10 вопросов. 8. социальная структура общества и ее основные элементы
Скачать 151.57 Kb.
|
Вынужденная мобильность является результатом принуждения индивида или социальной группы на изменения социальной позиции в социальном пространстве (раскулачивание, репатриация и т.д.). В зависимости от сфер общественной жизни, где происходят социальные перемещения, существуют экономическая, политическая и профессиональная мобильность. Каналы и механизмы социальной мобильности Поскольку все общества стратифицированы, то одним из условий его развития является обеспечение возможности для постоянного перемещения индивидов в социальном пространстве. Это является важнейшим условием предотвращения социальных конфликтов. Чтобы в обществе происходили социальные перемещения, необходимы специальные каналы циркуляции (лифты), по которым может осуществляться движение индивидов и социальных групп. Основными каналами перемещений в обществе служат различные социальные институты: армия, церковь, школа, политические, экономические, профессиональные организации, собственность, пресса, семья, брак. В каждом обществе селекционирующие и распределительные институты устанавливают на всем пути продвижения индивида «фильтры». Если социальные «фильтры» адекватны и правомерны, то социальное распределение индивидов способствует нормальному функционированию общества, если они неадекватны и неправомерны, социальное распределение идет неверно и страдает все общество. Основные параметры социальной мобильности Социальная мобильность измеряется с помощью ряда показателей: дистанции, объема, масштаба. Дистанция мобильности – это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам. Большинство социальных перемещений происходит в рамках одной или двух ступеней. Однако в обществе наблюдается также неожиданный взлет на вершину социальной лестницы и падение к ее основанию. Объем социальной мобильности характеризуется числом индивидов, которые переместились по социальной лестнице за определенный промежуток времени. Если объем исчисляется количеством переместившихся индивидов, он называется абсолютным объемом и измеряется в абсолютных числах. Если объем определяется отношением количества переместившихся индивидов ко всему населению, он называется относительным объемом и измеряется в процентах. Объем мобильности по всем стратам вместе называется совокупным объемом мобильности, а объем мобильности по отдельным стратам называется дифференцированным. Масштабом социальной мобильности называется доля тех, кто сменил свой социальный статус, в сравнении со статусом отцов. Социальная мобильность в СССР и в современной России В СССР длительное время вообще отсутствовали исследования социальных перемещений, а само понятие «мобильность» трактовалось как враждебное доминирующей теории классов. С середины 60-х гг. был поставлен вопрос о необходимости изучения социальных перемещений в их реальной динамике. Начинаются исследования социальных перемещений в советском обществе, которые носили локальный характер. Однако данные исследования, будучи недостаточными, имели и преимущества, которые позволили выявить региональную специфику социальных перемещений на Урале, в Западной Сибири, Прибалтике и т.д. С начала 80-х гг. начались исследования динамики тенденций и направления социальных перемещений в советском обществе – с 40-х до 80-х гг. (М. Х. Титма, Л. А. Гордон, Ф. Р. Филиппов, В. Н. Шубкин и др.). В результате были выявлены основные особенности социальных перемещений в советской системе. 1. Временной характер социальной мобильности в советском обществе. Исследование трудовой карьеры различных поколений советских людей (40, 50, 60, 70, 80-х гг.) показало, что в течение сорока лет направление, объем и масштабы социальных перемещений претерпевали значительные изменения. Трудовая карьера в 50-е гг. начиналась в 18 лет, в 70-е – в 20 лет. Изменялись и факторы социального продвижения: от административного произвола, доносов, массовых кампаний по переселению людей, искусственного роста темпов подготовки специалистов по сравнению с рабочим классом (следствием чего стало снижение качества обучения и возможностей продвижения людей с образованием), до распределения статусов и привилегий на основе лояльности режиму, местничества и коррупции. В 20–50-е гг. особенно активной была вертикальная межклассовая мобильность. В 60–80-е гг. наблюдалось замедление межклассовой мобильности, а в 70–80-е на первый план выходит внутриклассовая мобильность (рост квалификации). 2. Региональный характер социальных перемещений, который объяснялся разным уровнем социально-экономического развития, разным историческим прошлым, множеством национальных традиций, существующих в советском обществе. В наиболее развитых индустриальных регионах страны (РСФСР, Украина, Белоруссия, Прибалтика и т.д.) шел отток рабочего класса в другие сферы народного хозяйства, а в менее развитых регионах (Средняя Азия) наблюдался интенсивный приток населения в индустриальные отрасли. Было выявлено также переплетение колебаний по регионам с динамикой социальных перемещений по поколениям (когортам). 3. Специфика каналов мобильности. Основным каналом социальных перемещений в советском обществе стала система образования. Далее были выделены такие каналы, как служебный рост или трудовая карьера, внеслужебные каналы и каналы, связанные со специфическими видами деятельности (религиозно-культовая деятельность, военная служба и др.). 4. Зависимость динамики социальных перемещений от личных жизненных планов: перемены места работы, места жительства, роста квалификации, приобретения новой профессии. 5. Связь эффективности социальных перемещений от выбора средств управления ими. Советская система использовала командно-административные средства управления мобильностью в стране. Административными методами регулировался состав студенчества, несмотря на их явную неэффективность, так же регулировались миграционные процессы. Лишь один вид социальных перемещений (смешанные браки) избежал командно-административного вмешательства и то ввиду явной невозможности их регулирования. Такое управление социальными перемещениями не давало желаемых результатов и привело к деформации социальной структуры общества. 6. Влияние пола на социальные перемещения. При более высокой мобильности женщин, мужчины в своей карьере быстрее продвигались по социальной лестнице и чаще женщин перепрыгивали через несколько ступеней. В условиях перехода России к новой социально-экономической, политической системе началось формирование новой стратификационной структуры и наблюдается повышение интенсивности социальных перемещений. Появление многообразных форм собственности, разных политических движений, новых социально-профессиональных групп, новых социальных слоев, условий для миграционных перемещений значительно увеличили масштабы и объем социальной мобильности в обществе. Исследования социальной мобильности в России сегодня весьма ограничены и в основном касаются миграционных потоков. Между тем они могли бы обеспечить выработку адекватных механизмов социальных перемещений для стабильности и устойчивости новой социальной системы. Теория социальной мобильности, разработанная П. Сорокиным, основана на представлении об обществе как социальном пространстве, элементарной частицей которого является отдельный индивид. Положение человека в социальном пространстве определяется: 1) его отношением к социальным группам, с которыми он взаимодействует; 2) отношением групп друг к другу внутри популяции; 3) отношением данной популяции к другим популяциям, входящим в человечество. Индивиды имеют возможность перемещаться внутри социального пространства. В зависимости от возможности (невозможности или затруднительности) социальных перемещений П. Сорокин выделяет два типа социальных структур: 1) закрытый, в котором социальные перемещения невозможны или затруднены (препятствуют перемещениям сословный или кастовый характер социальной структуры общества); 2) открытый, характерный для современного классового общества. В открытых социальных структурах имеет место социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе, связанная с изменением их статуса Типы (виды) мобильности: 1) вертикальная – перемещение индивида или группы по "социальной лестнице" вверх (восходящая мобильность) или вниз(нисходящая мобильность) (первое может быть связано с повышением квалификации, назначением на более высокую должность, получением более высокого дохода, второе – с увольнением, банкротством и т.д.); 2) горизонтальная – изменение социального положения на равноценное (переезд из одного города в другой, переход с одного предприятия на другое без изменения должности и уровня заработной платы и т.д.); 3) межпоколенная, когда дети достигают иного статуса, чем их родители, например, у родителей статус рабочих, а их сын, получив высшее образование, стал инженером; 4) внутрипоколенная, когда человек (или возрастная группа) один и более раз изменяет свой социальный статус на протяжении жизни (бедняк разбогател – его статус повысился, затем обанкротился – его статус понизился); 5) межклассовая, когда индивид или группа совершают межклассовые перемещения (был крестьянин – стал рабочий, был рабочий – стал предприниматель); 6) внутриклассовая – повышение или понижение социального статуса в пределах одного и того же класса (был мелким предпринимателем – стал банкиром); 7) индивидуальная; 8) групповая и др
Главным элементом строения общества являются люди, точнее, человек, личность. Отсюда исходной точкой социологического исследования является личность, а источником объединения его с другими и формирования общности выступает социальное взаимодействие. Проблемы человека и личности занимают в системе современного научного знания одно из центральных мест, т.е. «личность» – одно из самых распространенных понятий науки. Ее изучают разные социальные и естественные науки, литература, искусство, религия и т.д. Подход каждой науки определяется ее предметом и спецификой. Рассматривая проблему человека, социология взаимодействует, прежде всего, с общественными науками – психологией, педагогикой, правоведением, экономикой и т.д. Социология, как и другие науки, пытается дать ответ на вопросы, на которые до сих пор нет однозначного ответа. Что такое индивид, человек, личность? С чего начинается личность? Всякий ли человек является личностью? Какие факторы влияют на становление личности? Каково место личности в обществе? Что лежит в основе взаимодействия личности и общества?? Понимание социологической теории личности предполагает четкое разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» употребляется для характеристики принадлежности данной особи к человеческому роду – высшей ступени развития живой природы. Человек рассматривается как биологическое существо, подчиняющееся законам природы, генетически связанный с другими формами жизни, наделенный психикой и формирующийся в ходе общественного развития. Индивид понимается как конкретный человек, носитель всех социальных и психических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Это как бы отправной момент формирования личности. С индивидом связано понятие «индивидуальность» как характеристика уникальности, неповторимости данной личности. Понятие «личность» (persona) вводится для выделения социальной (неприродной, «надприродной») сущности человека, индивида. Оно используется более двух тысяч лет, его возникновение связано с античным театром, где «личность» означала маску, которую надевал актер, играя ту или иную роль. При этом человек, с одной стороны, маскировал свое «Я», а с другой – соотносил себя с определенной социальной группой. В дальнейшем понятие «личность» было введено в научный оборот. Существует ряд научных подходов в понимании сущности личности. 1. Формально-логический, считающий, что не все люди могут быть признаны личностью. 2. Диалектико-логический, полагающий, что личностью может считаться человек, который наряду с общими характеристиками, присущими всем, обладает индивидуальными особенностями. Социология, учитывая эти два подхода, рассматривает личность как конкретное выражение сущности человека, представляющей собой интеграцию социальных отношений и социальных черт данного общества. Социологический подход предполагает, с одной стороны, исследование объективных условий, определяющих сознание личности, ее формирование и жизнедеятельность, а с другой – включенность личности в раз-личные сферы социальной действительности. Задача социологии состоит в изучении механизма преломления внешних социальных условий через внутреннее своеобразие личности, в результате которого складывается направленность и мотивация социального действия или деятельности. Социология рассматривает личность как систему устойчивых свойств, качеств, усваиваемых ею в процессе формирования и реализуемых в социальных связях, взаимодействии, т.е. в процессе жизнедеятельности. В вопросе о том, как формируется личность, существует две точки зрения. 1. Личность как результат генетической наследственности. Она формируется и развивается в соответствии с врожденными качествами и способностями. 2. Личность как общественное явление. Личность формируется в ходе социального опыта. Проблема соотношения биологического и социального в человеке в ХХ в. приобрела еще большую остроту. Сегодня ученые склоняются к тому, что эта проблем в принципе неразрешима. Социология при изучении личности исходит из того, что личность развивается из биологического организма благодаря различным видам социального и культурного опыта. Содержание и результаты процесса формирования личности во многом зависят от соотношения и взаимосвязи социальных и биологических факторов. На процесс формирования личности большое влияние оказывают генетически обусловленные, наследственные, психодинамические свойства личности: темперамент, лабильность, динамичность; биологические характеристики человека: пол, возраст, телесная организация человека, состояние здоровья, внешность, эмоционально-чувственная сфера. В то же время становление личности вне социального окружения невозможно. Социологические концепции личности сформировались во второй половине ХIХ в. Они развивались в тесной взаимосвязи с психологическими концепциями. Первые концепции личности возникли в американской социальной психологии в 30-е гг. (Ч. Кули, Дж. Мид). Теория «зеркального Я» Ч. Кули подчеркивает, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. Человек становится личностью, когда начинает смотреть на себя глазами других людей в процессе взаимодействия с ними. Г. Мид считал, что человеческое «Я» формируется в процессе взаимодействия с другими людьми, когда он учится правилам игры в обще-стве. Этот процесс проходит три стадии: имитации, игровой, коллектив-ных игр. Вхождение в другие роли или «роль обобщенного другого» раз-вивает способность видеть свое собственное поведение. Теория «значимого другого» П. Халера основана на идее о том, что на формирование человеческого «Я» большое влияние оказывают окружающие его люди, поскольку личность постоянно стремится к одобрению. Это могут быть родители, друзья, популярные личности и так далее, которые значимы для него. Собственно социологические теории личности развивались в рамках классических и современных социологических концепций. Можно выделить несколько социологических концепций личности. 1. Ролевая концепция. Разрабатывалась в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, Р. Мертона, И. Кона и др. Личность здесь рассматривается как носитель совокупности «социальных ролей», которые индивид играет в обществе. Жизненные ситуации отождествляются с игрой, требующей выполнения определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Каждая роль требует определенного поведения. Усваивая правила ролевого поведения, выучивая способы их исполнения, в процессе взаимодействия индивид становится личностью. 2. Статусная концепция личности развивалась в рамках теоретических разработок М. Вебера, П.А. Сорокина. Личность здесь рассматривается в контексте того социального статуса, носителем которого является человек. Социальный статус определяет социальную роль и социальное положение человека в обществе. 3. Концепция социальных установок и ценностных ориентаций. Разрабатывалась в теориях У. Томаса и Ф. Знанецкого, В. Ядова. Диспозиционная теория В. Ядова была разработана на основе изучения влияния установок и ценностных ориентаций человека на его социальную активность, в частности, на его диспозицию, т.е. готовность эффективно реагировать на микро- и макросреду и на изменение общественной ситуации. В. Ядов выяснил, что установки личности связаны с определенными потребностями и социальными условиями, в которых они удовлетворяются. Это, прежде всего, потребность в самореализации, с которой связана социальная активность личности. В. Ядов выходит на диспозиционную структуру личности, имеющую некую иерархию: Первый уровень связан с простейшими жизненными ситуациями, требующими элементарной поведенческой готовности, а не рассудочности, знания. Пример: человек приходит на остановку, садится в транспорт и едет. Второй уровень связан с взаимодействием индивида с отдельными объектами, в разных конкретных ситуациях, а также с его способностями разрешать различные ролевые конфликты. Пример: автобуса долго нет, обдумывается сложившаяся ситуация и идет поиск рационального решения. Здесь у личности есть социально фиксированные установки, состоящие из трех компонентов: эмоционального (оценочного), когнитивного (рассудочного), поведенческого. Третий уровень связан с наличием у личности системы ценностных ориентаций на жизненные цели, средства их достижения, детерминированные окружающими его социальными условиями. Центральной осью в системе ценностей личности является «жизненная позиция», фиксирующая устойчивую направленность личности на определенные ценности. Эта направленность определяет в конечном счете наиболее значимые черты – «социальное качество» человека. Альтернативой диспозиционного поведения является императивное поведение, оставляющее мало возможностей для свободной деятельности, а диспозиционные установки личности играют решающую роль при выборе ею своего поведения. Это не просто выбор поступка, а, прежде всего, выбор себя как личности. |