Главная страница

А. В. Скоробогатовисторияполитическихи правовых


Скачать 1.26 Mb.
НазваниеА. В. Скоробогатовисторияполитическихи правовых
АнкорIstoriya_politicheskih_i_pravovyh_ucheniy.pdf
Дата21.03.2018
Размер1.26 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIstoriya_politicheskih_i_pravovyh_ucheniy.pdf
ТипУчебно-методическое пособие
#16979
страница24 из 25
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25
6. Развитие советского права в 1950-1970-е годы
С середины 1950-х гг. монополия официального правопонимания была нарушена.
Были предложены понимания права, как единства правовой нормы и правоотношения
(С.Ф. Кечекьян, А.А. Пионтковский) или как единство правовой нормы,
правоотношения и правосознания (А.К. Стальгевич, Я.Ф. Миколенко). При этом правоотношение предстает как реализация, результат действия «правовой нормы»,
производные от нее формы и проявления права. Однако все предпосылки базировались на наличии советского права, под которым имелось в виду неправовое советское законодательство. Отождествление права с тоталитарным законодательством,
некритический, апологетный позитивизм, присущий обоим подходам, исключали саму возможность собственно правовой оценки закона, различения и сопоставления права и закона, противопоставления права правонарушающему законодательству.
В начале 1970-х гг. выдвинута концепция различения права и закона,
обосновывающая понимание права как необходимой формы и равной меры свободы индивидов. Эта концепция позволила выявить отсутствие у социалистического права и законодательства минимально необходимого качества права – правового принципа формального равенства и свободы индивидов, обеспечивала проведение анализа условий и предпосылок, при которых вообще возможны право, правовой закон, правовое государство. Началась разработка правовых ориентиров для преобразования и преодоления правоотрицающего строя, постсоциалистического права, в контексте всемирного исторического процесса, свободы, равенства, права.
Л.С. Явич выступал против сведения права к юридическим нормам. По его мнению, особенность субъективного права такова, что оно еще в большей степени, чем юридические нормы, отражает глубинную сущность права. Объективное и субъективное право - это две стороны, два элемента, два аспекта права. Субъективное юридическое право, полагал Явич, может возникнуть и до его закрепления в нормативных актах государства (через судебный прецедент), т.е. до объективного права. Исторически и логически правогенез происходит до завершающей своей стадии независимо от государства. Но объективное и субъективное право диалектически взаимосвязаны,
одинаково нормативны и должны защищаться государством. Одно без другого не может существовать и функционировать. Л.С. Явич склонялся к многоаспектному пониманию права, но при этом не выходил за рамки диалектико-материалистической логики. В
частности, он писал: «…Мы уверены, что такое сложное, многогранное и многоуровневое явление, каким оказывается право, «схватывается» только развивающимся понятием. Это понятие заключено в целостной концепции права философского уровня… и находит закрепление во множестве взаимосвязанных дефиниций, не конкурирующих, а дополняющих друг друга. Понятие права детерминирует его определения, но синтез таких определений дает возможность составить объемное представление о праве, кратко описать достигнутое наукой правопонимание, использовать его для дальнейшего развития науки и для решения практических вопросов.
7. Современные российские правовые теории: на пути к интегральному
правопониманию
История развития правовой мысли в России позволяет характеризовать его как движение от классического варианта научной рациональности к неклассическому, в котором доминирует понимание права как варианта коммуникативной рациональности.
Прерванная в своем поступательном развитии событиями 1917 г., данная тенденция получает свое продолжение в современных постсоветских условиях формирования науки.
В современной российской правовой теории сосуществуют различные направления. Наряду с модернизированным нормативистско-этатистским подходом (М.И.
Байтин, В.В. Лазарев, О.Э. Лейст, А.Ф. Черданцев), развивается социологическое правоведение (В.М. Баранов, И.Л. Честнов). На самостоятельное место претендует либертарно-юридическая концепция права, основывающаяся на различении права и

188
закона и трактующая право как всеобщую форму и равную меру свободы индивидов (В.С.
Нерсесянц, В.А. Четвернин). Своеобразную «социократическую» правовую концепцию разрабатывает Г.В. Мальцев. При этом в российском правоведении имеет место сближение теоретических позиций представителей разных направлений, насколько это возможно сделать, находясь в границах определенного типа правопонимания. Некоторые авторы пытаются активно эксплуатировать и идею естественного права (в особенности это относится к С.С. Алексееву и В.К. Бабаеву). Однако выход за границы «родного»
концепта правознания (этатистского), не подкрепленный ни глубокой онтологией, ни современной методологией, неизбежно порождает эклектизм правовых теорий.
Представляется, что наиболее адекватным ответом на новую ситуацию в постсоветской науке может быть формирующийся в настоящее время интегральный тип правопонимания, (Афанасьев В.С., Лазарев В.В., Варьяс М.Ю., Графский В.Г.,
Лившиц Р.З., Поляков А.В., Честнов И.Л.) - призванный при помощи нового,
неклассического подхода к научной рациональности увидеть право как целостное интерсубъективное явление и не эклектически объединить, а синтезировать теоретически значимые моменты, проработанные конкурирующими научными теориями - В.В. Лазарев,
в частности, относит себя к сторонникам такого «синтезированного» правопонимания.
Ученый полагает, что «…в научных целях и в интересах эффективного правотворчества следует приветствовать разные подходы к праву, различные определения права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия» и предлагает собственный вариант
«интегративного» определения права. Интересно, что если В.В. Лазарев, осуществляя теоретико-правовой синтез, остается в целом на позициях этатизма, то, например, Р.З.
Лившиц, связывает свой вариант «интегративного» правопонимания с идеями социологической школы. Ученый полагает, что можно найти такую обобщающую теоретическую конструкцию, которая способна синтезировать три разных подхода к праву
(нормативный, социологический и ценностный). Для этого «следует попросту отбросить отличия каждой из школ и оставить то общее, что их объединяет. А объединяет их представление о праве как системе общественного порядка». Хотя такой вариант в некоторых аспектах представляется более продуктивным, чем вышеупомянутый, но и он у
Лившица, как это вытекает из дальнейшего содержания цитированной работы, не выходит за рамки этатизма и, наряду с методологической беспомощностью, не позволяет сконструировать адекватную интегральную концепцию - нормативный аспект права и его специфический механизм функционирования в государстве - у этатистского подхода;
субъектно-деятельный аспект права - у социологической школы; восприятие права как ценности - у юснатурализма; психическую составляющую права - у сторонников психологической школы и т.д.
Такая теория может «примирить» существующие в различных вариантах правопонимания теоретические оппозиции «идеального» и «материального»,
«рационального» и «иррационального», «должного» и «сущего», «субъективного» и
«объективного», «естественного» и «сконструированного» в праве, поскольку право как своеобразный многогранник включает в себя все эти стороны. С позиций коммуникативной теории права, концепция которого сформулирована в ряде работ автора и которая представляет собой один из вариантов интегрального правопонимания, право рассматривается как включающее в себя и идеальное, и материальное, рациональное и иррациональное, должное и сущее, объективное и субъективное, «естественное» и
«сконструированное», статичное и деятельное, динамичное.
Феноменолого-коммуникативная концепция права признает собственную природу права, не сводимую ни к каким искусственным конструкциям и социокультурным закономерностям и неразрывно связанную с коммуникативной природой самого человека
- субъекта права. Этим обосновывается возможность возникновения права как в государстве, так и непосредственно в обществе, причем этот коммуникативный процесс неразрывно связан и с индивидуальной, и с общественной психикой. Право одновременно

189
представляет собой идею и текст, норму и правоотношения, императивно-атрибутивные переживания и социализированные ценности. Ни одно из этих положений не истинно в своей отдельности и отвлеченности, только в рамках целостного восприятия права они обретают эйдетический смысл. Смысл права многогранен. В данном случае речь идет о правовой эйдетике, знание которой раскрывает онтологический смысл права как оно есть
(бытийствует). Такое знание претендует на всеобщность, поскольку разнообразные проявления права связывает единый эйдетический смысл.
Вместе с тем право обретает иной смысл, если он ищется на путях его ценностного обоснования. Отвечая на вопрос, в чем предназначение права, что оно значит в жизни человека и общества, неизбежно покидаешь область всеобщего, аподактического знания и вступаешь в границы знания понимающего, основанного на ценностных предпочтениях.
Смысл права в таком контексте определяется поиском той высшей ценности, которую может представить право. Чисто рационально этот вопрос решается достаточно просто:
если право не является само высшей ценностью (земным Абсолютом), то свое ценностное значение оно получает в зависимости от того, насколько оказывается связанным с высшей ценностью. Определение высшей ценности (математически точное!) опять-таки не составляет труда, т.к. ею может быть только такая ценность, которая объемлет все остальные, т.е. трансцендентное Абсолютное, Бог. Проблема заключается в том, что ценности, которые могут быть положены в обоснование смысла права не моделируются рационально, а реально переживаются как ценности, как симпатии и антипатии. Именно поэтому непризнание трансцендентного Абсолюта (дело довольно-таки обычное) есть прежде всего не «торжество человеческого разума», а факт эмоционального неприятия,
антипатии. В таком случае смысл права ищут в правах человека, в свободе, в равенстве, в обеспечении материальных и «духовных» благ и т.д.
Таким образом, проблема аксиологического смысла права решается не научными методами, а активностью человеческой души, ее способностью или неспособностью к духовному подвижничеству. И хотя в силу своей многогранности право может познаваться различными способами, но в своем целостном виде просматривается ясней всего в феноменолого-коммуникативном ракурсе.

Глоссарий
Политико-правовые учения Древней Индии
Веды - литературные памятники религиозного содержания, священные книги индусов.
Дхармасутра и дхармашастра - религиозно-ритуальные и правовые брахманские компиляции.
Каста - обособленная группа лиц с наследственным характером их деятельности,
складывающаяся по профессиональному, родовому, религиозному и другим признакам.
Дхарма (для брахманизма) - свод обязанностей, которые должны были исполнять каждая из варн.
Дхарма (для буддизма) - управляющая миром природная закономерность, естественный закон.
Варна - особая сословная группа.
Брахманы - варна, в которую входили священнослужители, жрецы.
Кшатрии - варна, в которую входили воины, правители.
Вайшья - варна, в которую входили земледельцы, ремесленники.
Шудра - варна, в которую входили слуги.
Политическая и правовая мысль Древнего Китая
Даосизм - одно из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли. Основатель Лао-цзы.
Дао - независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественная закономерность.
Фа – в учении Конфуция позитивные законы, которые включали в себя: Ли - правила ритуала; Жэнь - правила человеколюбия; Шу - правила заботы о людях; Сяо - правила почтительного отношения в родителям; Чжун - правила преданности правителю и т.д.
Чжэ мин – у Конфуция принцип «исправления имен».
Политико-правовые учения Древней Греции
Платон
Тимократия - вырождение идеальной аристократии, которая приводит к появлению частной собственности и делению людей на свободных и рабов.
Олигархия - порча тимократического государства в результате скопления значительного богатства у частных лиц.

191
Демократия - приятный и разнообразный строй, но не имеющий должного управления.
Аристократия - идеальное государственное устройство.
Тирания - противоположность демократии, когда чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Наихудший вид правления.
Политика - царское искусство, требующее знаний и умения управлять людьми.
Аристотель
Политика - как наука тесно связана с этикой.
Автаркия - самоудовлетвореность, цель, главный итог политики.
Государство - высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения.
Полития - самая правильная форма государства, смешение олигархии (власть немногих богатых) и демократии (власть неимущих). В ней доминирует средний элемент.
Политическое право - часть естественного права
Волеустановленное право - установление закона и всеобщих соглашений.
Неписаный закон - правовые обычаи.
Политическое правление - правление закона, а не людей.
Полибий
Охлократия - власть толпы.
Обычаи и законы - два начала присущие любому государству.
Политические и правовые доктрины Древнего Рима
Цицерон
Государство - дело, достояние народа, «соединения многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».
Августин
Естественное право - идеальная норма человеческих отношений и одновременно всеобщий закон, вытекающий из неизменного порядка природы и всей вселенной.
Вечный закон - выражение божественного разума и воли, которое определяет естественный порядок и естественное право.

192
Средневековые политико-правовые учения
Фома Аквинский
Государство - политическая общность.
Сущность власти - порядок отношений господства и подчинения, при которых воля лиц,
находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения.
Происхождение власти - конкретные способы завладения властью.
Вечный закон - универсальный нормы, общие принципы божественного разума,
управляющего вселенной.
Естественный закон - отражение вечного закона в человеческом разуме.
Позитивный закон - конкретизация естественного закона, это императив с меняющимся содержанием.
Божественный закон - дан в Библии.
Право - сфера правды, справедливости.
Марсилий Падуанский
Народ - источник любой власти, как светской, так и духовной. Он один верховный законодатель и носитель суверенитета.
Законы - веления, подкрепленные угрозой реального наказания или обещанием реальной награды.
Законодательная власть - призвана строго придерживаться рамок закона и действует благодаря тому авторитету, которым наделил ее законодатель.
Иларион
Закон - определяет внешние поступки людей на той степени их развития, когда они не достигли еще совершенства.
Даниил Заточник
Царская гроза - признак дееспособности и надежности верховной власти для подданных.
Политико-правовые учения Возрождения и Реформации
Н. Макиавелли
Государство - аппарат, управляющий подданными, народом, обществом, ему принадлежит публичная власть в лице государя. Государь вне юрисдикции суда.

193
Ж. Боден
Государство - управления множеством семейств и тем, что «является общим у них всех,
осуществляемое суверенной властью сообразно праву».
Государственность - возникает из договора, цель ее - заботиться об истинном счастье индивидов.
Суверенитет - абсолютная, постоянная власть, означающая высшую власть повелевать.
Королевская монархия - лучшее государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер.
Право - цель бытия государства.
Раннебуржуазные политико-правовые учения
Г. Гроций
Предмет юриспруденции - вопросы права и справедливости.
Предмет политической науки - целесообразность и польза.
Естественное право - предписание здравого разума, источником которого является сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению.
Естественное состояние - догосударственная стадия жизни людей.
Государство - соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных.
Верховная власть - суверенная власть, ее носителем выступает государство.
Война - состояние борьбы силою как таковое
Б. Спиноза
Гражданское состояние - наличие верховной власти, совокупное тело которой и есть
государство.
Естественное право - договорно установленное высшее естественное право государства.
Частное гражданское право - разрешенные в условиях гражданского состояния естественные права индивида, т.е. дозволенная верховной властью часть естественных прав.
Т. Гоббс
Естественное состояние - «война всех против всех».

194
Государство - возникает в результате заключения общественного договора, гражданское состояние общества. Государственная власть - абсолютна.
Дж. Локк
Государство - социальный институт, который воплощает и отправляет функцию публичной (политической) власти.
Политико-правовые учения эпохи Просвещения
Вольтер
Свобода - «состоит в том, чтобы зависеть только от законов».
Наилучший политический строй - когда на троне просвещенный монарх.
Ш.Л. Мотескье
Закономерное - разумное и необходимое, которое противопоставляется фатальному.
Государство - политическое состояние, при котором происходит соединение всех отдельных сил.
Закон - человеческий разум, управляющий всеми людьми
Ж.-Ж. Руссо
Государство - политический организм.
Суверенитет - общая воля народа, он неотчуждаем и неделим.
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25


написать администратору сайта