А. В. Скоробогатовисторияполитическихи правовых
Скачать 1.26 Mb.
|
Тема 15. Политико-правовые идеи в России в конце XIX-XX вв. 1. Либеральные учения о государстве и праве Либеральная мысль зарождалась в постоянном противостоянии и преодолении традиций самодержавного и крепостнического произвола, бюрократической безответственности. Она была направлена на поддержку и обоснование дальнейших реформ, на признание за индивидом права на достойное существование. Одной из центральных тем либеральной правовой публицистики стало воспитание уважения к праву. 170 После либеральных начинаний Александра II и обсуждения этой темы в литературе малочисленная группа российских либералов последующих периодов сочетала свои либеральные устремления с большой дозой просвещенного консерватизма. Эта группа может быть представлена, прежде всего, именами Муромцева, Коркунова, Ковалевского. 1.1. Социологическая теория права в России Сергей Андреевич Муромцев (1850–1910) – профессор юридического факультета Московского университета, лидер конституционно-демократической партии, председатель I Государственной думы. Он испытал значительное влияние концепции своего учителя Иеринга, однако создал собственное оригинальное учение о праве. Муромцев считал право отношением, сложившимся между людьми на основе интереса. Правовые отношения, по его концепции, существуют не разрозненно, а группируются в определенную систему. «Вся совокупность прав, существующих в данное время в данном обществе, образует правовой порядок». Исходя из единства фактического и юридического отношений, Муромцев определял право как порядок отношений, защищенных организованным (юридическим) способом. Поскольку одно и то же фактическое отношение может быть предметом не только юридической, но и иных санкций (моральной и др.), постольку правовой порядок «не существует отдельно как конкретное целое, но составляет элемент одного общественного порядка... Правовой порядок есть элемент общественного порядка, произведенный юридической защитой». Будучи приверженцем социологической концепции права, Муромцев считал, что юриспруденция не может ограничиться изучением только догмы права (технико-прикладной дисциплины, занятой описанием, систематизацией, классификацией и комментированием действующего права). Теория права, писал Муромцев, должна стремиться открыть социологические законы развития и преемственности права как определенной части социальных явлений. Задача юриста, по его мнению, состоит не только в обобщении действующего, но и в «реформе существующего и создании нового права». Поэтому, кроме догмы права, он выделяет как часть юриспруденции объективно-научное исследование права (право «как оно есть») и политику права – отрасль, изучающую право с точки зрения определенного идеала (право «как оно должно быть»). Николай Михайлович Коркунов (1853-1904), преподававший в Петербургском университете, Военно-юридической академии и других учебных заведениях теорию и энциклопедию права, государственное право российское и зарубежное. Коркунов по-своему стремился раскрыть понятие права в связи с социальными интересами. Он отвергал определение права как «защищенного интереса», утверждая, что охраняться может и отдельный интерес; право же предполагает не менее двух лиц с встречными интересами. Кроме того, поскольку охрана интересов включает контроль за выбором наилучшего способа его реализации, концепция Иеринга ведет к оправданию «безграничной правительственной опеки» над личностью. По мнению Коркунова, право не охраняет и не оценивает, а разграничивает интересы, не вмешиваясь в выбор наилучших средств осуществления каждого интереса. Следуя Дж. Остину, он утверждал, что право, в отличие от нравственности, не дает оценок интересов с точки зрения добра и зла; «нравственность дает оценку интересов, право – их разграничение». Учение Коркунова о праве сложилось под сильным влиянием социологических концепций, трактующих право как средство достижения согласованности интересов общества и личности. Определенное влияние на это учение оказали и модные в то время идеи социальной психологии. Коркунов рассматривал право как «взаимное психическое воздействие людей», связывал общеобязательную силу закона с авторитетом велений органов власти, вызывающих «почти инстинктивное к себе повиновение». Он отвергал общепринятое понимание разделения властей как обособление законодательной, исполнительной и судебной власти. Сущность разделения властей, - “в обеспечении свободы надлежащим распределением функций властвования”. В таком 171 понимании разделение властей выглядит как 1) распределение отдельных функций между государственными органами, как 2) выполнение разных функций одним органом в разном порядке для разных категорий дел, как, наконец, 3), различные комбинации таких сочетаний. Эти три формы могут образовывать всевозможные комбинации государственных органов. Он неоднократно высказывался против ограничений избирательного права, поскольку «государство по самому существу своему призвано служить не отдельным классам, а быть организацией всего народа, как одного целого». При ограниченном представительстве неизбежны противоречия между государством и теми слоями народа, которые не представлены в государственных органах, возникает опасность розни, недоверия между государством и обществом. Коркунов стремился доказать необходимость и возможность проведения реформ сверху, силами самодержавной власти. Он писал, что сложившаяся в России правовая система не отвечала задачам прогрессивного развития страны. Фактически полное бесправие населения и произвол властей – вот на что обращал внимание Коркунов, исследуя состояние прав и свобод граждан в России в последней четверти XIX в. Выход из создавшегося положения он видел в улучшении законодательства, в установлении режима законности, привлечении граждан к политическим реформам. «И при широком развитии государственной деятельности индивидуальная инициатива не будет подавлена, если все население будет призвано к участию в политической жизни, если каждому будет открыт доступ к государственной деятельности». Особое место в развитии социологической концепции права в России занимает историк, социолог, правовед, деятель либерального движения Максим Максимович Ковалевский (1851-1916). Учение Ковалевского сложилось под сильным влиянием идей Конта и Спенсера, солидаризма Э. Дюркгейма и Л. Дюги, психологических теорий социологии. Известную формулу О. Конта «порядок и прогресс» он заменил более общим понятием «организация и эволюция». Не всякая эволюция прогрессивна, и не каждая организация основана на порядке – порядок обеспечен лишь там, где общество образует «замиренную среду», основанную на «общественной солидарности». Поэтому прогрессом признается только та эволюция, которая ведет к повышению общественной солидарности и замирению социальной среды. Важным средством обеспечения солидарности и, следовательно, «замиренной среды» ученый считал право. Именно в праве, прежде всего, закрепляются успехи прогресса в смысле согласования интересов общества и личности, различных классов и социальных групп. Понятие права в его концепции имеет двоякое значение: 1) право есть отражение требований солидарности и порождаемой ею идеи долга, заставляющей индивидов брать на себя обязанности, чтобы сохранить интерес группы; это право предшествует государству и порождает позитивное право; 2) позитивное право, имеющее нормативный характер и обеспечиваемое принудительной силой государства, выражает волю не отдельного класса, а народа вообще; оно содержит правила, призванные либо расширить, либо ограничить свободу индивида (зависит от того, в какой степени государство берет на себя функции, ранее исполняемые общественными союзами). Отвергал идею прирожденных прав, идущих от «естественного состояния». Личные права он рассматривал как результат постепенного распространения солидарности. Они не зависят от государства, которое не может их отменить, «так как признание их является таким же требованием общественной солидарности, как установление самого факта государственного общежития». Не меньшая роль в обеспечении солидарности отводилась в учении Ковалевского государству. Источник возникновения власти и государства он усматривал “в психическом воздействии личностей, способных к инициативе, к творчеству, на массы, не способные ни к чему иному, как к подчинению своей деятельности чужому примеру и 172 руководительству”. Поскольку большинству людей свойственно естественное отвращение к напряжению мыслительных способностей, они готовы подчиниться руководству тех, кто обладает большей физической или психической энергией. Говоря о преодолении сословного и иного юридического неравенства общественных групп, Ковалевский настойчиво обращал внимание на такие качества «всесословного» общества, как провозглашение гражданского и политического равенства, прав и свобод личности, юридических гарантий этих прав и свобод, которые, по его мнению, обусловливают “общенациональный характер” права, согласование интересов личности, групп, классов, общества в соответствии с социальной солидарностью. Перечень гражданских и политических прав в теории Ковалевского традиционен для либеральных учений конца XIX – начала XX в., однако в его концепции имеются уже новые идеи социологии рубежа веков – возможность государственного вмешательства в отношения собственности, в сферу личных прав (право на труд, обязательность образования, право ассоциаций). На протяжении всей своей творческой деятельности Ковалевский оставался сторонником монархии в России. Он считал возможным эволюционное развитие самодержавия в “демократическую монархию”. 1.2. Позитивистская теория права в России Сбалансированный вариант сочетания профессионально-юридического догматизма и философского позитивизма воплотился в концепции власти Габриеля Феликсовича Шершеневича (1863—1912). Государство представляет собой источник права как властного веления. Власть связана с волей, с умением «заставить других сообразовывать свое поведение с волею властвующих, вводить свою волю одним из существенных мотивов, определяющих поведение другого». В основе власти, как ее трактует Шершеневич, лежит во многом тот же эмоциональный и мыслительный настрой, который так тщательно обсужден в работах Коркунова и Петражицкого. Шершеневич называет его эгоистическим чувством повинующегося, которое составлено у него из страха и веры в то, что послушание может принести известные выгоды. Все власти в государстве опираются на государственную власть с ее изначальным (исторически и логически) авторитетом, из нее же они черпают свои силы, тогда как государственная власть опирается непосредственно на общественные силы. Так государство может характеризоваться с позиции социологии. С юридической точки зрения, государство есть правовое отношение, есть объект или субъект права, но это уже, по Шершеневичу, неправильные, искаженные представления о власти. С методологической точки зрения, подчеркивает он, «юридическое определение не только не способно объяснить реального существа того, что мы называем государством, но оно кроет в себе опасность затемнить пред нами истинную сущность явлений, происходящих в государстве. Понятие о государстве только одно — социологическое». 1.3. Религиоозно-этическое учение Е. Трубецкого о государстве и праве Схожие несовершенства имеют, согласно Трубецкому, теории права как «силы» и права как «интереса». Особого внимания заслуживают теории права, как части нравственности (как минимум добра). Однако и они смешивают право, как оно есть в действительности, с тою нравственною целью, которую оно должно обеспечивать. А между тем есть множество правовых норм, которые не только не представляют собою минимума нравственности, но даже в высшей степени безнравственны. Таковы, например, нормы крепостного права, нормы, устанавливающие пытки, стесняющие религиозную свободу, и др. Нормы нравственные и правовые не исключают друг друга: поскольку внешнее поведение обусловливаемо внутренним настроением, последнее далеко не безразлично 173 для права. Необходимо различать в нравственности два элемента: вечный закон добра, которым должна определяться конечная цель нашей деятельности; ряд подвижных и изменчивых конкретных задач, целей, которые обусловливаются, с одной стороны, вечными требованиями добра, а с другой — меняющимися особенностями той конкретной среды, где мы должны осуществлять добро. В подходе Трубецкого присутствует мысль о гармонизации позитивного права с естественным правом, причем естественное право «звучит как призыв к усовершенствованию», играет роль движущего начала в истории. Идея естественного права, по толкованию Трубецкого, дает человеку силу подняться над его исторической средой и спасает его от рабского преклонения перед существующим. Евгений Николаевич Трубецкой (1863—1920) известен своими фундаментальными разработками истории религиозной философии и исследованиями проблем философии права. Право он определял как внешнюю свободу, предоставленную и ограниченную нормой. Определения права, в которых фигурируют понятия «власть», «государство» или «принуждение», т. е. понимание права как организованного принуждения, имеют, по его мнению, тот недостаток, что всякое государство или власть сами обусловлены правом. Они не принимают в расчет те разновидности права, которые существуют независимо от признания или непризнания их тем или иным государством,— таково право церковное, право международное или некоторые юридические обычаи из разряда предшествующих возникновению государства. 1.4. Психологическая школа права Психологическая школа права сформировалась на основе учения Льва Иосифовича Петражицкого (1867-1931). Философской основой его доктрины является учение И. Канта о категорическом императиве. Петражицкий считал необходимым для обществоведения создание теории правовой личности, в связи с чем занимался исследованием природы человеческой психики. На этой основе он и разработал оригинальную теорию, суть которой сводилась к признанию первостепенной важности и значимости непосредственных и опосредованных психических реакций, и переживаний личности, которые в последующем существенно влияют на человеческое поведение и деятельность. Их изучение потребовало от него введения в оборот понятия интуитивного права, выражавшего своим, специфическим языком, сферу индивидуально-психического самосознания. По содержанию интуитивное право представляло собой совокупность разнообразных проекций и моделей действий и взаимодействий людей, не требующих внешнего, принудительного, источника. Это право давало возможность человеку найти наиболее адекватный способ самоопределения и самосохранения в обществе, учитывать значительный пласт человеческой жизнедеятельности, необходимый для его объективной оценки. Петражицкий противопоставил понятие интуитивного права понятию позитивного права, опирающегося на авторитет государства. Он связывал социально-политический прогресс с изменениями в психике людей, и прежде всего с преодолением явления, названного, им «рабской душой», с очищением психики от антисоциальных склонностей, от культивирования в отношениях людей «образа врага». Для его осуществления Петражицким предлагался ряд средств по общей и политической социализации личности, названной им политикой права. В интуитивном праве содержится прогрессивное ядро, которое реагирует на законы и оказывает давление на пассивное право, официальное право, особенно если последнее злокачественно. Официальное право должно вбирать в себя аксиомы интуитивного права. Петражицикй выделяет 15 видов позитивного (положительного) права, кроме законодательства: книжное право – книги юридического содержания, сборники обычного права, священные книги; право принятых в науке мнений – доктрины права, позиции, мнения ученых; 174 право учений отдельных юристов и их групп; право изречений религиозно-этических авторитетов; право религиозно-авторитетных примеров – образцов поведения; договорное право и др. Вокруг Петражицкого объединяется группа учеников и последователей, среди которых выделялись Г. Гинс, Г. Гурвич, Г. Иванов, А. Круглевский, М. Лазерсон, П. Люблинский, П. Михайлов, К. Соколов, П. Сорокин, Н. Тимашев. После революции некоторые из них, опираясь на идеи своего учителя, уже будучи в эмиграции, внесли большой вклад в развитие социологии и теории права. 1.5. Учение П.И. Новгородцева о государстве и праве Павел Иванович Новгородцев (1866-1924) - философ права, государствовед, теоретик неолиберализма, родоначальник концепции возрожденного естественного права в России, представитель этической концепции права. Этический момент в естественно-правовой конструкции, по его мнению, заключается в том, что происходит оценка существующего положения с точки зрения нравственного долженствования. Новгородцев считал основным вопросом философии права вопрос о высших и последних основаниях юридических установлении. Человек видит в праве установление, зависящее от личной воли и в то же время составляющее часть нравственной субстанции. Практическая сторона понятия естественного права, согласно Новгородцеву, выражается в протесте нравственного сознания против недостатков действующего правопорядка. Это утверждение имело большое значение в условиях России на рубеже веков, когда позитивный закон был плох и необходим был упор на критическую сторону теории естественного права. По всей логике рассуждений Новгородцева сущность концепции естественного права с изменяющимся содержанием сводилась к проблеме перехода человечества от «должного, но не всегда возможного», к «должному, всегда осуществимому и потому обязательному». При такой постановке проблемы основной темой исследования Новгородцева стали разработка критериев этого процесса и определение идеалов как основы этих критериев. Он различал понятия абсолютного и относительного идеалов, которые составляют содержание общественного идеала. В действительной жизни соотношение этих идеалов не однозначно, поскольку абсолютный идеал носит личностный характер и решается каждым человеком по-своему; относительный же идеал зависит не только от отдельного лица, но и от других субъектов общественной жизни (группы, класса, движения, партии и т.д.). Относительный идеал всегда ориентирован на создание какого-либо общественного порядка, отражающего в то же время сущность отдельного человека (личная безопасность, свобода, равенство, собственность, солидарность и т.п.). Иными словами, проблема соотношения абсолютного и относительного элементов в общественном идеале, по существу, есть проблема связи «индивидуального – коллективного» («личностного – общественного»). По учению Новгородцева, главным ориентиром общественного идеала во все времена должна быть признана нравственная ценность отдельной личности. Общественно-политический идеал (относительный – по терминологии Новгородцева) в конце XIX – начале XX в. выражался, согласно учению Новгородцева, в требовании правового государства, причем в неолиберальном духе. Бурное экономическое развитие XIX в. показало необходимость материальных гарантий формально признанных прав и свобод и социальной помощи нуждающимся. Новгородцев стремился, учитывая состояние общественной жизни, выявить черты нового этапа идеи правового государства, а именно социально-правового государства. Он провозгласил и обосновал понятие “права на достойное человеческое существование”. Обладая нравственной природой, это право, 175 рассуждал ученый, должно иметь юридическое значение. Новгородцев стоял на позиции признания формального и фактического обеспечения свободы индивидов правом: цель права – охрана свободы, однако пользование этой свободой может быть совершенно парализовано недостатком средств. Вот почему, несмотря на то, что задачей и сущностью права является охрана личной свободы, не менее важна и возможность осуществления этой задачи – забота о материальных условиях свободы. Решение данной проблемы, заключал Новгородцев, должно взять на себя государство. Подобное рассмотрение права на достойное человеческое существование – гуманная общечеловеческая постановка вопроса о социальных гарантиях в правовом государстве. |