А. В. Скоробогатовисторияполитическихи правовых
Скачать 1.26 Mb.
|
Тема 1. Предмет, система и методологические вопросы курса Предмет «Истории политических и правовых учений» как науки, значение этой области знаний для правоведов. Взаимосвязь истории политических и правовых учений и современных теорий политики, государства и права. Система курса, историко-предметное начало в ее построении. Методологические вопросы Истории политических и правовых учений. Закономерности возникновения и развития политических и правовых учений. Принцип единства исторического и логического в раскрытии содержания политических и правовых учений. Преемственность и «скачки» в истории политической и правовой мысли. Многоаспектность политических и правовых учений: гносеологический, онтологический, аксиологический, функциональный, онтологический, конкретно- исторический, социологический, теоретический, системный. Тема 2. Политическая и правовая мысль в Древнем мире Мифические и религиозные истоки политико-правовой мысли. Политическая и правовая мысль Древнего Востока. Дхармасутры, дхармашастры и связанные с ними политико-правовые памятники Древней Индии. Даосизм, конфуцианизм и легизм в Древнем Китае. Политико-правовые учения в Древней Греции: ранний период (Гомер, Гесиод, Солон, Пифагор, Гераклит), период расцвета (Демокрит, Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт, Сократ, Платон, Аристотель), период эллинизма (Эпикур, Зенон, Полибий). Политико-правовые взгляды в Древнем Риме. Учение о государстве и праве Цицерона. Политико-правовые воззрения римских стоиков (Луций Сенека, Марк Антонин). Учение римских юристов о праве (Гай, Ульпиан, Павел, Папиниан). Политико- правовые идеи раннего христианства (Августин). Тема 3. Политические и правовые учения в Средние века Основные черты политико-правовой мысли западноевропейского средневекового общества. Учение Фомы Аквинского. Средневековые ереси. Взгляды Марсилия Падуанского, Ирнерия, Генри Брэктона и Филиппа де Бомануара. Политическая и правовая мысль в Арабском Востоке. Формирование мусульманской правовой идеологии. Политическая философия аль-Фараби, Ибн Сины и Ибн Рушда. Взгляды на государство аль-Маварди и Ибн Халдуна. Тема 4. Политические и правовые воззрения эпохи Возрождения и Реформации Новая наука о политике. Николо Макиавелли. Идеология Реформации. Взгляды Мартина Лютера, Томаса Мюнцера, Жана Кальвина и Жана Бодена. Зарождение идей европейского социализма (XVI-XVII вв.): Томас Мор, Томмазо Кампанелла. Исламская реформация в доктринах Джемаля ад-Дина Аль-Афгани, Мухаммеда Абдо, Мухаммеда Рашид Рида и Али Абдель Разека. Тема 5. Политические и правовые учения Голландии и Англии в XVII веке. Раннебуржуазные учения о государстве и праве. Учение о государстве и праве Гроция. Политическое и правовое учение Спинозы. 9 Рационалистическая мысль Англии о проблемах государства и права. Политико- правовая доктрина Гоббса. Учение о государстве и праве Локка. Тема 6. Древнерусские политические и правовые учения (XI- первая половина XVII вв.). Политико-правовые идеи в древнерусской религиозной литературе. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Политическая программа древнерусской верховной власти. «Поучение детям» Владимира Мономаха. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян. Нил Сорский. Максим Грек. Иосиф Волоцкий. Политические концепции о незыблемости русского самодержавия (Послания старца Филофея, «Сказание о Белом Клобуке», «Сказание о князьях Владимирских»). Политико-правовые учения в середине XVI в. (И.С. Пересветов, А.М. Курбский, Иван Грозный). Политическое учение Ивана Тимофеева. Тема 7. Политические и правовые учения европейского Просвещения Европейское просвещение как общекультурное политическое движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Взгляды на политику, государство, право и закон Вольтера. Политико-правовое учение Шарля Луи Монтескье. Политико-правовая доктрина Жан-Жак Руссо. Якобинские политико-правовые идеи (Жан-Поль Марат, Максимилиан Робеспьер). Естественно-правовые начала во взглядах мыслителей Германии и Италии (С. Пуфендорф, Хр. Томазий, Хр. Вольф, Ч. Беккарий). Политико-правовая идеология французского социализма (Морелли, Г. Мабли, Г. Бабеф). Тема 8. Политические и правовые учения в России в период генезиса абсолютизма Учения о государстве и власти во второй половине XVII в. Юрий Крижанич. Политические идеи российского абсолютизма. И.Т. Посошков. Феофан Прокопович. В.Н. Татищев. Политическая полемика в эпоху просвещенного абсолютизма. Екатерина II. Н.И. Панин. М.М. Щербатов. Изучение государства и права в российском Просветительстве. С.Е. Десницкий. Я.П. Козельский. Политико-правовые воззрения российского радикализма. А.Н. Радищев. Тема 9. Политические и правовые учения в Соединенных Штатах Америки в XVIII-XIX вв. Политико-правовые идеи периода войны за независимость и становления американской государственности (Т. Пейн, Т. Джефферсон, А. Гамильтон, Дж. Адамс, Дж. Мэдисон). Учение о праве О.В. Холмса. Тема 10. Политические и правовые учения в Европе в первой половине XIX века Развитие политических и правовых учений в трудах Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Георга Гегеля. Английский, французский и немецкий либерализм. Политико-правовой позитивизм Огюста Конта и Джона Остина. Социалистическая политико-правовая идеология. Сен-Симон. Шарль Фурье. Роберт Оуэн. 10 Политико-правовые идеи и теории утопического коммунизма. Огюст Бланки. Теодор Дезами. Вильгельм Вейтлинг. Тема 11. Политическая и правовая мысль России в первой половине XIX века Либерализм в России. Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского. Охранительная идеология. Политико-правовые идеи Н.М. Карамзина. Теория официальной народности С.С. Уварова. Революционная идеология. Политические и правовые идеи декабристов. П.И. Пестель. Н.М. Муравьев. Политические искания П. Я. Чаадаева. Политическая полемика славянофилов и западников. Тема 12. Европейская политико-правовая мысль во второй половине XIX века Эволюция юридического позитивизма. К. Бергбом. А. Эсмен. Социологическая концепция государства и права. Р. Иеринг. Г. Еллинек. Г. Спенсер. Политико-правовое учение марксизма. Политико-правовое учение и программа социальной демократии. Ф. Лассаль. Политико-правовая идеология анархизма. П.Ж. Прудон. М. Штирнер. М.А. Бакунин. Тема 13. Политические и правовые учения в России во второй половине XIX века Русский утопический социализм. А.И. Герцен. Н.Г. Чернышевский. Политико-правовые воззрения русского народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Политико-правовая идеология либерализма в России. Б.Н. Чичерин. С.А. Муромцев. Н.М. Коркунов. Политико-правовые взгляды российского богоискательства. В.С. Соловьев. Тема 14. Политические и правовые идеи XX века Социалистические политико-правовые учения (марксизм, анархизм, концепция социального государства и политики всеобщего благоденствия, теория «демократического социализма»). Политико-правовая доктрина солидаризма Л. Дюги. Развитие юридического позитивизма в XX в. Неокантинианские концепции права (Р. Штаммлер). Школа «свободного права» (Е. Эрлих). Нормативизм Г. Кельзена. Аналитическася юриспруденция (Г. Харт). Прагматический позитивизм (Дж. Фрэнк). Возрождение теорий естественного права. Социологическая юриспруденция. Р. Паунд. Современная западная политическая наука (неолиберализм и консерватизм, теории элит и бюрократии). Тема 15. Политико-правовые идеи в России в конце XIX-XX вв. Политические и правовые идеи русского марксизма. Г.В. Плеханов. Политическая идеология большевизма. В.И. Ленин. Политико-правовая идеология русского анархизма. П.А. Кропоткин. Психологическая теория права. Л.И. Петражицкий. Философия права Е.Н. Трубецкого и П.И. Новгородцева. Политико-правовые взгляды Н.А. Бердяева. 11 Политические и правовые идеи И.А. Ильина. Тема 1. Предмет, система и методологические вопросы курса «История политических и правовых учений» 1. Предмет и методология истории политических и правовых учений История политических и правовых учений – межотраслевая и учебная дисциплина исторического, философского, юридического профиля. Предмет истории политических и правовых учений – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий. История политических и правовых учений ориентирована на изучение закономерностей исторических процессов возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике. Исходя из содержания и особенностей данной науки, можно сделать вывод о том, что История политических и правовых учений является: общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как государство и право в интерпретации различных ученых; юридической наукой, рассматривающей идеи о государственной и правовой стороне общественной жизни; исторической наукой, которая составляет часть общеисторической науки и изучает эволюцию государственно-правовых доктрин с момента их возникновения до полного развития (или упадка) в определенных временных или пространственных пределах; общетеоретической наукой, поскольку, наряду с теорией государства и права, выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права. 2. Методы изучения истории политических и правовых учений 1. Общенаучный метод, требующий единства исторического и логического в подходе к исследуемому материалу. Исторический метод фокусируется на возникновении и процессе развития учений, а логический – на выявлении их зрелости, когда они отличаются разработанностью положений, влиянием на мировоззрение различных социальных сил. 2. Структурный, предполагающий анализ составных частей учения и их связей. 3. Функциональный, основное внимание уделяющий рассмотрению роли и влияния учения в обществе. 4. Формально-юридический, рассматривающий оформление идей в нормативных документах. 5. Компаративный, предполагающий синхронное и диахронное сравнение политико-правовых учений. 6. Биографический, изучающий факты жизни мыслителей. 3. Периодизация истории политических и правовых учений. В своем развитии мировая политико-правовая мысль прошла следующие этапы: 1. Политические и правовые учения Древнего мира (2 тыс. до н.э – конец V в. н.э.) а) политическая и правовая мысль Древнего Востока б) политическая и правовая мысль античных государств Основное различие: на востоке политико-правовая мысль носила монархический характер, преобладали патриархальные представления о власти, в Европе – политическая мысль изначально развивалась на демократической основе. 2. Политическая и правовая мысль Эпохи средних веков (V – XV вв.) Главный фактор в развитии политико-правовой мысли – религия. 3. Эпоха Возрождения и Реформации (XVI – середина XVII вв.) 13 Начинается отделение политико-правовой мысли от религии, она приобретает светский характер (пример: трактат Никколо Макиавелли). 4. Политические и правовые учения нового времени. Эпоха буржуазных революций (вторая половина XVII – XVIII вв.) Особенность политико-правовой мысли, господство школы естественного права, что проявляется в разработке теории общественного договора; делении права на естественное и позитивное. 5. Политические и правовые учения XIX в. Дифференциация политических и правовых теорий: 1. Консерватизм (основная ценность: порядок, культура, традиция) 2. Либерализм (с позиции: превыше всего свобода и личность) 3. Социализм (социальное равенство) В XIX в. на смену естественно-правовому методу пришли: а) Философия права - направление юриспруденции, которое изучает сущность права, идеальное право, принципы права, осуществляет критику законодательства с позиции идеального права. б) Юридический позитивизм – направление в юриспруденции, которое рассматривает право, как совокупность юридических норм, закрепленных в современном праве. в) Историческая школа права - изучает историю государственных и юридических учреждений. г) Психологическая школа права рассматривает право как совокупность психологических эмоций; она выявляет психические причины правомерности или неправомерности поведения. 6. Политико-правовая мысль XX в. В конституционной сфере продолжалось утверждение политического либерализма. Но вера в социальный прогресс на основе капитализма была подорвана кризисами перепроизводства и двумя мировыми войнами. Теории конвергенции мировых систем, политического плюрализма, прав человека, социального государства приблизили кризис и капитализма, и социализма. Усиление государственного регулирования общественных процессов обусловило сближение политико-правовых идеологий. Либералы признали роль государства, а консерваторы – прогресса. Социалисты пришли к реформизму, восприняв некоторые либеральные идеи. Жесткий юридический позитивизм сменился социологическим позитивизмом. Сторонники естественно-правовой теории придают больше значения государственным установлениям. Национально-освободительная борьба заставила признать права народов, значение традиций, что активизировало юридическую антропологию. 4. Проблема возникновения политико-правовой мысли Представления людей о государстве и праве возникают тогда, когда возникают сами государство и право. Первые, ранние представления людей о государстве и праве носили мифологическую окраску, для них характерны следующие черты: а) Характерно обожествление власти ее носителей. б) Идея божественного происхождения власти. в) Патриархальная концепция государства, Правитель – отец, государство – семья г) Характерна идея неравенства. д) Почитание закона, обычаев. Законы имеют божественное происхождение. Отсутствие критической оценки государства и законов е) Традиционализм. Мифологическое сознание оказалось консервативным, ориентировалось на прошлое, как «золотой век» человечества. 14 Тема 2. Политическая и правовая мысль в Древнем мире Древний мир - это пора зарождения государственности и политических идей на почве религиозной мифологии. В мифологической форме впервые выражаются понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства. Политическая мысль каждой древней цивилизации своеобразна. На Востоке особенно большой вклад в развитие представлений о государстве и праве внесли Индия и Китай, хотя политико-правовые идеи (менее глубоко разработанные) существовали и в других странах Востока. При всем своеобразии их политических идей (индийская мысль за исключением трактатов об искусстве управления - артхашастр, носящих, в основном, светский характер, сугубо религиозна и мифологична, а китайская мысль - рационалистична) восточные системы отразили общественный и политический строй, покоящийся на так называемом азиатском способе производства. Для него характерны: верховная собственность государства на землю и эксплуатация свободных крестьян - общинников посредством налогов и общественных работ. Типичной государственной формой стала восточная деспотия. Большое распространение получили патерналистические представления о власти. Монарх был связан только обычаем, традицией. При этом подчеркивалось, что цель государства - общее благо, царь - отец подданных, которые не вправе предъявить ему какие-либо требования. Правитель ответственен перед богами, а не перед людьми. Согласно древневавилонским и древнеиндийским мифам, боги, являясь источниками власти правителя, вместе с тем и сами продолжают оставаться вершителями земных дел и людских судеб. Политическая мысль Востока проникнута верой в мудрость старых установлений и традиций, в их совершенство. Известное своеобразие присуще религиозно-мифологическим представлениям древних евреев. По их версии, единый истинный бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, являясь его верховным царем, от него происходят законы (законодательство Моисея). В развитие политической мысли Запада исключительный вклад внесли Древняя Греция и Древний Рим. Там сложился «античный способ производства» с его значительным распространением рабовладения. Политический строй представлял собой полную противоположность восточным деспотиям. Греция сохранила раздробленность. Формой политической организации служит полис (город-государство). Царская власть уступила место аристократии и рабовладельческой демократии. Формы правления отличались разнообразием и быстро менялись. Бурная политическая жизнь содействовала расцвету теоретической мысли и побуждала к поискам совершенной государственной системы. Сама постановка такой задачи была бы неприемлемой для мыслителей Востока, исходивших из незыблемости раз и навсегда установленного порядка вещей, которые нарушаются только из-за несоблюдения людьми божественных предначертаний. Политическая мысль Греции быстро прошла путь от мифа к теории. Греки систематизировали и анализировали многообразие политических форм, изучили условия, благоприятствующие становлению различных политических систем, закономерности их смены. Они верили в возможность рационально сконструировать идеальную форму правления и осуществить ее на практике. Как и в Греции, в Древнем Риме политико-правовая мысль эволюционировала от мифа к теории, от казусов к абстракции. В значительной степени это связано с развитием Древнеримского государства: царство – республика – империя. По мере усложнения государства все большее значение в качестве источника права приобретают законы. Особое значение приобрели учения о единстве государства и права. Возникают интегрированные государственно-правовые и частноправовые теории, а также сама наука юриспруденция. |