егэ текст. 2022. Тексты егэ (обз фипи задания 2226). 1
Скачать 0.5 Mb.
|
Текст 65 (1)Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. (2)Внешняя красота – это не только антропологическое совершенство всех элементов тела, не только здоровье. (3)Это внутренняя одухотворённость: богатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважение к людям и к себе. (4)Чем выше нравственное развитие и общий уровень духовной культуры человека, тем ярче отражается внутренний духовный мир во внешних чертах. (5)Это «свечение души», по выражению Гегеля, всё больше проявляется, понимается и чувствуется современным человеком. (6)Внутренняя красота отражается на внешнем облике. (7)Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства человека. (8)Нет ничего зазорного в том, что человек стремится быть красивым. (9)Но, мне кажется, надо иметь моральное право на это желание. (10)Нравственность этого стремления определяется тем, в какой мере эта красота выражает творческую, деятельную сущность человека. (11)Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая по своему характеру подчёркивает в нём что-то хорошее, свойственное его личности. (12)При этом его внешний облик озарён внутренним вдохновением. (13)Не случайно красоту дискобола Мирон воплотил в момент, когда напряжение внутренних духовных сил сочетается с напряжением сил физических, в этом сочетании – апофеоз красоты. (14)Внешняя красота имеет свои внутренние, нравственные истоки: любимое творчество делает человека красивым, преобразует черты лица – делает их тонкими, выразительными. (15)Красоту создаёт и тревога, забота – то, что обычно называют «муками творчества». (16)Как горе откладывает на лице неизгладимые морщины, так и творческие заботы являются самым тонким, самым искусным скульптором, делающим лицо красивым. (17)И наоборот, внутренняя пустота придаёт внешним чертам лица выражение тупого равнодушия. (18)Если внутреннее духовное богатство создаёт человеческую красоту, то бездеятельность (и тем более безнравственная деятельность) эту красоту губит. (19)Безнравственная деятельность уродует. (20)Привычка лгать, лицемерить, пустословить создаёт блуждающий взгляд: человек избегает смотреть в глаза другим людям; в его глазах трудно увидеть мысль, он прячет её. (21)Зависть, эгоизм, подозрительность, боязнь того, что «не оценят», – все эти чувства постепенно огрубляют черты лица, придают ему угрюмость, нелюдимость. (22)Быть самим собой, дорожить своим достоинством – это живая кровь подлинной человеческой красоты. (23)Идеал человеческой красоты – это ещё и идеал нравственности. (24)В конечном счёте единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть та гармония, о которой так много говорится. (По В.А. Сухомлинскому*) * Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) – выдающийся советский педагог-новатор. 22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? 1. Красота – это исключительно совершенство всех элементов тела, здоровье. 2. Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, подчёркивающей лучшие качества его личности. 3. Тревога, заботы, муки творчества мешают сохранению красоты: они откладывают на лице глубокие морщины. 4. Любая активная деятельность губит красоту, огрубляет черты лица человека. 5. Быть самим собой, дорожить своим достоинством – главные условия красоты человека Пробник. 22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? 1) Человек, совершенствующийся духовно, не придаёт значения внешности. 2) Переживший тревогу человек становится добрее, а значит, красивее. 3) Внешняя красота есть проявление внутренней душевной силы человека. 4) Человек красив в минуты творческого подъёма. 5) У человека, который боится быть недооценённым и завидует другим, появляется угрюмое выражение лица. 23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? 1. Предложение 2 содержит описание. 2. В предложениях 4–6 содержится рассуждение. 3. В предложениях 7–10 представлено повествование. 4. Предложения 16 и 17 противопоставлены по содержанию. 5. Предложения 20, 21 раскрывают содержание предложения 19. Пр. 23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? 1) Предложения 3, 4 дополняют и поясняют мысль, выраженную в предложении 2. 2) В предложениях16-18 представлено рассуждение. 3) Предложения 20, 21 включают описание. 4) Предложения 20-22 содержат повествование. 5) В предложении 25 содержится общий вывод из рассуждений автора. 24. Из предложений 23, 24 выпишите фразеологизм. Пр. 24. Из предложений 7-10 выпишите антонимы (антонимическую пару). 25. Среди предложений 7-13 найдите такое (-ие), которое (-ые) соединяется с предыдущим при помощи противительного союза с указательного местоимения. Пр. 25. Среди предложений 14-18 найдите такое (-ие), которое (-ые) соединяется с предыдущим при помощи однокоренного слова. 26. «Размышляя о природе красоты, В.А. Сухомлинский широко использует разнообразные художественные средства. Дать определение понятию «красота» автору помогает троп – (А)__________ («свечение души» в предложении 5, «кровь подлинной красоты» в предложении 22) и лексическое средство – (Б)__________ («внешняя – внутренняя», «духовное – физическое»). Писатель использует синтаксические средства: (В)__________ (предложения 9, 17) и (Г)__________ (предложения 20, 21, 22), чтобы вызвать доверие читателей и сделать свою речь убедительной».
Пр. 26. «Известный педагог В.А. Сухомлинский, говоря о подлинной красоте человека, применяет (А)__________(одухотворённость, озарённость, апофеоз и др.), что придаёт тексту возвышенное звучание и выражает собственную позицию ярко и образно, применяя такое выразительное средство, как (Б)_______ (свечение души, нравственные истоки, живая кровь красоты). Структурировать текст автору помогает приём (В)_________(предложения 10, 11 и 20-22). Из синтаксических средств выразительности стоит отметить (Г) _____(предложения 5, 21)».
Начало формы Конец формы Текст 66 (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2)Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку. (7)Через полчаса старшина вернулся. – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем. (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо. (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я! (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если б можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку! (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос. – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была! (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них. – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю! (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня. (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы: – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься. (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление. – (41)Да что с ним разговаривать! (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку. – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать. (48)И неожиданно я увидел, что окружавшие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив. (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первым на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считал это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.(55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось. (По В.Ф. Тендрякову*)* Владимир Фёдорович Тендряков(1923–1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне. 22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Возможность передышки – месяц в запасном полку – воспринималась солдатами как награда. 2) Выбор лейтенанта, с кем идти за хлебом, пал на самого пожилого бойца в роте связи гвардейского полка. 3) Тёмные, голодные, измученные походом лица солдат казались рассказчику, укравшему полбуханки, невероятно красивыми. 4) Дурные поступки могут сделать человека безобразным. 5) Совершив гадкий поступок, рассказчик не находил себе оправдания и старался мелкими поступками вернуть уважение к самому себе. 23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) Предложения 5–7 содержат повествование. 2) Предложения 17–20 содержат рассуждение. 3) Предложение 30 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 29. 4) Предложение 37 содержит описание внешности человека. 5) Предложение 54 противопоставлено по смыслу предложению 53. 24. Из предложений 45-49 выпишите антонимы (антонимическую пару). 25. Среди предложений 25–34 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, форм слова и контекстных синонимов. 26. «Основное синтаксическое средство, которое использует автор на протяжении всего текста, – (А)__________ (например, в предложениях 20, 24, 41). Лексическое средство – (Б)__________ («тащился» в предложении 14, «идиот» в предложении 17), троп – (В)__________ («два свинцово-тяжёлых сухаря» в предложении 3, «тёмные лица» в предложении 26, «изрытые морщинами щёки» в предложении 37) и приём– (Г)__________ (в предложениях 19–20) делают текст эмоционально напряжённым».
|