Пробуждение разума или как стать личностью. Абеляр Пьер. Тысячи путей ведут к заблуждению
Скачать 4.63 Mb.
|
СНИСХОЖДЕНИЕ – ВЫСОКОМЕРИЕ У гордости может быть благородное Великодушие, у тщеславия никогда Ничего не бывает, кроме низкой Зависти. Пьер Буаст. Женщина прощает только тогда, Когда она виновата. Арсен Хуссе. Лишь эгоизм делает разницу между Добром и злом. То что эгоистично безнравственно, то что бескорыстно – нравственно. Свами Вивекананда. Извинить бога может только то, Что его нет. Стендаль. Мы должны вернуться к парам высокомерие – достоинство и снисходительность – потворство, чтобы увидеть разницу в данных понятиях. ВЫСОКОМЕРИЕ – это гордое и надменное отношение к кому-либо, а также чрезмерно высокая самооценка. СНИСХОЖДЕНИЕ – это проявление невзыскательности и не строгости. Когда мы невзыскательны к кому-либо, то есть снисходим до его слабостей, то можно сказать, что мы возвышаемся над ним. Когда проявление СНИСХОЖДЕНИЯ обходится без высокомерия? Ведь ВЫСОКОМЕРИЕ - это основа эгоизма, а значит безнравственности, а СНИСХОЖДЕНИЕ, во многих случаях – это проявление участия и понимания другого человека. Приведем пример. Представим, что друг попросил нас выполнить для него очень важное поручение, скажем, встретить его родственников из поездки. Он не мог это сделать сам, потому что был на работе. Представим, что мы не выполнили его просьбу, так как нечаянно забыли о ней. Мы честно можем признать свою ошибку и пойти попросить прощения у друга за свое безответственное поведение. Здесь будет важна причина, по которой нас будет прощать друг, именно она станет контекстом сопряжения в паре СНИСХОЖДЕНИЕ – ВЫСОКОМЕРИЕ. ВЫСОКОМЕРИЕ мы здесь будем констатировать, если друг простит нас, потому что другого отношения от нас к его просьбам он и не ожидал. С такой причиной его просьба изначально была нашей проверкой. То есть, когда он просил нас выполнить его поручение, он уже был высокомерен, полагая, что мы можем с ним не справиться, так как он изначально считал, что нам нельзя поручать такие дела, потому что нельзя потом спросить с нас за содеянное. ВЫСОКОМЕРИЕ, эгоизм и двуличие в данной ситуации проявляется в том, что наш друг раздражается от нашей невнимательности и чувства недовольства в своем сознании. ВЫСОКОМЕРИЯ здесь будет еще больше, если наш друг до этого сам безупречно выполнял все наши просьбы. Тогда в его раздражении будет еще и упрек в том, что мы повели себя подло по отношению к нему. В этом случае все его заботы и благодеяния по отношению к нам станут для нас порабощением. То есть, все, что он для нас делал, совершалось для того, чтобы мы были ему обязаны. Еще большее высокомерие будет прослеживаться, если наш друг простит этот проступок лишь на словах, а на самом деле в душе запомнит его и будет ждать такого момента, когда он сможет отомстить нам. В этом случае ВЫСОКОМЕРИЕ будет дополняться лицемерием и жестокостью. ВЫСОКОМЕРНЫЙ здесь будет убеждать себя считать нас неполноценными, не умеющими держать слово людьми, у которых нет гордости, потому что мы пришли просить прощения и чести и достоинства, потому что наш поступок он будет считать недостойным. СНИСХОЖДЕНИЕМ будет тогда совершенно другая реакция друга. Он должен вспомнить, что все люди и он в том числе иногда совершают ошибки. Достоинство человека заключается в бескорыстной добродетели, поэтому здесь лучше вообще не упоминать об инциденте, чтобы не вызвать неудобной ситуации. Это и будет называться СНИСХОЖДЕНИЕМ. Причем, даже если в своем СНИСХОЖДЕНИИ мы будем надеяться на то, что человек совершивший ошибку сам захочет объясниться, в этом уже будет проявление ВЫСОКОМЕРИЯ, ибо мы берем на себя право, пусть даже в мыслях, осуждать и оценивать других людей. Настоящее совершенство наступает только тогда, когда человек стремиться избавиться от скверных мыслей, очистить свой мозг от недостойных помыслов. Приведем другую ситуацию. Представим неравный брак: богатый жених и бедная невеста. Будет ли семейство жениха проявлять СНИСХОЖДЕНИЕ к родным невесты, или обязательно будет присутствовать ВЫСОКОМЕРИЕ, кичение своим материальным достатком и самодовольство. Дело в том, что в таких ситуациях обе стороны проявляют ВЫСОКОМЕРИЕ, но только в тех случаях, где подавлением личности задевается достоинство какой-либо стороны. В результате подобных случаев богатые демонстрируют перед бедными силу денег, проявляя к ним ВЫСОКОМЕРИЕ, а бедные, эгоизм которых уязвлен, считают людей с деньгами безнравственными, глупыми и бесчувственными. Однако, если явного ВЫСОКОМЕРИЯ не наблюдается, то отношения между различными людьми по уровню жизни кажутся стабильными. Но и ВЫСОКОМЕРНЫМИ мы можем быть лишь в определенном контексте, то есть, например, в данной конкретной ситуации, когда нас кто-нибудь оскорбляет. Здесь в защите своего достоинства нужно тоже знать меру. Если вы уверены, что человек, который оскорбляет вас незаслуженно – не прав, то можно проявить СНИСХОЖДЕНИЕ к его несдержанному поведению и склонности к заблуждению и не реагировать на нападки. Однако не следует при этом быть ВЫСОКОМЕРНЫМИ и считать такого человека глупым и невежливым. Люди кричат друг на друга и раздражаются, воюют и ненавидят, не потому что ненавидят, а потому что спят. Спит наш разум сном веков, миром правит логика. Зайдем в сознание начальника, который заметил, что мы пришли на работу в нетрезвом состоянии. Начальники в логике, точно также выполняют приказы, как и их подчиненные, но даже не это нам важно. Представим, что начальник делает нам замечание, и мы оправдываемся перед ним, обещая, что больше такого не повторится. Он, конечно, простит нас, но как он это сделает? Высокомерный начальник может не считать нас личностью, раз мы появились в недостойном виде на работе. Он может поэтому повышать голос и оскорбить нас при людях, которые к данной сцене будут относиться скептически. Конечно, здесь мы будем говорить о высокомерии, как средстве подавления личности подчиненного. Высокомерный начальник при этом будет считать, что мы с этих пор у него на крючке и требовать от нас безупречного выполнения его указов, иначе зачем он вообще нас прощал. В этом случае мы должны усмотреть выгоду начальника в подавлении и строгом отношении к нам, а поэтому нельзя констатировать сдержанность. Поэтому все начальники лицемерят, то есть изображают ответственность, морща лоб и надувая щеки. Впоследствии, они приобретают стереотип командира и могут отдавать приказы людям, даже не находясь в контексте своего места работы. СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬЮ в данной ситуации мы будем называть реакцию начальника, когда он прошел мимо и сделал вид, что не заметил, что мы пришли трудиться в пьяном виде, конечно, если мы впервые это сделали. Начальнику трудно будет овладеть собой и сдержать эмоции, ведь, появляясь на производстве пьяными, мы бросаем вызов его эгоизму: он будет считать себя плохим начальником и подозревать, что также думают все остальные. Проявить СНИСХОЖДЕНИЕ здесь будет более мудрым решением, чем возвышаться над тем, кто совершил ошибку. Главное здесь проследить, не привела ли его такая реакция к попустительству и потворству. Лучше всего обладать зоркостью и видеть эгоизм издалека и стараться избавлять человека от него незаметно для окружающих. Другое дело рабочий, как эгоист может не понять наших устремлений и ходить на работу пьяным каждый день, а мы не сможем его наказать, потому что он при этом хороший специалист или сын нашего друга. В логике все повязано на эгоизме людей, и когда мы рассматриваем тонкости человеческого мышления, мы знаем, что в реальности выглядит все в сотни раз грубее и страшнее. Но это вовсе не означает, что человек не может быть личностью. Нужно найти причины его деградации и избавляться от них.
Но истинное СНИСХОЖДЕНИЕ – это вовсе не слепая терпимость, и не всепрощение, тогда оно было бы безумием, а это терпеливое стремление помочь любому человеку обрести разум и прийти к совершенству. Истинное СНИСХОЖДЕНИЕ – это признание злейшего врага другом, и любого человека равным себе и равным богу, это спокойствие сознания и мудрость. Умение овладеть сознанием любого человека, открыть ему глаза на мир и открыть его самого – вот смысл и предназначение личности. Настоящее удовлетворение от жизни можно получить только заслужив уважение и любовь других людей, в том числе и близких. Вырастить сына – не значит одеть и прокормить, не значит дать образование и не значит помочь устроиться в жизни и приспособиться к условиям. Воспитать – значит сделать свободным сознание человека. Научить жить своим умом, видеть и понимать настоящую сущность всего и суметь не пропасть в темноте собственного безумия. Здесь мы должны еще сказать, что ВЫСОКОМЕРИЕ родителей – в подавлении личности ребенка. Если отец не находит времени и терпения на убеждения и научение словом и примером, то надежды получить в конце воспитательного процесса личность - нет. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – САМОСТЬ (ИНДИВИДУАЛИЗМ) Главный вред брака в том, что он Вытравливает из человека эгоизм. А люди неэгоистичные бесцветны, Они утрачивают свою Индивидуальность. Оскар Уайлд. Индивидуализм всегда убивает Личность и индивидуальность. Бердяев Н.А. Если характер человека создается Обстоятельствами, то надо стало Быть, сделать обстоятельства Человечными. Карл Маркс. Оригинальность эха состоит в Повторении. Влодзимеж Счисловский. Мы подошли к одному из принципиальнейших вопросов: к вопросу о неповторимости каждого человека. Ведь мы привыкли считать, что все люди разные, что каждый человек – это целый мир, целая вселенная, что любой из нас непредсказуем и непостижим до конца, что оригинальность человека проявляется во всем, а уникальность его природы, пожалуй, самая великая загадка на Земле. Однако, мы можем также находить бесконечное множество общего во всех людях. Например, мы все обладаем одинаковыми инстинктами, у нас единый для всех способ мышления – логика. У всех людей, также, единый смысл жизни, который определяется условиями. То есть, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ в нашем представлении по этой причине нельзя считать абсолютной. Ведь в различных контекстах человек просто не может быть полностью неповторимым. Даже принадлежность к определенной расе уже объединяет нас цветом кожи. Мы полностью повторяем друг друга и в видах деятельности, и в убеждениях, и, конечно, стереотипами мышления. Поэтому, определять ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, как совокупность свойств, отличающих одного человека от другого, необходимо исключить все свойства, которые всех людей делают неразличимыми. В этом случае обнаружится, что мы в принципе одинаковые. Здесь вновь придется различать все ИНДИВИДУАЛЬНОЕ по мотивации или причине. В результате мы получим пару сопряженных нравственных понятий ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ и САМОСТЬ, из которой САМОСТЬЮ мы будем называть все эгоистичное, что рассматривается как ИНДИВИДУАЛЬНОЕ в человеке. Нельзя сказать, что, исключив эгоизм, мы обретем полную ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ведь тогда нас будет объединять другой смысл жизни, но в этом случае мы будем называть ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ абсолютной, то есть не зависимой от условий и идеальной для развития. Здесь еще мы введем пару абсолютная свобода – полная вседозволенность, которую будем рассматривать несколько позже. Итак, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ, кроме врожденных свойств организма, мы будем считать любое самоопределение человека, как личности. То есть, человек только своим сознанием и разумом, по своей воле делает выбор самореализации. В этом смысле понятие ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ должно стать разумным, ведь абсолютная ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ подразумевает абсолютное мышление или чистый разум. Сегодня ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ, в большей степени мы считаем личные убеждения и взгляды человека, основой которых является стереотип, а также выбор человеком своего пути реализации в существующих условиях. Но ни в убеждениях, которые нам навязаны логикой, ни в выборе, который всюду ограничен невозможными условиями выживания, человек не проявляет ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Ведь наш выбор во всех случаях зависит не от нас. Приведем ситуацию. В период взросления в сознании человека появляется стремление выделиться среди других людей. Причина этому – развитие организма до того состояния, когда он может лучше приспосабливаться к условиям, а значит реализовываться самостоятельно и выдерживать конкуренцию. Здесь происходит усиление амбиций, как основы эгоизма и соответственно стремление занять более высокое положение в нужном контексте. И в этом каждый выбирает те средства, которые считает наиболее преемлимыми для своего стереотипа. Одни изменяют свою внешность, другие – сознание, третьи - окружающие их условия, и каждый в своей ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ эгоистичен, потому что основной целью самоопределения является стремление выделиться и занять более выгодное положение именно для себя или для необходимых себе людей. Поэтому здесь человек проявляет не ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, а САМОСТЬ, как стремление обрести и доказать свое преимущество перед другими людьми. Причем если проявлять свою ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ бескорыстно, то есть, не для себя, это не значит, что для других, Ведь мы не знаем, что в действительности хотят от нас другие люди, соответственно наши устремления не будут иметь ни цели, ни целесообразности, а значит, не будут иметь и разумного результата. Здесь ошибкой будет желание проявиться относительно других людей, в результате чего мы получим относительную ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, которая будет иметь смысл только в контексте существующих условий и господствующих или интересующих нас стереотипов. Так ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ военного – в храбрости, учителя – в мудрости, деятеля искусства – в утонченности, а политика в расчетливости. То есть, чтобы добиться абсолютной ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, необходимо полностью выйти из зависимости от других людей. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ в этом случае станет свобода сознания от всех условий, а значит, способность видеть все неразумное в этих условиях и способность разумно их изменять. Зайдем в контекст бизнесмена, который считает, что его индивидуальность и значимость проявляется в красивых вещах, которые находятся у него в особняке и в шикарном автомобиле, а может быть еще и в том, что он может позволить себе управлять другими людьми и пользоваться другими женщинами. В перечисленных категориях об ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ не может быть и речи, ведь все, что он имеет, у него есть благодаря условиям. Поэтому фактически он может быть богатым, только до тех пор пока остальная масса людей являются бедными и не проявляют активности. Усиление конкуренции восстановит баланс и наш бизнесмен потеряет лицо в толпе других ИНДИВИДУАЛИСТОВ. Здесь теоретики капитализма в свое время перемудрили. Они считали, что человека можно заставить работать, погоняя палкой или поманивая пряником, то есть они считали, что человек только голодным может совершать действия. Здесь мы говорим, что настоящая ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ и свобода выбора проявится только тогда, когда человек будет сытым и довольным и готовым все делать для того, чтобы такое состояние было стабильным. Количество денег на руках мы тоже не можем назвать проявлением ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Ведь большие деньги достаются от предыдущего поколения или зарабатываются на несовершенстве законодательства. Зайдем в контекст социалистического государства. Считается, что в нем люди теряли свое лицо и ходили строем, как зомбированные, потому что им не позволяли выражать своего мнения, и они считались равными, и только в капиталистической формации человек получил настоящую независимость. Во-первых, люди в социализме ходили строем, потому что у них было время это делать, зомбированные мы сейчас, когда гоняемся за копейкой без сна и отдыха и готовы отдать жизнь за меховое пальто, в котором мы будем вызывать зависть у таких же как мы. Человек в капитализме не имеет ни отпуска, ни возможности жить полноценной жизнью. Все посвящается работе и зарабатыванию, вот уж действительно никакой ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Отмена денег сделает равными всех сразу, ведь неравенство делают лишь они. Вот уж тогда можно будет посмотреть на действительное искусство, которое не создается ради куска хлеба. В условиях общего равенства ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ будет лишена эгоизма, и не будет иметь смысла, скажем, в труде, поэтому все теории о том, что люди разные окажутся беспочвенными. Возьмем контекст разумного общества, к которому мы неизбежно придем. Здесь все потребности будут удовлетворены, за счет населения и технического прогресса можно будет сокращать рабочий день, поэтому человек будет иметь возможность проявлять свою ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ так, как ему захочется. Тут можно свободно будет проявить себя и в творчестве и в искусстве и в воспитании, тем более, что вокруг будут настоящие ценители ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, знающие ей цену и ее смысл. Воровать будет нечего, да и не зачем, ведь все есть, заниматься проституцией не за что. Секс обретет разумные рамки, так как разврат никем не будет ценится. В итоге все внимание будет устремлено на собственное развитие и развитие общества, свободная модернизация и усовершенствование всего в нем. Если при этом не заниматься самовосхвалением, то будет достаточно и времени и сил. Переход к разумному обществу обусловит новый виток в развитии человечества. Мы навсегда распрощаемся с эгоизмом и станем личностями. Это будет первый шаг к совершенству. Но прежде чем его совершить, необходимо приобрести новое сознание и мышление.
Чтобы яснее понимать данную пару противоположений, мы вводим еще понятие ИНДИВИДУАЛИЗМ. ИНДИВИДУАЛИЗМ – это принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества. Мы должны понимать, что все интересы личности должны в любом случае сопоставляться с интересами других людей. Ведь стремление выделиться среди других может стать основным мотивом, и тогда в любом случае многие будут выбирать доступные им средства для достижения своих целей, которые не всегда будут разумными. Сегодня принцип демократического государства вполне позволяет каждому человеку в рамках закона удовлетворять свои потребности. Мы имеем свободу слова, свободу действий и свободу личности. Демократия – это власть народа. Именно народа, ведь государство в таком политическом строе практически не имеет никакой власти. Оно не может не только управлять стихийными устремлениями масс, но и вообще как-либо влиять на них. В итоге государственный аппарат просто паразитирует на людях, выкачивая из них заработанные деньги посредством законов, которые он сам и придумывает. Фактическую власть над всем имеют лишь деньги, которые являются эквивалентом всех благ, так как сознание каждого человека в условиях капитализма полностью зависит от них. И в этой психической зависимости от денег безвозвратно теряется и личность человека, и его индивидуальность в той самой массе народа, основой которой все же является толпа. Индивидуальность в контексте, который мы имеем, в принципе нужна только для достижения каких-либо благ, в первую очередь материальных. В итоге мы приходим к тому, что человек теряет свое истинное лицо среди денежных знаков и красивых и дорогих вещей, которые, конечно, нисколько не приближают человека к совершенству, а делает его равнодушным ко всему. Здесь еще влияет тот факт, что добиваясь благ, мы больше ни в чем не видим смысла. |