Главная страница
Навигация по странице:

  • 47.Девиантное поведение.

  • 48.понимающая социология Вебера.

  • 49.Форма массового поведения и социальные движения.

  • 50.Социальные изменения-реформы и революции.

  • Разрушительный характер реформ

  • Созидательный характер реформ

  • 51.социальное развитие и социальный прогресс.

  • 53.социальная система и социальная структура.

  • шпора по социологии. 1. Возникновение социологии как науки


    Скачать 338.5 Kb.
    Название1. Возникновение социологии как науки
    Анкоршпора по социологии.doc
    Дата15.05.2018
    Размер338.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлашпора по социологии.doc
    ТипДокументы
    #19262
    КатегорияСоциология. Политология
    страница7 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    46.Социология Вебера и Зиммеля.

    Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Зиммелем и Вебером. В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. У естествознания социология заимствует приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук - метод понимания и отнесения к ценностям.Такая трактовка взаимодействия социологии и других наук вытекает из их понимания предмета социологии. Зиммель и Вебер отвергали в качестве предмета социологического знания такие понятия, как «общество», «народ», «человечество», «коллективное» и т. д. Они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Зиммель и Вебер подчеркивали важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. И здесь ему поможет знание того, что в сходных ситуациях большинство людей поступает одинаковым образом, руководствуется аналогичными мотивами. Исходя из своего представления о предмете социологии и ее месте среди других наук, Зиммель и Вебер формулируют ряд методологических принципов, на которые, по их мнению, опирается социологическое знание. Каковы же инструменты познания, через которые реализуются основные принципы «понимающей социологии»? У Зиммеля таким инструментом служит фиксирующее в социальном явлении самые устойчивые универсальные черты, а не эмпирическое многообразие социальных фактов. Главным инструментом познания у Вебера выступают «идеальные типы».
    47.Девиантное поведение.

    Девиа́нтное поведе́ние — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином виде. Не всегда проявляется в негативном выражении. Также девиацией является одаренность, чрезмерная доверчивость, открытость в сообществе. Деликвентное(-)-преступность, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция.Аномия-отсутствие норм и правил в поведении.Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

    По мнению Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Так, например,Дюркгейм написал работу «Самоубийство», ставшую классическим произведением в этой области.

    48.понимающая социология Вебера.

    Выдающуюся роль в развитии социологии сыграл немецкий мыслитель Вебер. В настоящее время социология Вебера переживает настоящее возрождение. Вновь осмысливаются и переосмысливаются многие стороны его философско-социологических взглядов. Берутся на вооружение разработанная им методология социального познания, концепции понимания, идеальных типов, его учение о культуре, этике, социологии религии. Сегодня западные социологи рассматривают Вебера «в качестве одной из тех ключевых фигур, обращение к которым открывает перспективу плодотворного обсуждения фундаментальных вопросов социологической теории».

    С точки зрения Вебера, социология должна изучать прежде всего поведение и социальную деятельность человека или группы людей. Однако не всякие их поведение и деятельность являются предметами изучения социологии, а только такие, которые, осмыслены ими с точки зрения целей и средств их достижения, ориентированы на других субъектов, т.е. учитывают влияние на них своих действий и их ответную реакцию на это. Если действие рассчитано на ответную реакцию не со стороны других людей, а скажем, со стороны машин или природы, оно, по Веберу, не считается социальным. Не являются таковыми и подражательные действия.Социальные действия составляют, по Веберу, систему их сознательного, осмысленного взаимодействия. В таком качестве они образуют предмет внимания так называемой понимающей социологии, заключающейся в том, что если действия человека осмыслены и внутренне ориентированы на что-то, то социолог должен разобраться не только в содержании этих действий и в их возможных последствиях для других людей, но прежде всего в субъективных мотивах этой деятельности, в смысле тех духовных ценностей, которыми руководствуется действующий субъект. Другими словами, надо осмыслить, понять содержание духовного мира субъекта социального действия. В такой роли социология выступает как понимающая. Главным инструментом познания у Вебера выступают «идеальные типы». Идеальные типы - это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности. Какую же основную задачу решают идеальные типы?Вебер считает, что главная цель социологии - сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы и позволяют сделать этот исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.

    Вебер создал и развил концепцию понимающей социологии, задачи которой, по его мнению, заключаются в том, чтобы понять и объяснить 1) посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось; 2) какие понятные социологу последствия имели их стремления для «осмысленно-соотнесенного поведения других людей».

    Вебер исходит из того, что понимание социальных действий и внутреннего мира их субъектов может быть как логическим, т.е. осмысленным с помощью понятий, так и чисто эмоциональным. В этом случае оно достигается посредством «в чувствования», «вживания» социолога во внутренний мир субъекта социального действия. Он называет этот процесс сопереживанием. Тот и другой уровни понимания социальных действий, из которых складывается общественная жизнь людей, играют свою роль. Однако более важно, по Веберу, логическое понимание социальных процессов, их осмысление на уровне науки. Их постижение на уровне «в чувствования» он характеризовал как подсобный метод исследования. Он создал знаменитую теорию 3 типов государств: легального, где правит бюрократия и законы; традиционного, где царит подчинение и послушание; и харизматического, в котором правитель отождествляется с Богом.
    49.Форма массового поведения и социальные движения.

    Массовое поведение - тип коллективного поведения, являющийся результатом воздействия средств массовой коммуникации. Массовое поведение характеризуется единообразными реакциями, утратой индивидуальных оценок и ориентации. Массовые действия могут быть слабо организованными (па­ника, погромы) либо достаточно подготовленными и организо­ванными (демонстрации, революции, войны)Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись организаторы и ли­деры, способные возглавить остальных, или нет.К формам мас­сового поведения относят массовую истерию, слухи, сплетни, панику, погром,бунт.Массовая истерия — состояние всеобщей нервозности, повы­шенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами.Примерами массовой истерии являются средневековая "охота на ведьм", послевоенная "холодная война", процессы над "врагами народа" в эпоху сталинизма, нагнетание средствами массовой информации угрозы "третьей мировой войны" в 60—70 годы, массовая нетерпимость к представителям иной национальности.Слухи — совокупность сведений, которые возникают из ано­нимных источников и распространяются по неформальным ка­налам.

    Распространение слухов — форма массового поведения.Слу­хи бывают ложными и истинными, они подтверждаются и не подтверждаются.Они возникают в ситуациях дефицита, недо­статка информации или в тех случаях, когда аудитория радио, телевидения и печати не верит официальной информации.Сово­купность людей, которые пассивно воспринимают слух либо активно его распространяют, составляет аудиторию воздей­ствия слуха.Согласно гипотезе американского-социального психолога Тшибутани, слух как коллективное действие построен на четком распределении ролей.Первые выполняют роль "посыльного" и только распространяют слух.Вторые играют роль "интепретатора", добавляя к новости собственные соображения.Третьи ока­зываются в ситуации либо "скептиков", сомневающихся в дос­товерности слуха, либо "сторонников", горячо отстаивающих его.Кое-кто берет на себя роль "принимающего решение", гото­вого действовать в соответствии со слухом.Большинство же оста­ется в роли простых зрителей, или аудитории.Разновидностью слухов выступают сплетни.

    Новости о злоумышленниках, крадущих детей или насилу­ющих женщин в лифтах, новости о предстоящем повышении цен — это слухи.Они основаны на подсознательном страхе.Но­вости о том, сколько бриллиантов у первой леди государства, или о том, с кем разводятся и на ком женятся рок-звезды, — это сплетни.Они основаны на любопытстве.

    паника — такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординирован­ные реакции.Участники паники действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга.

    Паника случается в экстремальных условиях.В подобных ситуациях действуют силы, неподвластные человеку, поэтому обычные средства преодоления кризиса не достигают успеха.Когда индивид убеждается, что все известные и доступные ему средства, годившиеся в обычных условиях, не срабатывают, он теряет самообладание.Появляется страх, парализующий мышление и волю.Он усиливается, когда человек замечает, что и другие люди охвачены тем же.Возникает цепная реакция пани­ческих действий.

    Социальное движение - массовые коллективные действия по реализации специфических интересов и целей: рабочее, крестьянское, национально-освободительное, экологическое, женское, молодежное и другие движения. Социальное движение - в социологии - более или менее настойчивая и организованная попытка со стороны относительно большой массы людей ввести те или иные социальные изменения или, напротив, не допустить введения изменений.
    50.Социальные изменения-реформы и революции.

    Социальное изменение-перемены любого рода, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Все виды социальных изменений, и прежде всего — социального развития, по характеру, внутренней структуре и степени влияния на общество можно разделить на две большие группы — эволюционные изменения и революционные.

    Эволюционные изменения — это частичные и постепенные изменения, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо свойств, качеств, элементов в различных социальных системах, и приобретающих, в связи с этим, восходящую или нисходящую направленность.

    Социальная революция - качественный скачок в развитии общества, который сопровождается переходом государственной власти в руки революционного класса или классов и глубокими изменениями во всех сферах общественной жизни. По Марксу социальные революции являются выражением сущности естественно- исторического процесса развития общества. Они имеют всеобщий закономерный характер и представляют собой важнейшие принципиальные изменения, свершающиеся в истории человечества. Открытый марксизмом закон социальной революции указывает на объективную необходимость в смене одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной.Немарксистские и антимарксистские концепции в целом отрицают закономерность социальных революций. Так,Спенсер сравнивал социальные революции с голодом, бедствиями, повальными болезнями, проявлениями неповиновения, и “агитацией, разросшейся до революционных собраний”, открытыми восстаниями, которые он называл “общественными изменениями ненормального характера”

    В рамках национального государства, в котором совершается социальная революция, в ней можно выделить три важнейших структурных элемента: 1) политический переворот(политическая революция); 2) качественные преобразования экономических отношений (экономическая революция); 3) культурно-идеологические преобразования (культурная революция).

    Марксистская теория социальной революции утверждает, что основная причина социальной революции – углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в усилении борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами.

    Обычно эволюция понимается в целом как количественные изменения, а революция - как качественные изменения. При этом реформа также отождествляется с количественными изменениями и соответственно противопоставляется революции.

    Реформа - это особая форма революционного процесса, если понимать революцию как разрешение противоречия прежде всего между производительными силами (содержание) и производственными отношениями (форма). В реформе можно видеть как разрушительный, так и созидательный процесс. Разрушительный характер реформ проявляется в том, что с точки зрения революционных сил уступки в виде реформ, проводимых правящим классом, "подтачивают" позиции последнего. А это, как известно, может подтолкнуть правящий класс к насильственным действиям, чтобы сохранить свое господство в неизменном виде (а революционные силы - к ответным действиям). В результате этого подготовка качественных изменений в социальном организме консервируется, а то и прерывается.

    Созидательный характер реформ проявляется в том, что они подготавливают новые качественные изменения, способствуют мирному переходу к новому качественному состоянию общества.

    Но реформы как таковые все же не меняют фундамент старого общественного строя.
    51.социальное развитие и социальный прогресс.

    Социальное развитие рассматривается как частный случай социальных изменений, имеющих либо направленность в сторону улучшения/усложнения/совершенствования/прогресса, либо в сторону регресса

    Обобщив и проанализировав существующие теории развития, можно условно разбить их на три группы: социокультурные, индивидуально-технологические и социально-экономические. Каждая из теорий выделяет свой определенный фактор общественного развития.

    Социокультурные теории считают главными изменения происходящие в социокультурной сфере общества — мировоззрении, религии, системе ценностей и менталитете социальный группы, общества и целых эпох К социокультурным теориям относят учения Конта, Вебера, Сорокина.

    Индивидуально-технологические теории рассматривают социальные изменения как производные от изменений в сфере производства. Наиболее известные теории этого типа созданы Ростоу и Беллом. Ростоу создал теорию стадий экономического роста, согласно которой, развитие общества определяется изменениями технологии производства (ручной труд, мануфактурный, машинное производство). Согласно Ростоу, общество проходит 5 стадий — традиционное, переходное, "сдвига, "зрелости", "высокого массового потребления".

    Белл создал теорию индустриального общества, согласно которой, общество проходит три этапа — доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное.

    Социально-экономические теории считают определяющими, изменения, которые происходят в системе экономических отношений. У истоков наиболее известных социально-экономических теорий стояли Маркс, Бюхер и Гильдебранд.

    Гильдебранд считал, что общество проходит три этапа развития — натурального обмена, денежный, кредитный. Бюхер также выделял три стадии развития, называя их — "домашнего хозяйства", "городского хозяйства" и "народного хозяйства".

    Социальный прогресс - глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.

    Социальный прогресс - поступательное развитие общества, его подъем на более высокие ступени или уровни. Основным критерием современного С. п. является степень социальной защищенности всех слоев общества, освобождение человека от всех форм угнетения, предоставление ему условий для достойной жизни. Подлинный С. п. возможен только при гармоничных взаимоотношениях человека с природой.Показатели социального прогресса конкретизируют общий критерий общественного развития. их целесообразно возвести к таким направлениям:условия жизнедеятельности, социальная структура населения, образ жизни;разделение совокупности условий жизнедеятельности в соответствии с сферами развития общества на экономических, политических, духовных и демографических;разделение конкретных показателей социального развития за разными уровнями — страна, регион, трудовой коллектив.

    53.социальная система и социальная структура.

    Социальная структура - совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.

    Социальная система — целостная структура, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей, переходя из поколения в поколение.

    Социальная система — это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый целостный социальный объект.

    Социальное положение - обобщённая характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.

    Социальная группа - любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта