Главная страница

А. В. Скоробогатовисторияполитическихи правовых


Скачать 1.26 Mb.
НазваниеА. В. Скоробогатовисторияполитическихи правовых
АнкорIstoriya_politicheskih_i_pravovyh_ucheniy.pdf
Дата21.03.2018
Размер1.26 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIstoriya_politicheskih_i_pravovyh_ucheniy.pdf
ТипУчебно-методическое пособие
#16979
страница25 из 25
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25
Законодательная власть - должна осуществлять народом-сувереном непосредственно.
Исполнительная власть - создается не на основе общественного договора, а по решению суверена в качестве посредующего организма для сношения между подданными и сувереном.
Законы - необходимые условия гражданской ассоциации и общежития.
С. Пуфендорф
Государство - возникает по инициативе бога, но оно не может возникнуть без предварительного согласия людей. Основания государства - два договора.
Душа государства - отчуждаемая народом правителю единая верховная власть, которая имеет неограниченные полномочия и в принципе не подлежит ответственности за свои действия.
Ю. Крижанич
Самовладство - все управление государством должно быть сосредоточено в руках верховного правителя, которым должен быть король-философ.

195
Закон - тождественен справедливости.
Феофан Прокопович
Самодержавие - неограниченная власть императора.
Т. Пейн
Права человека - некие свойства социального бытия человека и одновременно «принцип правительственной власти»
Политико-правовые учения XIX в.
И. Кант
Категорический императив - поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства.
Право - совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы.
Естественное право - имеет своим источником очевидные априорные принципы.
Положительное право - источником которого является воля законодателя.
Справедливость - притязание, не предусмотренное законом и поэтому не обеспеченное принуждением.
Частное право - регулирует отношения индивидов как собственников.
Публичное право - определяет взаимоотношения между людьми, объединенными в союз граждан (государство), как членами политического целого.
Государство - организация совокупного множества лиц, связанных правовыми законами.
Гегель
Право - состоит в том, чтобы наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика которой совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы.
Абстрактное право - право абстрактно свободной личности.
Преступление - сознательное нарушение права как права.
Наказание - не только средство восстановления нарушенного права, но и право самого преступника, заложенное уже в его деянии - поступке свободной личности.
Государство - идея разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего, наличного бытия. Это действительность конкретной свободы.

196
Всеобщий мировой дух - выступает в столкновении различных суверенных воль, через диалектику их соотношения. Носителем мирового духа является господствующий на данной ступени истории народ, который получает однократную и единственную возможность составить эпоху всемирной истории.
П.И. Пестель
Духовные законы - известны из Священного Писания.
Естественные законы - вытекают из требований природы и нужд естественных.
Государственные законы - постановления государства, которые ставят целью достижение общественного Благоденствия, и потому должны издаваться в полном соответствии с законами духовными и естественными.
Ф. Ницше
Государство - средство возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой
Право - нечто вторичное, производное от воли власти, ее рефлекс.
Естественное право - результат войны и победы.
Современные политико-правовые учения
Г. Кельзен
Чистая теория права - структурный анализ позитивного права, ее базис - в гипотезе о базисной норме, установленной логическим анализом реального юридического мышления.
Государство - выступает как господство, и как право.
Л. Дюги
Концепция солидаризма - факт взаимной зависимости, соединяющий между собой, в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода человеческого, в частности членов одной социальной группы.

197
Тесты по курсу «История политических и правовых учений»
1. История политических и правовых учений относится к числу:
А) философских дисциплин
Б) исторических дисциплин
В) историко-правовых дисциплин
2. Предметом истории политических и правовых учений являются:
А) развитие государства и права
Б) философские учения
В) учения о развитии государства и права
3. Рассматривать каждое явление с точки зрения того, как это явление возникло,
как развивалось и во что превратилось, — требует принцип:
А) диалектического материализма
Б) историзма
В) объективности
4. Какой из перечисленных принципов используется в системе курса «История
политических и правовых учений»
А) Принцип диалектического материализма.
Б) Принцип историко-сравнительного исследования.
В) Принцип демократичности.
5. Для древневосточных учений при объяснении политико-правовых явлений
характерна апелляция к:
А) религии
Б) науке
В) разуму
6. Назовите памятник правовой мысли Древнего Египта
А) Поучение Птахотепа
Б) Законы Хаммурапи

198
В) Законы Моисея
7. Какое из древнеиндийских политико-правовых учений является более
древним:
А) брахманизм
Б) буддизм
В) «Артхашастра»
8. Религиозно-философская система, разработанная священнослужителями и
воплощенная в «Ведах» получила название:
А) брахманизм
Б) буддизм
В) легизм
9. В идеологии брахманизма понятие «рта» обозначает:
А) праведность
Б) мировой закон
В) непротивление
10. В соответствии с брахманизмом комплекс правовых обязанностей и
ответственности включало в себя понятие:
А) дхарма
Б) брахма
В) кшатра
11. В «Артхашастре» утверждается, что если интересы государства требуют
нарушения религиозного долга, то:
А) следует предпочесть религиозный долг
Б) интересы государства выше интересов религии
В) отстраниться от того, и другого
12. В «Артхашастре» главным принципом политический действий выступает:
А) религиозно-этический долг
Б) практическая польза

199
В) созерцание
13. Антибрахманским учением в Древней Индии являлся:
А) буддизм
Б) индуизм
В) моизм
14. Возникновение буддизма легенды связывают с именем:
А) Каутилья
Б) Сиддхартха Гаутама
В) Чандрагупта
15. Основателем даосизма считается:
А) Мо-цзы
Б) Конфуций
В) Лао-цзы
16. Существенную роль в даосизме играет принцип:
А) пользы
Б) послушания
В) неделания
17. Одну из самых ранних попыток обосновать идеал патерналистского
государства представляет концепция:
А) Конфуция
Б) Шан Яна
В) Хань Фэя
18. С обоснованием договорной концепции государства выступил:
А) Конфуций
Б) Мо-цзы
В) Лао-цзы
19. Основателем древнекитайского учения легизма является:

200
А) Лао-цзы
Б) Конфуций
В) Шан Ян
20. В деле организации управления государством легисты существенное значение
отводили принципу:
А) пользы
Б) неделания
В) этатизма
21. К особенностям античного понимания мира можно отнести:
А) Поклонение единому Богу
Б) Широкое распространение атеистических взглядов
В) Антропоцентричность мировоззрения
22. Протагор создал миф о возникновении общества, чтобы:
А) доказать равенство людей
Б) обосновать законность социального неравенства
В) заявить о необходимости возвращения в естественное состояние
23. Автор диалогов «Государство» и «Законы»:
А) Платон
Б) Сократ
В) Аристотель
24. Вовлечение политико-правовой темы в круг широкого обсуждения в Древней
Греции связано с именами:
А) пифагорейцев
Б) софистов
В) стоиков
25. Автор древнегреческого трактата «Теогония», объясняющего государственно-
правовые явления божественной волей
А) Гомер

201
Б) Гесиод
В) Солон
26. Идеальная форма правления у Сократа:
А) правление аристократов
Б) правление народа
В) правление знающих
27. Аристотель признает справедливость
А) для богатых
Б) для всего народа
В) уравнивающую и распределяющую
28. Мироздание в целом, согласно стоицизму, управляется
А) человеком
Б) Богом
В) судьбой
29. По мнению М. Цицерона, наилучшей формой правления является:
А) монархия
Б) республика
В) смешанная
30. Римский юрист, автор учебника по праву:
А) Эпиктет
Б) Марк Авреллий Антонин
В) Гай
31. Центром учения Авреллия Августина является
А) положение о двух градах
Б) тезис о народном характере права
В) идея справедливости

202
32. Средневековые взгляды на историю государства и права можно
охарактеризовать как:
А) Провиденционализм (история развивается согласно божественному предначертанию)
Б) Волюнтаризм (история развивается вследствие волеизъявления отдельных личностей)
В) Агностицизм (отрицание возможности познания причин развития)
33. Учение Фомы Аквинского в своей сути выражало:
А) Средневековые ереси.
Б) Защиту абсолютной монархии.
В) Учение о преимуществах политической монархии.
34. Доктрину «двух мечей» первым выдвинул
А) Фома Аквинский
Б) Иоанн Солсберрийский
В) Пол Агригентский
35. Манихейство – это:
А) средневековая ересь
Б) официальная католическая доктрина
В) юридическое учение
36. Основатель школы глоссаторов
А) Ирнерий
Б) Генри Бректон
В) Филипп де Бомануар
37. Марсилий Падуанский видел источник государственной власти:
А) В народе.
Б) В светских политических институтах.
В) В божественных установлениях.

203
38. Что представляет собой «иджтихад»
А) Свободное усмотрение судьи в случае молчания общепризнанных источников мусульманского права.
Б) Положения Корана и сунны.
В) Положения мусульманской правовой доктрины
39. Обоснование концепции Халифата осуществил
А) Ибн Сина
Б) Ибн Рушд
В) Аль-Маварди
40. Наиболее серьезные теоретико-религиозные аргументы в пользу возрождения
Халифата в XX в. выдвинул:
А) Аль Афгани
Б) Мухаммед Абдо
В) Мухаммед Рашид Рид
41. «Слово о Законе и Благодати» проповедует:
А) Различия между эллинами, иудеями и каким-либо другим народом.
Б) Равноправие всех народов, живущих на земле.
В) Первостепенное значение Русского государства среди других западных и восточных стран.
42. Владимир Мономах в «Поучении детям» заявляет о:
А) Приоритете светской власти над церковной
Б) Приоритете церковной власти над светской
В) Равнодействии церковной и светской властей
43. «Царская гроза», по мнению Даниила Заточника
А) признак слабости князя
Б) признак силы князя
В) признак беззакония

204
44. Новизна «новой науки о политике» Никколо Макиавелли характеризуется:
А) Органическим соединением политики и морали.
Б) Индифферентностью политики по отношению к морали и религии
В) Отделением политики и морали от религии
45. Наиболее радикальные идеи в идеологии Реформации выдвигал
А) Томас Мюнцер
Б) Жан Кальвин
В) Юний Брут
46. Идеологом движения Реформации являлся
А) М. Лютер
Б) О. Кромвель
В) К. Меттерних
47. Наибольшая заслуга Жана Бодена состоит в разработке
А) теории суверенитета
Б) теории разделения властей
В) теории теократического государства
48. Период Нового времени получил свое название потому, что
А) На европейских престолах утвердились новые правящие династии
Б) Сформировалось мировоззрение, принципиально отличающееся от средневекового.
В) К XVIII в. в большинстве европейских стран утвердился республиканский строй
49. Гуго Гроций стоял на позициях:
А) Нормативистской школы права
Б) Теологической правовой доктрины
В) Концепции естественного права
50. Одна из первых утопических социалистических идей была разработана
А) Ла Боэсси

205
Б) Николо Макиавелли
В) Томасом Мором
51. Автор трактата «О праве войны и мира»
А) Гуго Гроций
Б) Барух Спиноза
В) Джон Локк
52. Б. Спиноза обосновывал следующую теорию происхождения государства
А) божественную
Б) патриархальную
В) договорную
53. В договорной концепции какого мыслителя в догосударственном состоянии
«человек человеку – волк»
А) Дж. Лилберн
Б) Дж. Уинстенли
В) Т. Гоббс
54. Дж. Локк предлагал разделение власти
А) на две ветви
Б) на три ветви
В) на четыре ветви
55. Нил Сорский – автор концепции
А) иосифлянства
Б) нестяжательства
В) сословно-представительной монархии
56. Филофей разрабатывал следующую теорию происхождения государства
А) божественную
Б) естественную
В) договорную

206
57. Идею сословно-представительной монархии в Росси в середине XVI в.
разрабатывал:
А) Иван Грозный
Б) Иван Пересветов
В) Федор Карпов
58. Иван Тимофеев обосновывал преимущество
А) наследственной монархии
Б) выборной монархии
В) аристократической монархии
59. Ж.-Ж. Руссо разрабатывал теорию
А) общественного договора
Б) государственного договора
В) правового договора
60. Ж.П. Марат отстаивал идею
А) народного государства
Б) диктатуры
В) демократии
61. Официальную государственно-правовую доктрину эпохи Петра I выразил в
своих произведениях
А) Феофан Прокопович
Б) Юрий Крижанич
В) Стефан Яворский
62. Екатерина II была представителем политического течения
А) либерализм
Б) консерватизм
В) просвещенный абсолютизм

207
63. С.Е. Десницкий выступал в отношении абсолютной монархии
А) за ее ограничение
Б) за ее укрепление
В) не рассматривал эту проблему
64. Деятельность Уложенной комиссии при Екатерине II завершилась
безрезультатно, так как:
А) Депутаты критиковали «Наказ» императрицы, выдвигали более радикальные идеи
Б) Интересы сословий, представленных членами комиссии, противоречили друг другу
В) В работе комиссии не участвовали представители купечества
65. В 1825 г. декабристы выступили:
А) За установление социалистической республики
Б) За смену правящей династии и возврат к обязательной службе для дворянства
В) За отмену крепостного права и ограничение самодержавия
66. Дж. Мэдисон был сторонником
А) конфедерации
Б) федерации
В) унитарного государства
67. Учение о «категорическом императиве» разработал
А) Гегель
Б) И. Кант
В) И.Г. Фихте
68. Социологический подход к теории государства и права сформировался в
А) XVIII в.
Б) XIX в.
В) XX в.

208
69. Учение об экономическом базисе и политической надстройке сформировалось
в рамках
А) марксизма
Б) анархизма
В) утопического социализма
70. Для кого из мыслителей характерно высказывание «Право - это установление
государства»
А) К. Бергбом
Б) И. Кант
В) К. Маркс
71. Кто ввел в научный оборот понятие «общественно-экономическая формация»:
А) Гегель
Б) К. Маркс
В) Л. Фейербах
72. Концепцию крестьянского социализма в России разработал
А) М.М. Сперанский
Б) К.Н. Леонтьев
В) А.И. Герцен
73. Философия права П.И. Новгородцева выражала идею:
А) Сочетания историзма и социологизма
Б) Разрыва с историзмом и социологизмом; перехода к системе нравственного идеализма
В) Ярко выраженного классового подхода во взглядах на право и государство
74. Политико-правовые взгляды Н.А. Бердяева характеризуются:
А) Атеистической направленностью
Б) Религиозным содержанием
В) Проповедью анархизма

209
75. Аналитическая юриспруденция представляет собой:
А) Разновидность социологической юриспруденции
Б) Модификацию юридического позитивизма
В) Течение естественно-правовой школы
76. Позитивистский нормативизм Г. Кельзена
А) Развивает положения естественно-правовой школы
Б) Опровергает положения естественно-правовой школы
В) Относится нейтрально к положениям естественно-правовой школы
77. Политико-правовой солидаризм Л. Дюги основывается на положении, что
право – это:
А) «Непосредственный результат социальных факторов»
Б) Субъективное право личности
В) Отражение естественного права в человеческих установлениях
78. Социологическую юриспруденцию Р. Паунда можно определить как:
А) Учение о социо-нормативной системе
Б) «Теорию нравственности»
В) «Юридическую социальную инженерию» примирения и гармонизации сталкивающихся и перекрещивающихся интересов и требований
79. М. Вебер разработал теорию
А) элит
Б) бюрократии
В) технократии
80. Для какого мыслителя характерно высказывание «Право - это форма
осуществления политики»
А) Н.А. Бакунин
Б) Р. Штаммлер
В) В.И. Ленин
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25


написать администратору сайта