Главная страница
Навигация по странице:

  • Среднеминойский период. Первая половина 2 тысячелетия до н. э.

  • Позднеминойский период. Вторая половина 2 тысячелетия до н. э.

  • 13. Искусство Др. Гр: Иск. архаики и поздней архаики. (нач. 7го-6 вв. до н. э.)

  • 14. Иск. Др. Гр: иск. архаики и поздней архаики. (6ой-5ый вв.до н. э.)

  • 41. Искусство Моск. княжества 15 – 16 вв. Дионисий.

  • 15. Иск. Др. Гр.: Иск. периода классики. Архитектура. . (1ая пол. 5го в. до н. э.)

  • Афинский Акрополь

  • 16. Иск. Др. Гр:Иск. периода классики. Ск-ра, живопись, вазопись. (1ая пол. 5го в. до н. э.)

  • 17. Иск. Др. Гр.: Иск. поздн. классики. (4ый в. до н. э.)

  • 18. Искю Др. Гр: Иск. эллинизма. (

  • Эвмен

  • 19.Иск. Античности: этрусское иск. (8ой – 1ый вв. до н. э.)

  • 4. Иск. Др. Месопотамии Элам, Шумер, Аккад


    Скачать 1.8 Mb.
    Название4. Иск. Др. Месопотамии Элам, Шумер, Аккад
    Дата22.09.2022
    Размер1.8 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла370990_D1EB7_kratkie_otvety_po_istorii_iskusstv....doc
    ТипДокументы
    #690310
    страница3 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

    12. Искусство античности. Эгейское Искусство.(30-е-12-е вв. до н. э.)

    Три археологических периода:
    1. Раннеминойский — 3 тысячелетие до н. э.
    2. Среднеминойский — первая половина 2 тысячелетия до н. э.
    3. Позднеминойский — вторая половина 2 тысячелетия до н. э.

    Раннеминойский период. 3 тысячелетие до н. э.


    Поселения. В начале раннеминойского периода мелкие поселения были разбросаны по всему Криту и состояли из глинобитных хижин на простейших каменных фундаментах. К концу периода (РМ III) образуются значительные поселения; в восточной части Крита (в Василики) сохранились развалины большого дома с несколькими помещениями, сложенными из обтесанных прямоугольных камней, что говорит о развитии строительной техники.

    Керамика. Древнейшая минойская керамика исполнялась без гончарного круга; сосуды лепились руками и обжигались на очаге. Формы их разнообразны (кувшины, горшочки). Украшения состоят из росписи или процарапанной орнаментации в виде штрихов, концентрических полукругов, зигзагов, перекрещивающихся линий. В раннеминойском II и III периодах керамика формовалась на круге и обжигалась в специальной печи, что позволяло придавать сосудам более разнообразные формы: излюбленными становятся сосуды типа чайника с вытянутым носиком, чаши, кубки. Поверхность покрывается тонким слоем обмазки и расписывается как темной краской на светлом фоне, так и белой и желтой на темном. Рисунки усложняются, обогащаются спиральными узорами, волнистыми линиями.

    Скульптура малых форм. Образ человека и животного в искусстве известен еще в неолитическом Крите; это были лишь примитивные фигурки из глины.
    В раннеминойский период также создаются только мелкие статуэтки. Фигуры человека трактованы схематично, более выразительны и реалистичны изображения животных, например фигурный сосуд в виде птенца (из Кумассы), или изображение собаки на крышке небольшого сосуда из стеатита (из Петсофа)

    Среднеминойский период. Первая половина 2 тысячелетия до н. э.

    Дворцы.Создаются большие жилые комплексы — первые дворцы, резиденции правящего рода и позже владыки — царя. В дворцах все постройки располагаются по сторонам большого двора и обращены входами внутрь. Стены сложены из кирпича и камня, здание освещается системой световых колодцев. В комлекс сооружений включены и хозяйственные помещения: амбары, рабочие помещения, маслодавильные и керамические мастерские. Значительная часть дворца отводится для женщин, около дворца сооружается зрелищная площадка. Этот тип дворца лучше всего сохранился в Кноссе.В конце среднеминойского периода стены дворцовых помещений начинают украшаться росписями по штукатурке.
    Искусство Крита носит гораздо более светский характер, чем искусство Древнего Египта. Роль критских культов в развитии искусства была тоже велика, но их значение яснее чувствуется в сюжетах, чем в строгой канонизации формы.

    Керамика. Большого совершенства достигает в среднеминойском II периоде керамика. Вазы стиля «камарес» имеют разнообразную форму в виде маленьких чашечек и больших округлых сосудов, оригинальные орнаменты в виде спиралей, зигзагов, вихревых розеток, лепестков. Полихромные рисунки покрывают стенки вазы ковровым узором.

    Скульптура малых форм. Особенно яркого расцвета достигает искусство в среднеминойский III период. Изображение человеческой фигуры отличается правильным пропорциональным построением, выразительностью движения. Изображение лиц на рельефах условна: так на стеатитовой вазе с шествием молотильщиков лица у всех одинаковы и повернуты только в профиль, причем глаз показан в фас.

    Живопись. Как сказано выше, стены критских дворцов были украшены фресками. Эти росписи преследуют не только декоративные цели ; сцены, изображенные на них, имеют и культовое значение. Такова, несомненно, так называемая «миниатюрная фреска» с культовой сценой праздника женщин. Критские фрески представляют собой скорее контурный раскрашенный рисунок, где нет светотени, полутонов

    Позднеминойский период. Вторая половина 2 тысячелетия до н. э.

    Скульптура малых форм. Искусство позднеминойского I периода развивается по пути, наметившемуся в средне-минойский III период.. Особое развитие в позднеминойском I периоде получают сюжеты на фресках и вазах из жизни моря. Изображение человеческой фигуры и животных еще всецело соответствует тем художественным принципам, которые развивались в предыдущие столетия, т. е. точно передается движение, но сохраняются и некоторые условности: изображение глаза дается в фас при профильном положении лица, фигуры мужчин окрашены в темные тона (коричневый цвет), женщин — в светлые (белый, желтоватый).

    Керамика, вазы «дворцового» стиля. Изменяется и характер росписи ваз. Новый стиль украшения сосуда получил название в науке «дворцовый» стиль. Большие вазы украшались темным рисунком, выделяющимся на светлом фоне. Обычно это стилизованные цветы или морские мотивы. Роспись всегда подчинена форме сосуда, каждая часть рисунка как бы подчеркивает его архитектонику.

    Позднеминойский III период (14—12 вв. до н. э.) является временем разложения критской культуры. Искусство Крита — это искусство, развивавшееся и процветавшее преимущественно в рамках дворцовой культуры. С разрушением дворцовых центров, вероятно, в результате военных действий погибли и мастерские керамистов, живописцев, скульпторов, создавших там в течение веков крепкую художественную традицию.
    Искусство утратило свой прежний характер, свою реалистическую тенденцию в передаче живого мира. Теперь ярко проявляется схематизация в изображении людей, животных и растительного мира. Хотя сюжеты и повторяются, например, изображение женщин в платьях с широкими юбками или коровы с теленком (саркофаг из Гурнии), но совершенно иначе трактуется натура. Исчезают произведения живописи, остается лишь мелкая пластика и обильный керамический материал.

    13. Искусство Др. Гр: Иск. архаики и поздней архаики.(нач. 7го-6 вв. до н. э.)
    Период греческой истории с 11 по 9 вв. до н. э. принято называть «гомеровским» потому, что главным письменным источником для изучения его служат поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

    Основой греческого общества была родовая организация, в которой под влиянием развития производительных сил уже зарождалась частная собственность, росло имущественное неравенство, создавались предпосылки для образования рабовладельческого строп.

    Архитектура раннеархаического периода. От гомеровского и раннеархаического периода до нас не дошло никаких памятников монументального искусства — ни живописи, ни скульптуры. От архитектурных сооружений сохранились незначительные руины, на основании которых можно установить, что строительство древнейшей Греции развивалось на основе традиций микенской культуры. Сооружения 10—8 вв. до н. э. по плану напоминали мегарон микенской эпохи—прямоугольную постройку, вход в которую находился на ее узкой стороне.
    Фундаменты наиболее ранних греческих сооружений делались из грубого камня, стены из кирпича-сырца, частично с деревянным каркасом. Деревянные балочные перекрытия обычно поддерживались внутри помещения четырьмя деревянными столбами. Ход оформлялся чаще всего в виде двухколонного портика. Такой облик имели не только обычные жилые дома, но и храмы, которые греками рассматривались как жилища богов.Древнейшим из известных храмов Греции был храм Артемиды Орфии в Спарте (9—8 вв. до н. э.)


    Связующим звеном между эгейской культурой и греческой являются сохранившиеся в небольшом количестве расписные вазы так называемого «протогеометрического» стиля 11—начала 10 в. до н. э. Орнаментация их бедна; она состоит из простых и волнистых линий вокруг тулова вазы или концентрических кругов, расположенных в виде фриза. Геометрические вазы. В 10—8 вв. до н. э. развивается «геометрический» художественный стиль, называемый так потому, что все орнаменты и даже изображение человека и животного на плоскости построены из простейших геометрических элементов — прямой и ломаной линий, треугольника, круга.

    9 в. до н. э. — время расцвета декоративного геометрического стиля; тогда же появляется в росписях ваз орнамент меандр, который прочно входит в декоративное искусство античного мира. С конца 9 в. до н. э. начинают встречаться на вазах изображения животных — козла, коня, водоплавающих птиц и человека. Сначала человеческая фигура рисуется силуэтно, голова показана в профиль, корпус в фас, ноги в профиль. Также схематически нарисованы и животные

    В о второй половине 8 в. до н. э. с развитием общественной жизни Греции расширяется круг сюжетов (историческую характеристику второй половины 8 в. до н. э. см. дальше). Теперь мы видим на вазах сцены морских и сухопутных битв, хороводы, музыкантов, атлетические состязания и мифологические образы. Фигура человека рисуется правдивее, на лице обозначается не только нос, но и подбородок, рисуются также волосы и одежда.Скульптура малых форм. Геометрический стиль проявился также и в скульптуре. Мелкая пластика 9—8 вв. до н. э. выполнена из глины, бронзы, кости. К началу 9 в. до н. э. относятся глиняные фигурки идолов, с неестественно длинной шеей, едва намеченными чертами лица, с грубо вылепленными ногами. В статуэтках 8 в. до н. э. достигнуто более правильное построение человеческой фигуры, сделаны первые попытки промоделировать лицо, руки и ноги. Однако корпус по-прежнему еще решается в виде плоского треугольника. Фигурки всадников, воинов, пахаря, коней, оленя, группы: герой, борющийся с кентавром (Нью-Йорк,), охотник с собаками и диким зверем представляют собой дарственные в храмы статуэтки.
    В рассмотренном этапе греческого архаического искусства особенно следует выделить вторую половину 8 в. до н. э. — период экономического и политического господства родовой знати, основанного на примитивных формах землевладения и рабовладения.В течение этого столетия утверждается главная тема в искусстве — человек, впервые появляются в греческом искусстве многофигурные композиции.

    В 8—6 вв. до н. э. происходят большие сдвиги в культурной жизни древних греков. В конце 7—начале 6 в. до н. э. в нерасчлененной еще греческой науке зарождается «наука всех наук» — философия.8—6 вв. до н. э. характеризуются блестящим развитием греческой поэзии, зарождением театра и литературы для театра. Греки плодотворно использовали более высокую в те времена культуру стран Древнего Востока (Египта, Передней Азии). Не случайно малоазийские греческие города, служившие связующим звеном между греческими полисами и странами Древнего Востока, стали «первой родиной мудрецов и поэтов». В ионийских городах сложился в 8 в. до н. э. алфавит, заимствованный из финикийского; с Востока был перенесен способ отливки статуй из металла.

    Архитектура. 7 в. до н. э. характерен ростом городов и расширением масштабов строительства. С середины столетия появляются постройки из камня, главным образом известняка мягких пород. Основным видом монументальных сооружений были храмы, которые были и культовыми и общественными зданиями. В 7 в. до н. э. вырабатываются система сочетания архитектурно-конструктивных частей, получившая название ордера.
    Самый простой и, видимо, самый ранний тип храма — храм в антах, возникший из мегарона микенского времени. Главный фасад обрамляется торцами боковых стен, называемых антами, между которыми находятся две колонны. Простиль имеет на фасаде четыре колонны, расположенные впереди антов. В амфипростиле колонны находятся и на переднем и на заднем фасадах. Самый распространенный тип храма — периптер, где колонны располагаются по всему периметру сооружения.
    Наиболее сложный тип храмового здания — диптер, который включает два ряда колонн, окружающих святилище — целлу. Целла храма делится на три помещения: переднее — пронаос, служащее преддверием, центральное, самое обширное — наос или целла (собственно святилище) и опистодом — со входом с заднего фасада.
    Греческий архитектурный ордер состоит из следующих основных элементов: трехступенчатого стилобата как цокольной части храма, колонн, включающих базу, ствол (фуст) и капитель, и антаблемента, перекрывающей части сооружения, делящегося на архитрав (балку), фриз и карниз. Выше антаблемента находится фронтон.
    В процессе формирования греческой архитектуры возникли два основных стиля — дорический и ионический. Если в дорической архитектуре наиболее распространенным типом сооружения был периптер, то в ионическом зодчестве строились главным образом диптеры.
    Примером архаического сооружения, построенного в 6 в. до н. э. в ионическом стиле, может служить храм Геры на острове Самосе, решенный в виде диптера.

    Е сли в дорической архитектуре наиболее распространенным типом сооружения был периптер, то в ионическом зодчестве строились главным образом диптеры.
    Примером архаического сооружения, построенного в 6 в. до н. э. в ионическом стиле, может служить храм Геры на острове Самосе, решенный в виде диптера.

    Восточное искусство оказало также определенное воздействие и на развитие греческого изобразительного искусства 7 в. до н. э.

    Скульптура 7 в. до н. э. Бронзовые статуэтки первой половины 7 в. до н. э., изображающие юношей атлетов, воинов или одетых в пеплос женщин, показывают, как постепенно плоскостность предшествующего периода сменяется объемностью, округлостью форм: более свободно становится движение рук. Все больше внимания уделяется моделировке лица и прически. Наиболее ранние критские статуи не велики по размеру, строгой уравновешенности частей, фронтальности композиционного построения заложены все черты монументальной архаической скульптуры

    В азовая роспись и живопись 7 в. до н. э. Еще большая жизненность в изображении человека и животного достигается в вазовой росписи первой половины 7 в. до н. э. Силуэты процарапываются теперь тонким острым инструментом, что позволяет передать много подробностей.Содержание росписей на вазах очень разнообразно. Кроме орнаментов ориентализирующего стиля, здесь можно видеть военные сцены, сцены охоты и мифологические эпизоды. Примером может служить аттическая амфора со сценой борьбы Геракла и кентавра Несса (Афины, Национальный музей).
    Живопись, в отличие от скульптуры, характер которой во многом определялся культовым назначением и технической обработкой блока, гораздо быстрее овладевала реалистической формой. Мужские фигуры раскрашены в коричневато-красный цвет, женские — в белый цвет, прически даются черной краской. Одежды разрисованы пестрыми узорами черного и пурпурового цветов. Такая расцветка фигур сообщает росписи большую декоративность.

    14. Иск. Др. Гр: иск. архаики и поздней архаики.(6ой-5ый вв.до н. э.)

    Архитектура. Развитие строительной техники позволило к началу 6 в. до н. э. перейти от строительства храмов из кирпича-сырца к строительству их из камня. Храмы 6 в. до н. э. украшались скульптурой из камня; фронтоны, метопы, фризы показывают быстро развивающееся мастерство скульпторов. Появляются фронтоны со сложными многофигурными композициями, и постепенно художники добиваются удачного решения труднейшей задачи — размещения многофигурной композиции в треугольном поле фронтона. Архитектурные детали и скульптурные украшения ярко раскрашивались главным образом в синий и красный цвета; раскраска придавала зданию особенно нарядный вид. Среди архитектурных сооружений Древней Греции можно выделить как переходный от архаического стиля к классическому храм Посейдона в Пестуме. Хорошо сохранившийся храм построен во второй четверти 5 в. до н. э., но по своему решению он примыкает еще к архаическому стилю. Это большой периптер с 6 колоннами по фасаду и 14 по продольной стороне, выполненный из известняка. Черты архаики проявляются в подчеркнутой тяжеловесности всего сооружения.
    Изобразительное искусство. Для пластики, как и для живописи 6 в. до н. э., характерен общий тип лица), без портретных индивидуализированных черт, с условной улыбкой, с прямым слегка вытянутым носом, с выпуклыми широко открытыми глазами, высоко поднятой дугой бровей. Прически, как правило, трактованы декоративно, в виде ровных волнистых прядей и крутых локонов. Расположение одежды схематично и мало согласовано с формой тела. Но в течение столетия постепенно преодолеваются эти схемы ; художники более реалистично передают движение, пытаясь (к концу столетия) передать посредством выразительного жеста внутренние чувства человека.Сюжетами греческих художественных произведений служили мифы, эпос и сцены обыденной жизни.

    Скульптура. Пелопоннесские мастера. В начале 6 столетия до н. э. заметно на Пелопоннесе значительное влияние критской скульптуры. Статуя куроса господствует в мастерских Пелопоннеса, где художники работают над решением пропорционального построения, соотношения частей фигуры, над пластической анатомией. Статуя героя Клеобиса. Ионийские мастера. На островах Эгейского моря и в городах Малой Азии, где в 6 в. до н. э. процветала мраморная скульптура, ставились несколько иные художественные задачи, чем в мастерских Пелопоннеса. Художники работали здесь над передачей задрапированной фигуры и изображением в круглой скульптуре сильного движения.

    Последняя четверть б в. до н. э. знаменует собой огромный сдвиг в развитии реалистической трактовки человеческой фигуры в монументальном искусстве. Особое значение при этом получают изучение анатомии и тщательная передача ее.Ионийские мастера первые поставили проблему изображения глубины пространства посредством ракурсов; в многофигурных фризах — многопланностью и большей пластичностью и объемностью.

    Великим художником третьей четверти 6 в. до н. э. в Аттике был Эксекий (мастер чернофигурной вазовой росписи третьей четверти), создавший сцены на сюжеты героических или драматических мифов. Амазис - самымй значительный мастер чернофигурной вазовой росписи третьей четверти 6 в. до н. э.

    41. Искусство Моск. княжества 15 – 16 вв. Дионисий.

    Крупнейшим художником этого направления был Дионисий (30–40-е годы XV в. – между 1503–1508 гг.). В отличие от Рублева Дионисий был мирянином, видимо, знатного происхождения. Художник возглавлял большую артель, выполнял как княжеские, так и монастырские и митрополичьи заказы, вместе с ним работали его сыновья Владимир и Феодосии. Дионисий работал для Пафнутьево-Боровского монастыря, Успенского собора Московского Кремля, Павлова-Обнорского монастыря

    Идеи времени нашли в творчестве Дионисия своеобразное воплощение. Художника волнует, прежде всего, проблема «строительства» человеческой личности. В отличие от Рублева, темой творчества которого являлась сокровенная жизнь человеческой души, он духовную жизнь человека представлял и как труд, направленный на внешнее «благоустроение». Для него человеческая жизнь - путь постоянного духовного совершенствования,. В отличие от Рублева, у которого пластической и смысловой наполненностью обладает каждая фигура, каждая деталь, у Дионисия все изображения связаны сложными и многообразными узами и не мыслятся вне композиционного единства, вне ансамбля.

    С именем Дионисия называют также 2 житейные иконы – митрополитов Петра и Алексея (обе из Успенского собора Московского Кремля). и икона преподобного Сергия Радонежского (ок. 1492, Троицкий собор Троице-Серги- евой лавры).

    Но самым замечательным памятником Дионисия является цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря, расположенного далеко на севере, в Вологодских землях, работа над которыми была исполнена Дионисием вместе с сыновьями летом 1502 г., о чем свидетельствует надпись на храме. Это чуть ли не единственный случай, когда фрески сохранились почти полностью и в первозданном виде. Роспись посвящена теме Богородицы (около 25 композиций). Изображаются сцены «Собор Богородицы», «Похвала Богородице», «Покров Богородицы», «Акафист Богородице». Именно хвалебное песнопение (акафист) Богородице становится основной темой росписи. Не случайно в изображениях ни разу не встречается сцена смерти, Успения Богородицы. Ничто не омрачает праздничного, торжественного настроения, создающегося прежде всего колоритом – поразительной колористической гармонией нежных полутонов, которые исследователи справедливо сравнивают с акварелью: в основном бирюзовых, бледно-зеленых, лиловатых, сиреневых, светло-розовых, палевых, белых или темно-вишневых (последними обычно окрашен плащ Богоматери). Все это объединено ярко-лазурным фоном. Насыщенные светлые краски, свободная многофигурная композиция (Дионисий часто отходит от привычных композиционно-иконографических схем), узорные одежды, роскошь пиршественных столов (в сценах евангельских притч), пейзаж с далекими светлыми горками и тонкими деревьями – все производит впечатление радостного, ликующего славословия в красках. Особенно совершенна фреска на портале храма – «Рождество Богородицы», принадлежащая несомненно самому Дионисию

    Повыш. декора-ть и торжественность многофигурных композиций Дионисия, а также некоторая стандартизация ликов – черты, в которых прослеживается уже отступление от гармонической естественности и простоты высокодуховных образов Рублева. Но появление всех этих качеств характерно именно для искусства времени создания централизованного государства. Вместе с учениками и помощниками Дионисий создал также и иконостас Рождественского собора, из которого самому Дионисию принадлежит икона «Богоматерь Одигитрия» (иконографический тип особой торжественности, сблагословляющим младенцем Христом). Влияние искусства Дионисия сказалось на всем XVI веке. Оно затронуло не только монументальную и станковую живопись, но и миниатюру, прикладное искусство.

    15. Иск. Др. Гр.: Иск. периода классики. Архитектура. .(1ая пол. 5го в. до н. э.)

    Античное Искусство. Архитектура Греции 5 в. до н. э.

    И скусство 5 в. до н. э. прошло большой путь от зарождения и формирования классического стиля в середине столетия к новой ступени классического искусства — искусству 4 в. до н. э. 5 в. до н. э. ознаменован великолепными архитектурными сооружениями в разных городах Греции.
    Одним из высших достижений греческой архитектуры является храм Зевса в Олимпии, построенный архитектором Либоном около 460 г. до н. э. Это был вполне сформировавшийся дорический периптер (отношение числа колонн — 6 к 13). Пропорции храма отличались строгостью и ясностью.
    Афинский Акрополь. В 447 г. до н. э. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени — Иктин, Калликрат, Мнесикл и др.

    Акрополь, представляющий собой естественную скалу, возвышающуюся на 150 м над уровнем моря и находящуюся примерно в 5 км от него, издавна (еще во 2 тысячелетии до н. э.) являлся крепостью жителей этого.
    В 7—6 вв. до н. э. на Акрополе уже находились значительные по архитектуре культовые сооружения. Новый комплекс Афинского Акрополя несимметричен, однако в основе его лежит единая художественная идея, единый архитектурно-художественный замысел. Отчасти асимметрия подсказывалась неправильными очертаниями холма, различной высотой отдельных его частей. В основе художественного замысла, лежат: принцип гармонического равновесия отдельных сооружений в пределах всего комплекса и принцип последовательного раскрытия художественных качеств ансамбля в процессе постепенного обхода и обозрения зданий.
    Пропилеи (входные ворота), сооруженные в 437—432 гг. до н. э. архитектором Мнесиклом, являются фактически общественным зданием. Помимо западного и восточного портиков дорического стиля с ионическими колоннами в проходе, в ансамбль Пропилеи введены боковые, примыкающие к ним павильоны. В целом возникла несимметричная композиция, уравновешиваемая небольшим храмом Ники Аптерос, возведенным архитектором Калликратом между 429 и 421 гг. до н. э. Интересно, что ось храма Ники Аптерос расположена не параллельно оси Пропилеи ; главный фасад этого храма несколько развернут в сторону входа на Акрополь, что сделано в интересах раскрытия перед зрителем художественных качеств этого сооружения.
    На площади Акрополя в отдалении, направо, на самом высоком месте стоит величественный храм Парфенон, посвященный Афине Парфенос (Афине-деве).Л евее, на первом плане, можно было видеть не сохранившуюся до нашего времени гигантскую статую Афины Промахос (Афины-воительницы), созданную Фидием. Вдали находится храм небольших размеров — Эрехтейон.
    Наиболее крупное сооружение Акрополя — Парфенон. Парфенон — октастильный (восьмиколонный) периптер, построенный из пентелийского мрамора в период с 447 по 432 г. архитекторами Иктином и Калликратом. Внутри храма, помимо пронаоса и опистодома, были целла и особое помещение, где хранилась казна Афинского морского союза. В Парфеноне, решенном в дорическом стиле, ощущаются черты влияния ионического стиля. В это время в архитектуре Афин появляется тенденция к выработке единого общегреческого (панэллинского) стиля архитектуры. Сочетание двух стилей, дорического и ионического, проявлялось двояко: или путем совмещения их в одном и том же сооружении, или путем изменения пропорций дорического стиля в сторону их облегчения, придания им большего изящества, что было сделано в Парфеноне, где колонны, относительно более легкие по своим пропорциям, чем, например, в храме Зевса в Олимпии. Кроме того, во внутреннем помещении были поставлены четыре ионические колонны, не сохранившиеся до нашего времени. Расположение на внешних поверхностях стен непрерывного (зофорного) фриза также является признаком ионического стиля.Тончайшая проработка архитектурных деталей, необычайно точный их рисунок, прекрасно найденные общие пропорции, слитность композиции, тесное сочетание архитектурной основы и скульптурного убранства — все это делает Парфенон крупнейшим, наиболее значительным в художественном отношении произведением греческой архитектуры.
    Эрехтейон, посвященный двум главным божествам города Афин — Афине Полладе и Посейдону, был построен из мрамора в период с 421 по 407 г. до н. э. в ионическом стиле. Это — несимметричный храм, состоящий из четырех частей: целлы Афины Полиады, целлы Посейдона и двух портиков — большого северного и маленького южного, называемого обычно портиком кариатид. Асимметрия этого сооружения вызвана постановкой его на сложном по профилю участке с сильным падением уровня почвы, а также необходимостью создать удобные проходы в две основные целлы храма. Здесь, в Эрехтейоне, особенно наглядно выступает один из основных принципов древнегреческой архитектуры, о котором говорилось выше, принцип постепенного развертывания композиции перед зрителем, обходящим сооружение.
    В Афинах храм Гефеста, известный под наименованием Тезейона. Подобно Парфенону, храм Гефеста представляет собой образец ионизированной перереботки дорического стиля.
    Другое интереснейшее произведение греческой архитектуры — храм Аполлона в Фигалии (в Бассах), на Пелопоннесе, построенный в третьей четверти 5 в. до н. э. архитектором Иктином. Дорический шестиколонный (по короткому фасаду) периптер содержал в целле ряд ионических полуколонн и одну коринфскую колонну, стоявшую на оси храма. Коринфская капитель храма Аполлона в Бассах является самой ранней коринфской капителью из числа известных в настоящее время. Таким образом, в этом храме впервые применены были все три основные стиля древнегреческого зодчества — дорический, ионический и коринфский.
    В храме Аполлона в Бассах наблюдаются элементы асимметрии. Его целла делится на две части, из которых вторая, находящаяся в глубине, имеет на левой стене выходную дверь. Культовая статуя расположена против этой двери у правой стены и воспринималась входящими в храм в профиль.

    16. Иск. Др. Гр:Иск. периода классики. Ск-ра, живопись, вазопись.(1ая пол. 5го в. до н. э.)

    Вазовая роспись. Замечательным художественным явлением в первые десятилетия 5 в. до н. э. остаются аттические краснофигурные вазы.
    В Афинах существовали в это время мастерские Эвфрония — мастера, работавшего еще в 6 в. до н. э., Гиерона, Клеофрада, Бригоса, Пистоксена и многих других. Вазы, выходящие из этих мастерских, подписывались, как правило, именем владельца, а часто и именем художника.
    Художники вазовой росписи начала 5 в. до н. э. постепенно добиваются более правильного изображения человеческой фигуры в ракурсе.
    Наряду с краснофигурной техникой получают в 5 в. до н. э. широкое распространение сосуды с белой плотной обмазкой, на которую лаком наносится рисунок. Белый фон давал возможность писать не только черным лаком и темным пурпуром, но и желтой, коричневой, красной и даже синей красками, что позволяло мастеру вазовой росписи ближе всего подойти к колориту монументальной и станковой живописи. Примером такой техники может служить фрагмент чаши из мастерской Пистоксена (около 480 г. до н. э.). На чаше была изображена сцена убийства Орфея фракиянкой.

    Живопись. Полигнот. Греческое искусство второй четверти 5 в. до н. э. формировалось под влиянием величайшего греческого живописца Полигнота, выразившего с поразительной художественной силой в грандиозных композициях пафос греческих побед. Его монументальные росписи в храмах и общественных зданиях Дельф и Афин утрачены безвозвратно, но сохранившиеся подробные античные описания его картин, художественные произведения, созданные под его влиянием, позволяют определить характер творчества этого мастера. Будучи родом с острова Фасоса, он работал между 470 и 440 гг. до н. э. во многих городах. В Афинах он получил за свои росписи права афинского гражданства. В Дельфах Полигнот расписал Лесху книдян (общественное здание). Описание картин «Разрушенный Илион» и «Одиссей в Аиде» сохранил нам Павсаний. Художник сделал смелую попытку передать мимику лица, показать переживания героев, охарактеризовать возраст человека. Фигуры у него объединены не только действием, но и общим настроением. Он ввел в картину пейзаж. Но основная самая большая его заслуга — новое решение многофигурной композиции. Он размещал фигуры на разных уровнях плоскости картины, как бы на склоне горы. Некоторые фигуры были частично скрыты возвышением почвы, что тоже было новостью в греческом искусстве.
    Композиционные приемы Полигнота, разнообразие положений отдельных фигур стали неисчерпаемым источником для следующих поколений художников.
    Письменные источники указывают, что Полигнот пользовался четырьмя красками: черной, белой, желтой, красной. Из них можно было составить множество тонов. Но живопись Полигнота скорее можно назвать «монументальным раскрашенным рисунком».
    Стиль его произведений был возвышенный, и Аристотель особенно подчеркивал высокую идейность произведений Полигнота.
    Наиболее ясное понятие о композиционном новшестве Полигнота дает роспись на краснофигурном кратере из Орвьето работы неизвестного художника, получившего название в науке «Мастер Ниобид» (Париж, Лувр).
    На одной стороне кратера изображена сцена избиения детей Ниобы Аполлоном и Артемидой, а на другой — посещение Гераклом подземного царства. С ростом реализма в греческом искусстве живопись должна была найти новые средства выражения. Два достижения проложили дорогу дальнейшему развитию живописи: открытие правил линейной перспективы и обогащение живописных приемов светотенью.

    В мраморе исполнялись скульптурные украшения храмов — фронтоны, метопы, фризы, посвятительные и надгробные рельефы и такие статуи, которые изображали либо фигуру в длинной одежде, либо прямо стоящую с опущенными руками обнаженную фигуру. Изваять в мраморе обнаженную фигуру с опорой на одну ногу со свободно отставленной другой, не говоря уже об изображении какого-либо движения, без особой подпорки было очень трудно. Только бронза позволила греческим скульпторам придавать фигуре любое положение. Поэтому бронза в 5 в. до н. э. стала главным материалом, в котором работали все великие греческие ваятели.
    Главной задачей прогрессивного искусства 5 в. до н. э. было правдивое изображение человека — сильного, энергичного и, вместе с тем, полного достоинства и равновесия душевных сил; надо было показать бойца и победителя, свободного гражданина, осознавшего превосходство своего строя и культуры над старыми культурами Востока и варварским миром.

    В первое десятилетие 5 в. до н. э. в греческом искусстве усиливается борьба нового стиля с пережитками старого, архаического, уже не отвечавшего новым требованиям.
    Храм Афины-Афайи на острове Эгине. Памятником переходной эпохи являются фронтонные группы храма Афины-Афайи на острове Эгине, близ Аттики, сооруженного после 490 г. до н. э., т. е. после Марафонской битвы. Храм представлял собой величественный дорический периптер, от которого теперь остались лишь стилобат и пятнадцать колонн с частью антаблемента.
    Фронтонные группы (всего сохранилось 15 фигур) изображали сцены борьбы греков с троянцами. Центр обоих фронтонов занимали фигуры Афины, выполненные еще в архаическом стиле; по сторонам богини симметрично расположены фигуры воинов.
    Фигуры реставрированы скульптором Торвальдсеном, хранятся в Мюнхене.
    Это наиболее реалистическое, из всех предыдущих, решение композиции. Здесь соблюден принцип одномасштабности фигур. Выделяется лишь богиня. В зависимости от места в треугольнике фигурам придана та или иная поза: они изображены стоящими, коленопреклоненными и по углам лежащими. Эгинские мастера славились работой в бронзе и свои навыки в этом материале перенесли на мрамор фронтонов, обработав каждую фигуру как круглую статую. Новое обнаруживается и в пропорциях. Несколько удлиненные фигуры с массивным корпусом показаны в энергичном движении. Мускулатура обнаженных тел героев пролеплена несколько обобщенно, но очень точно, с ясным пониманием натуры.

    Огромный вклад в развитие реалистического искусства внес греческий скульптор Пифагор. Пифагор — смелый новатор в области композиции. Трехмерность построения — одно из самых важных его достижений, и он этим пользуется для создания фигуры гибкой и подвижной. Он мастерски умеет схватить и зафиксировать момент перехода от статики к движению. Такова его ранняя работа «Бегун на старте» (бронзовая статуэтка)

    17. Иск. Др. Гр.: Иск. поздн. классики. (4ый в. до н. э.)

    Греческая архитектура 4 столетия до н. э., развивая достижения 5 в. до н. э., имела свои характерные черты. Впервые уделяется большое внимание строительству зрелищных сооружений-театров. Появляется целый ряд сооружений круглой формы. Сравнительно часто теперь встречается самый декоративный из греческих архитектурных ордеров — коринфский,
    Архитектором Поликлетом Младшим в середине 4 в. до н. э. был постр. зал культовой музыки, известный под названием Фимела (или Толос) - круглый периптер, окруженный дорическими колоннами. Внутри целлы находилось кольцо коринфских колонн.

    Другим крупным театром Древней Греции 4 в. до н. э. был театр Диониса в Афинах, расположенный на южном склоне Акрополя, построенный в мраморе и рассчитанный на 17 тысяч человек.
    В городе Гали-карнассе было построено архитекторами Сатиром и Пифием для царя Карий Мавсола надгробное сооружение — «Мавзолей». Название его стало в дальнейшем нарицательным. Мавзолей имел в плане прямоугольные очертания и включал два яруса: в первом находилась заупокойная камера, во втором — заупокойный храм.
    В оформлении Мавзолея применены три ордера: дорический в заупокойной камере, ионический — для внешнего оформления второго яруса и коринфский — внутри заупокойного храма. Здание завершалось высокой пирамидой, которая поддерживалась каменной конструкцией, построенной по типу ложного свода. В мавзолее сочетаются традиции греческой ордерной архитектуры и мотивы, заимствованные у классического Востока. Своеобразным памятником архитектуры 4 в. до н. э. является хорегический памятник Лисикрата в Афинах, построенный в 334 г. до н. э. На высоком квадратном в плане цоколе возвышается круглое в плане сооружение с полуколоннами коринфского ордера. Пологая конусообразная крыша венчается акротерием, образующим подставку для треножника, который явился призом Лисикрату за победу, одержанную созданным на его средства хором.

    В изобразительном искусстве 4 в. до н. э. развиваются разные художественные направления, отражающие сложную социальную и экономическую обстановку Греции. Одни мастера продолжали традиции классического искусства 5 в. до н. э., другие искали новых путей для выражения новых мыслей и настроений.
    Идеи гражданственности, прославления государства, мужества граждан теперь отступают на второе место, зато выдвигаются новые задачи: передать внутренний мир человека, его эмоции во всем многообразии их проявлений. Эти новые проблемы разрабатываются и в живописи, и в пластике.
    Все эти изменения яснее выступают в конце первой и в начале второй четверти 4 в. до н. э.

    4 в. до н. э. ознаменовался ярким расцветом живописи, о чем свидетельствуют литературные источники, называющие много имен художников, создателей огромного количества станковых картин разнообразных жанров.
    В Сикионе в начале 4 в. до н. э. складывается настоящая академия живописи, выработавшая свои правила преподавания, твердо обоснованную теорию живописи. Теоретиком школы был Памфил, положивший в основу живописи хрестографию, т. е. построение фигуры по вычислению (в чем продолжалась традиция. Художник Аристид Старший, картины которого отличались драматичностью замысла, яркой выразительностью действующих лиц и умением передать сложные патетические чувства..
    Выдающийся живописец Никий, прославившийся своим живописным мастерством, писал станковые картины, далекие по своему духу от высоких гражданских идеалов. Сюжеты он брал из романтических мифов, дающих повод блеснуть грацией и изысканной красотой героев, сентиментальностью ситуации.
    Искусство греческой пластики и скульптуры. 4 в. до н. э. известно нам гораздо лучше, чем живопись: многие произведения сохранились в римских копиях, но до нас дошли и некоторые оригиналы. Известные черты жанровости, интерес к душевному состоянию — все это является новым в греческой пластике.
    Величайшими скульпторами второй четверти и середины 4 в. до н. э. были Скопас и Пракситель. При всем разнообразии творческих манер этих мастеров объединяет интерес к внутреннему миру человека. Скопас показывает глубокие патетические чувства, энергичные действия, драматические ситуации. Пракситель изображает эмоции легкие, тонкие лирические настроения, воспевает красоту человеческого тела.
    Оба мастера оказали огромное влияние на своих современников, в их стиле работали мастера и целые школы на протяжении нескольких столетий.
    средства.
    Он создал новый тип лица. Для его статуй характерен широкий овал лица, довольно низкий, перерезанный горизонтальной складкой лоб, выступающие надбровные дуги, своеобразный рисунок глубоколежащих глаз, создающий впечатление направленного вверх взгляда. Напряженные лобные мышцы, складки около рта, сообщающие скорбность выражению лица, усиливают экспрессию. Эти приемы трактовки позволили разнообразить выражение лиц и показывать чувства большой силы, то открыто страстные, то глубоко затаенные.
    Ставя фигуру в смелых и сложных поворотах, подчеркивая ее объемность, художник сообщает своим произведениям особую подвижность и выразительность. Им создана целая галерея разнообразных образов: Афродита, Арес, Асклепий, Афина и др.

    Второй великий художник 4 в. до н. э. афинский скульптор Пракситель. утонченные формы тела и черты лица, живописная трактовка кудрей, характеристика настроения — все это то новое, что вносит художник в традиционный образ юноши. Скульптор не показывает фигуры в движении, например в шаге, беге или танце, но изображает их всегда спокойно стоящими или отдыхающими, погруженными в собственные мысли и чувства. Таковы его знаменитые «Отдыхающий сатир», «Аполлон, убивающий ящерицу», так называемый «Сауроктон», «Афродита Книдская», «Гермес с младенцем Дионисом».
    Все они различны по настроению, но решены композиционно почти по одинаковой схеме.
    Все фигуры опираются на подпорку (в виде дерева, пня, вазы), отчего корпус получает плавный изгиб. использует подпорку не как техническую деталь, поддерживающую тяжелую мраморную фигуру, как неотъемлемую часть композиции. Почти все скульптуры Праксителя стояли в храмах или открытых святилищах и имели значение культовых статуй, но работы Праксителя не символизировали больше силу и мощь полиса, доблесть его граждан. Пракситель в образах богов показал образы представителей утонченной культуры, углубленных в свои личные интересы, не связанных с коллективом. Но если художник в своей работе утратил идеи высокой гражданственности, то он пошел дальше, чем мастера 5 в. до н. э. в передаче психологической жизни человека.
    18. Искю Др. Гр: Иск. эллинизма. (сер. 4 в. до н.э. — 1 в. до н.э)
    В центре эллин. города находились общественные площади, в том числе главная торговая площадь — агора, вокруг которой и располагались общественные сооружения и храмы. Развивавшаяся городская жизнь приводила к увеличению количества общественных сооружений. Они строились из одних и тех же материалов, что и храмы, с одинаковой степенью технического и художественного совершенства.

    И з общественных эллинистических сооружений следует назвать экклезиастерии — здания народных собраний, булевтерии — здания городских советов, пританеи — сооружения, где находились городские канцелярии, базилики — торговые и судебные здания, гимнасии — школьные здания, палестры — спортивные школы, стадионы, театры, библиотеки, бани и так называемые стой — длинные крытые галереи, тянувшиеся вдоль улиц. В эллинистических столицах воздвигались дворцовые постройки.
    Форма храмового здания эллинистического времени не претерпела существенных изменений по сравнению с классическим периодом: это периптеры с более развитыми, чем в Греции, передними портиками или же небольшие храмики-простили.

    Основным композиционным приемом эллинистической архитектуры был прием перистильного двора, ограниченного со всех сторон колоннами. Многие эллинистические постройки чаще всего имели в центре перистильный двор, по периметру которого размещались отдельные помещения. Жилые дома были чаще всего изолированы от улицы; в центре дома находился перистильный двор, ограниченный хозяйственными помещениями. В глубине двора располагалась так называемая простада, нередко оформлявшаяся с фасада колонным портиком и представлявшая собой главное помещение жилого дома; сбоку от нее находились собственно жилые помещения.
    Даже городские площади — агоры, обрамленные со всех сторон колоннадами, также по существу представляли собой большие перистильные дворы.
    Для того чтобы вести в больших размерах строительство во многих городских центрах, строить одновременно сотни сооружений различного назначения, необходимо было создать теоретические основы этого строительства. Поэтому теперь приобретает особое значение архитектурная теория. Массовое строительство в эллинистических городах определяло снижение технического уровня строительства. Это привело к плохой сохранности произведений эллинистического зодчества.

    Изобразительное искусство эпохи эллинизма может быть разделено на три периода: ранний эллинизм — конец 4 — первая половина 3 в. до н. э.; средний — вторая половина 3 в. и первая половина 2 в. до н. э. ; поздний период — до 1 в. до н. э., когда Римская держава захватила все страны эллинистического мира.
    Традиции великих мастеров классической эпохи легли в основу развития новых художественных направлений в искусстве эллинизма. Бурные страсти героев, ленивое спокойствие, образы идеальной красоты и безобразной старости, аллегорические фигуры, сентиментальные группы — таковы примеры различных по назначению, жанру и стилю произведений эллинизма, передающих многообразие состояний, переживаний и действий человека. Из новых эллинистических центров раньше других стала играть ведущую роль Александрия. Здесь складывается своя художественная школа, характерная разнообразием направлений. Одни мастера, продолжая традиции Праксителя, создавали образы идеально прекрасных богов и богинь, другие изображали в бытовом жанре стариков и старух, маленьких детей, сатиров и нимф. Назначение эллинистической скульптуры несколько иное, чем в классическое время: кроме культовых статуй, появляется садово-парковая, многочисленная декоративная скульптура для украшения частного дома.
    Большую роль в Александрии играет живопись. В портретном искусстве александрийского круга господствует форма идеального портрета классического периода. Показателен в этом плане портрет Птоломея и Арсинои, исполненный из сардоникса на камее Гонзага
    Одним из излюбленных образов эллинизма, в особенности александрийской школы, становится образ Афродиты.

    С александрийской художественной школой стоит пергамская, процветавшая в период среднего эллинизма. Пергам не раз отражал нашествие галлов, и эти события были дважды запечатлены в памятниках искусства. По заказу Аттала I в 220 г. до н. э. была создана серия скульптур в честь победы греков над варварами. Эвмен II в 180 г. до н. э. построил грандиозный алтарь Зевса, украшенный рельефами (рельефы в Берлинском музее).
    В этих произведениях ярко выразились характерные черты пергамской школы, для которой характерны драматичность ситуации, динамика действия, патетичность, усложненное композиционное построение, сильная пластическая форма, богатая игрой светотени. В Пергаме процветала не только скульптура, но и живопись. Пластичность формы, любовь к ярким краскам, подобранным контрастно, яркие блики, свободные широкие мазки — таковы наиболее характерные приемы пергамских художников.

    Третьим большим художественным центром эллинизма был остров Родос. Художественная жизнь Родоса имела давнюю традицию: еще в 7-6 вв. до н. э. здесь процветали керамические мастерские. Для родосской скульптуры очень характерны многофигурные группы со сложным повествовательным сюжетом. Такова группа «Фарнезский бык» («Казнь Дирки»), выполненная в конце 2 в. до н. э. скульпторами Аполлонием и Тавриском. Родосский скульптор Филиск создал знаменитую группу из девяти муз и Аполлона, стоящую на Родосском акрополе.

    Таким же настроением безнадежного отчаяния и смертельного ужаса проникнута знаменитая группа «Лаокоон с сыновьями», созданная Агесандром, Полидором и Афинодором в середине 1 в. до н. э. (Рим, Ватикан).
    Особенно выразительна фигура Лаокоона, его физические муки усугубляются еще и страданием, которое он испытывает при виде гибели своих сыновей. Поверхность лица и тела передана очень дробно, с явным желанием выделить каждый отдельный мускул. Такая размельченность формы резко бросается в глаза и несколько разбивает общее впечатление. Не совсем удались художникам фигуры сыновей; пропорции взрослых юношей не соответствуют масштабу фигур. Композиция носит характер рельефа, и положение главной фигуры явно заимствовано с фриза Пергамского алтаря, именно с фигуры гиганта Алкионея.
    19.Иск. Античности: этрусское иск. (8ой – 1ый вв. до н. э.)


    Этрурия — область, лежащая на западной стороне Аппенинского полуострова к северу от Тибра до реки Арно и ограниченная с востока Апеннинами.


    Архитектура. Этрусское искусство богато памятниками и разнообразно в своих художественных формах.
    Этрусские храмы известны в двух вариантах: большие храмовые сооружения с тремя целлами и глубоким колонным портиком (тип храма, описанного Витрувием) и небольшие храмы с двухколонным портиком и одной целлой (тип храма в Алтари). Этрусские храмы, в отличие от греческих, стояли на высоком пьедестале (подиуме). Они имели деревянное перекрытие, поддерживаемое деревянными же или каменными колоннами, а также двускатную кровлю с сильно выступающим карнизом и обычно богато декорировались терракотовыми деталями. В этрусских храмах применялся так называемый «этрусский» или «тосканский» ордер, представляющий собой своеобразный этрусский вариант греческого дорического стиля. Колонны этого ордера были без каннелюр, но имели базу и капитель, сходную с капителью греческого дорического стиля. Тосканский ордер, несомненно, сложился под влиянием греческих архитектурных сооружений, возведенных в архаический период в пределах Великой Греции (храм Посейдона в Пестуме и др.).
    Этрусские гробницы разнообразны по своему устройству. Среди них есть пещерные гробницы с фасадом, высеченным на поверхности скалы, и изолированно стоящие гробницы; последние имели заупокойную камеру, располагающуюся ниже уровня земли, а выше устраивалась насыпь (тумулус) конической формы, опоясанная внизу каменным кольцом, так называемой «крепидой».

    Облик этрусских жилых домов помогают определить этрусские погребальные урны. Обычно это были прямоугольные в плане здания, перекрытые четырехскатными крышами с сильно выступающими концами. В центре крыши находилось обычно сквозное отверстие, так называемый «комплювиум», через которое освещалось главное помещение дома — «атриум» (внутренний дворик), вокруг которого располагались жилые и хозяйственные помещения. Тип жилых домов этруссков с «атриумом» продолжал развиваться в архитектуре республиканского Рима, где «атриум» составлял центр первой, официальной половины римского жилого дома.

    И зобразительное искусство этруссков 8—7 вв. развивается под значительным влиянием восточного искусства, а со второй половины 7 в. до н. э. — греческого.
    Во второй половине 7 в. до н. э. появляется украшение склепов росписью. Наиболее полное представление о стиле 7 в. до н. э. мы можем себе составить по росписи в гробнице «Кампана» в Вейях. Склеп вырезан в скале и состоит из двух камер с каменными ложами. Две каменные статуи львов фланкируют наружный вход. Стена против входа (по бокам двери во вторую камеру) украшена в два яруса росписью, изображающей покойного, демонов смерти и животных. Тело человека расписано красным цветом, мускулы обозначены черным, волосы серым; тело животных разделено на чисто декоративные поля: серые, желтые или красные, покрытые точками. Здесь нет никаких живописных приемов — ни светотени, ни бликов — все плоскости окрашены локальными тонами. Пропорции человеческих фигур в общем правильны.

    Из греческого искусства этрусские художники используют не только художественные приемы, но заимствуют мифологические образы.
    Если в искусстве 7 в. до н. э. преобладали образы животных — реальных и фантастических, то в 6-5 вв. человек становится главной темой искусства. Появляются новые сюжеты в росписи и в рельефе: заупокойный мир, оплакивание, охота, спортивные и гладиаторские состязания. В росписях встречаются элементы пейзажа: деревья, цветы.
    Форма художественного выражения в 6 в. до н. э. во многом условна. Так, например, в живописи и рельефе при изображении человека корпус показывается в фас, а бедра в профиль. При профильном положении лица глаза изображаются в фас. Условна и раскраска тел: мужских — темно-коричневым, женских — светлым. Но постепенно этрусские мастера овладевают правильным построением пропорций.

    С первой половины 5 в. до н. э. усиливается влияние греческого классического искусства, что порявилось в изменении пропорции фигур в этрусской живописи и скульптуре. Фигуры становятся более стройными, тип лица приближается в середине 5 в. до н. э. к классическим формам.

    Во второй пол. 5 в. до н. э под влиянием греческой архитектуры этрусские храмы строятся теперь из камня, фронтоны же украшаются терракотовыми скульптурами.
    Живопись Этрурии конца 5—4 вв. до н. э. продолжает находиться под большим влиянием греческого искусства. В росписях 6 и первой половины 5 в. до н. э. главное место отводилось картинам пиров и танцев, состязаниям борцов и колесниц. В росписях конца 5, 4, 3 вв. до н. э. мы видим мрачные картины подземного мира, неумолимых строгих владык — Аида (Плутона), страшных демонов чудовищ, угрожающих покойным и терзающих их.

    В 4 в. до н. э. и в последующие столетия большое место занимает в этрусском искусстве портрет и не только скульптурный, но и живописный. Таковы, например, изображения покойных в могиле «Щитов», где показаны заупокойный пир, подземные божества и демоны.
    В 3—2 вв. до н. э. Этрурия под властью Рима пережила свой второй хозяйственный и культурный подъем, хотя и не такой блестящий, как в 6—5 вв. до н. э. Искусство этого периода продолжает развиваться по двум главным направлениям: одно связано с эллинистическим искусством, другое развивает местные традиции. Примером влияния эллинистического искусства могут служить роспись могилы «Тифона», где гиганты со змеиными ногами прямо повторяют образы Пергамского алтаря. В росписи могилы «Тифона» используются полутона, игра света и тени, что свидетельствует о развитой живописной технике. Яркая самобытность этрусского искусства больше всего проявилась в этот период в скульптурном портрете. Хотя в начале 1 в. до н. э. началась интенсивная романизация Этрурии, местные художественные мастерские еще продолжают работать в старых традициях.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта