10 вопросов. 8. социальная структура общества и ее основные элементы
Скачать 151.57 Kb.
|
Структура личности. Типы личности Личность представляет собой сложнейшую систему, имеющую свою структуру. Как структурная целостность она является единством биогенных, психогенных и социогенных компонентов. Отсюда можно выделить биологическую, психологическую и социальную структуру личности. Рассмотрим психосоциальную структуру личности на основе теории З. Фрейда и П. А. Сорокина, которые считали, что личность состоит из трех частей
ОНО включает биологические потребности, и мы не способны заглянуть в него иначе, как осознав его, сделав объектом мысли, рефлексии. Здесь действует принцип удовольствия. В процессе социализации ОНО вырастает в Я и СВЕРХ Я. «Я» – это рациональная часть личности, она управляет нашими контактами с внешним миром. Я подчиняется человеческому рассудку, находится между Небом и Водой. СВЕРХ Я, сверхсознание – это пересаженные в голову человека культурные нормы, правила, требования, запреты, стереотипы, законы, т.е. это среда обитания нравственных чувств. З. Фрейд смог правильно указать источник происхождения СВЕРХ Я, но он считал их бессознательными. П.А. Сорокин считал, что нравственные законы, составляющие содержание сверхсознания, абсолютны, в то время как законы логики и социальные нормы, которыми руководствуется наше «Я» в борьбе за существование, относительны. Когда абсолютное люди превращают в относительное, в обществе наступает хаос, а культура разрушается. Сверхсознание доступно не всем. Силовое поле сверхсознания создается только альтруистической любовью к окружающим, считал Сорокин. При определении структуры личности недостаточно учитывать лишь ее субъективную сторону. Личность – это совокупность субъективных и объективных свойств, формирующихся в процессе его деятельности, под влиянием тех социальных групп, в которые она входит. Объективная сторона деятельности личности составляет ее социальное качество, приобретаемое в ходе взаимодействия с другими людьми. Социальная структура личности, возникающая на основе форм ее деятельности, включает следующие элементы:
Все эти элементы в той или иной степени присутствуют в каждой личности. Социальная структура личности постоянно меняется, поскольку меняются ее окружение, знания, убеждения. Она является как бы объектом социализации, меняется в соответствии с требованиями общества. Выше было отмечено, что социологию интересует социально-типическое в человеке. Отсюда одной из центральных задач ее является разработка и анализ личностных типов. Классическим примером типологии личности являются гороскопы. Существует и научная типология личности, имеются прикладные разработки. В западной научной литературе типология личности строится на социальном характере, свойственном представителям определенных социальных групп. Так, у социологов можно найти описание следующих типов личности: «человек организации», «модальная личность» и т.д. Наиболее известным исследованием является работа «Типы людей и бизнес», изданная в Америке. В ней выделены 16 типов личностей и показано, как тип личности влияет на успех в работе. В отечественной литературе нет специальных работ по личностной типологии, хотя отдельные ее положения затрагиваются в трудах, посвященных личности. В конце ХIХ – начале ХХ вв. русский правовед Л.А. Тихомиров выделил два типа личностей по такому основанию, как самостоятельность. Он считал, что в каждой нации есть: сильная личность, развивающая большую силу самостоятельности, при этом она может быть неосознана и неразвита, отсюда не реализована; слабая личность, которая по природным данным довольно хила, но уже развита, т.е. реализовала свои способности. Если в государстве больше первого типа, оно проживет великую жизнь; если преобладает второй тип, – оно будет недолговечным. Особый интерес для социологов представляет типология личности с позиций социальной активности, содержащаяся в теории «пассионарности» Гумилева. Он считал, что поведение человека – это способ его адаптации к окружающим условиям. В процессе своей жизни поглощает биохимическую энергию биосферы. Способность людей поглощать эту энергию различна, и людей проще классифицировать по этому признаку. Первый тип – это люди, располагающие достаточной энергией для удовлетворения потребностей, диктуемых инстинктом самосохранения. Эти люди работают, чтобы жить. Второй тип – это люди, располагающие избытком энергии. Это «пассионарии», обладающие большей энергией, чем требуется для спокойной нормальной жизни. Они работают ради более высоких, часто идеальных целей. Третий тип – это люди, обладающие недостаточной энергией. Они не стремятся к активной трудовой деятельности, предпочитают жизнь за счет других. Это «субпассионарии». В.А. Ядов отмечет, что социальный тип личности есть продукт сложного переплетения историко-культурных, социально-экономических условий жизнедеятельности людей. Помимо идеального типа, выделяют базисный и модальный тип. Базисный тип личности – это личность, отвечающая неким критериям, позволяющим наилучшим способом отвечать на потребности того или иного этапа общественного развития и способствующим развитию общества с максимальной эффективностью. Модальный тип включает в себя личности с разными диспозициями, т.е. преобладающими социальными ориентациями: экономическими, политическими, религиозными, этическими и др. Широко распространены типологии, в которых рассматриваются типы личностей в качестве носителей признаков определенных социальных групп: студенты, пенсионеры, работающие, предприниматели, военнослужащие и т.д. Функции, социальный статус и социальные роли личности Взаимодействие личности и социальной среды можно описать формулой: поиск личности – предложение общества – выбор личностью из предложенного обществом. В ходе социального взаимодействия каждый человек исполняет определенные социальные функции, как своеобразное поручение на выполнение специализированного рода занятий в данном обществе: врач лечит, педагог учит, космонавт летает в космос и т. д. Выполняя свои многообразные функции, человек становится нужным другим. Говоря о социальных функциях, следует иметь в виду, что о функциях судят не по тому, что человек сам конкретно намеревается делать, какой смысл он вкладывает в свою деятельность, а по тому, какие последствия для общества эти действия имеют. Функция личности может осуществляться преднамеренно и непреднамеренно. В случае, когда мы имеем дело с преднамеренным действием, которое совпадет с мотивами деятеля, можно говорить о явной функции. Не планировавшийся, не предполагавшийся, зачастую неосознанный результат действия называется латентной (скрытой) функцией. В случае, если человек не выполняет свою функцию или выполняет ее неудовлетворительно, можно говорить о дисфункции. Для выполнения функций на человека накладываются определен-ные обязанности, вместе с тем, он наделяется определенными правами. Функции индивида и вытекающие из них обязательства и права определяют социальный статус человека. Понятие «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме означало правовое состояние, положение юридического лица. Социальный статус – это взаимно обусловленное социальное положение индивидов в социальном пространстве. Например, статус «учителя» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик». Социальные статусы связаны между собой через социальные отношения. Реализуют эти отношения их носители – люди. Каждый человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп, организаций. Совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом, называется статусным набором (введено в социологию Р. Мертоном). В каждом статусном наборе всегда есть главный статус. Главным статусом называется наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют другие люди и с которым он сам себя отождествляет. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. Различают также личный и социальный статусы. Личный статус – положение человека в малой группе, в зависимости от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Социальный статус – это положение человека, которое он занимает как представитель определенной социальной группы (профессиональной, национальной, расовой, стратификационной, половой). Социальные статусы можно подразделить на два основных типа: приписываемый и достигаемый (Р. Линтон в 1936 г.). Приписываемым (прирожденным) называется статус, в котором человек рожден, но который позже обязательно признан таковым обществом и группой. К нему относятся пол, национальность, раса, место рождения, социальное происхождение, религиозная принадлежность и т.д. Достигаемым (приобретенным) называется статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо удаче, везению. Если приписываемый статус неподконтролен человеку, то достигаемый находится под контролем. Иногда вид статуса определить трудно. В этом случае говорят о смешанном статусе, обладающем чертами приписываемого и достигаемого. Например, статус безработного, если он получен не добровольно, а в результате не зависящих от него обстоятельств: массового сокращения производства, разорения фирмы, экономического кризиса. Статусы могут быть формализованными и неформализованными в зависимости от того, в рамках каких социальных институтов (формализованных или неформализованных) выполняется та или иная функция. В обществе существует иерархия социальных статусов по степени важности социального института, в рамках которого сформирован этот статус. Иерархия статусов, разделяемая обществом и закрепленная в культуре, в общественном мнении, получила название социального престижа. Социальный престиж статуса формируется под влиянием двух факторов: реальной значимости для общества тех или иных функций; системы ценностей и шкалы предпочтений, существующей в данной культуре. Статус человека в обществе во многом зависит от того набора качеств, которыми он обладает. С понятием «статус» тесно связано понятие социальной роли. Р. Мертон определял социальную роль как ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек. Если статус – это сами функции, права, обязанности, то социальная роль – это ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный статус. Социальная роль – это совокупность социальных действий, которые должен выполнять человек, занимающий определенную социальную позицию в социальной организации. Это образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей данного статуса в данном обществе. Каждый человек имеет большое число статусов, каждый статус обслуживается веером ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, Р. Мертон назвал ролевым набором. Каждая личность обладает только ей присущим набором ролей и функций. Т. Парсонс считал, что любая социальная роль описывается пятью основными характеристиками: 1. Эмоциональностью. Одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности. 2. Способом получения. Одни роли предписываются, другие – завоевываются. 3. Масштабом. Часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая – размыта. 4. Степенью формализации. Роль может быть либо произвольна, либо строго установлена правилами. 5. Мотивацией. Социальная роль может быть мотивирована либо стремлением к личной прибыли, либо ориентирована на общее благо и т.д. Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт. Каждый человек исполняет несколько ролей во множестве различных ситуаций. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворить требования двух и более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Конфликт создает стрессовую ситуацию, и необходимо искать способы гармонизации ролей. Существует несколько типов ролевых конфликтов: 1. Внутриролевой конфликт. 2. Межролевой конфликт. 3. Конфликт, вызванный различиями в трактовке социальной роли личностью и обществом. 4. Конфликт, вызванный тем, что различные субъекты предъявляют неодинаковые, подчас противоположные требования к выполнению личностью одной и той же роли. Взаимодействие личности и общества Жизнедеятельность личности проходит в постоянном взаимодействии с обществом, которое осуществляется через сложное переплетение социальных и природных факторов. Она включает несколько уровней социальной детерминации личности. Первый уровень включает взаимовлияние различных сторон и элементов социальной системы (общества, социальной среды, социальной группы, социальной инфраструктуры и т. д.) и личности. Второй уровень включает в себя процесс формирования личности, ее структуру. Третий уровень охватывает социальную деятельность личности: образ жизни, социальные роли, статус и др. Четвертый уровень социальной деятельности включает мотивацию: установки, интересы, цели, ожидания, потребности, ценностные ориентации и социальные нормы. Пятый уровень раскрывает смысл человеческой деятельности: ответственность, долг, свобода и т.д. Социальная среда обусловливает поведение личности с помощью ряда механизмов: механизм отбора. Осуществление тех или иных социальных функций требует от человека определенных способностей, уровня подготовки, биопсихических качеств. Социальная среда отбирает людей с определенными свойствами и качествами до подготовки носителя той или иной социальной роли. механизм предписывания. Социальная среда через социальные роли предписывает личности тот стандартный набор качеств (профессиональных, личностных, моральных), которыми она должна обладать и которым она должна соответствовать. ъ механизм контроля. Общество не только отбирает людей для выполнения определенных ролей, не только предписывает им образцы поведения, но и контролирует выполнение ролевых норм.
Проблема социализации личности – это, прежде всего, вопрос о становлении и развитии человека, включении его в общественную жизнь, вопрос о том, как человек превращается в индивида, как рождается личность, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Жизненный путь, на котором происходит превращение человека в индивида и в личность, сопровождается усвоением навыков, умений, знаний, образцов поведения общества и группы, приобретением опыта и интернализацией культурных норм и социальных ценностей общества (превращение внешних норм во внутренние правила). Так происходит социализация личности. Социологи определяют социализацию как процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Социализация является не только важнейшим условием превращения человека в личность, она также обеспечивает сохранение общества, помогая ему воспроизводить само себя, от поколения к поколению. Проблема становления личности рассматривалась Жан -Жак Руссо, который выдвигает идею о «двоекратном рождении» человека. Первое рождение связано с периодом «первичной» социализации (детство, подростковый возраст), когда складывается «минимум» личности. На этом этапе формирующийся человек овладевает определенной суммой знаний о мире, знаковыми системами, усваивает основные ценности, исполняет ряд социальных ролей (сын, дочь, ученик, товарищ, внук и т.д.). Второе «рождение» личности связано с формированием целостного мировоззрения и идеологии, активной воли и системы жизненных установок. «Минимумом» личности обладает каждый нормальный человек, а определить, когда состоится «второе рождение», очень трудно. Один человек уже в 16 лет может быть самостоятельной зрелой личностью, другой – до конца жизни остается посредственным индивидом. В конце ХIХ в. Габриель Тард сущность социализации сформулировал как интернализацию норм и ценностей через социальное взаимодействие. В результате межличностного взаимодействия следование ценностно-нормативным стандартам становится внутренней установкой и потребностью личности. Превращение внешних нормативных требований во внутренние регуляторы личности является основой социализации. Психоаналитическая теория Зигмунд Фрейда также касалась проблем социализации, считавшего, что становление личности – есть сложный процесс обуздания биологических побуждений, которые противоречат культурным нормам общества. Человек становится личностью тогда, когда он учится находить компромисс между глубинными влечениями и общественно приемлемой формой их реализации. Принципиально иной подход к социализации личности предложил Жан Пиаже. Он считал, что становление личности идет в процессе обучения мышлению. В своей когнитивной теории он выделяет ряд стадий становления личности: сенсорная, предоперациональная, конкретных операций и формальных операций. На каждой стадии умственного развития формируются определенные навыки, определяющие пределы того, чему можно научить в том или ином возрасте. Они позволяют выполнять определенные социальные роли, присущие именно данному возрасту. |