военного трибунала 5 июля 1919 года были осуждены к смертной казни все главные виновники уничтожения армянского народа: Талаат, Энвер, Джемаль и д-р Назим.

Исполнение приказа об уничтожении армян было обеспечено тем, что оно было возложено на константинопольского вали, мутесарифов и каймакамов, то есть на высших председателей и губернских советчиков. Должностные лица, которые не подчинялись, лишались своих постов. Например, вали Алеппо — Джелал-паша отказался в своем вилайете выполнить приказ о выселении, и Талаат-паша лишил его поста и перевел его в Конию. Там Джелал-паша поступил так же, как и в Алеппо, защитил местных армян и взял под свое покровительство выселенных. Последствием стало то, что он вновь был снят и на этот раз вовсе остался без должности. Он был одним из самых справедливых и порядочных вали Турции. Другой же вали — Рашид-бей в Диарбекире — руками головорезов убил двух каймакамов, которые отказались выполнить приказ о выселении. Против того турецкого населения, которое часто выражало недовольство правительственными распоряжениями, применялось насилие так же, как и против таких чиновников и военных. Командир 3-го армейского корпуса издал приказ, по которому каждый турок, который окажет помощь армянам, должен быть повешен у своего дома, а дом сожжен. Если служащие допускали какую-либо «преступную» помощь армянам, то они увольнялись и должны были предстать перед военным трибуналом.

Из 1850000 армян было выселено около 1400000. Следовательно, оставалось 450000 человек. Из них 200000 избегли выселения. Это было главным образом городское население Константинополя, Смирны и Алеппо. Заслуга избавления армян Алеппо принадлежит германскому консулу Рёсслеру, тому, который прессой стран Антанты был оклеветан в том, что будто бы он лично организовал погромы. В Смирне генерал Лиман фон Зандерс препятствовал выселению армян, о чем вы услышите и от него самого. То же самое сделал и генерал-фельдмаршал фон дер Гольц. Когда он прибыл в Багдад и узнал, что армяне из Багдада выселены в Моссул, а оттуда вместе с моссульскими армянами подлежали выселению на север, к Евфрату, то есть посланы на смерть, фон дер Гольц известил моссульского вали, что он запрещает такое выселение. Когда же вали вновь получил приказ осуществить выселение, фон дер Гольц подал в отставку. Тогда Энвер-паша уступил, но одновременно приписал в своем письме фон дер Гольцу, что «его полномочия верховного главнокомандующего не дают ему права вмешиваться во внутренние дела турецкой империи».

В Константинополе послы препятствовали выселению армян. Позвольте здесь сделать мимоходом замечание. Часто мы читаем, что резня армян является следствием и того, что армянское купечество эксплуатировало турок и что турецкое население, возмущенное этим, стихийно поднялось против армян. Во-первых, доказано, что ни резня 1895-1896 годов, ни последняя резня не начинались со стихийных народных волнений. Как тогда, так и впоследствии речь шла об административных мероприятиях турецкого правительства. Ведь именно армянское купечество главных торговых центров Константинополя, Смирны, Алеппо как тогда, так и теперь пощадили отчасти, пожалуй, из-за того, что оно имело возможность откупиться. В противоположность этому все анатолийское крестьянство, которое составляло 80 процентов армянского населения вместе с ремесленниками (большинство ремесленников — армяне), было изгнано в пустыню и уничтожено.

Около 250000 человек, остатки армянского населения восточных вилайетов — пограничных вилайетов, завоеванных русскими, спаслись от депортации и бежали на Кавказ. Русские в то время продвинулись к западным берегам Ванского озера. Когда они потом отступали, то захватили с собой армян. Они это сделали не из любви к армянам, ибо когда потом русские вновь продвинулись в те же вилайеты, то армянским семьям не разрешили вернуться на свою родину. Янушкевич, начальник генерального штаба Николая Николаевича, который в то время был главнокомандующим на Кавказе, объявил, что Россия должна заселять освобожденные области вместо армян курдами и казаками, чтобы образовать широкий военный пояс против Турции. Милюков, руководитель русских кадетов, в то время возбудил в Думе сильные нарекания, заявив, что русское правительство делает совершенно то же самое, что до этого делали турки: оно хочет иметь «Армению без армян». Во всяком случае, наступление русских спасло жизни 250000 армян, а русское отступление лишило их своей родины. Они до сих пор находятся на Кавказе в области, территория которой намного меньше, годами голодая и испытывая много лишений.

Невольно каждый человек спросит самого себя: как такие события могли исторически произойти? Попытаюсь на это по возможности вкратце ответить.

Армянский вопрос не самородное дерево. Он является плодом европейской дипломатии. Армянский народ стал жертвой политических интересов России и Англии. Соперничество двух держав на Востоке началось Крымской войной и на Берлинском конгрессе. В дипломатической шахматной игре между Лондоном и Петербургом армянин служил пешкой, которую то переставляли вперед, то отдавали в жертву. Приводимые причины человеколюбия, «покровительства христиан» были предлогом. Когда в 1895 году Абдул Гамид подписал программу реформ, которую навязали ему Англия, Россия и Франция, и как своеобразный ответ на это сразу же организовал резню армян, — лорд Солсбери заявил, что для Англии армянский вопрос исчерпан. Князь Лобанов дал понять султану, что у него нет необходимости заботиться об осуществлении реформ в Западной Армении, потому что Россия не придает им значения. Султан сделал выводы. Сасунская резня 1894 года, которая явилась основанием для программы реформ, обошлась в тысячу, а резня 1895-1896 годов, которая последовала за этой программой, — в 100000 армянских жизней. Резня 1915-1918 годов, которая последовала после программы реформ 1913 года, довела число жертв до миллиона. Эта шкала — 1894, 1895 и 1915 гг. — 1000-100000-1000000 — представляет собой температурную кривую, подобной которой вряд ли можно найти во всемирной истории геноцида. В промежутке — в 1909 году — следует еще отметить Киликийскую резню с числом жертв в 25000.

Вопреки параграфу 61 Берлинского договора, который подписали шесть великих держав, и вопреки Кипрской конвенции 1878 года, по которой Англия брала на себя защиту христиан и осуществление армянских реформ, вопреки подписи султана под англо-русско-французской программой реформ, ни одна из великих держан пальцем не пошевельнула, чтобы спасти своих подопечных или хотя бы добиться наказания убийц. До сих пор армяне были лишь средством достижения цели в дипломатической игре Англии, России и Франции. Германия в отношении армянского вопроса, как это должны подтвердить опубликованные германские документы, начиная с Берлинского конгресса, занимала доброжелательную и благоразумную позицию, а взамен этого ее перед всем миром оклеветали как государство, которое якобы было опорой всех злодеяний султана и турецкого правительства.

Лишь дипломатическая игра Англии и России убедила сначала султана, а потом и младотурок, что армяне самый опасный национальный элемент для Турции.

Абдул Гамид сделал заключение: «Из-за вмешательства Европы в пользу Болгарии я потерял Болгарию. Теперь приходят с армянами и хотят отнять у меня Восточную Анатолию, чтобы потом по частям расчленить Турцию». Отсюда безумство с резней и преследованиями армян.

И тем не менее армянские реформы оставались в политических программах государств. В 1913 году вновь их включили в повестку дня. Русский и германский послы вели переговоры, а Англия заняла выжидательную позицию. Переговоры завершились разработкой программы реформ, которую подписала Порта, чем армяне и были довольны. Наблюдение за реформами должны были поручить двум главным европейским инспекторам. Но дело до этого не дошло. Началась война, и оба инспектора были отправлены домой. В 1913 году я был в Константинополе. Во время переговоров младотурки были крайне возмущены тем, что вопрос об армянских реформах вновь стал занимать державы, но еще более тем, что вопрос был решен желательным для армян образом благодаря взаимному согласию Германии и России. Тогда младотурки заявили: «Если вы, армяне, не откажетесь от реформ, случится то, что по сравнению с резней, организованной султаном Абдулом Гамидом, окажется детской игрой».

Революцию произвели младотурки и армяне совместно. Руководители дружили и поддерживали друг друга на выборах. В первые месяцы войны между ними, казалось, все мирно. Но вдруг в ночь с 24 на 25 апреля 1915 года, на удивление всего Константинополя, 235 лучших интеллигентов армянского общества были арестованы, заключены в тюрьмы и высланы в Малую Азию. В последующие дни число их увеличилось на несколько сот, всего их было 600. Из них удалось спастись лишь 15. Это была армянская интеллигенция Константинополя. Член парламента армянин Варткес, личный друг Талаата, еще был на свободе. Он пошел к Талаату, чтобы выяснить, что значит происшедшее. Талаат ответил Варткесу: «В дни нашей слабости вы схватили нас за горло и подняли вопрос армянских реформ, по-этому мы сейчас, пользуясь благоприятной ситуацией, так разбросаем вашу нацию, что вы на 50 лет выкинете из головы всякие мысли о реформах!» Варткес ему в ответ: «Значит, вы имеете в виду продолжать дело Абдула Гамида?» Талаат ответил: «Да».

Каковы были угрозы, таковы и дела. В соответствии с сообщением «Journal Officiel», военным трибуналом в Константинополе было доказано, что решение о депортации было принято Комитетом младотурок и что Талаат-паша, душа комитета и самый влиятельный его человек, лично отдал приказ об уничтожении армян и ничего не сделал, чтобы предотвратить зверства. Подтверждением этого являются германские и турецкие документы.

Цель этих моих слов — показать, что дипломатическая игра держав привела к тому, что сначала Абдул Гамид, а потом и младотурки стали настолько подозрительны к армянам, что пришли к такому заключению, что нечего с ними делать, как уничтожить их. Это уничтожение в тысячах несметных случаев приняло тот характер, о котором немного раньше вы здесь слышали из уст очевидцев.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   19


написать администратору сайта