учебник. А. Г. Спиркин Сознание и самосознание издательство политической литературы москва 1972
Скачать 1.47 Mb.
|
Можно сказать, что ключ к расшифровке тайн человека находится в руках общества. Сущность человека «есть совокупность всех общественных отношений» 2. Буржуазные идеологи утверждают, будто бы сущность человека неизменна, навсегда осуждена метаться между нравственными крайностями, никогда не способна очиститься от скверны, не поддается перевоспитанию и совершенствованию. Но сущность человека не изначальная данность; она социально-исторически обусловлена. В классово-антагонистическом обществе самоутверждение личности осуществляется за счет унижения и угнетения других. Социальные силы, созданные самим лее человеком, начинают стихийно властвовать над ним; он рассматривает их как внешние и чуждые. В феодальном обществе индивид выступает прежде всего как принадлежащий к определенному сословию. Этим и определяются права и обязанности личности. Проблема человека и общества ставится в двух планах — в юридическом, связанном с феодальным правом, и в плане соотношения божественного провидения и свободы воли индивида. В период становления капитализма возникает возмущение иерархической сословной системой, начинается борьба за свободу личности. Ценится ее интеллект, воля, предприимчивость, самостоятельность. Уже Возрождение утверждало идею свободной личности, создало своеобразный культ сильного человека, пролегающего «неизведанные пути, раздвигающего горизонты науки, созидающего шедевры искусства. Основная проблема философии Возрождения — гармоническое раэви- 1 К. Маркс и Ф. Энгельс Из ранних произведений, стр. 590. 2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч, т 3, стр 3. 263 тие личности, ее всесторонность, единство чувственного и интеллектуального. Развитие капиталистической экономики подняло на гребень волны новых людей, всепоглощающей страстью которых стало делание богатства и материального успеха. Деньги перевесили значимость привилегии рождения и сословия. Идеологи буржуазии разумеют под личностью прежде всего собственника и зачастую отождествляют свободу личности со свободой частного предпринимательства. Над человеком нависли надличностные силы — капитал и рынок. Если эксплуатация порождает вражду между классами, то конкуренция приводит к вражде людей внутри самого господствующего класса. Отгородив свою собственность от собственности соседа, один человек-собственник отчуждается от другого. В раздробленном собственностью мире люди противопоставляют себя друг другу и обществу в целом. Выражая эгоистическую психологию буржуазного индивидуализма, А. Шопенгауэр подчеркивал, что каждый желает над всем властвовать и уничтожить все, что ему противится; каждый считает себя средоточием мира; свое собственное существование и благополучие предпочитает всему другому; готов уничтожить мир, чтобы только свое собственное «Я» поддержать несколько долее. Глубокое одиночество и взаимное отчуждение людей — неизлечимая болезнь, разъедающая капиталистический мир, в котором, по признанию испанского философа Ортега-и-Гассета, жизнь другого человека, даже самого близкого и дорогого, только зрелище, подобное дереву, скале или промелькнувшему облаку. Мотив одиночества, мотив отрешенного «Я» — проявление глубокой социальной коллизии. Порабощение человека техникой, отсутствие моральных стимулов к труду, свертывание демократических свобод и все большая бюрократизация общества, утилитаризм и техницизм в подходе к культурным ценностям мешают выявлению и развитию человеческой индивидуальности. Человек превращается из сознательного творца в винтик, подчиняющийся ритму движения чудовищного механизма капиталистического общества. В качестве идеала нормальной личности, санкционируемой официальной буржуазной идеологией, выдвигается стандартизация и унификация взглядов и форм поведения людей. 264 Категорический нравственный императив повелевает «ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощенным, беспомощным, презренным существом...» 1. Личность может быть свободна лишь там, где она служит не только средством для осуществления общественных целей, но прежде всего выступает самоцелью для общества. Главное условие освобождения личности — это освобождение общества от гнета эксплуатации, от голода и нищеты. «Если человек по природе своей общественное существо, то он, стало быть, только в обществе может развить свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе отдельных индивидуумов, а по силе всего общества»2. В современный исторический период именно при социализме личность получает возможность выявить свою индивидуальность. Пробуждение к сознательному творчеству миллионов, трудящихся способствовало росту чувства собственного достоинства и самосознания личности. Идеологические противники социализма бездоказательно утверждают, будто новое общество подавляет свободу личности, превращает людей в безликую серую массу, будто в этом обществе не сам человек принимает решения, осуществляет выбор, а решения преподносятся ему извне в готовом виде как известный штамп для каждой конкретной ситуации. Сама жизнь разоблачает эти клеветнические утверждения. Социализм открывает путь каждому к самостоятельному творчеству во всех областях общественной деятельности в соответствии с его склонностями и интересами. Привлечение к управлению государством широчайших масс трудящихся — важный канал воспитания у каждого человека чувства хозяина своей жизни. Социалистическое общество дает каждому индивиду простор для приложения сил и инициативы, что нашло свое выражение, например, в массовом движении рационализаторов производства, в колоссальном размахе самодеятельности в искусстве, во множестве трудовых подвигов молодежи на новостройках, в невиданном героизме во время защиты своей социалистической Родины от фашистских захватчиков. 1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 1, стр. 422. 2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 2, стр. 146. 265 Социалистическому обществу всюду нужны яркие, одаренные, инициативные люди — в сфере и материального и духовного производства. Одной из кардинальных задач, поставленных XXIV съездом КПСС перед партией и народом в качестве необходимого условия созидания коммунистического общества, является воспитание нового, всесторонне развитого человека. Это предполагает формирование и совершенствование у советских людей жизнеутверждающих качеств: умения наслаждаться общественно полезным трудом, неутолимой жажды знаний, творчества, величия и чистоты нравственных свойств, душевной цельности, богатства духовной культуры. При коммунизме человек свободно будет выбирать себе вид деятельности, руководствуясь своими личными вкусами, в соответствии со своими дарованиями. Высокое общее образование и увеличение свободного от работы времени позволят людям всесторонне проявлять и развивать свои духовные потенции на благо общества. Не сглаживание, а максимальное развитие индивидуальности является основой коммунистического коллективизма. Именно при коммунизме в полной мере обогатится не только общественная, но и личная жизнь людей, их внутренний мир, их интимные отношения. Уважение к личной жизни человека, отказ от попыток ее регламентировать станут всеобщей нравственной нормой поведения. Человек есть ведущая перспектива и идеал коммунистического строительства. «Все во имя человека, для блага человека» — эти слова из Программы КПСС раскрывают внутренний смысл исторического движения социалистического общества по пути к коммунизму. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. МИРОВОЗЗРЕНИЕ — ЕЕ ЯДРО Будучи элементом сверхсложной системы, каковой является общество, личность в свою очередь обладает структурой. Проблема структуры личности представляет большие теоретические трудности. Когда мы говорим о структуре личности, то отвлекаемся от ее телесной организации и анализируем строение духа. Современная психология отказалась от традиционного 266 понимания личности как более или менее случайной совокупности психологических черт. Ныне личность мыслится как определенная система, которая понимается, однако, крайне многообразно. Некоторые психологи ограничивают структуру личности такими компонентами, как темперамент, направленность, способность. Другие считают, что к этому нужно добавить еще характер. Третьи рассматривают личность в целом как сознательного общественного индивида, а не выделяют ту или иную совокупность сторон или психических свойств человека. Под общей структурой личности понимают отнесение всех ее особенностей и черт к одной из групп, образующих основные стороны личности: социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества); биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности); опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек); индивидуальные особенности различных психических процессов 1. Нам представляется, что элементами структуры личности являются, по существу, все основные психические процессы, образования и свойства. Личность представляет собой ансамбль социально-психологических образований, свойств и функций, общественно-исторически обусловленных и свойственных только человеку 2. Это — стройное целое, в котором все части взаимосогласованы. Ее структура должна быть расчленена на такие элементы, в которых бьется жизнь целого. Такими живыми элементами структуры личности являются, например, познавательные процессы, сознание и самосознание, эмоции и волевые качества, сфера мотивации и характер. Характер и воля тесно взаимосвязаны: человек с сильной волей обладает и сильным характером. Структура сознания и деятельности и образует структуру личности. Поэтому все до сих пор рассматривавшиеся нами отдельные психические функции, образования, деятельность и общение мы рассматривали как структурные компоненты личности.. Структура сознания уже структуры личности, ибо духовный мир личности охватывает не только сознательные, но и бес- 1 См. «Личность п труд», стр. 37. 2 См. В. Н. Мясищев. Личность и отношения человека. Сб. «Проблемы личности». М., 1969, стр. 63. 267 сознательные психические процессы, которые резко индивидуализированы и составляют существенную личностную характеристику. В структуру личности включаются также определенные состояния и свойства — темперамент, интуиция, установка, ценностная ориентация и, наконец, мировоззрение, убеждения, идеалы. Изъятие из духовной структуры личности каких-либо компонентов приводит к ее разрушению. В структуре личности своеобразными духовными «пластами» в различных пропорциях представлены все уровни культуры. Нижний пласт представляет собой исторически сложившиеся народные, национальные, семейные, бытовые нормы, традиции, обычаи, представления, впитанные, как говорят, «с молоком матери». Более высокие пласты составляют достижения современной культуры в форме научных знаний, образов искусства, технической мысли и пр. При некоторых душевных расстройствах, когда высший контроль над процессом и направлением мышления, а также практической деятельностью личности нарушается или даже снимается, или под влиянием определенных социально-психологических условий человек иногда, как говорят, теряет голову или даже человеческий облик. Снятие или снижение верхних слоев в структуре личности наблюдается при отравлении мозга алкоголем, наркотиками и пр. Бывает и так, что у человека в болезненных состояниях вдруг всплывают животные инстинкты, проявляются необузданная или извращенная половая страсть, элементы садизма, ощущение неумолимой власти судьбы и др. Такого рода низменные явления не наблюдаются в чистом виде, а преломляются через сложную призму современной культуры. И чем выше интеллект, тем страшнее и уродливее проявляют себя разнузданные страсти. Наиболее обнаженно это нашло свое проявление в чудовищных зверствах фашизма. Все элементы структуры личности в той или иной мере зависят от мировоззрения, которое является ядром этой структуры. Обладая относительной самостоятельностью существования в сфере философии, религии, искусства, науки, политики, мировоззрение реально функционирует и как личностное. Раскрытие сущности личности предполагает анализ природы личного мировоззрения. Индивидуальное мировоззрение — привилегия личности 268 как социального и мыслящего существа. В мире нет и не может быть личности, не обладающей мировоззрением — представлениями и понятиями о мире и месте человека в нем, о смысле человеческой жизни. По своему содержанию мировоззрение крайне многообразно. Однако, несмотря на это разнообразие, каждое мировоззрение выявляет некоторое единство своего содержания в том смысле, что охватывает определенный круг вопросов: что такое вне нас существующий мир? Разделен ли он на материю и дух? Как дух соотносится с материей? Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? Существует ли единство в многообразии? Конечен или бесконечен мир? В каком направлении развивается вселенная и имеет ли она цель в своем вечном движении? Существуют ли законы природы и общества, или человек лишь верит в них в силу своей склонности к порядку? Что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Какова природа человеческого разума? Имеются ли разумные существа и в иных мирах, или разумные существа — чистейшая случайность во вселенной, достояние только счастливой избранницы — Земли? Имеет ли человек основание чувствовать себя подавленным гнетущим ощущением одиночества в бесконечном мироздании? Как человек познает окружающий его мир и самого себя? Что есть истина и заблуждение? Что такое добро и зло? В каком направлении и по каким законам движется история человечества и в чем ее сокровенный смысл? Все эти и подобные им вопросы не могут не волновать каждого мыслящего человека, в какой бы сфере жизни он ни действовал. Размышляя о такого рода вопросах, человек может прийти и неизбежно приходит к определенным мировоззренческим позициям. Мировоззрение человека — это предельно обобщенный, упорядоченный взгляд на окружающий мир: на явления природы, общества и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, социально-политические, нравственные и эстетические идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий. Это своего рода контурная схема мира и места человека в нем. Человек обретает мировоззрение, когда он выбирается из узкой скорлупы своей индивидуальности и 269 малой группы, обращая свой духовный взор на судьбы своего народа, всего человечества, на мир в целом. Каждый мыслящий человек, не будучи философом-профессионалом, имеет свою жизненную философию. Мировоззрение выполняет роль призмы, через которую воспринимаются и преломляются все внешние воздействия. Основным фокусом, в котором концентрируются все мировоззренческие проблемы, является человек и его отношение к миру, а также мир в его отношении к человеку. Мировоззрение есть определенная концепция мира и концепция человека, знание того и другого, имеющее смысл социальной, нравственной, эстетической, теоретической ориентации во внешнем мире и во внутреннем мире человека. В буржуазной философии и психологии мировоззрение нередко выводится из типологии личности, из ее характера. Так, Дильтей характеризовал три основных мировоззренческих, типа, которые он и относил к трем основным типам личности. Первый тип — это натурализм материалистической философии, сенсуалистической теории познания и гедонистической этики (Демокрит, Гоббс и Фейербах). Такое мировоззрение предполагает человека чувственных влечений. Второй тип личности — тип героического человека. Его личные ценности ориентированы, направлены на реализацию воли, а миросозерцание — идеализм свободы. Оно представлено идеалистическими системами философии и индетерминистической этикой (Платон, Кант, Фихте, а также Бисмарк). Третий тип — созерцательный человек. Адекватная ему философия — пантеизм (Спиноза, Гете, Гегель). Люди такого типа встречаются прежде всего среди людей науки и искусства. Их особенность — не в жизненной борьбе, а в умении наблюдать и многое понимать. Приведенная концепция претендует на историчность и реалистичность. Однако формы мировоззрения выступают в ней как изначальные. Они рассматриваются не исторически, не как продукты общественной жизни: мировоззрение психологизируется. Из этой концепции выпадают реальные отношения, в которых формируется мировоззрение. Ясперс обобщает типы мировоззрения также с психологических позиций. Он усиленно подчеркивает в 270 мировоззренческих типах моменты устойчивости (традиционные, рутинные натуры) и неустойчивости (нигилистические, склонные к активному скепсису и разрушению установившихся форм), а также выделяет демонические типы реформаторов, создателей новых форм жизни. К. Бюлер полагает, что в онтогенезе через эти ступени проходит развитие мировоззрения каждого человека. В своей классификации мировоззренческих типов Шпрангер исходил из ценностной сферы культуры, на которую ориентирован человек. Он выделяет основные ценностные области и соответственно типы «жизненных форм» личности: теоретическую, эстетическую, экономическую, политическую, социальную и религиозную. Теоретическая личность направлена преимущественно на познание/ Познавательная установка у нее доминирует: она склонна все рассматривать через призму понятий и категорий. Для эстетической личности характерна направленность на прекрасное, на искусство. Люди этого типа мало склонны к теоретическому мышлению. К событиям жизни они подходят главным образом с созерцательно-эстетической позиции. Экономически ориентированная личность на первое место ставит материальные блага; зная им дену, она постоянно прикидывает и рассчитывает. Утилитарная установка определяет отношение ко всему в жизни. Даже наука и искусство расцениваются прежде всего под углом зрения практической пользы для себя. Личность, для которой политика является решающей сферой, обладает установкой на власть и обуреваема страстью управлять, командовать. В какой бы сфере ни разворачивалась деятельность такого человека, он на все смотрит через призму стремления к власти. Социальный человек, напротив, весь устремлен на служение другим людям, на сотрудничество. Наконец, «религиозный» человек ориентирован на конечную, тотальную ценность жизни. |