А. В. Скоробогатовисторияполитическихи правовых
Скачать 1.26 Mb.
|
2.2. Социологическая теория Роско Паунда Роско Паунд (1870-1964) - один из крупнейших юристов Америки. Он был преподавателем в американских университетах, большее время - в Гарвардском университете. Был деканом гарвардской школы права. Главный труд - пятитомная «Юриспруденция « (1959 г.) Как и Е. Эрлих, видел задачу социологии права в том, чтобы объяснить возникновение, развитие, действие, эффективность права в его взаимосвязи с другими общественными явлениями. Суть нового подхода в том, что упор делается на исследование права в действии, функций права с позиции философии прагматизма. Прагматизм исходит из того, что знания должны быть научны, построены на реальности. Всякое знание имеет значение, если связано с практической значимостью. Социология права, определял Паунд, есть изучение юридической системы функционально, в свете преследуемых ею социальных целей. 155 Само право воспринималось им как «инструмент социального контроля» для согласования компромиссов интересов. В связи с этим Р. Паунд большое внимание уделял проблеме интереса в праве и характеризовал ее как эффективное и безопасное обеспечение всех потребностей индивида и общества. Поскольку дело контроля связано так или иначе с урегулированием и координацией поведения и социального взаимодействия граждан, то для самой юриспруденции наиболее подходящим названием стало название «юридическая социальная инженерия», авторство приписывается Паунду. Лица, применяющие право, - это «социальные инженеры», обеспечивающие компромисс и гармонию социальных интересов. Цель права - в достижении компромисса между личностью и обществом. Функции права - социальное регулирование, достижение социальной гармонии. В самом праве различал три основных аспекта права. Право, как правопорядок (т.е. право не только нормативное предписание, но и как совокупность уже сложившихся реальностей ). Нормативная сторона права (т.е. право составляют нормативные предписания). Процессуальная сторона права (т. е. право как судебный и административный процесс, отправление правосудия ). Если свести все сказанное к единству, то право есть высоко организационная форма социального контроля, которая основывается на власти предписания и реализуется в ходе судебного и административного процесса. Он проводил различие между правом в книгах и правом в действительности. В основе данного различия лежит то, что если юрист будет изучать право по книгам, то он не поймет, как оно действует. Отсюда исходит отказ изучать право только по нормативным актам и обучение студентов, как практических юристов, умению толковать, анализировать юридические решения. Паунд был сторонником умеренно консервативных взглядов, поэтому не поддерживал новый курс Рузвельта. Отдавал ключевую роль судам, а не исполнительной власти. Его доктрина была самой влиятельной в США концепцией до середины ХХ века 2.3. Теория солидаризма Л. Дюги В первой половине XX века широкое распространение получило политико- правовое учение солидаризма, главным представителем которого был Леон Дюги (1859 - 1928) теоретик права, конституционалист, декан юридического факультета в Бордо. Он, опираясь на идеи французских социологов О. Конта, Э. Дюркгейма и Л. Бурнежуа, развил концепцию социальной солидарности. В теории Л. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности. Общество делится на классы, каждый класс выполняет свою миссию, свой долг, свою социальную функцию по обеспечению солидарности и гармонии общества. Эти социальные связи основаны на разделении труда. Сотрудничество классов в процессе разделения труда приведет к преодолению теневых сторон капитализма мирным путем, без революций. Факт общественной солидарности, говорил Л. Дюги, осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости: «не делать ничего, что нарушает социальную справедливость, и делать все возможное для ее реализации и увеличения». Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права. Юридическая норма - это «верхний пласт» социальной нормы. Отдельные нормы в их многообразии значительны лишь поскольку, постольку они отвечают социальной норме солидарности. Л. Дюги утверждает, что право вытекает непосредственно из социальной солидарности и поэтому стоит над государством. Юридическая норма возникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей. Законодатель лишь 156 констатирует, но не создает ее. В этом аспекте теория Л. Дюги связана с социологической юриспруденцией. Норма социальной солидарности создает для индивида лишь право выполнять «социальную обязанность», определенную социальную функцию, в соответствии с положением которой данное лицо занимает в системе общественной солидарности и нет других прав. Существует лишь объективное право - юридическая норма, которая никому: ни индивиду, ни коллективу не дает субъективных прав. Человек - лишь винтик в социальном организме. Индивид - это не цель, а средство выполнять известную работу в деле социального строительства. Для права есть только обязанности. Для каждого класса существуют свои социальные функции. Государство налагает руку на собственность, которая должна выполнять социальную функцию. Л. Дюги говорил, что собственность социализируется и перестает быть абсолютным правом и трансформируется для собственника в социальный долг. Л. Дюги говорил о социальной реформе общества. Он высказывал уверенность, что современное общество движется к известному роду федерализации классов, соорганизованных в синдикаты - синдикальный федерализм. Всеобщее индивидуалистическое избирательное право предлагал заменить организаторским пропорциональным представительством партий и профессиональных организаций. Для этого классовое общество перестраивается на основе синдикатов. Каждый класс объединяется по профессиональному признаку в профессиональные союзы. Отношения между классами регулируется не законами, а договорами. Соединение синдикатов в федерацию приведет к децентрализации политической власти, к политическому и правовому плюрализму. Власть будет распределяться между различными синдикатами, к которым перейдет вся практическая работа по осуществлению социально-экономических и социально-политических задач. Деятельность центрального правительства будет направляться палатой, образованной из представителей всех синдикатов. Некоторые идеи, которые выдвинул Л. Дюги, находят и сегодня применение, так в Норвегии продолжительность рабочего дня и минимальная оплата рабочего часа определяется соглашением организаций предпринимателей и рабочих. Этот договор является договорным. Теория солидаризма выделяет следующие постулаты: 1. Общество складывается из связей, объединяющих людей на основе солидарности; 2. Сотрудничество классов, социальных групп регулируется социальной нормой солидарности; 3. Сущность права заключается в общественной солидарности, с которой должно считаться государство; 4. Отвергается самостоятельный статус субъекта права и в особенности его субъективные права. Социологическая юриспруденция подвергла критике формально-догматическое направление, прежде всего за смешение права и закона. Но, с другой стороны, она сама страдает серьезными изъянами. Так, противопоставляются нормы и правопорядок, отрицается нормативный характер права, отвергается нормативная сила законов, исключаются из правовой науки сущностные и аксеологические проблемы права. 2.4. Концепции плюралистической демократии Общей посылкой в концепцих плюралистической демократии выступает положение о том, что государство является демократическим лишь при наличии множества организаций либо автономных групп, участвующих в осуществлении власти. Возникновение идей политического плюрализма было связано с усложнением социальной 157 структуры зрелого капиталистического общества, формированием многопартийных систем в промышленно развитых странах. Начало плюралистическим воззрениям на политику положили идеологи реформистского социализма. Многообразие социальных объединений рассматривалось ими как средство, призванное выражать и защищать интересы непривелигированных слоев общества, и прежде всего, рабочих, которые в условиях парламентской демократии лишены возможности реально воздействовать на политику высших органов государства и добиваются защиты своих интересов с помощью альтернативных (негосударственных) организаций – профсоюзов, гильдий, потребительских кооперативов и пр. С развернутым обоснованием идеала плюралистической демократии выступил Гарольд Ласки (1893–1950) – видный деятель и теоретик лейбористской партии Великобритании. Он сформулировал такие понятия, как плюралистическая теория государства и политический плюрализм, которые были восприняты последующими сторонниками концепции и употребляются ныне в качестве ее наименований. По учению Ласки, современный тип государства зародился в эпоху Реформации, когда светские правители, одержав победу над церковью, сосредоточили в своих руках всю полноту власти. В дальнейшем, по мере утверждения капитализма, государственная власть подверглась бюрократизации и превратилась в централизованную иерархическую систему управления, обслуживающую интересы частных собственников. Ласки называл такое государство монистическим. Представительные учреждения (парламент и органы местного самоуправления) принципиально дела не меняют, поскольку они включены в единую систему институтов, защищающих обладателей собственности. В странах парламентской демократии, писал Ласки, избирательные права рабочих имеют декларативный, формальный характер. «Граждане бессильны перед лицом эффективно действующей централизованной власти». Отсюда был сделан общий вывод: «Капитализм несовместим со свободой». Утверждение свободы теоретик связывал с установлением нового общественного строя – промышленной демократии. Описывая будущее общество, Ласки исходил из того, что частная собственность в нем сохранится, но функции управления производством будут переданы коллективам трудящихся. На смену централизованной организации власти придет “плюралистическое государство”, в котором систему учреждений, построенных по территориальному принципу, дополнят органы представительства профессиональных интересов – производственные ассоциации (например, корпорация железных дорог), профсоюзы, объединения деятелей культуры и образования, независимые церкви. Тем самым произойдет рассеяние государственного суверенитета: политическая власть рассредоточится по многочисленным объединениям, представляющим различные социальные интересы. Увеличение числа центров власти отразит федеративную природу общества, его дифференцированную социальную структуру. Не согласился Ласки и с концепциями правового государства. Для того чтобы стать правовым, современному государству необходимо признать и обеспечить своим гражданам такие естественные права человека, как право на прожиточный минимум и достаточный досуг, право объединяться для совместных социальных действий. Иную трактовку идеи политического плюрализма получили в неолиберальных доктринах, прежде всего, концепции институционализма. Призывая государство к проведению активной экономической политики, неолибералы в то же время предвидели, что она способна обернуться режимом «наибольшего благоприятствования» для отдельных предпринимателей и корпораций. С учетом этого идеологи неолиберализма изыскивали дополнительные средства, которые препятствовали бы государственному вмешательству перерасти отведенные ему рамки гаранта стабильного развития экономики. Решающая роль среди таких средств принадлежала политическому обеспечению частных интересов, нейтрализации власти автономными социальными 158 институтами. Основоположником теории институционализма выступил профессор и декан факультета права Тулузского университета Морис Ориу (1856-1929). Основное содержание теории: государство – это политический организм, который представляет всю нацию в целом. Государство – режим одновременно и экономический, и политический, и юридический, режим, который овладевает нацией, видоизменяет ее, налагает на нее определенную форму, становится средой, в которой существуют индивиды. Согласно Ориу, каждый гражданин занимается своими делами, и тем самым совершает общее дело на благо всего общества. Единственный стимул гражданина – стремление к наживе, институт приобретения. Для того чтобы в обществе не возникали конфликты, чтобы общество было стабильным, необходимо учреждение институтов. Институт – спокойное, длительное существование какого-либо положения вещей. Это известная организация постоянство определенной социальной группы, образующая институты (семья, церковь, община, профсоюз и т.д.), в том числе и государство. Все институты делятся на 2 группы: - институты-корпорации; - институты-вещи. Корпорация – институт, обладающий внутренней свободой, позволяющий себе преследовать свои цели и делающийся индивидуальностью. Этот институт обладает определенной автономией. Эти институты возникали давно и совсем недавно. Наиболее устойчивый – государство. Институты-вещи лишены автономии. Государство осуществляет свою деятельность на основе права. Право уравновешивает вечную противоположность между личностью и обществом. Нормы права создаются институтами. Процесс создания проходит 3 стадии: - возникает направляющая идея института, которая получает выражение в волевых актах правящих лиц. Идея превращается в право дисциплины; - становление права. Придание идее силы. Но право дисциплины еще не право, оно не совершенно, не обладает подлинной юридической природой, т.к. представляет собой лишь субъективное выражение направляющей идеи института; - право дисциплины становится подлинным правом. Правовые предписания должны получить одобрение со стороны подданных, граждан в форме их присоединения к действующим нормам. Т.е. нормы санкционируются гражданами, что приводит к длительному, ни чем не нарушаемому существованию. Это уже статутное право, когда к нему присоединяются институты. 2.5. Концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия Формирование идей общественного благоденствия проходило параллельно с развитием социального законодательства в странах Западной Европы и США. Инициаторами реформ в области социального обеспечения, как правило, выступали левые силы – партии социалистической ориентации и профсоюзы. Реформы социального законодательства проводили также либеральные и консервативные партии, вынужденные учитывать в своей политике запросы и требования неимущих. Зародившись в Германии в 1880-е гг., идеи государства благоденствия получили особое развитие после Второй мировой войны под влиянием кейсианских представлений о всеобщей занятости и высоких доходах населения. Под политикой социального благоденствия в 40-50-е гг. понимали программы, направленные на достижение высокого жизненного уровня населения путем создания государственных систем образования, здравоохранения и поддержки жилищного строительства, а также оказания помощи гражданам, которые не в состоянии собственными силами обеспечить себе минимум доходов. В последующие годы эти программы дополнялись положениями о демографической политике государства, его 159 задачах в области охраны окружающей среды, превенции социальных отклонений, защиты национальной культуры и др. Социал-демократические партии рассматривают социальное государство как ступень к своей главной цели – демократическому социализму. Государственная власть, заявляют они, призвана подготовить условия для перехода к социальной демократии, при которой демократические методы управления будут применяться во всех сферах общественной жизни. Одновременно подчеркивается, что социальная политика является не услугой или милостью со стороны государства, а его прямой обязанностью, вытекающей из предоставленных гражданам социальных прав. Одним из создателей теории государства благоденствия был шведский экономист и государственный деятель Карл Гуннар Мюрдаль (1898-1987). В основе его концепции лежит утвеждение о том, что всеобщее благоденствие уже достигнуто в индустриальных странах Запада. Остальные страны рано или поздно встанут на тот же путь экономического и социального развития. Государства благоденствия обладают рядом общих признаков. Богатейшие страны Запада имеют смешанную экономику, т.е. рыночные отношения сочетаются в них с государственным планированием. Для государств социального благоденствия характерна также тенденция к демократизации политической жизни. Всеобщее избирательное право и рост общественного благосостояния, утверждал Мюрдаль, позволяют перейти к децентрализации государства и передать часть функций, которые традиционно осуществляло правительство, органам местного самоуправления и добровольным объединеням граждан. Недостатоком современного государства Мюрдаль считал его национальный характер. В связи с этим он призывал выйти за пределы организации благоденствия в национальных масштабах и положить идеи социальной политики в основу межгосударственных отношений. Будущее представлялось ему в виде мирового порядка социального благоденствия. 3. Возрождение теорий естественного права Среди политико-правовых концепций XX в. особое место занимают учения о естественном праве. Они продолжают традиции философского осмысления права и опираются на различные доктрины, сложившиеся в современной западноевропейской и американской философии – томизм, неокантинианство, неогегельянство, экзистенциализм, феноменологию, персонализм. Подобно классическим учениям XVII - XVIII вв., современные естественно- правовые теории признают существование наряду с позитивным правом (законами и обычаями) идеального порядка отношений между людьми. Этот высший нормативный порядок и называют естественным правом. Согласно таким взглядам, законы государства являются действительными и легитимными лишь в том случае, если они соответствуют идеальному праву. Современное понимание естественного права вместе с тем существенно отличается от предшествующих трактовок. Философия и правоведение XX в. рассматривают человека с точки зрения его социальных определений, как участника многообразных общественных связей. В перечень естественных прав соответственно включают не только неотъемлемые права личности, призванные гарантировать ее независимость от государственной власти, но и социально-экономические права человека, свободу объединения в политические партии и общественные союзы, права социальных общностей. Естественное право не рассматривается больше как совокупность незыблемых, раз и навсегда установленных разумом предписаний. Напротив, преимущество имеют идеи «естественного права с изменяющимся содержанием», принципы исторически развивающегося правосознания, нравственные и деховные ценности конкретного общества или народа. Современное естественное право – правовая доктрина – не цельное юридическое |