Великий док. 20. Конституция Японии 1947 г. структура, характерные черты, особенности, способ внесения изменений
Скачать 291.99 Kb.
|
Королевство Саудовская Аравия было создано в 20-е годы сектой ваххабитов и опиравшейся на нее армией, возглавляемой Королем Ибн Саудом, который еще в колониальную эпоху сумел образовать крупное независимое государство, а в 1932 г. стал первым Королем Саудовской Аравии. Это обусловило сохраняющийся до сих пор чрезвычайно высокий авторитет саудовской династии в широких слоях населения. Фактически в Саудовской Аравии сложилась не столько абсолютная власть самого монарха, сколько абсолютная власть клана, который исторически выделился в правящий. Король здесь выступает персонифицированным носителем власти клана, признанного господствующим племенем. К тому же в условиях отсутствия оппозиционных партий и организаций, которые могли бы угрожать внутриполитической стабильности, и значительного роста благосостояния населения, прямо связанного с доходами от нефти, формирование капиталистических отношений проходило более спокойно и не вызывало резких перемен в сфере власти и управления. Нелегально в стране действует ряд оппозиционных режиму политических, общественных и религиозных организаций, однако их влияние весьма ограничено. В начале 50-х годов в стране был создан Совет министров (правительство) и несколько различных министерств и ведомств. Король Саудовской Аравии является не только главой государства, но и духовным главой (возглавляет секту ваххабитов), а также выполняет функции премьер-министра, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Правительство формируется из членов королевской семьи, назначаемых Королем. В соответствии с феодально-патриархальным принципом "шуры" (совета), издавна провозглашенным одной из основ исламского правления, в королевстве действуют Совещательный совет при монархе в составе 40 представителей правящей династии и знатных аристократических семейств, Юридический совет из 20 улемов, особо почитаемых знатоков Корана, а также советы при губернаторах, действующие по типу традиционных советов племен при шейхе. Внутриполитическая ситуация, сложившаяся в Саудовской Аравии в связи с кризисом в Персидском заливе, а также одновременное давление либералов и консерваторов побудили Короля Фахда бен Абдель Азиз Аль Сауда приступить к политическим реформам, которые положили начало демократизации процесса управления страной. В 1992 г. Король Фахд обнародовал три Указа: "Основы системы власти", "Положение о Консультативном совете" и "Система территориального устройства". Впервые были приняты юридические документы, закрепляющие общие принципы государственного устройства и управления страной. Однако на данном,этапе принципиальная схема властных структур сохранилась в старом виде. Основной закон правительства (Basis system), изданный 1 марта 1992 г., в специальном разделе (статья 5) закрепляет положение семьи саудидов как "стержня" всего общества. Согласно указу Короля Фахда, был создан Консультативный совет — новый совещательный орган в составе 60 членов, назначаемых Королем сроком на 4 года. Совет призван разрабатывать рекомендации правительству по вопросам социально-экономического развития страны, готовить заключения по различным правовым актам и международным соглашениям. Однако функции этого органа ограничены и он не может осуществлять функции парламента. Принципиально образование такого Совета не изменило роль королевской семьи в управлении страной. Вместе с тем сам факт его институализации свидетельствует о наметившейся в Саудовской Аравии тенденции развития в направлении образования представительных органов. 78 Организация власти и правового статуса индивидов в конституционных монархиях (Катар, Бахрейн, Кувейт) В конституционных монархиях на Бахрейне и в Кувейте процесс разложения традиционных общественных и политических систем пошел значительно дальше по сравнению с другими государствами Аравийского полуострова. После провозглашения независимости государственное развитие Кувейта и Бахрейна пошло по пути заимствования принципов разделения властней и парламентской демократии. Было введено ограниченное избирательное право. По форме правления эти государства вошли в разряд конституционных монархий, в которых племенные структуры и методы осуществления власти сочетались с зачатками государственных установлений, во многом скопированных с конституций западных государств и Всеобщей декларации прав человека Государственное развитие Бахрейна пошло по пути оформления монархии конституционного типа со значительными ограничениями юридических полномочий исполнительной власти в пользу института парламентского представительства. Первые выборы во. временное Учредительное собрание Бахрейна прошли в декабре 1972 г., а первая Конституция вступила в силу в мае 1973 г. Законодательная власть, согласно Конституции, принадлежит Эмиру и Национальному собранию, исполнительная власть осуществляется Советом министров. Однако парламентская демократия в условиях правления династического семейства Аль Халифа просуществовала в этой стране менее двух лет. Даже при сохранении всей полноты власти в руках Эмира само наличие парламента, имеющего право вмешиваться в политическую жизнь страны, представлялось опасным для правящей династии. В августе 1975 г. Эмир распустил парламент без указания конкретных сроков возобновления его деятельности; действие Конституции было приостановлено. Осуществлять всю государственную власть практически продолжал правящий клан, ибо династия сделала ставку на консервативный традиционализм в политике, допуская лишь техническую и ограниченную экономическую модернизацию Тем не менее социально-политическое течение в пользу более гибких форм и методов правления продолжало крепнуть в бахрейнском обществе в последующий период. В 1992 г. Эмир объявил о создании Консультативного совета (Маджлис аш-Шура), совещательного органа численностью 30 человек, в функции которого входит выработка рекомендаций Совету министров по проектам законов и различным аспектам социально-экономической политики страны до того, как они передаются на утверждение Эмиру. Его состав определяет Эмир. Позже число членов Совета было увеличено с 30 до 40, а также несколько расширены его полномочия. Теперь Маджлис аш-Шура не только может обсуждать те проблемы, которые ставит перед ним правительство, но имеет право запрашивать Совет министров по тем или иным вопросам. Тем не менее рекомендации Консультативного совета не носят обязательного характера и этот невыборный орган не обладает властными полномочиями и не имеет конституционной основы. После роспуска в 1975 г. Национального собрания правящее семейство Аль Халифа фактически установило диктаторский режим, проводящий по отношению к населению политику террора. Какая-либо форма контроля за деятельностью Эмира и правительства, власть которых опирается на армию и службу безопасности, отсутствует. Деятельность всех политических партий и организаций запрещена. Сохранившиеся профессиональные общества и общественно-спортивные клубы не имеют права заниматься политической деятельностью. В Конституции Бахрейна декларируется, что "ни одно лицо не может быть арестовано, задержано, заключено под стражу, подвергнуто обыску или изгнано... кроме как в соответствии с положениями законодательства и под контролем судебных властей". На практике, однако, в случаях, касающихся ареста, содержания под стражей или высылки из страны, нормы Конституции подменяются действием Государственного акта о безопасности 1974 г. Согласно этому документу любое лицо может содержаться под стражей вплоть до трех лет без суда за участие в деятельности или за выступление с заявлениями, которые рассматриваются властями как угроза национальной гармонии и безопасности. Несмотря на то, что Конституция предоставляет право "на выражение и распространение мнений", в действительности бахрейнцы не свободны в выражении оппозиции к правительству в публичных выступлениях и в печати. Критика в СМИ членов правящего семейства и его политики строго запрещена, то же самое касается и свободы собраний. В стране не разрешается проводить политические демонстрации и митинги. Любые несанкционированные собрания с участием более пяти человек запрещены Государственным актом о безопасности. Служба безопасности Бахрейна контролирует даже религиозные сборы, которые могут принять политическую направленность, и часто их запрещает. В Кувейте действовали факторы, смягчающие социальнополитическую напряженность: исключительно высокий доход на душу населения (в 1990 г. размер ВВП на душу населения составил 14610 долларов США) и, соответственно, значительно более высокий, чем в других арабских (и даже европейских) странах, жизнен чый уровень. Именно это облегчило эволюцию политики правящей династии в духе либеральной "модернизации" в той мере, в какой она вообще была возможна в аравийской монархии и в какой она отвечала общим интересам феодально-родовой аристократии, крупных предпринимателей и купцов, верхушки бюрократии. Согласно Конституции 1962 г. законодательная власть в Кувейте принадлежит Эмиру и Национальному собранию. Исполнительная власть — Эмиру и Совету министров. Со времени принятия Конституции главой правительства назначается наследный принц. Однопалатное Национальное собрание по Конституции состоит из 75 депутатов (50 членов, избираемых прямым тайным голосованием сроком на 4 года, и 25 — назначаемых Эмиром). Избирательным правом пользуются только грамотные, урожденные кувейтцы мужского пола. Кувейтская Конституция законодательно закрепила свободу слова, избирательное право, тайное голосование на выборах — все то, что в районе Персидского залива воспринималось в тот период (и воспринимается до сих пор) как революционные преобразования. В условиях Кувейта, где политические партии запрещены, интересы различных социальных групп и слоев выражают и отстаивают общественно-политические организации, которым принадлежит важная роль в социально-политической жизни страны Таким образом, хотя в конституционных монархиях арабских стран есть конституции, их действие часто приостанавливается; они устанавливают, что вся власть (законодательная, исполнительная, судебная) исходит от монарха, над конституцией стоит Коран. Парламенты этих стран не ограничивают власть монарха, их решения носят совещательный характер и нуждаются в одобрении монарха. В условиях строгого запрета на деятельность любых политических партий и общественных организаций, функционирование арабских монархий осуществляется, в основном, путем сосредоточения всей полноты принятия государственных решений в рамках семейных советов при поддержке традиционных элит. На вершине правящей иерархии стоят наследствен-, ные династии правителей, которые непомерно разрослись и образовали устойчивые и разветвленные семейные кланы, прямо или косвенно контролирующие практически все сферы жизни государства. Поэтому данные государства фактически представляют собой абсолютные монархии 79 Конституции в дуалистических монархиях (Марокко) Марокко является политически наиболее модернизированной и "либеральной" из всех арабских монархий. Это в немалой степени объясняется традиционной значительной активностью многих политических сил и организаций, отражающих интересы различных слоев арабского и берберского населения. За годы независимости в стране сменилось три Конституции: 1962, 1970 и 1972 годов. В последней из них был наиболее четко закреплен принцип "разделения властей", когда законодательная власть принадлежит Палате представителей, а исполнительная — Совету министров, назначаемому Королем. Все три Конституции закрепили принцип наследственности королевской власти, неприкосновенности и священности личности монарха, являющегося символом единства нации, высшим ее представителем и духовным вождем. Монарх является также верховным главнокомандующим; он назначает премьер-министра и формирует состав правительства. В Конституцию 1972 г. были внесены изменения, одобренные на референдуме в сентябре 1992 г. В соответствии с ними усилился контроль парламента за деятельностью правительства, был создан относительно независимый Конституционный совет, впервые было закреплено положение о приверженности Марокко общепризнанным нормам прав человека. Законодательный орган Марокко — Палата представителей (однопалатный парламент, 333 депутата) — избирается сроком на 6 лет (2/3 — всеобщими прямыми выборами, 1/3 — коллегиями выборщиков). В сентябре 1996 г. состоялся референдум по внесению поправок в Конституцию, согласно которым был учрежден двухпалатный парламент. Довольно развитая партийная традиция в Марокко восходит к 20—30-м годам нынешнего столетия, когда в стране усилилось антиколониальное движение. Наиболее авторитетной силой является коалиционная партия Истиклялъ, созданная в 1943 г. и выступившая под знаменем национализма и ислама. Отражая интересы консолидирующейся национальной буржуазии, она смогла сплотить вокруг себя широкие массы населения на борьбу за независимость, а в дальнейшем значительно укрепила свои позиции в уже независимой стране. Закрепление еще в первой Конституции 1962 г. многопартийной системы и принципа политического плюрализма во многом обеспечилось соперничеством королевского двора и партии Истикляль, которая в 50-е годы занимала ведущее положение в правительстве. Но по мере укрепления своих позиций Король поставил исполнительную власть под свой контроль. Монархия стала инициатором модернизации традиционного общества, однако роль традиционных структур была столь велика, что новым национальным силам не удалось овладеть инициативой. Пережив раскол, партия Истикляль стала оппозиционной. Партия Истикляль сыграла значительную роль в эволюции монархического режима от абсолютизма к парламентаризму. Блок партий во главе с Истикляль выступил за создание при Короле Конституционного совета на правах совещательного органа. Не менее важная роль в становлении конституционной монархии принадлежит и партии Национальный союз народных сил (НСНС), отколовшейся от партии Истикляль Выборы в парламент на многопартийной основе позволили выявить проправительственное большинство, ставшее фундаментом стабилизации политической системы. Партия Истикляль потерпела на этих выборах серьезное поражение. Монарху удалось нейтрализовать ее влияние, умело играя на национальных, этнических, родо-племенных и иных противоречиях, что, впрочем, не мешало ему оставаться символом политического единства страны. Многопартийность активно способствовала дроблению политических сил и стала причиной сокращения самостоятельности большинства партий Марокко. Политическая система, всецело находящаяся под контролем Короля, препятствовала консолидации оппозиционных сил. В многопартийной системе Марокко отразился процесс становления социально-политической структуры общества, в котором партии представляют собой еще довольно подвижные политические коалиции, формирующиеся не только по политическим и социально-экономическим, но и по этническим принципам. Практикуя строго дозируемый плюрализм, Король использовал и такой фактор, как особую роль лидеров в политических партиях: он поддерживал по мере надобности авторитет того или иного руководителя. Чтобы удерживать партийных лидеров в рамках дозволенного, была создана и отработана система личных встреч партийных лидеров с Королем или его представителями, участие в различных советах, раздача символических постов, отправка за рубеж с какой-либо почетной миссией и т. д. За последнее время в политической жизни Марокко сложился баланс политических сил с управляемой оппозицией. Большинство политических партий оказалось в руках марокканской элиты, связанной с дворцовыми кругами или зависимой от них. Все партии выступают за незыблемость монархического строя. Оппозиционные партии, так же как и проправительственные, объединяет с королевским двором солидарность в защите целостности страны. 80 Президентские республики в арабских странах (Египед, Иран, Туниская Республика) Наибольшее распространение в арабских странах формально или фактически получили однопартийные режимы в форме президентской республики, нередко авторитарного характера, хотя и с элементами парламентаризма. Это связано с рядом причин: образованием республик в результате победы в национально-освободительных войнах или военных переворотов, стремлением офицеров к корпоративной форме государственного правления и сохранению завоеванной власти, естественным тяготением мелкобуржуазных и других промежуточных слоев к сильному режиму, способному обеспечить решение насущных социально-экономических задач. Важны также традиции арабо-мусульманской культуры, предпочитающие замещение высшего государственного поста харизматическим лидером или придающие лидеру черты харизматического. Серьезное значение имеет роль сильной государственной власти для урегулирования неодинаковых, нередко противоположных интересов составных частей многоукладного общества, а также различных народов и религий, тем более для обеспечения социально-политической устойчивости в обществе, раздираемом религиозными конфликтами. В Египте после революции 1952 г. впервые в практике арабского мира был создан Совет руководства революцией — временный орган власти, состоявший из военных. В дальнейшем эта форма -коллективного правления представителей армии создавалась везде, где власть оказывалась в руках военных, хотя называлась она по-разному: Совет революционного командования в Сирии (1963 г.), Ираке (в 1963 г. и 1968 г.), Ливии и Судане (1969 г.), Верховный комитет руководства революцией в Йемене (1962 г.), Революционный-совет в Алжире (1965 г.). Практически везде временные формы военного правления были заменены президентскими (и, как правило, однопартийными) режимами с сохранением значительной роли военных в политической жизни. В Алжире, например, неоднократно использовалась концепция двойной роли армии (военной и политической). В условиях военного правления в стране трижды проводились выборы низовых представительных органов на местах; которые ставились под прямой надзор военных властей. Фактически создавалась, таким образом, республика без республиканских учреждений, га. е. это была особая форма президентско-милитарной республики |