Великий док. 20. Конституция Японии 1947 г. структура, характерные черты, особенности, способ внесения изменений
Скачать 291.99 Kb.
|
82 Конституционные права и свободы граждан в арабских странах Конституционный статус личности в государствах, где сильным остается влияние шариата, включает в себя принадлежность к гражданству данной страны, определенный объем прав и свобод и обязанности гражданина. Он во многом определяется характером политического режима, конституционной системой государственных органов, положением главы государства - президента или монарха, а также степенью влияния норм ислама на государственно-правовые и общественно-политические институты и органы. Обычно статьи конституции, закрепляющие правовой статус личности, объединены в единые главы. Вместе с тем положения, касающиеся правового статуса личности, могут быть распределены по различным разделам. В частности основы избирательного права и избирательной системы могут быть включены в разделы о порядке формирования высших выборных органов власти и местного самоуправления, как и вопросы функционирования политических партий или других массовых общественных организаций. Разделы или главы конституций о правах и свободах именуются следующим образом: "Граждане Ливана, их права и обязанности" (10 статей) - Конституция Ливана 1926 г. с изменениями; "Основные права и обязанности" (18 статей) - Конституция Ирака 1990 г.; "Свободы, права, обязанности" (25 статей) - Конституция Сирии 1973 г.; "Публичные права и обязанности" (21 статья) - Конституция Кувейта 1962 г.; "Публичные свободы, права и обязанности" (23 статьи) - Конституция Египта 1971 г.; "Публичные права и обязанности" (26 статей) - Конституция Омана 1996 г.; "Права и обязанности иорданцев" (17 статей) - Конституция Иордании 1952 г. с изменениями; "Права и обязанности" (21 статья) - Конституция Саудовской Аравии 1993 г.; "Основные принципы" (18 статей) - Конституция Марокко 1992 г.; "Общие положения" (17 статей) - Конституция Туниса 1991 г.; "Общие положения, основные принципы" (22 статьи) - Конституция Мавритании 1991 г.; "Основные права и обязанности граждан" (18 статей) - Конституция Йемена 1991 г.; "Права и свободы" (31 статья) и отдельная глава "Обязанности" (10 статей) - Конституция Алжира 1996 г Таким образом, главы или разделы о правах и свободах граждан в Конституциях арабских стран записаны весьма лаконично, формулировки очень краткие, без детализации. Это особенно заметно при сравнении с другими главами конституций, регулирующих, например, полномочия и структуру высших органов государственной власти, особенно главы государства. Тем не менее разделы о правах и свободах личности расположены, как правило, перед главами об органах власти, что свидетельствует о восприятии мусульманскими государствами европейской традиции прокламировать приоритет прав и свобод человека и гражданина над полномочиями органов государства. В конституции Алжира говорится, что «основные свободы и права человека и гражданина составляют общее достояние всех алжирцев, которые обязаны из поколения в поколение сохранять их в целостности и незыблемости» (ст. 32)[3]. Конституция Сирии трактует свободу как священное право (Конституция Египта свободу личности называет естественным правом человека) и обязывает государство обеспечивать гражданам личную свободу и стоять на страже их достоинства и безопасности Исследователи обращают внимание на пробелы в закреплении основных прав и свобод человека.[7] О некоторых личных политических и социальных правах граждан конституции не упоминают, и они регулируются нормами текущего законодательства, что, естественно, придает им уже другой статус и снижает их значимость и юридическую защищенность. Это может относиться и к таким личным правам, как неприкосновенность личности, тайна частной жизни, трудовые и некоторые политические права и т.д. Ряд аспектов конституционного статус гражданин решает н основ установившихся векам традиций, а также норм шариат (наследование, брачно-семейных отношения, отношений детей и родителей, религиозны статус человека, имущественные отношения и т.д.) Все это создает дополнительную не точность в определении конституционного статус личности Большое значение для определения правового статуса личности в арабских странах имеет влияние норм ислама на всю государственную и общественную жизнь этих стран, в том числе, разумеется, и на содержание текста основного закона. Провозглашение ислама государственной религией объективно серьезно ограничивает правовой статус лиц, прямо не подпадающих под действие религиозных норм. Кроме того, в ряде стран нормы шариата фактически стоят выше конституционных норм или во многом определяют их содержание и направленность. И вполне естественно, что если Конституция требует от государственных служащих верности нормам ислама в своей работе, то это требование прямо ограничивает поступление на государственную службу определенных категорий граждан, в свое время чем-то нарушивших эти нормы. Многие конституционные положения, явно закрепляющие конституционный статус личности, остаются нереализованными или носят явно ограниченный характер в силу отсутствия материальных, политических и юридических гарантий их осуществления. Отсутствие таких гарантий – одна из основных черт арабских конституций, превращающих конституционно-правовой статус личности в откровенную фикцию. Разумеется, во многих случаях отсутствие таких гарантий – это не злая воля законодателя, а объективная реальность, связанная с существующими в этих странах социально-экономическими и политическими условиями, с феодально-патриархальными пережитками, господствующими во многих сферах общественной жизни. Важная конституционная особенность мусульманских государств – откровенно слабая международно-правовая обеспеченность конституций, для большинства которых характерно отсутствие приоритета норм международного права над внутриконституционным правом, хотя отсылки к международным документам и уважение принципов международного права декларируются. Важнейшим элементом правового статуса личности в арабских странах является наличие или отсутствие национального гражданства. В зависимости от этого устанавливается и общий объем прав, свобод и обязанностей человека, а также принципы взаимоотношения личности и государства, в том числе условий защиты личности со стороны государства и его органов. Конституции арабских стран не устанавливают основных принципов, регламентирующих условия приобретения и утраты гражданства, выхода из гражданства и т.д. Они лишь делают отсылку к специально принимаемым по этому вопросу законам. Такие законы были приняты в разное время в арабских странах, и, разумеется, многие их положения в ряде аспектов существенно различаются. Законы о гражданстве признают в основном два способа его приобретения: в силу рождения и по натурализации.[23] Иногда эти два принципа объединены в одной статье конституции. Например, единственная статья, посвященная суданскому гражданству (ст. 22), декларирует, что каждый рожденный от суданской матери или отца, суданца, имеет неотъемлемое право на суданское гражданство и вытекающие из него права и обязанности. А каждый, кто проживал в Судане до совершеннолетия или непрерывно в течение нескольких лет, имеет право получить гражданство Судана в соответствии с законом. В Конституциях специальным законом закреплена норма, запрещающая высылать граждан из страны или препятствовать их возвращению в страну. Статья 17 конституции Бахрейна гласит: «Гражданство определяется в соответствии с законом. Ни одно лицо, имеющее гражданство на основании своего происхождения, не может быть лишено гражданства, за исключением случаев государственной измены или двойного гражданства, а также при обстоятельствах, оговоренных в законодательстве. Натурализованные лица не могут лишаться своего гражданства, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве»[24]. Для приобретения гражданства в порядке натурализации необходимо соблюдать определенные условия, которые устанавливаются государством с целью пресечь возможность получения местного гражданства нежелательными для данной страны иностранцами. Поэтому одно из главных условий получения гражданства в порядке натурализации – лояльное отношение претендента на получение гражданства к властям данного государства, установленному там политическому режиму и системе органов власти. Претендент до момента получения гражданства не должен совершать преступные действия в отношении данного государства или допускать недружественные или оскорбительные высказывания в адрес данного государства, его руководителей или народа. Законодательство о гражданстве требует, чтобы кандидат на получение гражданства обладал достаточными средствами к существованию или имел соответствующую профессию, могущую дать возможность получения таких средств. В качестве обязательного требования устанавливается предварительное непрерывное проживание на территории данного государства. Минимальный срок определяется обычно в пять лет, однако в ряде стран он может быть значительно бóльшим. Это объясняется нежеланием руководства государств увеличивать численность своего населения за счет рабочих-эмигрантов, поскольку привлечение иностранной рабочей силы, особенно на нефтепромыслах и нефтеперерабатывающих предприятиях, обходится намного дешевле, на них не распространяется социальное законодательство, они лишены права на забастовку, в отличие от тех же рабочих, но уже получивших национальное гражданство. Поэтому во многих случаях получение национального гражданства не является чисто юридической процедурой, а имеет и экономические, и политические аспекты. Условиями, облегчающими получение гражданства, могут служить наличие у претендента семьи или родственников в данной стране, заслуги перед ее правительством, оцененные специальными наградами, обладание дефицитной профессией или особыми знаниями в областях, интересующих правительство данной страны, и т.п. С момента образования ОАЭ натурализация превратилась в весьма сложную проблему. Лишь очень немногие иммигранты получают права гражданства. Власти ОАЭ стали предоставлять права гражданства только оманцам, катарцам, бахрейнцам и кувейтцам, да и тем при условии их проживания в стране в течение трех – пяти лет; выходцам из других арабских стран паспорта выдаются очень редко, даже если они прибыли в страну давно и проживают в ней много лет; что же касается иммигрантов-неарабов, то возможность получения ими паспортов практически полностью исключена. 83.Латиноамериканские конституции: особенности содержания и способы внесения изменений Основные черты, содержания конституции. Бразильская конституция содержит 42 тыс. слов и по размерам в 6 раз превосходит конституцию США, уступая по объему, видимо, только конституции Индии. Она содержит 245 подробных статей основного текста и 70 статей переходных положений. Конституция не изменила форму правления, федеративное устройство (хотя и преобразовала территории в штаты), систему органов государства. В качестве основ правления она называет парламентаризм и президенциализм. Однако при принятии конституции в переходных постановлениях в качестве возможных форм правления были названы парламентарная республика и конституционная монархия, для решения этого вопроса в течение пяти лет должен был быть проведен референдум. Он состоялся в 1993 г. Большинство избирателей отвергли монархию и форму парламентарной республики. В конституции сохранились положения, зафиксированные в 1988 г. Конституция Бразилии имеет ярко выраженный социальный характер. Специальные главы и части посвящены экономическому порядку, социальному порядку, городской политике, аграрной политике, здравоохранению, спорту, науке и технике и т.д. Социальные положения занимают большее по объему место, чем традиционные нормы конституционного права (организация государственной власти и права человека). Объект конституционного регулирования трактуется бразильской конституцией очень широко. В ней говорится о градостроительной политике, защите прав потребителей, о порядке выдачи разрешений на эксплуатацию окружающей среды, о начислении пенсий, о порядке продажи и перепродажи нефти и автомобильного топлива, о выдаче 13-й заработной платы и пенсий к Рождеству и т.д. В конституции в качестве основной цели названо создание демократического государства, обеспечивающего личные и социальные права в плюралистическом обществе, высшими ценностями которого являются равенство и справедливость, основанные на социальной гармонии. Основы демократического государства, согласно конституции, составляют суверенитет, гражданство, политический плюрализм и мирное сосуществование с другими народами. Федерация — один из основных принципов бразильского демократического государства. Определяя характер внешнеполитических отношений бразильского государства, конституция перечисляет общепризнанные принципы международного права (независимость, равенство, невмешательство во внутренние дела и др., а также неприятие терроризма и расизма и предоставление политического убежища). Говорится также о стремлении к интеграции с народами Латинской Америки с целью образования Латиноамериканского содружества наций. Внесение поправок и изменений По характеру изменений латиноамериканские конституции относятся к законодательным актам "жесткого типа",предусматривающим, что для их изменения необходимо решение специального большинства законодательного органа или созыв специального конституционного собрания. Обычно устанавливается, что органы исполнительной власти не вправе принимать решающего участия в процессе внесения поправок в конституцию, а президент — накладывать вето на законопроект, реформирующий конституцию. На практике, однако, исполнительная власть активно участвует в процессе изменения конституции через послушных им депутатов национальных конгрессов. Законом определяется период времени, который должен пройти после принятия конституции, прежде чем станет возможным внесение поправок. Изменение конституции. Бразильская конституция жесткая. Порядок ее изменения довольно сложен, хотя при этом обязательного участия субъектов федерации (штатов, федерального округа) не предусматривается. Поправки к конституции могут быть предложены третьей частью каждой из двух палат парламента, президентом, более чем половиной законодательных собраний штатов. Они должны быть приняты дважды обеими палатами парламента, каждый раз большинством в 3/5 их состава. После этого поправка промульгируется президиумами палат парламента (палаты депутатов и сената). Конституция не может быть изменена в условиях чрезвычайного положения (обороны, осадного положения), а также в условиях федерального вмешательства в дела штатов — института, предусмотренного конституцией. Не могут быть предметом пересмотра: федеративная форма устройства государства, демократические принципы избирательного права, положения о разделении властей, нормы о личных правах и гарантиях человека и гражданина. В 1994 г. была проведена конституционная реформа. Изменены положения конституции в области экономики и социальных гарантий, оказавшиеся невыполненными. 84. Партийные системы и политические партии стран латинской америки Политические партии большинства латиноамериканских стран не играют решающей роли в механизме осуществления государственной власти Это объясняется рядом причин, среди которых внепарламентский способ формирования правительства, гипертрофированная президентская власть, ведущая роль исполнительных органов в процессе осуществления государственной власти, традиционное влияние вооруженных сил на политическую систему, относительная слабость законодательных органов, незначительная роль органов местного самоуправления. Все это привело к тому, что в большинстве стран региона политические партии выполняют роль придатка сильной исполнительной власти Конституции латиноамериканских стран сравнительно поздно стали закреплять некоторые основные положения, определяющие конституционный статус политических партий. В частности, политические партии характеризуются как организации, выражающие "демократический плюрализм". Конституции устанавливают, что принимать участие в деятельности политических партий могут лишь граждане страны, обладающие правом голоса. Принципиальным является закрепление в текстах ряда латиноамериканских конституций (Перу и других) обязанность государства не отдавать предпочтение ни одной из политических партий и предоставлять им равные возможности при проведении избирательных кампаний в пользовании средствами массовой информации. Некоторые конституции (Панамы 1972 г. и другие) помещают статьи о политических партиях в раздел о политических правах граждан, объединяя их с принципами избирательного права. Конституции обычно запрещают образование партий на принципах пола, расы, религии либо партий, угрожающих национальному суверенитету или нацеленных на разрушение демократической структуры управления страной. Специальная статья Конституции устанавливает, что только политические партии, признанные законом, могут выдвигать кандидатов на всеобщих выборах, а следовательно, для любого лица, желающего выдвинуть свою кандидатуру на всеобщих выборах, обязательным условием является принадлежность к политической партии. Для большинства конституций латиноамериканских стран характерно отсутствие специального раздела о политических партиях (хотя имеются и исключения: Конституция Бразилии 1988 г., Конституция Чили 1980 г. и др.). Как правило, конституции отсылают к специальным законам, подробно регулирующим деятельность политических партий Партии, согласно закону, как правило, запрещается получать какие-либо финансовые средства от иностранных граждан или организаций, органов местного самоуправления, от государственных предприятий, смешанных обществ, а также от частных предприятий и профсоюзных организаций. В большинстве стран региона складывается ситуация, когда законодательный орган власти по своему партийному составу значительно отличается от партийного состава правительства, поскольку последнее формируется президентом, победившим на всеобщих выборах. Латинская Америка практически не знает понятия стабильно организованной оппозиции европейского образца, поскольку поражение политической партии на выборах часто заканчивается ее простым уходом с политической арены |