Главная страница
Навигация по странице:

  • По характеру организации

  • Эволюция социальных институтов

  • Признаки социальной группы.

  • Механизмы образования социальной организации

  • Иерархия

  • Социальные организации бывают

  • СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

  • Существуют разные формы неравенства

  • 10 вопросов. 8. социальная структура общества и ее основные элементы


    Скачать 151.57 Kb.
    Название8. социальная структура общества и ее основные элементы
    Дата04.07.2018
    Размер151.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла10 вопросов.docx
    ТипДокументы
    #48294
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Типология социальных институтов

    В современном обществе существует множество социальных институтов. Разнообразие социальных институтов объясняется разнообразием социальных потребностей.

    По характеру организации все социальные институты можно разделить на формальные и неформальные.

    Формальными называются институты, объем функций, средства и методы действия которых регулируются предписанными законами (правовыми актами, уставом, должностными инструкциями). Формальные институты (семья, образование, экономика, политика и т.д.) осуществляют управление и контрольные функции на основе строго установленных санкций: поощрения и административного, уголовного наказания.

    Неформальные институты – это такие институты, функции, средства и методы которых не нашли выражения в формальных нормах. Социальный контроль в них осуществляется с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях, т.е. на основе неформальных санкций.

    С точки зрения содержания исполняемых функций в обществе, социальные институты делятся на экономические, политические, культуры и социализации.

    По количеству выполняемых функций социальные институты бывают монофункциональные, реализующие какую-нибудь одну функцию, и полифункциональные, реализующие множество функций.

    Функции социальных институтов

    Общество является сложным социальным образованием, а силы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого действия. В связи с этим последствия деятельности социальных институтов могут быть весьма разнообразными для общества.

    Функции социальных институтов можно разделить на явные, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные (скрытые), которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными, а если и признаются, они считаются побочным продуктом.

    Явные функции формируются и декларируются в кодексах, закрепляются в системе социальных статусов и ролей. Основной явной функцией любого социального института является удовлетворение социальных потребностей членов общества. Осуществление данной функции требует обеспечения совместной деятельности людей и ведет к появлению других функций:

    1. Закрепления и воспроизводства общественных отношений;

    2. Регулирования взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения;

    3. Интеграции членов общества путем упорядочивания системы взаимодействий, увеличения объема и частоты контактов;

    4. Транслирования социального опыта;

    5. Коммуникации.

    Когда социальный институт перестает соответствовать общественным потребностям, возникает дисфункция. Внешне дисфункция социального института может выражаться в недостатке числа подготовленных кадров, материальных средств, организационных неурядиц и т.д. С содержательной стороны дисфункция выражается в неясности целей деятельности, неопределенности функций, падении его престижа, авторитета.

    Эволюция социальных институтов

    Процесс развития социальной жизни находит выражение в перестройке институционализированных социальных связей и форм взаимодействия.

    Огромное влияние на их изменение оказывают политика, экономика и культура. Они действуют на функционирующие в обществе социальные институты как непосредственно, так и опосредованно через ролевые позиции индивидов. При этом важно обеспечить постепенность, регулируемость и преемственность обновления или даже смены социальных институтов. В противном случае возможны дезорганизация социальной жизни и даже распад системы в целом. Эволюция анализируемых явлений идет по пути превращения институтов традиционного типа в современные. В чем их отличие?

    Традиционные институты характеризуются аскриптивностью и партикуляризмом, т. е. базируются на жестко предписанных ритуалами и обычаями правилах поведения и родственных связях.

    С возникновением городов как особых видов поселений и организации социальной жизни более интенсивным становится об­мен продуктами хозяйственной деятельности, появляется торговля, формируется рынок, соответственно с этим возникают специальные нормы, их регулирующие. В результате происходит дифференциация видов хозяйственной деятельности (ремесло, строительство), разделение умственного и физического труда и т. д.

    Переход к современным социальным институтам, по мнению Т. Парсонса, осуществляется по трем институциональным «мостам».

    Первый - западно-христианская церковь. Она привнесла идею общего равенства перед Богом, ставшую основой нового порядка взаимодействия людей, формирования новых институтов, и сохранила институциональную систему своей организации с единым центром, независимостью и автономностью по отношению к государству.

    Второй «мост» - средневековый город со свойственными ему нормативными элементами, отличными от кровно-родственных связей. Это послужило причиной нарастания достиженчески - универсальных принципов, легших в основу роста современных экономических институтов и формирования буржуазии.

    Третий «мост» - римское государственно-правовое наследие. На смену раздробленным феодальным государственным образованиям со своими законами, правами и т. д. приходит государство с единой властью и единым законом.

    Социальная группа – относительно устойчивая совокупность людей, объединенных общими интересами, ценностями, нормами сознания и поведения, взаимодействующая определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

    Признаки социальной группы.

    1. Определенный способ взаимодействия, проявляющийся в разных формах: личной парной связи, основанной на взаимной зависимости; реакции членов группы на проблемы друг друга и коллектива; отношения с членами других групп, с точки зрения членов собственной группы; отношения членов группы между собой перед лицом представителей других групп.

    2. Идентичность (отождествление себя с группой), ведущая к появлению чувства «мы» в группе.

    3. Наличие групповых норм, ценностей, установок, способствующих установлению прочных, устойчивых связей между членами группы.

    4. Наличие социальной солидарности, способствующей координации действий членов группы, их взаимной поддержке, сотрудничеству. Институционализация социальных связей, путем создания социальных институтов, обеспечивающих устойчивость группы, ее мобильность.

    5. Внутренняя организованность, включающая наличие лидера, распределение функций, система контроля между членами группы.

    6. Общая символика, обозначающая членство в группе и признаваемая другими людьми.

    Социальные организации

    В повседневной практике часто используется понятие «организация», причем в него вкладывается самое различное содержание. А. И. Пригожин дает три самых распространенных значения термина «организация».

    Во-первых, организацией может называться искусственное объединение институционального характера, выполняющее определенную функцию и занимающее определенное место в обществе. Здесь социальная организация рассматривается как социальный институт (школы, предприятия, банки, органы власти и т. д.).

    Во – вторых, понятие «организация» может означать социальную деятельность по распределению функций, налаживанию устойчивых связей, координации и т. д. Здесь организация рассматривается как процесс целенаправленного воздействия на объект, предполагающий управляющего (организатора) и управляемых (организуемых). В этом смысле организация совпадает с понятием «управление», хотя не исчерпывает его.

    В – третьих, термин «социальная организация» используется для характеристики степени упорядоченности объекта т.е. для выявления его структуры и типа связи целого и его частей. Организация здесь рассматривается как атрибут объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру. В данном смысле этот термин употребляется для обозначения организованных и неорганизованных систем, формальных и неформальных организаций.

    Все три подхода к организации тесно взаимосвязаны между собой. Всякая организованная группа формируется в ходе становления ее внутренней структуры, системы коммуникаций, культурных особенностей, распределения ролей.

    Механизмы образования социальной организации

    Существует два механизма возникновения организации как социального объекта:

    1. Когда достижение общих целей возможно только через достижение индивидуальных целей. В этом случае создаются формальные трудовые организации (предприятия, учреждения).

    2. Когда достижение индивидуальных целей оказывается возможным только через выдвижение и достижение общих целей. В этом случае создаются акционерные общества и так называемые массовые организации.

    Таким образом, социальные организации – это целевые общности людей, представляющие собой взаимосвязанную систему социальных позиций, ролей, которые должны выполняться ее членами. Любая социальная организация возникает ради достижения некой цели. Достижение цели организации возможно только в результате ее эффективного функционирования.

    Строение организаций:

    Организация - Технология - Социальная структура - Цели - Участники - Внешнее окружение

    Центральным элементом любой организации является ее социальная структура, которая включает в себя совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношения власти и подчинения. Эти отношения изменяются в результате обмена ресурсами и изменения характера их использования.

    1. Цель. Любая организация представляет собой целевое объединение людей. Только ради достижения какой-то цели создается организация и осуществляется вся ее деятельность. Для нее люди сходятся, ради ее достижения выстраиваются в иерархию и вводят управление. Цели организации бывают трех видов: цели-задания, цели-ориентации и цели – системы

    1.1. Цели-задания – действий, поручения, задаваемые организации извне (организацией более высокого уровня), которые оформлены как планы, программы. Они отражают внешнее назначение организации как социального элемента.

    1.2. Цели-ориентации – это совокупность целей членов организации, реализуемые через организацию. Сюда относятся обобщенные цели коллектива, включающие и личные цели каждого члена организации.

    1.3. Цели–системы – это стремление сохранить организацию как самостоятельное целое, т.е. сохранить равновесие, стабильность и целостность, стремление к выживанию в условиях существующего внешнего окружения.

    2. Персонал – совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать определенным набором качеств и навыков, позволяющих ему занимать определенную позицию в социальной структуре организации и играть соответствующую роль.

    3. Иерархия - это принцип построения организации, когда все отношения в ней строятся на основе соподчинения, когда нижние уровни контролируются верхними.

    4. Внешнее окружение. Каждая организация существует в специфическом физическом, технологическом и социокультурном окружении.

    Социальные организации бывают: деловые, общественные, промежуточные формы организаций, ассоциативные, поселения, формальные, внеформальные (полуформальные) и неформальные.

    Важнейшая функция социальных организаций в обществе заключается в повышении упорядоченности действий его членов в жизненно важных для него сферах. Преобладающая часть населения участвует в той или иной социальной организации.


    1. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

    Исторический опыт показывает, что неравенство есть непреходящий факт всякого общества. Причем речь идет не о естественных различиях пола, возраста, физических данных, не о различиях в природной одаренности и унаследованных способностях. Речь идет о социальном неравенстве, которое воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества. Природные различия начинают интересовать социолога в том случае, если они закрепляются в форме социальной дифференциации.

    Неравенство – это условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам (богатству, власти, престижу) или ограниченным ресурсам общества. Оно позволяет определить место индивида и группы выше или ниже других. Существование социального неравенства можно признано аксиомой. Однако объяснение его характера, основ исторической эволюции, взаимоотношения конкретных форм остается одной из ключевых проблем социологического исследования.

    Существуют разные формы неравенства:

    1. Естественное неравенство людей (по полу, возрасту, росту, темпераменту, уровню интеллекта и т.д.).

    2. Социальное неравенство – это разные социальные роли и статусы, разделение труда на физический и умственный, разный образ жизни, городской и сельский уклад жизни и т.д. Разнообразие отношений ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким-то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающихся во многих аспектах. Социальные различия могут накладываться на естественные (учеными становятся более интеллектуальные), но они могут и не пересекаться (среди ученых немало бездарей, слабый физически приобретает силу благодаря оружию). Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, которые имеют разную оценку их общественной полезности. Социально-экономическая неоднородность труда не только следствие, но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков продвинутости у других.

    Появились также новые научные подходы к неравенству.

    Г. Спенсер считал, что источником классовых различий является завоевание. Победители образуют господствующий класс, побежденные становятся рабами или крепостными. Он выделял в обществе три крупных класса.

    1. Низший класс выполняет функции поддержания жизни общества путем добывания материалов для пищи и еѐ изготовления.

    2. Средний класс занят доставкой этих продуктов, их покупкой и продажей (они выполняют функции сосудистой системы у животных).

    3. Высший класс – руководящий, направляющий, господствующий.

    Э. Дюркгейм считал неравенство естественным условием выживания общества. Во всех обществах некоторые виды деятельности считаются более важными для общества и к их выполнению должны привлекаться наиболее талантливые и одаренные люди. Взамен общество открывает им доступ к социальному вознаграждению, социальным благам, что является одним из условий его процветания.

    В дальнейшем, описывая социальное неравенство, социологи стали говорить о классовом и стратификационном делении общества. На протяжении многих десятилетий ведется спор между стратификационным подходом к анализу социальной дифференциации общества, предложенным М. Вебером, и классовым анализом марксистской традиции. К. Маркс и М. Вебер положили начало двум основным видениям социального неравенства, выделив три критерия: богатство или имущественное неравенство, престиж и власть.

    В марксистской традиции все различия сводились к различиям в богатстве, причина социального неравенства сводилась к экономическому фактору и, прежде всего, владению средствами производства. Считалось, что если люди неравны в одном, то они неравны во всем, т.е. три измерения неравенства накладываются друг на друга, стратификация одномерна. К. Маркс подчеркивал, что источником социального развития выступает борьба между антагонистическими общественными классами. Классы возникают и противоборствуют на основе различного положения и раз-личных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества.

    В основе деления общества на классы лежит прежде всего экономическое неравенство, поскольку класс собственников на средства производства находится в более выгодном положении, чем остальные и присваивает себе часть результатов труда других классов. Он занимает более высокую ступень на социальной лестнице и пользуется большими правами и привилегиями.

    К. Маркс рассматривал классы как изменяющиеся компоненты и на каждой стадии развития человечества выделял основные и неосновные классы. Основными классами рабовладельческого общества были рабовладельцы и рабы, феодального – землевладельцы и крестьяне, индустриального – буржуазия и пролетариат. В рамках каждой формации существуют и промежуточные социальные слои и группы. Например, ремесленники, крестьяне в капиталистическом обществе.

    К. Маркс считал, что в основе развития общества лежит закон классовой борьбы, которая является движущей силой его развития. Все изменения в обществе, разделенном на классы, основаны на постоянном конфликте и борьбе между имущими и неимущими.

    Веберовская традиция кроме экономического аспекта стратификации выделяет такие аспекты, как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Сторонники веберианской традиции утверждают: если мы неравны в одном, то это не означает, что мы неравны во всем. Три измерения неравенства не сводимы друг к другу, ни одно из них не является решающим в смысле детерминации, а стратификация трехмерна. Основой стратификации является не только богатство, ибо сколотивший его стремится приобрести статус (престиж) и власть. Различия в собственности порождают экономические классы; различия к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты.

    М. Вебер сформулировал свое представление о «трех автономных измерениях стратификации». Он выделял в обществе три стратификационные группы:

    1. Классы.

    2. Статусные группы.

    3. Партии.

    Основное противоречие Вебера с Марксом состоит в том, что по Веберу класс не может быть субъектом действия, так как он не является общиной. В отличие от Маркса Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений вы-ступает рынок. Посредством рынка люди удовлетворяют свои потребности в материальных благах и услугах. Однако на рынке люди неравны и занимают разные позиции или находятся в разной «классовой ситуации». Здесь все продают и покупают. Одни продают товары, услуги; другие - рабочую силу. Отличие здесь в том, что одни владеют собственностью, а у других она отсутствует.

    М. Вебер выделял следующие классы: «позитивно привилегированный» класс-собственники. «негативно привилегированный класс» – те, кто не имеет ни собственности, ни квалификации, которую можно предложить на рынке.

    Согласно Веберу, профессиональные знания, умения, навыки, наличие диплома, ученой степени определяют уже не столько классовые, сколько слоевые различия (различия между стратами). Они имеют в значительной мере статусный характер.

    Вебер и П.Сорокин так же, как и К.Маркс, выделяли экономическую форму стратификации общества, однако вместо частной собственности они называли такой критерий экономической стратификации, как уровень доходов. Этот критерий, по их мнению, необходимо было дополнить ещё двумя – престижем и властью.
    М.Вебер ввёл в научный оборот такое понятие, как «статусные группы».То есть это такие группы людей, которые пользуются в разной мере почётом и уважением. Члены статусных групп, по М.Веберу, ведут особый образ жизни, не похожий на образ жизни представителей других статусных групп. Члены статусных групп имеют схожий стиль поведения, манеру говорить и одеваться. Они схожим образом проводят свой выходной, употребляют одну и ту же пищу и напитки. В одну и ту же статусную группу могут входить люди разного достатка. Богатство, уровень дохода играют важную, но не определяющую роль, особое значение в этом случае приобретает степень уважения или престиж, которым наделяются представители именно этой статусной группы.

    В отличие от М.Вебера, П. Сорокин престиж определяет не принадлежностью к той или иной статусной группе, а профессиональной принадлежностью. По мнению П.Сорокина, одни профессии более уважаемы, престижны в обществе, другие – менее. В соответствии с этим выводом П.Сорокин выделяет профессиональную форму стратификации. Наиболее престижными П.Сорокин считал профессиональные группы, занимающиеся организацией и контролем. Как правило, наиболее уважаемыми группами в обществе являются те, которые выполняют наиболее значимые функции на данный момент времени. Внутри профессиональной группы индивиды выделяются благодаря своему интеллекту. Индивиды с высокими интеллектуальными способностями и престижной профессией обеспечиваются в обществе наибольшими привилегиями и властью. Неквалифицированные работники физического труда менее оплачиваемы, менее привилегированны и менее уважаемы.

    Кроме экономической и профессиональной форм, П.Сорокин выделил политическую стратификацию. Как считали П.Сорокин и М.Вебер, людей отличает не только количество богатства, которым они обладают, но и степень власти и влияния, которыми они пользуются в обществе. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Как считал П.Сорокин, в обществе невозможно достигнуть состояния социальной однородности. Например, христианство начинало свою историю с попытки создать общество равных, но уже очень скоро имело сложную иерархию с многочисленными рангами и титулами, начиная со всемогущего Папы и заканчивая находящимся вне закона еретиком. Провал русского коммунизма – ещё один пример в длинном ряду схожих экспериментов.

    Современная экономическая социология применяет термин «децильный коэффициент», который показывает отношение уровня доходов 10% наиболее богатых людей к уровню доходов 10% наиболее бедных людей общества.

    П.Сорокин поставил перед собой задачу выяснить до каких размеров может увеличиваться дистанция между богатыми и бедными и можно ли, и на какой срок, добиться совершенно плоской стратификационной пирамиды. Критикуя гипотезу К.Маркса, который считал, что стратификация увеличивается со временем по восходящей линии, П.Сорокин сделал вывод о том, что стратификация не имеет какого-либо определённого направления, а колеблется то в сторону возрастания, то в сторону уменьшения. Стратификация, таким образом, изменяется циклически. Этот вывод П.Сорокин объяснил тем, что существует постоянное противодействие естественных сил стратификации силам выравнивания. Причём силы стратификации действуют постоянно, а силы выравнивания время от времени, «судорожно и неритмично». К силам выравнивания относятся природные факторы– землетрясения, наводнения, пожары – и социальные силы– войны, революции, социальные программы, прогрессивный налог, отмена долгов, уравнивание всех в правах и т.д

    П.Сорокин ввел в научный оборот понятие «социальной мобильности». Под социальной мобильностьюпонимают переход (перемещение) индивида или группы индивидов из одной социальной позиции в другую. Социальное неравенство предполагает различие в распределении благ и ответственности, социальная мобильность проявляется в движении индивидов или групп от одного социального статуса к другому. Существует несколько типов социальной мобильности. Горизонтальная мобильность и Вертикальная мобильность, которая может быть восходящей и нисходящей.

    П.Сорокин развил и дополнил теорию закрытых и открытых обществ. Он считал, что не существует полностью открытых и полностью закрытых обществ, то есть обществ, где социальная мобильность была бы безграничной или вообще отсутствовала. Интенсивность и всеобщность социальной мобильности меняется от общества к обществу, а также в рамках одного общества в разные периоды его истории. Так же как и стратификация, мобильность не имеет одного постоянного направления ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления. В зависимости от этого различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации. В открытых системах стратификации каждый член общества может изменять свой статус, подниматься или опускаться по социальной лестнице на основе собственных усилий и способностей.

    П.Сорокин назвал и охарактеризовал социальные каналы, по которым осуществляется социальное перемещение. К ним он отнёс семью, церковь, школу, армию, политические, профессиональные и общественные организации. Эти социальные институты являются механизмами социального тестирования, отбора и распределения индивидов внутри различных социальных страт.

    Слово «стратификация» заимствовано у геологов. Оно латинского происхождения (первоначально stratum означало покрывало, постель). Русский понятийный аналог термина «стратификация» – расслоение. Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования.

    Научная теория стратификации в социологии была создана П.А. Сорокиным.

    Социальная стратификация, по П.А. Сорокину, это дифференциация некой данной совокупности людей на классы в их иерархическом ранге. В ее основе лежит неравное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличие или отсутствие социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

    Все формы социальной стратификации П.А. Сорокин сводит к трем: экономической, политической и профессиональной дифференциации. Он считает, что все они тесно переплетены, но совпадают до определенной степени. Обычно представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим профессиональным и политическим слоям, но самые богатые не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды.

    Подробный анализ каждой их форм стратификации позволил П.А. Сорокину утверждать, что нестратифицированное общество с подлинным и последовательно проведенным принципом равенства его членов является мифом, никогда не реализованным на практике, ибо неравенство заложено в людях, которые являются основой любого общества.

    В современной социологической теории понятие «социальная стратификация» используется в следующих значениях: Социальная дифференциация и неравенство на основе таких критериев, как престиж, профессия, доход, образование, участие во властных отношениях и т.д. Постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе. Совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев.

    Социальная стратификация имеет четыре параметра измерения: доход, власть, образование и престиж.

    Доход – количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (зарплата, пенсия, пособия, гонорар, отчисления от прибыли). Измеряется в рублях, долларах и обычно тратится на поддержание жизни. В случае избытка доходы накапливаются и превращаются в богатство.

    Образование – совокупность знаний, навыков, умений, приобретенных человеком в процессе обучения. Измеряется количеством лет обучения в школе, вузе, аспирантуре и т.д.

    Престиж – уважение, которым пользуется в общественном мнении та или иная профессия, должность, род занятия.

    Власть – возможность навязывать свою волю или решения независимо от желания других людей. Измеряется количеством людей, на которых распространяется властная воля или решение.

    Соответственно, стратификационная структура включает четыре шкалы, расположенные рядом друг с другом:

    Человек имеет свое место на каждой из этих шкал, которые вместе определяют его совокупный социально-экономический статус, т.е. положение и место человека в обществе. Принадлежность к страте имеет две составляющие – субъективную (психологическая идентификация с определенным слоем, ощущение причастности к ней) и объективную (социальное вхождение в определенный слой, на основе дохода, власти, образования и престижа).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта