Главная страница
Навигация по странице:

  • Древняя Греция

  • Особенности философии Древней Греции

  • философия тема 3. А мифогенный, с позиций которого философия рождается из мифов


    Скачать 68.12 Kb.
    НазваниеА мифогенный, с позиций которого философия рождается из мифов
    Дата07.10.2019
    Размер68.12 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия тема 3.docx
    ТипАнализ
    #88968
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Древнекитайская философия.

    Во многом аналогичным было становление древнекитайской философии. Здесь также ломка традиционных общинных отношений, вызванная экономическим прогрессом, появлением денег и частной собственности, ростом научных знаний и успехами медицины – создали благоприятную почву для духовных перемен.

    Примечательно, что в Китае подготовили эпоху «Чжань го» («борющихся царств», наступление «золотого века» китайской философии – аскетствовавшие бродячие мудрецы. Хотя отдельные философские идеи могли быть обнаружены в еще более древних памятниках культуры Китая, каковыми были «Ши цзин» («Канон стихов») и «И цзин» («Книга перемен»).

    Философия в древней Индии и Китае до 6 в. до н.э. развивалась анонимно (авторы не известны). Отныне она становится авторской. В Индии, связанной с именами Гаутамы Шакьямуни – Буддой, основателем джайнизма – Махавиры (Вардхаманы). В Китае первыми философами становятся Конфуций, даосский мудрец Лао-цзы.

    Если в Индии многочисленные философские школы соотносились с брахманизмом, буддизмом, то в Китае - преимущественно с конфуцианской ортодоксией (при-верженность основам). Но в Индии размежевание на отдельные школы не привело к официальному признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений, а в Китае – конфуцианство во 2 в. до н.э. добилось официального статуса государственной идеологии, сумев сохранить его до нач. 20 в. Наряду с конфуцианством наиболее влиятельными (в соперничестве ста школ) были даосизм и легизм.

    Китайская философия сложилась на рубеже эпох Чуньцю (VIII – V вв. до н.э.) – Чжаню (V – III вв. до н.э.) во время правления династии Чжоу (XI – III вв. до н.э.). Она ведет начало от первых философов даосизма, конфуцианства, «Книги Перемен».

    В историко-философской науке нет общепринятого критерия периодизации китайской философии. Периодизация осуществляется по различным основаниям, например, 1) связывается с правящей династией: «философия периода Чюнцю - Чжанью», «философия периода двух династий Хань», «философия периода Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий», «философия в период династий Суй и Тан». 2) в основу периодизации кладется европейская хронологизация; выделяется 4 периода: древний (XI – III вв. до н.э.), средневековый (III в. до н.э. – XIX в. н.э.), новый (середина XIX – 4 мая 1919г.), новейший (с 1919 по настоящее время). 3) по основным направлениям китайской философии их стадиям развития: например, древнее (или раннее) конфуцианство, сунское неоконфуцианство, ранний философский даосизм, религиозный даосизм; древняя ицзинистистика, сунская ицзинистика.

    Древний период китайской философии устанавливается в рамках VII-III в.до н.э

    Школы и течения китайской философии объединяет общее происхождение. Их единый корень – культура Дао. Религия между ними заключается в мировоззренческой ориентации и методах объяснения Дао. «Великое Дао, согласно «Дао-де-цзыну» - растекается повсюду. Оно может находиться и вправо и влево. Благодаря ему все сущее рождается и не прекращает своего роста… все сущее возвращается к нему…»

    Наиболее древними памятниками культуры в Китае считаются такие книги как «Ши цзин» («Канон стихов») и «И цзин» («Книга перемен»).

    В развитии философии древнего Китая большое значение имел даосизм – учение Лао-цзы о Дао - пути вещей.

    Лао-цзы (VI – V вв. до н.э.) – основатель философской школы. Главная идея философии состоит в том, что жизнь природы и людей протекает по определенному пути – дао, который есть естественный закон самих вещей и вместе с субстанцией ци (воздух, эфир) составляет основу мира. В мире все находится в движении и изменении, но как бы ни шло это развитие – справедливость торжествует, - таков закон.

    Согласно даосизма, соблюдение «меры вещей» является для человека главной жизненной задачей. Дело в том, что по учению человек обладает как бы двумя натурами. Одна – естественная, порождаемая и детерминируемая Дао – Единый (а потому истинная), другая искусственная, порождаемая и определяемая страстями, свойственными человеческому эго (и от того - ложная). Исходя из этого идеальным человеком является тот, в котором истинная натура возобладает над ложной.

    Другим важным философским учением Китая является конфуцианство. Основатель – Конфуций (551 - 473 до н.э.). Важным элементом конфуцианства является сосредоточенность на этических правилах, социальных нормах и регулировании государственного управления, которое является теорией организации общества.

    Что касается моизма – основатель Мо Ди (473 – 391 до н.э.), то его (учения) смысл заключался в идеях всеобщей любви (цзянь ай), преуспеваемости, взаимной пользы. Мо Ди в своем учении признавал небесную волю, которая должна была повлиять на утверждения моистских принципов.

    Легизм – основоположником считается Шэнь Бухай (400 – 337 до н.э.) – формируется почти исключительно как ученые, сосредоточившее главное внимание на вопросах социально-политических изменений в эпоху «воюющих государств». Его представители занимались проблемами социальной теории и государственного управления того периода.

    Древняя Греция

    Греческая культура VII - V вв. до н.э. - это культура общества, в котором ведущая роль принадлежит рабскому труду, хотя в отдельных отраслях, требовавших высокой квалификации производителей, как, например, художественное ремесло, широко применялся свободный труд.

    Мировоззрение широких масс греческого общества рассматриваемого периода в основном сохранило те представления, которые имели место еще во втором тысячелетии до н.э. Природа по-прежнему представлялась греку населенной и управляемой различными существами, о которых народная фантазия слагала красочные поэтические мифы (8). Религиозно- мифологическое объяснение происхождения и развития мира и окружающей жизни древних греков действительности постепенно вступало в конфликт с накопившимся предметным опытом. Медленно, но неуклонно делала первые шаги наука, пока еще наивная, но стихийно-материалистическая в своей естественной непосредственности.(2)

    Греческая философия начала формироваться в VI-V века до н.э. В её развитии принято выделять несколько важнейших периодов. Первый - это становление, или рождение, древнегреческой философии. На первом плане в это время находилась природа, поэтому данный период называют иногда нутурфилософским, созерцательным. Это была ранняя философия, где человек еще не выделялся в качестве отдельного объекта исследования. Второй период - расцвет древнегреческой философии (V - IV века до н.э.). В это время начался поворот философии от темы природы к теме человека и общества. То была классическая философия, в рамках которой сложились оригинальные образцы древней философской культуры. Третий период( III в. до н.э.-IV в. н.э.) - это закат и даже упадок древнегреческой философии который был вызван завоеванием Греции Древним Римом. Здесь выдвинулась гносеологическая и этническая, а со временем и религиозная проблематика в форме раннего христианства.(3)
    Особенности философии Древней Греции

    Основой древнегреческой философии явились: мифология, предфилософия, протонаука, учение орфиков, лирическая поэзия. Древняя греческая философия начиналась с вопроса «Что есть начало всех вещей?» Существенное влияние на становление античной философии оказала деятельность «семи мудрецов» . Непосредственный состав группы в источниках указывается неточно, но в отношении четырёх из семи наблюдается согласие: Фалес, Солон, Биент, Питтак. С философскими афоризмами житейской мудрости была связана и лирическая поэзия: Фокилид, Феогнид, Хилон, Клеобул, Каллин и др.

    Вопрос о первоначалах бытия и все сопряжённые с ним философские проблемы решают древние атомисты- сначала Левкип и Демокрит, позже их последователи- Эпикур и эпикурейцы.Бытие, предполагали атомисты, невозможно делить до бесконечности. Должен быть неделимый предел. У вещества это атомы. У пространства это амеры, у времени хроны. Необходимо отдать должное древним атомистам, которые при отсутствии экспериментальной и теоретической базы смогли осознать идею атомарности вещества.

    В 5 веке дон.э. начинается расширение проблематики древней философии. Если ранее в центре внимания философов находились проблемы бытия, космоса и физиса, т.е. преобладала натурфилософия, то софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Проддик и др.) выдвигают на первый план проблему человека, как члена общества. В этом их объективная заслуга. Но сами взгляды софистов подвергались резкой критике со стороны древних и современных философов, которая имела под собой веские основания.

    Главный постулат философии софистов был выдвинут Протагором: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». Это означает, во-первых, всё в мире относительно, а во-вторых, мера относительности-человек. В-третьих, представления, знания и этические идеалы самого человека тоже относительны. Такая абсолютизация условности, относительности бытия называется крайним релятивизмом. Философское осмысление человека продолжил ученик софистов Сократ, который, однако был их последовательным критиком. Изречение :« Познай самого себя» явилось для него девизом. Объективное знание- общее для всех, оно не зависит от предпочтений человека. Но знание рождается в душе и его нельзя привнести извне.

    Идеи Сократа оказали большое влияние на его ученика, одного из величайших философов античности и всей мировой философии-Платона. Каждая идея, по убеждению Платона, имеет свою сущность и прообраз. Человек состоит из тела и души, Тело темница души, оно смертно. Душа-идея человека. Она бессмертна и переходит из одного тела в другое . В решении проблемы познания Платон опирается на теорию перевоплощений и сократовскую идею о существовании истины в глубинах души.

    Если для Платона бытие- это только сверхчувственный мир идей, то для Аристотеля оно имеет много разновидностей и смыслов. Он их формирует в четыре группы: а)бытие как категория; б)бытие как акт и потенция; в) бытие как акциденция (философский термин введенный Аристотелем, обозначающий случайное, почти всегда, несущественное свойство вещи. ); г) бытие как истина.

    В теории познания философ опровергает скептицизм и субъективный идеализм. Аристотеля так же считают отцом логики- как науки о законах мышления. В познании Аристотель выделял три вида наук: теоретические, практические и творческие. Проблематика практических наук у Аристотеля определяется высшей целью поступка человека. Это достижение конечного блага, которое есть счастья. Смысл жизни составляет совершенствование себя как человека.

    2. Проблема единого и многого в мифе и в философии

    Вся история развития философии складывается из поиска ответов на актуальные, значимые и довольно сложные вопросы. Речь идет о вопросах, которые требуют разрешения. Такие вопросы греки называли проблемами. Философия имеет проблемный характер, это всегда творческий поиск.
    Первой особо значимой проблемой, которую изобрели древнегреческие философы, была проблема многого и единого.
    Первым философом часто называют Фалеса из города Милета. Фалес разрешил головоломку многого и единого следующим образом: он заявил, что началом всего является вода. Мир удивителен, он одушевлен и полон божеств, но началом всего существующего является вода. Ученик Фалеса Анаксимен считал началом всего воздух. Гераклит признал первоначалом огонь. Анаксимандр считал, что все произошло из беспредельного вещества, которое он назвал апейроном.
    Эмпедокл брал в качестве основы четыре вещества: огонь, воду, воздух и землю.

    Все указанные философы использовали один и тот же способ понимания многого: они считали, что в основе мира находится материальная субстанция. Субстанция есть то, что не нуждается для своего объяснения в другом.

    Первая атака на проблему многого и единого оказалась несколько грубоватой, возможно успех достигается более изящными средствами. Видимо, Пифагор думал именно так. Он не отказался от четырех субстанций — огня, воды, земли и воздуха, но стремился найти их первоосновы, каковыми он считал числа. Начало всего единица, двойка, тройка, четверка; им соответствуют по порядку точка, линия (два конца), плоскость (три вершины треугольника), объем (четыре вершины пирамиды). Из объемных фигур происходят чувственно воспринимаемые тела, которые имеют четыре основы — огонь, воду, землю и воздух; превращение последних приводят к миру живого и человека. Пифагор везде как первичную рассматривает числовую сторону дела. А это означает, что все надо соизмерять, в том числе свои усилия. Один из афоризмов Пифагора гласил: "Весы не переступать", т.е. не переступать равенства и справедливости. Дружба есть равенство, у друзей все должно быть общим. Говорят, что ученики Пифагора считали свое имущество общим.
    ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
    В то время как все вроде бы самые мудрые философы считали, что со многим дело ясное, оно существует, и все свое внимание обращали на единое, нашлись философы, среди них мудрейшие — Парменид и Зенон (оба из города Элеи), которые очевидное сделали неочевидным и, как говорится, перевернули все "с ног на голову". Они не только утверждали, но и доказывали, что многое вообще не существует. Мнение о реальности многого, говорили они своим оппонентам, является облаком чувств. Нельзя слепо доверять чувствам: прямая палка на границе вода/воздух кажется изломанной, но она на является таковой. Мнения надо обосновывать, учили элеаты.
    Элеаты рассуждали таким образом.
    1. Вопреки чувствам и впечатлениям нельзя помыслить множественность. Если вещи могут быть бесконечно малыми, то их сумма (а это сумма нулей) никак не даст конечную вещь. Если же вещи конечны, то между двумя вещами всегда есть третья вещь; снова мы переходим к противоречию, ибо конечная вещь состоит из бесконечного числа конечных вещей, что невозможно. Выходит, что, возможно, непротиворечивым утверждением будет такое: в мире нет множественности, нет отдельных вещей, он один и един, целокупен. Мы пришли к неожиданному высказыванию. Греки называли такое высказывание парадоксом, буквально: пара (отклонение) от доксы (мнения).

    2. Если нет отдельных вещей, то нет и движения, ибо движение выступает как изменение положения вещей. Опять же, говорят элеаты, в данном случае Зенон, давайте логично непротиворечиво рассуждать. Разве действительно стрела может лететь? Может быть, чувства обманывают нас в очередной раз?

    Чтобы пролететь определенное расстояние, стреле надо сначала пройти его половину, а чтобы ее пролететь, надо пролететь четверть расстояния, и далее — одну восьмую пути, и так до бесконечности. Получается, что невозможно из данной точки попасть в соседнюю, ибо ее, по логике рассуждений, нет. Получаем снова парадокс: стрела не летит.

    Атрибутом (неотъемлемым, сущностным свойством) духовной субстанции является мышление, а материальной – протяжение.
    Модусами (свойствами, присущими лишь в некоторых, определённых состояниях) духовной субстанции являются воображение, чувство, желание. Модусы материальной субстанции множественны, в том числе ими являются: фигура, движение, положение и т. д.

    Проблема субстанции восходит к античной философии и получает в Новое время три основных решения.

    • Дуализм

    Дуализм – это философская концепция, все многообразие бытия сводящая к двум субстанциям. В философии Нового времени дуализм представлен в учении Р. Декарта. Р. Декарт определял субстанцию как «вещь, которая является причиной себя самой». Он выделил две субстанции: дух и материю. Параллельное изменение в материальной и духовной субстанции скорректированы богом.

    • Монизм

    Данная философская концепция в основе бытия усматривает одну субстанцию. В философии Нового времени монистическая концепция представлена пантеистической философией голландского философа Б. Спинозы (1632–1677).

    Согласно Б. Спинозе, субстанция одна – это бог или природа. Она имеет два атрибута: мышление и протяжение. Модусы субстанции – это единичные вещи. Таким образом, конечные вещи – это состояния Бога, а Бог – внутренняя причина всех вещей. Душа человека – идея тела, то есть душа – не субстанция, а лишь модус мышления.

    • Плюрализм

    В философии Нового времени существует третье решение проблемы субстанции, которое можно условно назвать плюрализмом. Это концепция, допускающая бесконечно многое число субстанций. Сам автор этой концепции – известнейший немецкий математик и философ Г.В. Лейбниц (1646–1716) – назвал своё учение «монадологией».

    Согласно Г.В. Лейбницу, существует бесконечное множество субстанций или монад (в переводе: «единое», «единица»), они неделимы и идеальны. Атрибутом каждой монады является деятельность, то есть представление, восприятие, стремление. Субстанции замкнуты на себя: каждая субстанция – это обособленная вселенная, в каждой монаде – весь мир. Только не все монады способны это осознать.

    Весь мир – совокупность монад: душа есть не только у человека, но у растений и даже минералов, но только у них не сознательные, как у человека, а бессознательные представления. Лейбниц выстраивает иерархию монад: минералы – растения – животные – человек – Бог. Бог – высшая монада, то есть высшая ступень разумности и сознательности. Между ступенями этой иерархии – плавные переходы, непрерывность.

    Монады находятся в предустановленной Богом гармонии. Мир совершенен. Степень свободы каждой монады определяется степенью ее разумности, сознательности.

    3. Дао, дхарма, логос как законы мироздания. Диалектика как метод рассуждений, ведущий к истине.

    Даосизм – одна из самых древних религий на Земле. Его истоки уходят корнями в архаичные шаманские практики. По легенде, основы даосизма заложил Желтый император – Хуан Ши. Китайский ученый Лао-Цзы сумел систематизировать и описать догмы и ритуалы этого учения в своей книге «Трактат о пути и его проявлениях во Вселенной». Анализируя научное наследие Конфуция, можно заметить, связь жизненного пути философа и его идей. Но провести аналогичные параллели между творчеством и жизнью Лао–цзы невозможно, потому что его биография абсолютно неизвестна историкам. Древняя легенда гласит, что он родился от солнечного и лунного лучей, которые коснулись его матери. При этом родился он уже пожилым человеком, поскольку мать носила его в своем чреве несколько десятилетий. Поэтому его имя переводят как «Старый ребенок». По преданию, едва родившись, философ стал проповедовать учение Дао. Читайте также: Основные идеи конфуцианства Что такое Дао? Дао – это вечный путь, нескончаемая дорога без конца и края, которая проходит везде и нигде, неизвестно куда она ведет и где кончается. Дао – это вечный Абсолют, все подчинено только ему, даже Небо действует по законам Дао. Вечный путь – это также и вечное движение, поскольку в природе ничто не бывает в состоянии покоя, все постоянно течёт и изменяет. По этим же законам живёт человек. Величайшее счастье, по мнению Лао-Цзы и его последователей, заключается в познании Дао и вечном слиянии с ним. Человек, постигший Дао и подчиняющийся его законам, обретает бессмертие. Для того чтобы понять Дао, нужно соблюдать ряд правил, касающихся питания тела и питания духа, а также соблюдать концепцию недеяния. Человек – это собрание божественных духов и демонов, которые постоянно борются за обладание его душой. Если он кормит духов своими добрыми поступками, происходит усиление души и приближение к Абсолюту, а если человек увеличивает число демонов злыми деяниями, душа слабеет и удаляется от Дао. Питание тела – это соблюдение особой диеты, которая заключается в практически полном отказе от физической пищи. Постоянными физическими тренировками человек должен довести свое тело до полного подчинения разуму и научиться питаться собственной слюной и росой трав и цветов. Третий постулат Дао – концепция ничегонеделания — заключается в отказе от целенаправленной деятельности, поскольку природа сама все устраивает, так как нужно Небу и Дао, а вмешательство человека только губит всё созданное природой. Основываясь на этой идее, Лао-Цзы выводит следующую формулу, применимую к политической жизни общества: самый лучший правитель тот, кто старается ничего не делать и не менять в государстве, его подданные живут по воле Неба и сами решают собственные проблемы. Формы проявления даосизма Даосизм существовал в нескольких формах, каждая из которых удовлетворяла интересы отдельного слоя общества: Философско-этическая — помогала самовыражаться образованной аристократии, позволяла понять и объяснить чувства и суть мировоззрения, цену человеческого бытия и цели пребывания каждого человека на земле. Мистическая – воспитывала малообразованные слои населения, которые шли к монахам за советами и помощью в решении каждодневных бытовых проблем. Эта форма прививала нравственные ценности и определённые нормы поведения. Научная – в поисках мифического эликсира бессмертия даосские монахи изобрели множество полезных предметов и веществ. Порох, фарфор, стекло, компас, стенобитные орудия и многое другое появилось благодаря изысканиям этих удалившихся от мира людей. Также в рамках даосизма появлялись первые теории возникновения земли и неба, людей и всех живых существ. В наши дни чрезвычайно популярно зародившееся в глубокой древности учение – фэншуй, которое связывает воедино стихии и судьбы людей, а также боевое учение – у-шу и дыхательная гимнастика – цигун. Все эти практики выросли на базе даосизма. Кратко об основных идеях даосизма Даосизм зародился намного раньше конфуцианства во времена еще более жестоких междоусобных распрей и борьбы за власть. Главная идея даосизма заключается во всеобщем равенстве людей, равных правах на жизнь и свободу. Эти идеи сразу привлекли к новой религии множество сторонников из низших слоёв населения. Бедняки, исповедавшие даосизм, надеялись, что скоро возникнет новое общество, основанное на принципах справедливости и гармонии. Под лозунгами даосизма даже проходили крестьянские волнения. Одним из самых известных восстаний в Древнем Китае было, так называемое, «восстание желтых повязок», проходившее под руководством даосского монаха. Целью этого восстания было свержение существующего политического строя и образование нового государства — всеобщего равенства и социальной справедливости. Главная задача даосизма состоит в том, чтобы открыть людям глаза на цели их появления на свет, научить различать добро и зло, открыть секреты мироздания, научить жить в гармонии с природой и вселенной. Еще в Средние века в Китае была создана целая сеть даосских монастырей, где проживали люди, полностью отошедшие от мира и посвятившие свою жизнь служению Небу и вечному Дао. Монахи жили изолированно и не допускали непосвященных к лицезрению своих ритуалов. Их обряды всегда интересовали простых смертных, но монахи свято хранили свои тайны и передавали свои секреты только посвящённым ученикам. Монастыри состояли из множества изолированных небольших полутемных келий, в которых монахи предавались размышлениям в попытках познать вечное Дао. Они иначе смотрели на социальные преобразования.

    Поскольку даосизм проповедует принцип неделания, то любые попытки изменить мир рассматривались как посягательство на основы вероучения, а созерцательность и уединение, наоборот, помогают слиться с Абсолютом и прожить тысячу лет в гармонии с Небом. Поэтому особо рьяные последователи учения уходили в горы и вырубали себе каменные кельи, чтобы в полном уединении добиться бессмертия. Причем даосизм, наверное, единственная религия, которая не использует понятия Рая и Ада. Рай – это и есть бессмертная жизнь, дарованная великим Абсолютом, проведенная в размышлениях и созерцании чудес мироздания. Мужское и женское начало в даосизме В наши дни практически всем известно о женском и мужском начале в китайской философии – Инь и Ян. Еще в четвертом веке до нашей эры даосские монахи сумели изобразить круг, состоящих из двух начал: темного — женского и светлого — мужского. Монахи считали, что эти два понятия нераздельны и не могут существовать друг без друга, так и жизнь каждого человека не может быть ни только светлой, ни только темной. Для женского начала характерно спокойствие и равновесие, а для мужского — активность, мощь и активный образ жизни. Монахи считали, что эти два начала полностью дополняют друг друга, а если в человеке преобладает какое-либо одно, то жизнь его не может считаться правильной и он не сможет достичь Дао. Обряды в даосизме В отличие от всех других религий, даосизм не имел пышных и торжественных ритуалов, даосы проповедовали обращение к живой природе и принцип созерцательности. На обрядах не могли присутствовать непосвящённые. По этой причине и не существует даосских храмов. Единственными религиозными постройками даосов были только монастыри. В настоящее время в Китае довольно много последователей данного учения, постоянно открываются новые монастыри и порой монахи демонстрируют свои достижения в овладении боевыми искусствами перед зрителями.

    Важнейшим для буддистов является понятие
    1   2   3   4


    написать администратору сайта