Главная страница
Навигация по странице:

  • Даль Константинович Орлов

  • 25.

  • Список терминов

  • Текст 4 3

  • Константин Георгиевич Паустовский

  • Константин Георгиевич

  • 23. Какие из перечисленных утверждений являются верными

  • 24.

  • егэ текст. 2022. Тексты егэ (обз фипи задания 2226). 1


    Скачать 0.5 Mb.
    Название2022. Тексты егэ (обз фипи задания 2226). 1
    Анкорегэ текст
    Дата16.04.2022
    Размер0.5 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаege-tekst.docx
    ТипДокументы
    #478183
    страница15 из 27
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   27

    23. Какие из перечисленных утверждений являются верными?

    1. В предложениях 5, 6 представлено рассуждение.

    2. В предложении 10 представлено повествование.

    3. Предложения 16 и 17 противопоставлены по содержанию.

    4. В предложениях 3032 представлено рассуждение.

    5. Предложение 35 содержит элементы описания.

    Текст 42
    (1)Толстой вошёл в мою жизнь, не представившись. (2)Мы с ним уже активно общались, а я всё ещё не подозревал, с кем имею дело. (3)Мне было лет двенадцать, то есть после войны прошло около двух лет, когда маму на лето назначили директором пионерского лагеря.  (4)И однажды к нашему дому подвезли на грузовичке и горой вывалили  в комнате прямо на пол книги – основательно бывшие в употреблении, но весьма разнообразные по тематике. (5)Кто-то заранее побеспокоился, не без маминого, думаю, участия, чтобы для детей была создана библиотека.

    (6)«Ваше любимое занятие?» – (7)«Рыться в книгах». (8)Это и про меня. (9)Тогда, в детстве, тоже рылся. (10)Пока в один счастливый момент не выудил из этой горы потрёпанный кирпичик: тонкая рисовая бумага, старинные буквы «еры» и «яти», обложек нет, первых страниц нет, последних нет. (11)Автор – инкогнито.

    (12)Глаз упал на начало, которое не было началом, а дальше я оторваться от текста не смог. (13)Я вошёл в него, как в новый дом, где почему-то всё оказалось знакомым: никогда не был, а всё узнал. (14)Поразительно! (15)Казалось, неведомый автор давно подсматривал за мной, всё обо мне узнал и теперь рассказал: откровенно и по-доброму, чуть ли не по-родственному.

    (16)Написано было: «По тому инстинктивному чувству, которым один человек угадывает мысли другого и которое служит путеводною мыслью разговора, Катенька поняла, что мне больно её равнодушие...» (17)А ведь сколько раз и мне случалось, как и неведомой Катеньке, в разговоре инстинктивно угадывать «мысли другого»! (18)Как точно...

    (19)Или в другом месте: «Глаза наши встретились, и я понял, что он понимает меня и то, что я понимаю, что он понимает меня...» (20)Опять лучше не скажешь! (21)«Я понимаю, что он понимает...»

    (22)И так на каждой странице. (23)«В молодости все силы души направлены на будущее... (24)Одни понятные и разделённые мечты о будущем счастье составляют уже истинное счастье этого возраста». (25)Опять моё! (26)Так и есть: каждый день твоих детства-отрочества, если они нормальны, будто сплавлен с солнцем и светом ожидания, чтобы твоё предназначение состоялось. (27)Но как выразить вслух это снедающее тебя предчувствие, можно ли передать его словами? (28)Пока ты мучим неодолимой немотой, этот автор-инкогнито всё за тебя успел рассказать.

    (29)Но кто он был – неведомый автор? (30)Чья такая волшебная книга оказалась у меня в руках?

    (31)Надо ли говорить, что ни в какую библиотеку она не поехала:  с обглоданными своими началом и концом она осталась у меня лично. (32)Позже я узнал её и в переплёте: «Детство», «Отрочество», «Юность» Льва Николаевича Толстого. (33)Вот так Толстой вошёл в мою жизнь, не представившись.

    (34)Иллюзия узнавания – непременная особенность классических текстов. (35)Их авторы – классики, потому что пишут для всех. (36)Это верно. (37)Но они ещё и потому вечные классики, что пишут для каждого. (38)Это верно в не меньшей степени.

    (39)Юный простак, я «купился» именно на последнее. (40)Эксперимент был проведён чисто: автора скрыли. (41)Магия имени не довлела над восприятием текста. (42)Текст сам отстоял своё величие.

    (43)Толстовская «диалектика души», впервые отмеченная нелюбезным Владимиру Набокову Николаем Чернышевским, как шаровая молния в форточку, сияя, влетела в очередное неопознанное читательское сердце.

    (По Д.К. Орлову*) * Даль Константинович Орлов (род. в 1935 г.) – критик, драматург, сценарист, публицист.
    22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

    1. Рассказчик познакомился с произведениями Льва Николаевича Толстого в послевоенное время.

    2. Рассказчик с самого начала знал, что книга без первых и последних страниц написана Львом Николаевичем Толстым, именно поэтому он был так увлечён её содержанием.

    3. Книга Л.Н. Толстого случайно оказалась в руках рассказчика: он не искал произведения этого писателя целенаправленно.

    4. Рассказчик почувствовал доброе отношение к себе со стороны автора книги.

    5. Впервые на толстовскую «диалектику души» указал Владимир Набоков.

    23. Какие из перечисленных утверждений являются верными?

    1. Предложения 3, 4 содержат повествование

    2. Предложение 5 объясняет содержание предложения 4.

    3. Предложение 10 содержит элементы описания.

    4. Предложение 16 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 17.

    5. Предложение 31 содержит ответ на вопросы, поставленные в предложениях 29, 30.

    25. Среди предложений 32-42 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и однокоренных слов.

    26. «Даль Константинович Орлов предельно искренен в своих размышлениях. Троп  (А)__________ («Толстой вошёл в мою жизнь…» в предложении 1), а также синтаксическое средство  (Б)__________ (предложения 14, 20, 25)  помогают автору выразить свою оценку появления в его жизни произведений Л.Н. Толстого. Стремясь познакомить читателя с теми фрагментами произведений Л.Н. Толстого, которые произвели на него особое впечатление, автор использует приём  (В)__________ (в предложениях 16, 19, 2324). Яркость впечатлений автору помогает передать троп  (Г)__________ («как в новый дом» в предложении 13, «как шаровая молния в форточку» в предложении 43)».

    Список терминов:

    1) сравнение

    2) парцелляция

    3) метонимия

    4) книжная лексика

    5) фразеологизм

    6) вводные слова

    7) восклицательные предложения

    8) диалог

    9) цитирование

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    А

    Б

    В

    Г
















    Текст 43
     (1)Ещё в юности я вычитал у какого-то древнего мудреца изречение: «От одного слова может померкнуть солнце». (2)Я тотчас забыл это изречение и никогда не вспоминал о нём. (3)Но однажды случилось незначительное на первый взгляд событие. (4)Действительно, после этого события мне показалось, что солнце померкло и скучный сумрак затянул всё, что перед этим сверкало вокруг разнообразными красками, светом и теплотой.

    (5)Случилось это на Оке, вблизи Рязани, около наплавного моста. (6)Я перешёл по мосту на луговой берег, на пески. (7)От нагретой лозы пахло вялой сладостью. (8)По Оке нехотя проплывало отражённое небо, всё в летних белых облаках. (9)На песчаном пляже сидел человек с сизым затылком, в чёрном френче и сапогах. (10)Рядом с ним, как откормленный кот, лежал портфель, раздувшийся от бумаг. (11)Посреди реки купались, рыча и повизгивая, два человека.(12)Неожиданно сидевший на берегу человек сердито закричал:

     Эй, товарищи! (13)Закругляйте купаться!

     (14)Мгновенно, товарищ начальник!  бодро крикнул в ответ молодой человек.

     (15)Лимит времени прошу соблюдать!  снова прокричал человек в чёрном френче.

    (16)Солнце в моих глазах померкло от этих слов. (17)Я как-то сразу ослеп и оглох. (18)Я уже не видел блеска воды, воздуха. (19)Я не чувствовал запаха клевера, не слышал смеха белобрысых мальчишек, удивших рыбу с моста. (20)Мне стало даже страшно. (21)Что это?  спрашивал я себя. (22)Шутит ли этот человек или говорит всерьёз? (23)Если всерьёз, то это отвратительно, а если шутит, то это ещё отвратительнее.

    (24)Я подумал: до какого же холодного безразличия к своей стране, к своему народу, до какого невежества и наплевательского отношения к истории России, к её настоящему и будущему нужно дойти, чтобы заменить живой и светлый русский язык речевым мусором!

    (25)В сотый раз пришла в голову мысль, что мы нерадивые потомки своих отцов. (26)Для чего Пушкин, Языков, Лермонтов, Герцен, Толстой, Чехов, Лесков, Салтыков-Щедрин создавали величайший в мире по красоте и зримой образности русский язык? (27)Для чего в тысячах деревень этот язык приобретал меткость, силу, задушевность, блеск и певучесть?

    (28)Для чего в этом языке существует неизмеримое количество великолепнейших слов, способных передать всё богатство духовного мира нашего человека? (29)И не только духовное богатство, но и все богатства природной жизни страны  её шумов, её очарований  от соловьиного боя до гула сосновых вершин и от мгновенной зарницы до жгучей росы на траве.

    (30)Для чего был вызван к жизни этот волшебный, свободный, крылатый и живой язык, живой потому, что он всегда выражал живую душу народа? (31)Неужели для того, чтобы свести его к косноязычию, к словарной нищете, иными словами,  к языку мёртвому?

    (32)Мне в тот день вообще не везло. (33)В двух километрах от реки на обочине дороги я увидел фанерный щит, рябой от дождя, с лозунгом: «Доярки, выполняйте среднефермские обязательства надоя!»

    (34)Солнце вторично погасло в тихом и, казалось, обиженном небе.

    (35)Чтобы прийти в себя и избежать дальнейших возможных огорчений, я ушёл на Старицу и заночевал там на берегу, в старом шалаше под непроглядной сенью ив. (36)Я лежал на старом сене и почти всю ночь напролёт вспоминал стихи разных наших поэтов. (37)Это вернуло мне веру в могущество русского языка, в то, что ничто не сможет убить его, как нельзя убить звёзды, воздух, великую душу народа.

    (38)Русский язык принёс нам из далёких времён редкий подарок  «Слово о полку Игореве», степную ширь и горечь, трепет синих зарниц, звоны мечей. (39)Этот язык украшал сказками и песнями тяжёлую долю простого человека. (40)Он был гневным и праздничным, ласковым и разящим. (41)Он гремел непоколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев, томительно звучал в стихах Пушкина, гудел, как колокол на башне вечевой, у Лермонтова, рисовал огромные полотна русской жизни у Толстого, Герцена, Тургенева, Достоевского, Чехова, был громоподобен в устах Маяковского, прост и строг в раздумьях Горького, колдовскими напевами звенел в строфах Блока.

    (42)Нужны, конечно, целые книги, чтобы рассказать о всём великолепии, красоте, неслыханной щедрости нашего действительно волшебного языка  точного, как алмазный резец, и кружащего голову, как вино.

    (43)Богатства русского языка неизмеримы. (44)Они просто ошеломляют. (45)Для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения. (46)Подобно тому как каждое слово неотделимо от понятия, которое оно передаёт, так и русский язык неотделим от духовной сущности русского народа и от его истории.

    (47)Дурной язык  следствие невежества, потери чувства родной страны, отсутствия вкуса к жизни.

    (48)Русский язык, по существу, дан не одному, а многим народам, и было бы настоящим преступлением перед потомками, человечеством, перед культурой позволить кому бы то ни было искажать его и калечить.

    (49)Наш язык  наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость! (50)Глубоко прав Тургенев, сказавший, что такой великий язык мог быть дан только великому народу.

     (По К.Г. Паустовскому*) Константин Георгиевич Паустовский (18921968)  русский советский писатель

    22. Какие из перечисленных утверждений являются верными?

    1. В предложениях 810 представлено повествование с элементами описания.

    2. Предложения 2124 содержат пояснение того, о чём говорится в предложении 20.

    3. Предложение 29 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 28.

    4. В предложениях 42–46 представлено рассуждение.

    5. Предложения 47, 48 содержат описания.

    Текст 44

    (1)Когда при Берге произносили слово «Родина», он усмехался. (2)Он не понимал, что это значит. (3)Родина, земля отцов, страна, где он родился, – не так важно, где человек появился на свет. (4)Земля отцов! (5)Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где он родился.

    – (6)Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором говорили ему друзья.

    – (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!

    (8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

    (11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

    (13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. (19)Он привёз только маленькую коробку с акварелью.

    (20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья. (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей.

    (25)В сентябре пошли дожди. (26)Ярцев собрался уезжать. (27)Берг рассердился. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени? (29)Желание Ярцева уехать Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, – это была измена. (30)Чему? (31)На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. (32)Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём.

    – (33)Я остаюсь, – сказал Берг резко. – (34)Я хочу написать эту осень.

    дверью разлилась тихая синева. (38)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.

    (40)Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41)Он торопился. (42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43)Берг работал как одержимый. (44)Никто его никогда таким не видел!

    (45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его попросили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, – мой первый пейзаж».

    (48)Была полночь. (49)Мохнатый снег падал снаружи на подоконник. (50)В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига. (51)Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины. (52)Оно зрело годами, но последний толчок дали лесной край, осень, крики журавлей... (53)Почему? (54)Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так.

     (55)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. (56)Во сто крат более прекрасной, чем раньше.

     (По К.Г. Паустовскому*) Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский писатель.

    22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

    1) В попытках найти стиль своего времени Берг предпочитал пейзажную живопись плакатам и портретам.

    2) Чтобы принять участие в выставке, Берг должен был написать пейзаж. Для этого он поехал в гости к Ярцеву в муромские леса.

    3) Отправляясь в гости к художнику Ярцеву в муромские леса, Берг взял с собой маленькую коробочку с акварельными красками, которыми и был впоследствии написан его первый пейзаж.

    4) Отъезд Ярцева Берг расценивал как измену, так как теперь он оставался совсем один далеко от безлюдной станции, в доме лесника, в окружении дикой природы.

    5) В городе художник принял решение представить на выставке свой первый акварельный этюд.

    23. Какие из перечисленных утверждений являются верными?

    1) В предложениях 8–10 представлено повествование.

    2) В предложениях 13, 14 содержатся элементы описания.

    3) Предложение 23 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 22.

    4) Предложение 28 объясняет содержание предложения 27.

    5) В предложениях 45–47 содержится повествование.

    24. Из предложений 33–44 выпишите слово со значением: «Проникнутый приподнятостью, страстным желанием придать значимость чему-либо, значимостью не обладающему».
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   27


    написать администратору сайта