Главная страница

4. Иск. Др. Месопотамии Элам, Шумер, Аккад


Скачать 1.8 Mb.
Название4. Иск. Др. Месопотамии Элам, Шумер, Аккад
Дата22.09.2022
Размер1.8 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла370990_D1EB7_kratkie_otvety_po_istorii_iskusstv....doc
ТипДокументы
#690310
страница1 из 19
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

4. Иск. Др. Месопотамии: Элам, Шумер, Аккад


Культура Элама.Элам - древняя историческая область и государство (3-е тысячелетие - середина VI в. до н. э.) в долинах рек Карун и Керхе. Эта страна находилась к востоку от Шумера и располагалась в гористой местности. История Элама тесно связана с историей рабовладельческого общества Двуречья. Культура. Наиболее крупным достижением культуры Элама явилось создание своего письма, которого восходили к пиктографическим образам. В дальнейшем своём развитии эти знаки превратились в комбинаций линий, и письмо тем самым приняло своеобразный линейный характер. При Пузуриншушинаке оно начало заменяться клинописью, а эламский язык — семитическим языком Аккада, который и вытеснил в письменных памятниках местный язык Элама. Лишь со второй половины II тысячелетия до н. э. стали писать клинописью обычно на эламском языке.

В изобразительном искусстве Элама, как уже упоминалось, чувствуется влияние Двуречья. Сильное влияние Двуречья на Элам проявилось и в религии. В эламских семитических надписях боги Элама, кроме главы пантеона Иншушинака, назывались. именами их шумеро-семитических соответствий — Бела, Шамаша, Сина, Инанны, Иштар и т. д. Правда, и в Двуречье жречество включало в свой пантеон некоторых эламских богов.

Предметы, найденные в слое Сузы I, должны быть отнесены к энеолиту. Наряду с каменными орудиями, здесь встречаются лишь изредка предметы из меди. В числе статуэток, вылепленных из глины, встречаются изображения богини плодородия. Сосуды, для погребений, делались из хорошо отмученной глины, изготовлены вручную,Они украшены геометрическими узорами и условными, геометризованными изображениями людей, птиц, домашних и диких животных,. В противоположность культуре слоя Сузы I следующая за ней культура слоя Сузы II, В период культуры Сузы II уже имелись медные орудия труда и оружие. В слое Сузы II было найдено и золото, бронзы. большое значение имело и керамическое производство. сосуды, многокрасочны и изображения на них более многообразны: художник намечает пейзаж, изображает животных в людей. общества, сложившиеся в долинах.

Культура Шумера.Периоды Урук и Джемт-Наер (2ая половина4го – начало 3го тыс.)

Создавались мощные ирригационные сооружения и монументальные культовые общественные здания. Наиболее характерен Белый храм в Уруке (Эане) конца 4го тыс. до н. э. с центральным двором и фасадами, оформленными лопатками, как и боковые стороны платформы. Типичная черта храма - его сооружение не в центре платформы – приём, создающий множество различнвх точек зркния у человека, поднимающегося по ступеням лестницы. Скульптурные и настенные избражения почти полностью отсутствовали в оформлении храмов. единственный пример, уникальный по уровню художественного исполнения – мраморная женская голова из Урука предположительно она ижображала богиню плодородия, любви и распри Инанну. голова и тело богини из Ашура рельефны, а ноги прорисованы по стене красками, благодаря чему фигура как бы постепенно вырастает из плоскости.

Аналогичная стилистическая тарактовка проявлялась и в рельефе – постепенное нарастание вверх объёмности, горельефности известна по ряду композиций, украшающих каменные сосуды. Рельефам 2ой половины 4го – начала 3го тыс. характерны выразительность силуэтов. пластическая, мягкая проработка форм, мерная торжественность поз

Шумер раннединастического периода (2850 – 2400 гг. до н. э.)Главным видом искусства раннединатического поериода бала архитектура. Основной строительный материал – сырцевой кирпич, и изредка - обожжённый кирпич, привозной камень и дерево. Главные городские здания – храмы и дворцы сооружали на искусственных плстформах из утрамбованной глины. В помещения разного назначиния вместо окон устараивали отдушины под потолком. основным источником света служили дверные прёмы. Для раннединастического периода характерно усложнение общей композиции здания, большая декоративность в оформлении.

Скульптурные изображения из разных опрод камня изготовляли преимущественно для храмов. Их размер до 35 – 40 см. назначение большинства из них было умолять болгов о ниспослании благополучия. В облике человека передавали характерные этнические признаки. Фронтально расположенные фигуры статичны. они переданы стоящими с выдвинутой вперёд левой ногой , или сидящимиСогнутые в локтях руки согнуты в ладонь у груди простельным жестом. Молитвенная поза просителя – главное, стотребовалось выразить при исполниеии скульптуры. Рельефные изображения раннединастического преиода отмечены совеобразной выразительностью и декоративностью.Это вказывается в первую очерелдь в разнообразии композиций, в несколько различнгой моделировке форм. Господствует последовательность изобразительного опвествования о том или ином событии. Лица и фигуры тпизированы. наиболее распрастранённые сюжеты – закладка храмов, победа над врагами, пир после закладки, или победы. Таким образом во всём искусстве данного периода сочетаются 2 способа прердачи. Фигуры людей обобщены по форме, схематизированы, воплощают этнический тип. Фигуры животных также типизированы, но более реалистически конкретно.

Период Аккада (24 – 22 вв. до н. э.)В архитектуре периода Аккада широко применяли коробовый свод из обожжен­ного кирпича, перекрывая им узкие, кори-дорообразиые помещения в некоторых хра­мах. Арками, тоже из обожженного кирпи­ча, обрамляли многие дверные пролеты. Возводили в период Ак­када жилые постройки и традиционного шумерийского типа с комнатами вокруг дворов,

Скульптура и рельеф. От времени Аккада сохранилось небольшое число па­мятников своеобразного реалистического обликаХарактерными стилистическими осо­бенностями круглой пластики и рельефов периода Аккада были также стройность пропорций, естественность свободно пере­данных движений, мягкая лепка всех форм, живописность общих силуэтов и де­коративно проработанных деталей.

Позднешумерский период (2200 – 1997 гг. до н. э. )Известно, что при правителе Лагаша, шло обширное строитель­ство. Однако сохранилось крайне мало остатков этих сооружений. Имеются толь­ко косвенные свидетельства о формах архитектуры этого времени. Так, по плану, прочерченному на каменной доске, высе­ченной на коленях одной из сидячих ста­туй Гудеа (Париж, Лувр), можно судить, что и в этот период возводили храмы тра­диционного пгумерийского типа. . На плане ясно виден внутренний двор, также лопаты, выступающиеиз стен на равном расстоянии друг от друга. Облом­ки посвятительных монументальных (до 3 метров высотой) стел Гудеа (Париж. Лувр), имеющих полуциркульное завер­шение, говорят о том, что зодчие продол­жали применять арки и своды. Очевидно, верх стел делали полукруглым для того, чтобы гармонично включить их в интерь­еры храмов со сводчатыми — коробовыми перекрытиями.

О стилистических особен­ностях скульптуры времени Гудеа можно судить, в первую очередь, по посвятитель­ным статуям самого Гудеа, его родственников. Это более полутора десятка высеченных из диорита довольно крупных, почти в нату­ральную величину скульптур, которые были открыты в храме в Лагаше. Все пластические изображения харак­теризуют объединение в них стилистиче­ских признаков раннединастического и ак­кадского периодов. От аккадского искусст­ва идет портретность черт лица. Статика же и фронтальность постанов­ки, общая1 массивность скульптур, несом­ненно, восходят к раннединастическому искусству. эти прие­мы сообщают даже относительно неболь­шим по размеру изображениям внушительную монументальность.

Период III династии Ура (около 2112-1997 гг. до и. э.)Архитектура. Среди остатков беспорядочно распо­ложенных жилых домов, сохранились от времени III династии руины священного учк: рели­гиозно-административный центр государ­ства и архитектурный центр города. На территории священного участка, окружен­ного стенами, находились: дворец царя Ур-Намму, гробницы царей, несколько храмов характерного для Шумера облика. Это храм на ступенчатом основании (как бы нескольких платформах) - так назы­ваемый зиккурат. Зиккурат Ура, который был посвящен богу луны Нанне, представлял собой трех­ступенчатую башню монолитной кладки из сырцового кирпича В плане зиккурат имеет форму прямо­угольника, боковые и задняя стороны ко­торого слегка изогнуты наружу для при­дания сооружению еще большей массив­ности. Прямоугольный план его находит­ся в органической связи с архитектурой более ранних храмов на платформах. Од­нако величественный зиккурат в Уре выражает еще более определенно идею могущества богов и обожествленного царя. Не случайно архитектурная композиция зиккурата оставалась неизменной в культуре Двуречья и даже Ирана многих по­следующих веков.

В рельефах времени III дина­стии Ура органично слились традиции аккадского и шумерского искусства. Но пре­творены они в особ100енно строгих, отточен-но сдержанных, уже канонизированных, повторяющихся композициях и формах.. От раннединастиче-ского шумерского искусства пришли приемы неторопливого повествования в иллюстрациях, а также величавая статика поз и движений, Аккадское искус­ство привнесло и сюда стройность фигур и объемную, живописную промоделиро-ванность форм тел и одежд.

Старовавилонский период (20-17 вв. до н. э.) произведения ис­кусства, этой эпо­хи сохранились чрезвычайно плохо. Стиль исполнения дошедших до нас произведений старовавилонской поры сви­детельствует о жизненности в то время традиций шумеро-аккадского искусства.Пластику старовавилон­ского периода столь же ярко представляет диоритовая мужская голова от статуи, возможно, царя Хаммурапи).При монументаль­ной компактности общего объема головы все части ее переданы пластически мягко и живописно. Несомненна портретность резких, волевых, даже суровых черт узко­го лица с впалыми щеками.

План дворца традиционен для архитек­туры Двуречья. Покои царя, комнаты для знатных посетителей, помещения, в кото­рых работали писцы и где хранился хозяй­ственный архив клинописных документов, были размещены вокруг больших и малых дворов, парадных, замощенных и более скромных по оформлению. Солнечный свет проникал в помещения через двери, выходящие в эти открытые дворы, и сквозь отверстия — отдушины под потолком.Входы во дворец фланкировали башне­образные, крепостного облика выступы. Этот прием восходит к архитектуре шу­мерийцев конца 4 тысячелетия до н. э. В целом дворцовое сооружение было гран­диозным и монументальным.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


написать администратору сайта