Главная страница
Навигация по странице:

  • 26. Канон. иск. Иск. Византии. Искусство времени иконопочитания

  • Византийское искусство середины 11 – начала 12 веков.

  • 4. Иск. Др. Месопотамии Элам, Шумер, Аккад


    Скачать 1.8 Mb.
    Название4. Иск. Др. Месопотамии Элам, Шумер, Аккад
    Дата22.09.2022
    Размер1.8 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла370990_D1EB7_kratkie_otvety_po_istorii_iskusstv....doc
    ТипДокументы
    #690310
    страница2 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

    5. Иск. Др. Месопотамии: Вавилон и Ассирия. Искусство царства Урарту в Армении.


    Искусство Вавилона (19—12 вв. до н. э.). В первой половине 2 тысячелетия до н. э. самой значительной культурной областью была южная половина Двуречья, т. е. область Шумера и Аккада, объединенных под главенством Вавилона Культура Вавилона сложилась на традициях шумерийской и аккадской культур: в это время широко распространилась шумерийская система письма — клинопись; многого достигли разные отрасли вавилонской науки — медицина, астрономия, математика, хотя все они еще были тесно связаны с магией.

    Рельеф на своде законов Хаммураби. Замечательным памятником вавилонского искусства является рельеф на диоритовом столбе (высотой около 2 м) со сводом законов царя Хаммураби, начертанным клинообразными знаками (Париж, Лувр). Рельеф изображает царя Хаммураби в благоговейной позе перед сидящим на троне богом солнца и правосудия Шамашем, который передает ему символы власти — жезл и магическое кольцо (трон изображен в виде храмика на зиккурате). Подобные выражающие идею божественного происхождения царя, так как божество непосредственно передает ему знаки власти, часто встречаются на памятниках изобразительного искусства Передней Азии и в предшествующие и в последующие времена. Фигуры на рельефе торжественно статичны, позы бога и царя каноничны, но лицо Хаммураби, несомненно, портретно.

    раскопки современного ему города Мари (лежащего выше по течению Евфрата). Здесь были открыты руины города и большого дворца и много ценных художественных памятников. План дворца, типичный для Двуречья, включал большие дворы, вокруг которых группировались помещения. Во дворце были, кроме парадных и жилых комнат, святилища, дворцовая школа писцов, кухня и кладовые для хозяйственных запасов. В некоторых помещениях дворца сохранились части настенных росписей (Багдад, Иракский музей) — уникальные памятники живописи времени древнего Вавилона. Это раскрашенные контурные рисунки, исполненные голубой, коричневато-красной и черной красками. В числе настенных росписей — культовые сцены, например излияние воды божествами, дарующими жизнь всему на земле, или вручение божеством знаков власти царю. Все росписи отличаются строгой симметричной композицией.
    В одном из храмовых помещений была найдена алебастровая статуя богини Иштар (высота 86 см), держащей в руках сосуд, из которого когда-то во время церемоний изливалась вода (). Статуя отличается монументальной, лаконичной и выразительной трактовкой.

    Среди архитектурных памятников касситского времени следует назвать храм Караиндаша в Уруке (вторая половина 15 в. до н. э.) с огромными статуями божеств, которые выступают из ниш в стенах и сложены, как и стены здания, из кирпича. Здесь впервые скульптура стала подлинно органической частью архитектуры.

    Искусство Ассирии (9—7 вв. до н. э.)Наивысшего развития искусство Ассирии получило только в 1 тысячелетии до н. э., когда Ассирия превратилась в сильное рабовладельческое государство, подчинившее себе в результате захватнических войн почти всю Переднюю Азию.
    В отличие от искусства Египта и искусства Двуречья раннего периода искусство Ассирии 1 тысячелетия до н. э. имело более светское назначение, хотя оно тоже было связано с религией.
    Архитектура Ассирии. Архитектура по-прежнему была ведущим родом искусства, но строили главным образом дворцовые комплексы и крепости, а не только храмы. Дошедшие в развалинах ассирийские дворцы представляют собой огромные комплексы с официальными, жилыми и хозяйственными помещениями, сгруппированными вокруг дворов. Помещения коридорообразные, узкие, стены их украшены ортостатами с фризообразными рельефами и росписями. Классич. примером ассирийской арх. является дворец 8 в. до н. э. царя Саргона II

    Скульптура Ассирии. В пластике Ассирии преобладает рельеф. Круглая скульптура в искусстве Ассирии большой роли не играла.От времени Ашшурнасирапала II дошла замечательная алебастровая статуя самого Ашшурнасирапала изображающая царя в виде верховного жреца. Она была установлена в храме, в культовой нише, и являлась объектом поклонения. Композиция ее строго фронтальна, образ царя идеализирован.

    Росписи Ассирии. Во дворце царя Синаххериба сына Саргона II были росписи на стенах, изображавшие царя и его деяния Исполнены они по белой известковой обмазке, которая тонким слоем наложена на сырцовую стену по слою глины, смешанной с рубленой соломой. Сначала черной краской наносились контуры изображений, а затем уже накладывались краски: красно-коричневая, ультрамариново-синяя, черная и белая, реже — розовая и голубая. Раскраска условная, плоскостная, без теней.

    Дворец Ашшурбанапала. Последний период расцвета ассирийского искусства наступил во время правления Ашшурбанапала, во второй половине 7 в. до н. э. Раскопки открыли развалины его дворца в Ниневии (современный Куюнджик), где, кроме разнообразных произведений изобразительного искусства, были найдены глиняные таблички с клинообразными текстами, составлявшие знаменитую библиотеку Ашшурбанапала, давшую возможность познакомиться с высоким уровнем ассирийской культуры.Рельефы, по-прежнему, прославляют царя, изображают военные сцены и сцены охоты. Исполнены же они неодинаково: одни выполнены первоклассными мастерами, другие — ремесленниками. Рельефы раскрашивались условно. Однако в отличие от произведений предыдущего времени, в них с большим мастерством передается движение фигур. Рельефы показывают последовательное развитие действия.

    Искусство Нововавилонского царства (7—6 вв. до н. э.) Архитектура во время Нововавилонского царства была ведущим видом искусства. До нас дошли остатки ряда архитектурных памятников.Судя по материалам раскопок и по описаниям, Вавилон нового времени был огромным, правильно распланированным городом, с улицами, пересекавшимися под прямым углом. .Он был окружен тройной мощной стеной, в которой были сделаны восемь ворот, носившие имена восьми главных богов. Многочисленные башни на очень широких стенах и выложенный кирпичом ров довершали мощные оборонительные укрепления города. Кроме того, в городе было очень много различных культовых построек: храмов, небольших святилищ, уличных алтарей.«Вавилонская башня». Рядом с главным святилищем Вавилона, храмом бога Мардука, находился знаменитый уже в древности зиккурат «Этеменанки», о котором говорится в Библии как о «Вавилонской башне». Высота его была 90 м, а площадь основная достигала 90×90 м. Он состоял из семи уступов, выкрашенных в разные цвета и посвященных семи божествам. На самом верху его находилось небольшое святилище, выложенное снаружи бирюзово-голубым глазурованным кирпичом, считавшееся жилищем бога Мардука и его жены, богини утренней зари Сарпанит. Здесь стояла золотая статуя бога Мардука.Искусство Нового Вавилона имело, в первую очередь, декоративное назначение. Изображали реальных и фантастических священных животных, растения, орнаменты. Новых образов искусство этого времени почти не создало. В нововавилонском искусстве уже не встречаются сюжеты, подобные сюжетам ассирийских рельефов и росписей — сцены военные и дворцовой жизни. Сцены поклонения божеству, изображенные на цилиндрах-печатях, часто превращаются в трудночитаемую схему.
    Урарту (13—6 вв. до н. э.) Урарту было рабовладельческим государством, правящая верхушка которого силой оружия присоединяла к основной территории новые области, часто не разоряя их, а подчиняя наместнику и облагая определенной данью.Таким образом, эти области сохраняли возможность в той или иной мере развивать свою экономику и культуру.В настоящее время наиболее изученной частью Урарту является ее центральная область

    Архитектура. В Урарту высокого уровня достигла техника обработки камня. В связи с этим развернулось строительство в центральной части государства, области Биайнили. В столице урарты г. Тушпа, возводили из камня и кирпича-сырца жилые здания и дворцовые постройки в несколько этажей, мощные крепостные стены, вырубали в скалах многокомнатные помещения, сооружали, высекая в камне, оросительные каналы

    Существовали в Урарту и храмовые сооружения. О храме конца 9 в. до н. э. верховного бога Халда в городе Мусасире, культовом центре Урарту, можно судить по изображению на одном из ассирийских рельефов, где показана сцена его разграбления ассирийскими воинами.В отличие от одновременных храмовых построек Двуречья мусасирский храм имеет двускатную крышу и фронтон, завершающийся копьем, символом бога Халда. На фасаде были поставлены шесть колонн без баз и капителей, разделенных на несколько частей горизонтальными валиками и украшенных висящими на них декоративными щитами. Храм стоял на высокой платформе, на которой между колоннами были помещены бронзовые статуи воинов и скульптурная группа — корова, кормящая теленка.
    Скульптура. Кроме вышеупомянутых статуй, существовало и много других из бронзы и камня. Дошло и довольно много урартских статуэток из бронзы и слоновой кости, найденных в Ване, на Топрах-кале и на Кармир-блуре.
    Росписи. За последние годы на Кармир-блуре и Арин-берде открыты и остатки урартских настенных росписей. Это декоративные орнаменты — розетки, пальметки, фигуры божеств, стоящих на животных, сцены поклонения священному дереву, расположенные в виде фризов на стенах. Росписи сделаны по белому фону яркими минеральными красками (красной, синей и черной); все изображения обведены темным контуром. По стилистическим особенностям, мотивам и сюжетам урартские росписи очень близки к ассирийским.
    Рельефы. Стены дворцовых помещений облицовывали также каменными плитами, которые покрывали рельефом. Об этом свидетельствуют, например, куски мраморной облицовки с вырезанными на ней изображениями быков, деревьев и орнаментов


    26. Канон. иск. Иск. Византии. Искусство времени иконопочитания

    К концу 10 — первой половине 11 в. относится комплекс двух церквей в монастыре Хозиос Лукас в Фокиде. Большая из них — Кафоликон — имеет центральный купол на тромпах, опирающихся на торцы стен. В непосредственно примыкающей к Кафоликону церкви Богоматери паруса укреплены на четырех свободно стоящих колоннах.

    В интерьере Кафоликона (илл. 38) господствует широкая чаша купола. Центрич-ность просторного подкупольного пространства подчеркнута с большой силой. Небольшие затененные угловые помещения перекрыты крестовыми сводами. Видимые через трехчастные двухъярусные арки, пересекающие боковые рукава креста, эти тесные помещения составляют своего рода богатый орнаментальный аккомпанемент, сопровождающий главную тектоническую тему центрического купольного здания. Сложность и мощь форм интерьера выражены и во внешнем облике храма — широком, грузном, прорезанном многочисленными окнами; кладка из камня и плинфы (плоских квадратных кирпичей) придает узорность поверхностям стен

    Общая тенденция развития церковной архитектуры заключалась в постепенном изменении пропорций, нарастании вертикализма. Эти черты проявляются в архитектуре церкви Панагия Халкеон первая половина 11 в.) в Фессалониках. Эта пятикупольная церковь (центральный купол укреплен на парусах, угловые помещения перекрыты плоскими куполами на тромпах) представляет собой классический образец крестовокупольного типа. Арки, опирающиеся на свободно стоящие колонны из серого мрамора, легко возносятся кверху; вертикальное  развитие  завершается в барабане главного  купола, прорезанного двумя рядами окон. Наряду с церковными постройками широко развивалось дворцовое зодчество. Миниатюры рукописей сохранили изображения константинопольских дворцов, несколько этажей; их фасады украшались колоннами и орнаментальными фризами.

    Новые качества искусства развитого феодального общества сказались и в живописи. ведущую роль играла церковная живопись, в которой быстро выработалась строгая иерархическая система размещения религиозных изображений на стенах, столбах и сводах церквей. В куполе помещалось поясное изображение Христа Вседержителя Шантократора), властелина всего мира, обычно окруженного архангелами. В барабане изображались пророки или апостолы; на парусах — евангелисты. В конхе абсиды — втором по значению, после купола, месте храма — помещали Богоматерь (в тех случаях, когда росписями украшалась базилика, не имеющая купола, изображения Христа переносилось в конху абсиды, а изображение Богоматери занимало верхний ярус стены абсиды, сразу под конхой). По сторонам от Богоматери (в абсиде алтарной арки или в боковых абсидах) размещались архангелы Михаил и Гавриил.

    В 9—11 вв. широко развивались местные школы живописи.. К числу наиболее интересных мозаик относится сцена «Омовение ног», в которой наглядно выразились характерные черты этой школы. Пропорции фигур вытянуты, лица — строгие, аскетические, восточного типа. Всей композиции и отдельным лицам придана суровость и напряженность. Духовная экспрессия звучит в мозаике как общая тема, отвлеченная от характеров людей. Сеть тонких золотых линий, покрывающих фигуры, придает полному драматизма художественному образу мозаики известную изысканность. Теми же чертами отмечен и колорит мозаик: лица переданы сочетаниями зеленых, красных, желтых, розовых, белых и черных цветов. Господствуют темноватые тона. Фигура Христа в сцене «Сошествие во ад» выдержана в черных, фиолетовых и золотых тонах.

    В пещерных храмах Каппадокии развивалось искусство, создавшее наивно-драматические образы. Каппадокийская живопись почти не испытала воздействия столичной культуры, и в ней возникали образы, более непосредственно отражавшие представления широких слоев населения византийской окраины.

    К концу 9 в. господствовавшие позиции в византийской книжной миниатюре заняло искусство, обратившееся к античным образцам. Антикизирующие в особенно яркой форме воплотились именно в книжной миниатюре. Реалистическая убедительность мотивов и их трактовка в миниатюрах анти-клзирующего направления , появились живая пластика фигур, правильное построение пространства, свобода моделировки объемов,  поэтичность  мировосприятия.В первой половине 10 в. антикизирующее направление достигло вершины своего развития. В этот период созданы знаменитые миниатюры так называемой Парижской псалтыри. Миниатюрист широко почерпнул из античных образцов не только живописные приемы и мотивы, но и идейно-художественное содержание. К концу 10 в. в миниатюре, как и в монументальной живописи, утвердились строгие каноны церковно-феодального искусства.

    С периода иконоборчества в Византии исчезла круглая пластика. Развивалось лишь искусство рельефа и резьбы, широко применявшееся в отделке храмов. Рельефной резьбой по мрамору богато украшались алтарные преграды, иконостасы, различные архитектурные детали, например капители. Создавались также рельефные иконы, на которых изображение либо целиком выполнялось из мрамора, либо из мрамора вырезались отдельные фигуры, а промежутки между ними заполнялись разноцветной пастой.

    В целом же декоративно-прикладное искусство несло на себе отчетливый отпечаток требований господствовавших слоев общества. В художественных тканях догматические мотивы сочетаются с богатейшей орнаментацией. Исключительного развития достигло ювелирное искусство, ярким образцом которого был знаменитый пышный трон Василия I.

    В 9 —11 вв. на Руси, в Сербии и Болгарии, в норманском королевстве Сицилии, в ряде областей Италии развивались самостоятельные художественные школы, на формирование которых высокоразвитая византийская художественная культура оказывала воздействие.

    Одновременно и византийское искусство впитывало в себя элементы художественного творчества соседних народов. В Византии трудились иноземные мастера.

    Византийское искусство середины 11 – начала 12 веков. На.

    В искусстве утвердился возвышенный идеальный стиль. Художественное творчество подверглось строгой регламентации. Архитектура продолжала развивать уже сложившиеся типы, давая им новую трактовку. В комннновское время был построен императорский Влахернский дворец в Константинополе; возводились оборонительные сооружения. Церковное зодчество подхватывало и развивало определившуюся к середине 11 в. тенденцию к вертикализму пропорций здания. Изменялся и внешний облик и интерьер храмов. Тип крестовокупольной церкви с куполом на высоком барабане, опирающемся на четыре свободно стоящие опоры, представлен церковью св. Феодора в Константинополе Живопись комниновского времени, пожалуй, наиболее полно воплотила в себе новые качества искусства этого периода. Во второй половине 11 в. был создан большой цикл мозаик в церкви монастыря Дафни Сюжеты распределены в определенной иерархической последовательности.. Содержание образа раскрывается в изощренно разработанных формах, более декоративных, чем изобразительных по своей природе. Таковы плавный ритм золотых линий, которыми обозначены пряди волос и мягкие очертания бороды, абрис худого лица Христа, крупные массы одежды, украшенные узором складок. Художник не передает физическую силу рук, а лишь выражает духовную энергию, которой проникнут весь этот обраЗ) отвлеченный от земной пластики.

    Те же черты впитавшего в себя многовековой опыт искусства комниновского периода проявляются и в созданной во второй четверти 12 в. одной из лучших византийских мозаик — в мозаике с изображением Христа с Марией и Иоанном Крестителем (композиция носит название Деисус), в южной галлерее храма св. Софии в Константинополе (илл. 35). Мозаика выполнена виртуозно. Ряды кубиков смальты как бы имитируют мазки кисти. Эт0 придает изображению большое богатство и свободу в трактовке формы. При сохранении всех необходимых иконографических черт и основных изобразительных приемов комниновского времени форма лепится мягко — здесь нет резких линий, контуры лиц смягчены. Спокойные позы и повороты, плавные очертания, блеклые зелено-розовые тона смальты сообщают этим образам редкостную тонкость и сосредоточенность выражения. В них не найти той определенности и решительности трактовки образа, которая была свойственна проникнутому духом борьбы и поисков искусству македонского времени. Глубокие чувства раскрываются в их сложных и богатых оттенках.

    В том же направлении развивалась в середине 11—начале 13 в. и иконопись, лучшим образцом которой является хранящаяся в Государственной Третьяковской галлерее икона Владимирской Богоматери (первая половина 12 в.) (илл. 39), созданная мастерами константинопольской школы, но еще в 12 в. привезенная на Русь и ставшая древнерусской святыней. Икона подвергалась впоследствии переделкам и записям, однако лица Марии и Христа сохранились в первоначальном виде. Богоматерь изображена в так называемом типе «умиления» (когда младенец прижимается к щеке матери). Иконописец следовал сложившейся в ту пору живописной манере и исходил из образцов-прорисей: маленький рот, тонкий нос, большие удлиненные глаза и чуть приподнятые брови изображены условно. В этих пределах живописец отыскивал пути для передачи глубокого скорбного чувства, одухотворяющего лицо Богоматери. Во взгляде ее больших глаз при помощи тонкой ритмики линий художник передает чувства матери, печалящейся о судьбе своего сына, предчувствующей его мучительную гибель, и стремится показать соотношение духовного состояния матери и порывисто прижавшегося к ней младенца.

    В историю книжной миниатюры комниновский период не внес больших новшеств, доведя, однако, это искусство до исключительно высокой изощренности. Во второй половине 11 в. распространилась ювелирно тщательная манера исполнения мелких рисунков, вплетающихся в текст, украшающих поля рукописи, в сочетании с тончайшей орнаментацией заставок и инициалов. Эти рисунки переливаются оттенками чистых и нежных цветов. Плоскостность, условность трактовки и богатейшая орнаментальная разделка свойственны императорским портретам в ряде рукописей того времени: например, портрет Никифора Вотаниата с приближенными в «Словах Иоанна Златоуста»

    Наряду с традиц. видами художественного ремесла в Византии 10—12 вв. развилось производство художественного фаянса, в росписи которого сказалось влияние Востока..



    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта