Главная страница
Навигация по странице:

  • В зависимости от субъекта носителя

  • По масштабу применения

  • По функциям

  • По форме фиксации

  • Интегрирующая

  • Основные научные подходы к объяснению девиантного поведения

  • Позитивистский подход

  • Интеракционистский подход

  • Теория стигматизации или «навешивания ярлыков»

  • Концепция вторичной девиации

  • Конфликтологический подход

  • Понятие «девиантное поведение»

  • Биологические трактовки

  • Э. Шелдон

  • Психологические объяснения

  • Социологическое объяснение причин девиации

  • Негативные социальные отклонения

  • Основные формы девиантного поведения

  • Преступность

  • 10 вопросов. 8. социальная структура общества и ее основные элементы


    Скачать 151.57 Kb.
    Название8. социальная структура общества и ее основные элементы
    Дата04.07.2018
    Размер151.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла10 вопросов.docx
    ТипДокументы
    #48294
    страница7 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

    Любое общество имеет образцы должного поведения человека, нарушение которых ведет к отклонению от социальных требований (девиантному поведению). Для определения поведения человека в качестве отклоняющего необходимо иметь представление о том, что такое норма и социальная норма. Норма – это предел, мера допустимого.

    Социальная норма – это исторически сложившийся в данном кон-кретном обществе предел, мера допустимого, дозволенного, обязательного поведения людей, социальных групп, организаций. К социальным нормам относятся предписания, требования, пожелания и ожидания одобряемого, желаемого обществом поведения. Многообразие социальной реальности и социальных потребностей порождает многообразие социальных норм.

    В зависимости от субъекта носителя выделяются следующие ти-пы социальных норм: общечеловеческие; общественные; организацион-ные; групповые; коллективные.

    В зависимости от меры наказания или степени строгости за со-блюдением социальных норм их можно расположить в следующем поряд-ке: табу; законы; нравы; традиции; обычаи; привычки.

    По масштабу применения выделяются глобальные и локальные социальные нормы.

    В зависимости от сферы деятельности выделяют политические, экономические, социальные, религиозные, этические нормы.

    По содержанию выделяют нормы, регулирующие имущественные отношения; обеспечивающие права и свободы личности; регламентирую-щие деятельность организаций, учреждений; взаимоотношения между об-ществом и личностью; между государствами и т.д.

    По функциям выделяют оценивающие, ориентирующие, регламен-тирующие, контролирующие, карающие и поощряющие социальные нормы.

    По способу обеспечения соблюдения социальных норм выделяют следующие виды норм: опирающиеся на внутреннее убеждение, обще-ственное мнение, принуждение, силу государственного аппарата.

    По форме фиксации выделяют жесткие и гибкие нормы.

    Социальные нормы имеют определенные функции в обществе. К ним относятся: регулирующая функция; интегрирующая функция; контролирующая функция; функция, задающая образцы поведения.

    Регулирующее воздействие социальных норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижения.

    Интегрирующая функция социальных норм проявляется в объединении индивидов в группы, а группы в общество.

    Контролирующая роль социальных норм реализуется в процессе оценки поведения людей и выработки механизмов профилактики, преодоления отклоняющегося поведения.

    Основные научные подходы к объяснению девиантного поведения

    Проблема девиантного поведения всегда привлекала внимание ученых.

    Одной из первых исследований проблем преступности и самоубийства была работа Г. Тарда «Сравнительная криминология» (1886). На основе широкого круга статистических данных, он изучал такие виды отклоняющего поведения, как преступность, самоубийство, творчество (инновации, изобретения). Будучи представителем психологического направления в социологии, он объяснял их подражанием.

    Адольф Кетле считал, что социальные отклонения являются следствием социальной организации. На примере изучения преступности он установил, что само общество заключает в себе зародыш преступления, а преступник только орудие его свершения. Преступность зависит от вполне определенных факторов (демографических, экономических, политических, социальных) и не может быть ликвидирована по желанию людей.

    Г. Зиммель уделял большое внимание изучению проституции, как формы девиантного поведения. Он считал проституцию порождением товарно-денежных отношений, превращающих ее в символ межчеловеческих взаимоотношений.

    В дальнейшем проблематика девиантного поведения разрабатыва-лась в трудах М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Мертона, Л. Козера, Р. Дарендорфа и др.

    Социологические теории, затрагивающие проблемы девиации в об-ществе, можно разделить на позитивистские, интеракционистские, структурные и конфликтологические.

    Позитивистский подход включает социально-экономическую трактовку девиантного поведения социологов Чикагской школы, теорию аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона.

    Э. Дюркгейм считал, что любое социальное отклонение является следствием социальной аномии. Концепция аномии Э. Дюркгейма легла в основу дальнейших исследований девиантного поведения. Под аномией Э. Дюркгейм понимал такое состояние общества, при котором отсутствует четкая регуляция поведения индивидов, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. В результате образуется нормативный и моральный вакуум, ведущий к нарушению социальной солидарности и возникновению социальной дезориентации. Состояние аномии способствует повышению уровня различных форм девиантного поведения, в том числе преступности и самоубийства. Он был убежден, что только социологическое понимание различных форм социальной патологии позволит выработать механизмы ее регулирования. Доказывая социальную природу преступности, он даже расценивал ее как нормальное явления, поскольку общество без преступности невозможно. Но преступность является нормой до определенного уровня, превышение которого придает ей патологический характер.

    Р. Мертон, развивая концепцию аномии Э. Дюркгейма, дал свое объяснение данному явлению. Если Э. Дюркгейм считал аномию результатом ослабления и разрушения нормативной, ценностной системы общества, то Р. Мертон считал аномию результатом дисбаланса (неадекватности) культурных ценностей общества и социально одобряемых средств их достижения. Отсюда причиной девиации он считал расхождения между целями общества и санкционированными средствами их достижения.

    Интеракционистский подход в социологии представлен рядом концепций: теорией «драматизации зла» Ф. Танненбаума, социальной идентичности стигматизации Э. Гоффмана, девиантной карьеры и этикетирования Г. Беккера, вторичной девиации Э. Лемерта.

    Теория стигматизации или «навешивания ярлыков» (Ф. Таннен-баум, Г. Беккер, Е. Гофман) показывает, что каждое общество само определяет, какое поведение считать противоправным и кого признавать правонарушителем, т.е. наклеивать ярлык, стигму. При этом «заклейменный» должен вести себя согласно стигме. Люди, совершившие девиантный поступок, иногда в течение всей жизни не могут сбросить ярлык девианта, что мешает их адаптации в обществе или в группе. Стигматизация является следствием своего рода «обработка информации» бюрократическими учреждениями общества (психиатрическими больницами, судами, тюрьмами и т.д.).

    Концепция вторичной девиации (Э. Лемерт) показывает, что признание поведения человека девиантным во многом определяется тем, как его оценивают другие. Когда человек время от времени нарушает правила, нормы, а окружающие смотрят на это сквозь пальцы, он сам себя не считает девиантом, хотя его поведение можно квалифицировать как отклонение, здесь можно говорить о первичной девиации. Когда окружающие ставят на человека клеймо девианта, с ним начинают обращаться не так как со всеми, он сам привыкает считать себя таковым и начинает вести себя в соответствии с этой ролью, тогда имеет место вторичная девиация.

    Структурный подход к анализу девиантного поведения акцентиру-ет внимание на изучении зависимости различных типов девиантного поведения от социального статуса индивида или социальной группы, их места в социальной структуре. Так, Т. Парсонс в своей теории социального действия подчеркивал, что любая социальная система постоянно стремится к самосохранению и устойчивости (гомеостазису). Предпосылкой устойчивого и гармоничного развития общества является система ценностей. Недостаточное усвоение ценностей и специфических ролевых требований ведет к различным отклонениям в обществе. Любые социальные отклонения являются патологией, поскольку ведут к напряжению системы.

    В рамках структурного подхода выделяют два направления. Первое направление представлено теориями, объясняющими девиантное поведение несовпадением ценностей и норм поведения различных социальных групп и сообществ. Второе – представлено марксистскими теориями конфликта, усматривающими причины девиантного поведения в экономических условиях жизни общества. Правонарушения различных социальных групп (пролетариата) они считают выражением протеста против этих условий. Изменение социальных условий, прежде всего экономических, приведет к преодолению девиаций.

    Конфликтологический подход (Л. Козер и Р. Дарендорф) к анализу девиантного поведения основан на признании социальных отклонений непременным условием развития общества, поскольку они вызваны социальными конфликтами, а социальные конфликты в обществе неотвратимы. Социология должна сосредоточить внимание на изучении конфликтов и выработке способов их регулирования. Регулирование социальных конфликтов позволит минимизировать или даже устранить некоторые виды девиантного поведения.

    В СССР изучение девиантного поведения началось в Ленинграде в конце 60-х – начале 70-х гг. Оно связано с именами В. С. Афанасьева, А. Г. Здравомыслова, Я. И. Гилинского и др.

    Понятие «девиантное поведение»

    Современная социология определяет девиантное поведение как поступок, действие человека, не соответствующие официально установлен-ным или же фактически сложившимся в обществе, социальной группе нормам и ожиданиям, а также как социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным или фактически сложившимся в обществе нормам и ожиданиям. Итак, можно дать следующее социологическое определение девиантному поведению.

    Девиантное поведение (лат. deviatio – отклонение) – это отклоняющее поведение, всегда связанное с каким-либо несоответствием поступков, действий, видов деятельности людей с теми нормами (законами, правилами поведения, ожиданиями, установками, ценностями, идеями, идеалами), которые приняты в обществе, социальной группе, организации и т.д. Девиантное поведение – это любые поступки и действия, не соответствующие писаным и неписаным социальным нормам (от безбилетного проезда до убийства).

    Писаные социальные нормы формально зафиксированы в конституции, в уголовном праве и других юридических законах социальные нормы, соблюдение которых гарантируется государством.

    Неписаными социальными нормами считаются неформальные нормы и правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми актами государства. Они закрепляются традициями, обычаями, этикетом, манерами и являются результатом негласной договоренности между людьми о должном, правильном и приличном поведении.

    Нарушение только формальных норм, ведущее к противоправным действиям, называется делинквентным (преступным) поведением.

    Причины девиантного поведения

    Концепции причин девиантного поведения можно разделить на биологические, психологические и социологические.

    Биологические трактовки причин девиантного поведения появились в конце ХIХ в. Итальянский врач Чезаре Ломброзо обосновал связь между анатомическим строением человека и преступным поведением. Он ввел понятие «врожденного преступника», которого можно определить по ряду физических признаков: форма головы, выступающая нижняя челюсть, редкая борода, приросшие мочки ушей, чрезмерно длинные руки и т.д.

    Американский психолог и врач Э. Шелдон исследовал связь между строением человеческого тела с формами поведения. Он выделил три типа людей: эндоморф, мезоморф ,экзоморф. В результате данного исследования был сделан вывод о том, что мезоморфы наиболее склонны к девиации, хотя они не всегда являются преступниками.

    Психологические объяснения причин девиации основаны на анализе таких состояний человека, как «умственные дефекты», «дегенеративность», «слабоумие», «психопатия» и установлении их связи между собой.

    Согласно взглядам некоторых ученых данного направления, каждый человек – в душе преступник. Поэтому культура должна использовать любую возможность для укрепления общества и создания барьеров агрессивным инстинктам человека. З. Фрейд ввел понятие «преступник с чувством вины». Он считал, что многие люди чувствуют себя виноватыми и надеются, что тюремное заключение поможет им преодолеть владеющее ими побуждение к разрушению. Сексуальные девиации он объяснял страхом кастрации. Однако дальнейшие исследования (Шуэсслера, Крейси) показа-ли, что девиации нельзя объяснить только психологическими факторами.

    Социологическое объяснение причин девиации акцентирует внимание на социальных условиях. Сегодня социологи говорят о таких причинах девиантного поведения, как социальное неравенство и социальная неустроенность. Социальное неравенство изначально является девиантогенным, поскольку оно связано с противоречием между относительно равномерно растущими потребностями людей и неравными возможностями их удовлетворения.

    Большое влияние на отклоняющее поведение оказывает микросреда, в которой непосредственно общается человек: семья, соседи, друзья, учебный коллектив и т.д. Вольно или невольно индивид придерживается линии поведения, одобряемой ближайшим его окружением, а в нем могут присутствовать и даже преобладать установки и ориентации, противоречащие нормам общественной жизни.

    Внимание социологов привлекает и проблема коллективной девиации в обществе. Когда девиация наблюдается в течение длительного времени, она становится характерной не только для отдельных лиц, но и коллективной. На основе единичных поступков формируется образец поведения, который может привести к созданию новой субкультуры, со стандартами, противоречащами нормам господствующей культуры. Интериоризация норм и ценностей субкультуры приводит к коллективной девиации (Салмин, Миллер).

    Социальные отклонения могут иметь для общества двоякое значение и могут делиться на позитивные и негативные.

    Позитивные социальные отклонения служат средством прогрессивного развития социальной системы, повышения уровня ее организованности, стабильности и устойчивости. К ним относятся различные виды социального творчества (научное, техническое, художественное, общественно-политическое и т.п.), устраняющие устаревшие, консервативные стандарты поведения и создающие новые формы социальных отношений.

    Негативные социальные отклонения ведут к дисфункции социальной системы, порой угрожая ее существованию. В данном случае отклонение является патологией (преступность, пьянство, наркотизм и т.д.). В одном и том же обществе, в одно и то же время могут сосуществовать и негативные и позитивные отклонения. Искоренить, уничтожить негативные девиации в обществе, сохранив только позитивные, практически невозможно. Но общество не должно смиряться и не реагировать на негативные отклонения. Для этого оно имеет специальные механизмы социального контроля.

    В основе девиантного поведения лежит аддикция (пагубная склонность к чему-либо), которая становится универсальным средством бегства от реальной жизни. Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить свое состояние посредством приема некоторых веществ (наркотиков, алкоголя, табака, и т.д.) или погружения в какой-либо вид деятельности, отказавшись от жизненно важных обязанностей человека (азартные игры, в том числе компьютерные, определенная музыка и т.д.).

    Основные формы девиантного поведения

    К основным формам девиантного поведения относятся преступность, алкоголизм, наркотизм, проституция, суицид (самоубийство).

    Преступность как разновидность девиантного поведения является весьма сложным социальным явлением и относится к наиболее спорным в социологии и криминологии. Под преступностью в социологии понимается относительно распространенное статистически устойчивое социальное явление, достигшее степени общественной опасности, определяемое законодательством в уголовном кодексе.

    По мере изучения проблем преступности исследователи выявили целый ряд ее причин и факторов, воздействующих на ее динамику. К ним относятся: социальное положение, род занятий, образование, социальный статус, характер связи между индивидом, социальной группой и обществом.

    Наркотизм – это относительно распространенное, статистически устойчивое социальное явление, выражающееся в потреблении некоторой частью населения наркотических (или токсических средств) и имеющее соответствующие последствия.

    Потребление наркотических средств может быть обусловлено либо заболеванием и рекомендовано врачом в качестве лекарственного средства (так называемое медицинское потребление наркотических веществ – болеутоляющих, психостимуляторов, снотворных и др.), либо носит характер немедицинского потребления («злоупотребление»). Здесь речь идет уже о наркомании.

    Наркомания (от греч. narkѐ – оцепенение и mania – безумие, страсть) – заболевание, выражающееся в физической и/или психической зависимости от наркотических средств, непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящем к глубокому истощению физических и психических функций организма. Наркомания – это не просто привязанность к ка-кому-то определенному веществу. Она имеет свои причины и серьезные социальные последствия. Эти причины подробно исследованы западными врачами, психологами и социологами. Можно выделить две группы причин:

    1) эксперимент над сознанием, попытка расширить его за границы рационального;

    2) попытка разрешить собственные внутренние конфликты.

    Первая мотивация характерна для интеллектуальной молодежи. «Экспериментаторы» достаточно образованы, они изучают психоделическую литературу, знакомятся с новинками психоделики через Интернет, принимают меры, чтобы не перешагнуть грань зависимости. «Экспериментируя» с подсознанием, они подменяют наркотиком духовную практику, принятую в мировых религиях, что подобно прыжку с крыши с украденным парашютом, без уверенности, что он раскроется.

    Вторая причина встречи с наркотиком куда опаснее. Неуверенность, отчужденность ведут к тому, что человек ищет решение своих проблем в уходе от реальности и легче «интеллектуала» откликается на предложение покурить или ввести наркотик внутривенно. Как бы там ни было, социальные последствия наркомании трагичны и для общества и для личности.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта