Главная страница
Навигация по странице:

  • 18.теории личности.социализация.(3)

  • Гуманистическая психология

  • Индивидуальная психология

  • 19.Ролевая теория личности.Ролевые конфликты.

  • 5 основными характеристиками

  • 20.место и роль социального контроля в жизни общества.

  • 22.Западная социология 19в. Основоположником социологии считается французский философ Огюст Конт

  • 23.развитие социологии в России.+32.Основные этапы развития социологии в россии.

  • 1-й этап (1860–1900 гг.).

  • ( Стронин)

  • (Плеханов,Ленин) .2-й этап (1900–1920 гг.)

  • Зеленый, Звоницкая,Тахтарев, Лаппо-Данилевский

  • шпора по социологии. 1. Возникновение социологии как науки


    Скачать 338.5 Kb.
    Название1. Возникновение социологии как науки
    Анкоршпора по социологии.doc
    Дата15.05.2018
    Размер338.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлашпора по социологии.doc
    ТипДокументы
    #19262
    КатегорияСоциология. Политология
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    16.соц общности

    Социальная общность — широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания.Общности различного типа — это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития. Они складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т. п.), вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (половозрастные общности) и др. Исторически первой формой социальной общности была семья и такие, основанные на кровнородственных отношениях, социальные общности, как род и племя. В дальнейшем социальные общности формируются также и на других основаниях и несут на себе отпечатки конкретного социально-экономического строя. Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и осознание единства своих интересов по сравнению с др.общностями, более или менее развитое чувство «мы». Именно на этой основе происходит превращение простой (статистической) совокупности людей, обладающих общими объективными характеристиками, в реальную социальную общность. Люди одновременно являются членами различных общностей, с разной степенью внутреннего единства. Поэтому часто единство в одном (напр., в национальной принадлежности) может уступить место различию в другом (например, в классовой принадлежности).
    18.теории личности.социализация.(3)

    Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.

    представители различающихся школ и направлений рассматривают его через призму предмета своей науки.Социально-биологическая школа (Фрейд), связана с борьбой в нашем сознании бессознательных инстинктов и моральных запретов, диктуемых обществом.Теория “зеркального Я” (Кули,Мид).В соответствии с этой концепцией личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое зеркальное Я, которое состоит из трех элементов:1.представления о том, как его воспринимают другие люди;2.представления о том, как они его оценивают;3.как человек отвечает на воспринятую им реакцию других людей. Морено,Парсонс определяют личность как функцию от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе. Развитие личности Морено рассматривал в двух аспектах: как социоэмоциональное (формирование способности к межчеловеч. отношениям) и ролевое(приобретение опыта благодаря ролевому обучению).Концепция распределения ролей у Парсонса - деление их на предписанные и достигаемые.Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность является производной от условий, принятых в группах, в которые включен индивид. В процессе социализации он усваивает способы исполнения ролей и тем самым становится личностью. Марксистская социология в понятии “личность” отражает социальную сущность человека как совокупность общественных отношений, которые определяют социальные, психологические и духовные качества людей, социализуют их природно-биологические свойства.Социологический подход, которым руководствуются многие современные социологи, заключается в представлении каждого человека личностью, в меру освоения, приобретения им социально значимых черт и качеств. К ним относятся уровень образования и профессиональной подготовки, совокупность знаний и умений, позволяющих реализовать занимающие в обществе различные позиции и роли.Факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окруж; 3) культура; 4) групповой опыт; 5)индивидуальный опыт. По Фрейду, личность включает три элемента: “ид” - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; “эго” - осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и “суперэго” или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности.

    Бихевиоризм – направление теоретической и экспериментальной психологии, основывающееся на схеме "стимул-реакция". Личность как таковая не рассматривается и приравнивается к промежуточным переменным между стимулом и реакцией. Формирование личности – результат научения: подкрепление одних типов поведения и гашение других.Гуманистическая психология – Роджерс. в качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривается потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Тем не менее фундаментальным понятием теории Роджерса является "Я-концепция", или "самость". Я-концепция включает не только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное).Индивидуальная психология – Адлер.люди стараются компенсировать чувство собственной недостаточности, вырабатывая свой уникальный стиль жизни, в рамках которого они стремятся к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Второй движущей силой развития личности является социальный интерес, определяемый как стремление к сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей. Степень выраженности социального интереса является показателем психического здоровья.
    19.Ролевая теория личности.Ролевые конфликты.

    Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Мидом и Минтоном , а также активно разрабатывались Парсонсом.Основные положения:Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-мя основными понятиями: “ социальный статус “ и “ социальная роль “. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе.Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его должностью (директор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике, так и во внутренней позиции. Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы.Выделятся также естественный и профессионально - должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность). Профессионально - должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственное положение.

    Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль- это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается 5 основными характеристиками: 1.эмоциональной(сдержанность,раскованность);способом получения; масштабом(ограничена,размыта); нормализацией(в строго установленных правилах,произвольно); мотивацией(личную прибыль,общее благо). Социальную роль следует рассматривать 2-х аспектах :1.ролевого ожидания2.ролевого исполнения. Между ними никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются с статусом, который имеет данная личность. В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента :1.описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2.предписание (требования), связанные с данным поведением 3.оценка выполнения предписанной роли ;4.санкции - социальны последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы . Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными , реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение ( презрение ) , или юридическими , политическими , экологическими . Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевом поведением служит характер индивида. Т.е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.

    Ролевой конфликт.Выполнение каждой из социальных ролей связано с осуществлением действий, которые могут, как удовлетворять, так и не удовлетворять индивида. В то случае, если количество неудовлетворительных действий, не удовлетворяющих ожидания других людей становится значительным, индивид испытывает ролевое напряжение, которое может перерасти в ролевой конфликт.Например, появление ролевого конфликт может произойти по причине того, что индивид не готов выполнять ролевые функции, к нему поступаю претензии других членов группы, после чего он начинает раздражаться, выполнение роли вызывает его неудовольствие, которое переходит в конфликт с собственной ролью. В других случаях ролевой конфликт может появиться в результате тяжелых или излишних ролевых требований со стороны окружающих.Ролевой конфликт может приводить к негативным последствиям. Такими последствиями могут быть стресс, агрессивность, снижение интереса к своей деятельности. В ходе конфликта люди осознанно или неосознанно пытаются защищаться от его последствий. К основным способам защиты от конфликта относятся, в частности, рационализация ситуации ролевого исполнения, разделение ролей, регулирование ролей. Любой из этих способов защиты от ролевого конфликта но сит психологический характер и защищает индивид от стрессов.
    20.место и роль социального контроля в жизни общества.

    Социальный контроль - система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально-приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом.

    Социальный контроль: осуществляется посредством нормативного регулирования поведения людей и обеспечивает следование социальным нормам. Внешний социальный контроль - совокупность поощрений либо ограничений и принуждений, составляющих систему социальных санкций. Внутренний социальный контроль - вид социального контроля, в основе которого лежат ценности, нормы, ролевые ожидания, обычаи, интернализованные индивидом в процессе социализации. Наказание - в широком смысле - форма социального контроля, которая состоит в отрицательном санкционировании социально неодобряемого поведения. Неформальный контроль - неинституциональный контроль, осуществляемый в процессе социального взаимодействия посредством общественного мнения, обычаев, личностных оценок и т.д. Рабочий контроль - контроль, осуществляемый рабочими над производством и распределением продуктов и связанными с ними процессами. Стандартизация - тип социального контроля, при котором устанавливается социальный стандарт и поведение членов группы приводится в соответствие с этим стандартом.
    22.Западная социология 19в.

    Основоположником социологии считается французский философ Огюст Конт (1798-1857). В первой половине девятнадцатого века вышла в свет его фундаментальная работа «Основы позитивной философии». Будучи позитивистом, Конт обосновывал социологию по аналогии с точными науками, науками о природе. Он считал, что необходимо отказаться от тех теоретических положений, которые нельзя ни проверить, ни опровергнуть. Поэтому социология, как и все науки о природе, должна изучать объективные законы, управляющие поведением людей. Основными методами социологии должны были стать наблюдение и эксперимент. Социология, по его мнению, должна стать инструментом общественных преобразований, прежде всего эмпирической наукой.

    Герберт Спенсер (1820-1903) связывал общество с живым организмом, подчиняющимся биологическим законам. Общество развивается от простейших форм к более сложным, оно постоянно приспосабливается к изменяющимся условиям, выживают наиболее приспособленные. Идея соц. эволюционизма. Объектами соц. анализа являются: знания; нравственная сфера; эстетическая сфера; взаимная зависимость между структурами и организациями об-ва с одной стороны, и жизнедеятельностью людей, их поступками – с другой. Ввел в оборот категории «структура» и «функция» применительно к соц. организму. Критерий соц. прогресса – повышение уровня личной свободы. Чел. деят-сть зависит от: соц. среды, географии местности, климат. Условий, численности народонаселения и т.д. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) 1. Структурный функционализм. Концепция объяснения социального «социальным» (нормы и ценности). 2. Социальные факты (ценности и нормы), как воплощение коллективного сознания, становятся рычагами соц. регуляции. Совокупность соц. фактов – вещей сост. Соц. систему, ее институты, ценности и нормы. 3. Идея освобождения науки от всяких политических, религиозных, метафизических и др. предрассудков, этика честного, непредвзятого познания. 4. Идея «аномии» - соц. патологии и преступности. Отсутствие норм и права. Соц. нормы эффективны только тогда, когда опираются не на принуждение, а на нравственное совершенствование личности, моральный авторитет об-ва. Выход из «аномии» он видел в развитии экономики, в ее нормативной регуляции, учитывающей право. 5. На основе «аномии» объяснил причину самоубийств. Макс Вебер (1864-1920) «Понимающая соц-ия». 1. понимание через прямое наблюдение; 2. объяснительное понимание; 3. причинное объяснение. Соц-ия как научная дисциплина обретает характер «понимающей» соц. науки, поскольку ориентирована на интерпретацию соц. действий людей. Действие человека обретает характер соц. действия, если в нем присутствуют 2 момента: 1. субъективная мотивация индивида, кот. вкладывает в свое действие опр. смысл. 2. ориентация на поведение др. людей. М.Вебер выделил типы социальных действий:1) целерациональное;2) ценностно-рациональное;3) аффективное;4) традиционное. Карл Маркс (1818 – 1883) По его теории об-во осн. на матер. условиях жизни, причём эк. базис оказывает первичное влияние на форм-е и развитие соц. структур, и оп. духовную жизнь об-ва. Материалистическое объяснение истории базируется на формационном подходе. Человечество в своём развитии проходит определённые этапы-«общественно-экономические формации». 5 осн. стадий – формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социализм – первая фаза коммунистической формации). Движущей силой замены одной формации другой выступал клас. конфликт, порождаемый пост. развитием производительных сил.


    23.развитие социологии в России.+32.Основные этапы развития социологии в россии.

    Социологическая мысль в России изначально была частью общемировой социологии. Это обуславливалось тем, что в Россию социология проникла в 40-е гг. XIX в. с Запада и в скором времени приобрела специфический характер на основе особенностей исторического развития общества. Развитие социологической мысли в России в период с 40-х по 60-е гг. XIX в. можно охарактеризовать как предсоциологический этап.

    На этом этапе сформировалось программное поле российской социологии.

    Дальнейшее развитие социологии в России можно разделить на несколько этапов

    1-й этап (1860–1900 гг.). Этот период развития социологической мысли связан с концепциями таких мыслителей, как народники, представители субъективной школы, натуралистического направления, психологического направления (Ковалевский, Плеханов). Развитие социологии в этот период времени во многом было обусловлено социальными изменениями: усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских сословий, дифференциация в крестьянской среде, рост численности рабочего класса. На этом этапе основой социологической мысли стали позитивистская теория Конта, идеи которого в России хорошо знали и разрабатывали. В 1846 г. Серно-Солоневич, размышляя о составе социальных наук, поставил вопрос: не требует ли нынешнее состояние знаний появления новой науки, которая будет исследовать законы развития общества как естествознание исследует природу? В результате в середине 60-х гг. XIX в. в российской литературе появляется термин «социология», который рассматривался как высшая наука, опирающаяся на синтез научных знаний и исследующая всеобщие социальные законы.

    Первоначально накоплению социологической информации способствовала земская статистика: опросы крестьян, изучение их жизни.

    На этом этапе происходило формирование различных направлений и школ социологической мысли, которые во многом опирались на достижение западной социологии, но оказали важное влияние на специфику российских концепций. Среди них можно выделить следующие:1) географическое (Мечников) – прогресс общества обуславливается прежде всего природными, в частности, водными ресурсами. Так, согласно данной теории в истории развития обществ главнейшую роль сыграли те реки, которые были ореолом их обитания; 2) органицизм ( Стронин) – общество представляет собой сложный организм, который функционирует на основе природных законов; 3) психологизм (Лавров,Михайловский) – исходным пунктом социальности являются психофизические отношения, а в центр изучения ставится личность;4) марксизм (Плеханов,Ленин).

    2-й этап (1900–1920 гг.). На этом этапе своего развития российская социология проходит процесс институциализации. Проявлениями данного процесса стали следующие события: открытие в 1912 г. социальной секции при историческом факультете Петербургского университета; образование в 1916 г. русского социологического общества имени Ковалевского; введение в 1917 г. ученой степени по социологии; создание кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах; в 1920 г. В Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением. За несколько лет до революционных событий 1917 г. ученым и педагогам-энтузиастам социологию под разными предлогами удается включать как предмет изучения в программы некоторых средних учебных заведений, различных училищ, курсов.В последнее десятилетие перед революцией лекции по социологии читались на Высших женских курсах, в биологической лаборатории Лесгафта. Теоретические концепции данного периода характеризовались распространением неопозитивизма, сочетающим функционализм и эмпирические исследования. Яркими представителями этого периода социологической мысли были Зеленый, Звоницкая,Тахтарев, Лаппо-Данилевский и др.

    Одновременно оформляется своеобразная христианская социология в русле религиозной философии (Бердяев, Булгаков), не приемлющая неопозитивизм и бихевиоризм. Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта