шпора по социологии. 1. Возникновение социологии как науки
Скачать 338.5 Kb.
|
3-й этап (1920—1930-е гг.). На третьем этапе продолжается развитие теоретической социологии. В 20-х годах издается обширная социологическая литература:Сорокин («Основы социологии» в 2 томах, 1922 г.), Хвостов («Основы социологии. Учение о закономерностях общественного процесса», 1928 г.), Бухарин («Теория исторического материализма, популярный учебник марксистской социологии», 1922 г.), Салынский («Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую социологию», 1923 г.) и др.Основная направленность этих работ состояла в выявлении соотношения истории русской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и определить ее место в системе марксизма. После краткого периода академических свобод в годы НЭПа устанавливается реакция, и ряд видных ученых-социологов и философов (Сорокин,Бердяев) вынуждены навсегда покинуть Россию. Термин «социология» начинает приобретать негативный оттенок и использоваться главным образом в связи с критикой «буржуазной» социологии. Многие журналы и кафедры закрываются, немалое количество социологов, экономистов и философов подвергаются репрессиям и ссылке в лагеря. Высылка в 1922 г. большой группы ученых из России сразу же сказалась на снижению уровня отечественной социологии.Именно в этот период начинается научная деятельность одного из виднейших представителей мировой социологической мысли Сорокина.Этот мыслитель, родившийся в России, внес огромный вклад в развитие социологии, который можно сравнить разве что с вкладом Вебера.Сорокин разработал теорию стратификации и социальной мобильности.Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т. е. некое пространство, заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека. 4-й этап (с 1950-х гг.). В этот период начинается возрождение интереса к социологии. Социологи 50—60-х г.г., или, как их позже называли, социологи первого поколения, решали нелегкую задачу – не только возродить, но и практически заново создать эту науку.Во многом благодаря работам Грушина,Заславской, Здравомыслова, Левады, Осипова,Ядова и др. в стране значительно расширились масштабы социологических исследований.В середине 1960-го г. было создано первое социологическое учреждение – отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. Таким образом, нетрудно увидеть, что на данном этапе социология приобретает в основном прикладной эмпирический характер. Предметом социологических исследований была социальная структура общества, бюджет времени рабочих, социальные проблемы труда, образования, семьи.Однако полученные данные не объединяются, на их основе не создаются теории среднего уровня.По всей стране начинаются открываться кафедры социологии, создаются учебные пособия по этой дисциплине. Социология проходит процесс институциализации, итогом которого становится возникновение социологического факультета МГУ, который оказался первым после длительного перерыва социологическим факультетом в СССР.На сегодняшний день в России существует огромное количество социологических факультетов, которые выпускают высококлассных специалистов-социологов.В больших количествах проводятся социологические исследования.В стране существуют центры исследования общественного мнения, которые проводят социологические исследование по всей России и создают на основе их данных многочисленные отчеты и прогнозы. 24.Современная западная социология. Современная западная социология активно ищет принципы социальной организации и социального порядка, которые нельзя свести к системе производства, биологической организации индивида. Отчетливо проявляется тенденция к интеграции наук и появлению междисциплинарных исследований типа экономической и политической социологии, социальной географии, социобиологии и др. Несмотря на множество концепций и школ, направлений в западной социологии, все они тяготеют к двум полюсам – позитивизму и неопозитивизму, с одной стороны и понимающей социологии — с другой. В рамках этих полюсов можно выделить концепции и школы современной западной социологии. Структурный функционализм. Парсонсом, опирающимся на концепции Спенсера и Дюркгейма. Базовой идеей является идея «социального порядка», которая олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними. Структурный функционализм практически отвергал идею развития, призывая к поддержанию «равновесия».общество-целлостная сист.из функционально связанных частей. Теории социального конфликта. В западной социологии существуют теории противоположные эволюционизму.Козер.Тезис-стабильность социальной системы предполагает борьбу интересов, социальные столкновения.Отвергают стихийность конфликтов. Бихевиоризм. на первое место выдвигается сознательная человеческая деятельность, необходимость изучения межличностного взаимодействия вместо овеществления социальных отношений, реализуемого структурно-функциональным подходом. Теория социального обмена. (Хоманс и Блау) Социальное взаимодействие выступает как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду и минимизировать убытки. Символический интеракционизм. Мид, Блумер.рассматривали социальное взаимодействие как обмен социальными символами и интерпритация этих символов. Феноменологическая социология. Шюц. познание социальной реальности через изучение повседневной жизни людей, обыденного сознания. В последнюю четверть 20 в. получила распространение мир-системная социология, основоположник которой немецкий социолог, работающий в США, Валлерстайн, рассматривает процессы развития общества с точки зрения глобализационных процессов, интенсивность которых стала ощутимой реальностью. Если в середине 20 в. вся проблематика сосредоточивалась вокруг понятия социальной системы, то теперь она сосредоточивается вокруг понятия действия и активного деятеля. Но особенно важными для новейших концепций социологии становятся идеи роли человека как активного социального субъекта В отличие от марксистской теории, конфликтологическая эволюционная парадигма исходит из того, что в современном демократическом обществе возникает великое множество локальных социальных конфликтов между различными группами. Разнонаправленность этих конфликтов позволяет сохранять относительную стабильность в обществе, т. е. не ведет к социальным взрывам. Кроме того, в открытом обществе существуют легальные способы для сравнительно бескровного урегулирования конфликтов. Успешное разрешение возникающих социальных конфликтов свидетельствует о жизнеспособности общества (по Дарендорфу). Заметен вклад в науку американского социолога Миллса, положившего начало критической социологии действия. С его точки зрения центральной задачей социологии должно стать изучение людей, играющих важную роль в экономических,политических и военных институтах общества, т. е. изучение властвующей элиты, которая во многом определяет лицо современного общества. Миллса можно назвать одним из создателей политической социологии. Структура_соц_знания._Социология'>26.Социология как наука:объект.предмет,структура,функции,метод +44Объектно-предметная обл соц.Структура соц знания. Социология-наука об обществе как целостной системе и отдельных соц институтах,процессах,соц группах и общностях,отношениях личности и общества,закономерностях массового поведения людей. Объект-соц жизнь общества,структуры взаимодействия соц объектов,соц групп,институтов,общностей и тп,имеющие соц различия между собой. Предмет-закономерности функционирования соц общностей как субъектов исторически определенных соц отношений,совокупность кот образует соц сферу жизнедеятельности общества. Социология учитывает определенные соц-эк и политич отношения,влияние на чел культурной среды обитания,исходит из соц факторов,из анализа деят. И сознания чел.группы к кот он принадлежит. Соц.изуч.на 3х уровнях:1.макроуровень(б.соц группы,институты); 2.мезоуровень(ср.соц группы);3.микроуровень(м.соц группы,личности) Структура социологич знания включает 7 четко определенных уровней:культуру,соц сист,соц процесс,соц общности,соц стратификацию, соц институты и индивиды. 1.Культура-совокупность ценностей,убеждений и выражающих их спец символов,таких,как мораль,искусство,кот явл общими для группы людей и служат для систематизации чел опыта и регулирования поведения членов этой группы.2.соц сист-совокупность взаимосвязанных соц явлений и процессов,образующих некоторый целостный соц объект.(соц структура)3.соц процесс-совокупность соц действий(действий,имеющих общественное знач)4.соц общности-совокупность людей.кот характеризуют общие усл их жизнедеятельности,принадлежность к историч сложившимся территориям,соц институтам.5.соц стратификация.6.соц институты.7.индивид(соц изуч чел). Функции социологии:1.теоретико-познавательная;2.регулятивная(упр общ процессом);3.прогностич;4.критич(выявл негативного явл в общ);5.описат;6.идеологич;7.мировоззренческая;8.инструментальная;9.соц проектирования. Уровни соц:1.фундаментальная(общая);2.прикладная;3.отраслевая(явл и процессы в общ) Соц:1.макросоц(масштабные соц объекты);2.микросоц (поведение людей в повседневной жизни).Методы социологии: Всеобщие(используются во всех науках:анализ,синтез,дедукция, индукция ,аналогия,обобщение Общенаучные (исп. во многих науках: наблюдение;описание; сравнение) Частнонаучные (приемы, кот. выступают следствием усвоения инновационной теорией науч. достижений технических, естественных и гуманитарных наук): статистические - (опрос,интервью,контент-анализ) 27.Понятие социальной организации. В общем смысле под организацией имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.все организации обладают некоторыми общими элементами. Организации - это: 1) социальные системы, т.е. люди, объединенные в группы;2) их деятельность интегрирована (люди работают вместе, сообща) 3) их действия целенаправленны (люди имеют цель, намерение). Таким образом, социальную организацию можно определить и так: «Социальная организация - непрерывная система дифференцированных и координируемых видов человеческой деятельности, заключающейся в использовании, преобразовании и объединении специфической совокупности трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и природных ресурсов в некоторое уникальное, решающее проблемы целое. Функция этого целого состоит в удовлетворении частных потребностей человека путем взаимодействия с другими системами, включающими разные виды человеческой деятельности и ресурсы в их конкретном окружении» Особенности:реализация потенциальных возможностей и способностей человека; формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором; сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности. В социальных организациях проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности социальной организации, процессы, связанные с действиями законов социальной организации. К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений . В социальной организации имеются формальные и неформальные лидеры. признаки: 1. наличие целей; 2. конкретное воплощение отношений общественной власти; 3. совокупность функциональных положений (статусов) и социальных ролей; 4. правила, регулирующие отношения между ролями; 5. формализация значительной части целей, задач и отношений. Важнейшими функциями С.О. в обществе являются: а) интеграция и социализация индивидов в систему общественных отношений; б) упорядочивание и социальный контроль действий ее членов в жизненно важных для них сферах. С.О. могут различаться степенью бюрократизации отношений ее членов: формальная и неформальная. Всякая формальная организация имеет специальный аппарат, основной функцией которого является координирование действий ее членов в целях ее сохранения. Члены такой организации рассматриваются функционально, т.е. не как личности, а как носители определенных ролен. Чем сложнее организация, тем более сложные функции выполняет бюрократический аппарат. Наряду с бюрократическими принципами организационной структуры в С.О. существуют и неформальные отношения, которые в условиях жесткой системы административных правил повышают эффективность организации и выполняют ряд позитивных функций: 1) служат средством сглаживания возможного иерархического конфликта; 2) способствуют сплоченности членов организации; 3) сохраняют чувство индивидуальной целостности и т.д. Разделение С.О. можно рассматривать соответственно основным сферам жизнедеятельности общества: техническая, экономическая, социальная. Первые исследования, направленные на изучение особенностей С.О. (условий эффективного функционирования и т.д.) - были предприняты в начале 20 в. (Тейлор, доктрина "человеческих отношений", ситуативизм, теория Херцберга). Существенный вклад в исследование проблем C.O., ее структуры, функций и т.д. внесли представители структурно-функционального подхода (Парсонс) и Вебер. Сегодня вопросам изучения оптимального варианта существования С.О. занимается целая отрасль научного знания – эргономика 28.общество как целостная система. 1.понятие общества. 2.общество как система Для системного видения общества недостаточно признания целостности разнородных и множественных элементов, необходимо еще понять характер целостности. Иными словами, стоит задача понять основания системности общества. К таким основаниям относится выделение доминирующего фактора (социального явления, связи, отношения), который бы обладал системообразующими свойствами. Этот вопрос в истории социальной мысли решался в рамках двух основных парадигм социально-философского мышления – социального реализма и социального номинализма. Реалистическая тенденция в понимании системности общества проявляется как признание приоритета всеобщего над уникальным, единичным. Номинализм, наоборот, считает, что подлинной реальностью обладает лишь единичное, т.е. конкретный индивид, и, следовательно, социальное есть совокупность свойств, присущих отдельным индивидам. Номиналистические тенденции реализованы, например, представителями английского социального номинализма. Так, у Гоббса искусственный характер общества обосновывается в рамках концепции «общественный договор». В рамках социального реализма (истоки восходят к философии государства Платона и Аристотеля) развиваются идеи системности общества в гегелевской, марксистской и позитивистской трактовках. Первая серьезная попытка понять общество как «тотальность» представлена Гегелем. Общество для Гегеля – это деятельность «всемирно-исторических индивидов, через личные цели и действия которых проявляется «объективный дух» истории». Социальная философия Гегеля имеет своим истоком панлогизм: превращение логики в основание системы ведет к тому, что общество и этапы его развития рассматриваются как форма и этап всеобщей логики понятий. Системность и историзм проявляет себя в гегелевской трактовке в том, что деятельность общества составляет основу единства природы и человека. Труд для Гегеля является исторической формой деятельности. Произведения культуры, как продукты труда, согласно Гегелю, отделяют человеческое общество от животных. Гегелевские представления об обществе как системе (универсализм практического отношения к миру, целеполагание и др.) были использованы Марксом. В то же время марксистское понимание системности общества противоположно гегелевскому: системность обеспечивается общественным производством. Общественное производство осуществляется в качестве способа совместной жизнедеятельности людей, продуктом и результатом которого выступает общество. Целостность общества понимается Марксом как «общечеловеческий жизненный процесс», «производство – жизнь, порождающая жизнь», «производство людьми своей общественной жизни». Производство по Марксу, играет системообразующую роль потому, что осуществляет жизненно важные для людей функции социальных связей и отношений, производства идей (идеологии) и творчества в сфере духовных ценностей. В рамках марксистской модели общества основными отношениями являются производственно-экономические, основными сферами – экономическая, политическая, социальная и духовная. Историческая специфика этих системных элементов обусловлена здесь типом экономических отношений (антагонистических или неантагонистических). Другая картина наблюдается в трактовке системности общества у позитивистов. Организмическая, натуралистская модель общества позитивистов «первой волны» (Конт,Спенсер) связана с представлением о целостности общества, обусловленной аналогией между биологической природой и социальной.Дюркгейм, позитивист «второй волны», развивает функциональное толкование общества. Для него общество – специфическая автономная реальность, системность которой придается совокупностью «социальных фактов». Каждый «социальный факт» обладает самостоятельными характеристиками и не сводим к биологическим, экономическим или психологическим феноменам социальной действительности. Основной признак «социального факта» - принудительное давление на человека, и в этом случае социальная система противоположна, антагонистична индивиду. Системообразующим отношением у Дюркгейма выступает общественная солидарность. Усложнение постиндустриального, информационного общества, рост его многомерности меняют уровень системной организации, придают ему, например, признак глобальности. 31.Глобализация и ее проявление в современном мире. Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Глобализация способствует: 1) увеличению объемов - продаж и прибылей; 2) защите рынков от конкурентов; 3) увеличению прибылей; 4) снижению затрат на научные исследования и разработку новых продуктов для новых рынков. В настоящее время ни одна глобальная компания не достигла идеальной модели глобализации. Но процесс глобализации продолжается, и российские компании стараются как можно ближе подойти к идеальной модели. Проявления глобализации: В политической сфере: 1) возникновение наднациональных единиц различного масштаба: политических и военных блоков (НАТО), имперских сфер влияния (сфера влияния США), коалиций правящих групп ("Большая семерка"), континентальных или региональных объединений (Европейское сообщество), всемирных международных организаций (ООН); 2) возникновение контуров будущего всемирного правительства (Европейский парламент, Интерпол); 3) растущая политическая однородность мирового сообщества (демократизация общественно-политической жизни). В экономической сфере: 1) усиление значения наднациональной координации и интеграции (ЕС, ОПЕК), региональных и мировых экономических соглашений;2) глобальное разделение труда; 3) возрастание роли многонациональных и транснациональных корпораций (ТНК) ("Ниссан", "Тойота", "Пепси-Кола"); 4) становление универсального, единого экономического механизма, охватывающего весь мир;5) молниеносность, с какой финансовые рынки реагируют на события в отдельных странах. В сфере культуры: 1) превращение планеты в "мировую деревню" (М.Маклуэн), когда миллионы людей благодаря средствам массовой информации практически мгновенно становятся свидетелями событий, происходящих в разных уголках Земного шара; 2) приобщение людей, живущих в разных странах и на разных континентах, к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, рокконцерты); 3) унификация вкусов, восприятий, предпочтений (кока-кола, джинсы, "мыльные оперы"); 4) непосредственное знакомство с образом жизни, обычаями, нормами поведения в других странах (через туризм, работу за границей, миграции); 5) появление языка международного общения - английского; 6) повсеместное распространение унифицированных компьютерных технологий, интернет;7) "размывание" местных культурных традиций, их замена массовой потребительской культурой западного типа |