ОБРАЗ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Р.Н. Трифонов
Научный руководитель – В.Г. Туркина Белгородский государственный институт искусств и культуры
e-mail: ruslan82ruslan1982@rambler.ru Аннотация. Статья посвящена изучению образов Москвы и Санкт-Петербурга как важнейших городов России. Рассматривается история возникновения этих городов, проводится сравнение их архитектурного и культурного облика, выявляются их сходства и различия. Обращается внимание на то, что между Москвой и Санкт-Петербургом существует неразрывная связь, при этом, каждый из этих городов является по-своему наследником и действительным носителем российской духовности и культуры.
Ключевые слова: культурология, урбанистика, город, городское пространство, образ города, Москва, Санкт-Петербург.
THE IMAGE OF MOSCOW AND ST. PETERSBURG: A COMPARATIVE ANALYSIS
R.N. Trifonov
Scientific supervisor – V.G. Turkina Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: ruslan82ruslan1982@rambler.ru Abstract. The article deals with the images of Moscow and St. Petersburg as the most important Russian cities. The history of the emergence of these cities is considered, their architectural and cultural appearance is compared, their similarities and differences are
revealed. Attention is drawn to the fact that there is a close link between Moscow and St. Petersburg, while each of these cities is in its own way the heir and the real bearer of Russian spirituality and culture.
Keywords: cultural studies, urban studies, city, urban space, city image, Moscow, St.
Petersburg. Ни у кого не вызывает сомнение тот факт, что Москва и Санкт-Петербург являются самыми главными городами России. До сих пор в общественных кругах не утихают споры о том, какой из этих городов достоин звания столицы самой большой страны в мире. Из истории России нам известно, что в свое время каждый из этих городов был наделен статусом столицы нашей страны. И в настоящее время Санкт-Петербург сохраняет за собой звание культурной столицы Российской Федерации. Примечательно, что не только в России, но и в некоторых других странах мира существуют так называемые «старые» и
«новые» столицы, например, Алма-Ата и Астана в Казахстане, Берген и Осло в Норвегии, Стамбул и Анкара в Турции, Краков и Варшава в Польше и другие. Однако именно в нашей стране ситуация с двумя столицами стала уникальной. Представляется интересным рассмотреть современный образ Москвы и Санкт- Петербурга в рамках культурологического анализа.
Прежде чем проводить сопоставительный анализ образов Москвы и Санкт-Петербурга, необходимо изучить, что собой представляет понятие «образ города». Одним из первых исследователей образа города по праву считается известный зарубежный ученый Кевин Линч, который в своей работе «Образ города» (1960) писал, что под образом города следует понимать символически выраженное представление о специфике, уникальности города, его узнаваемом образе, сформировавшемся в общественном мнении. Кроме того, городом называется пространство, которое можно воспринимать не только органами чувств, но и на уровне абстракций и воображения, и даже во времени, например, днем и ночью, зимой и летом [1]. Иными словами, образ города – это сочетание всех представлений о городе, которые формируются в сознании его жителей, это сочетание всех элементов городской среды, это сочетание прошлого и настоящего опыта жизнедеятельности в конкретном городе [2, с. 86-87].
Обращает на себя внимание то, что К. Линч подчеркивает важность позитивного образа города, поскольку именно в городской среде должно быть чувство глубокой взаимосвязанности на любом уровне, что необходимо для поддержания эмоционального благополучия человека, при этом, эстетические качества среды оказывают существенное влияние на поведение и эмоциональное состояние горожан [1].
Анализ источников показывает, что многие исследователи выявляют значительное количество различий между Москвой и Петербургом. Прежде всего следует упомянуть о двух разных схемах, согласно которым, как правило, противопоставляются эти города. Как пишет В.Н. Топоров, по одной из них, бездушный, казенный, казарменный, официальный, неестественно-регулярный, абстрактный, неуютный, вымороченный, нерусский Петербург противопоставлялся душевной, семейственно-интимной, уютной, конкретной,
естественной, русской Москве. По другой схеме, Петербург как цивилизованный, культурный, планомерно организованный, логично- правильный, гармоничный, европейский город противопоставлялся Москве как хаотичной, беспорядочной, противоречащей логике, полуазиатской деревне. Сам словарь этих признаков и его структура очень показательны [5, с. 7-8].
Как известно, целостное представление об образе города невозможно без изучения его исторических корней, культурных традиций, природного наследия, его уникальности и самобытности. В связи с этим, представляется необходимым обратить внимание на историю возникновения рассматриваемых городов.
Согласно источникам, Москва и Петербург создавались по разным планам. Планировка Москвы характерна для старинных городов-крепостей, когда кольцами опоясывали центр, земляные валы и рвы. Пересечение многочисленных переулков, создающих своего рода лабиринт, – отличительная особенность Москвы. Поскольку строилась Москва хаотично, неудивительно, что даже в центре города долгое время сохранялись внушительные по размеру пустыри. За свою многовековую историю Москва смогла создать свой неповторимый архитектурный облик, в котором по-особому выделялись маковки и купола церквей, располагавшихся на самых высоких местах [4].
Строительство Петербурга осуществлялось по-иному. У Петра I был четкий план создания Петербурга как европейской столицы, причем новый город обязательно должен был отличаться от Москвы. Главная особенность строения Петербурга заключалась в том, что он застраивался большими архитектурными ансамблями. Кроме того, в отличие от Москвы в нем имеются прямые широкие улицы, множество мостов, плотно прилегающие друг к другу строения. Приглашенные европейские архитекторы внесли существенный вклад в создание города, в их работе отчетливо прослеживается классическая завершенность всех европейских архитектурных стилей.
Следующим аспектом при сравнении двух российских столиц может выступать архитектура. Как отмечает отечественный культуролог А.С. Запесоцкий, архитектура – это то, что от поколения к поколению больше всего передается и больше всего влияет на образ города. Как видим, архитектурный
«почерк» Москвы и Санкт-Петербурга разный. В связи с тем, что они застраивались в разные времена, их архитектура передавала настроения своего времени. По мнению ученых, Москва – воплощение сознания и стиля барокко с его контрастами высокого и низкого, рационального и иррационального, телесного и духовного, Петербург – это создание просветительского рационализма с его четкостью и ясностью, рациональностью, Москва – символ замкнутой линии, в то время как Петербург – это эстетика прямой линии. В архитектуре Москвы можно выделить такие архитектурные стили, как барокко, ампир, модерн, столичный конструктивизм, сталинский ампир, позднесоветский модернизм, постмодернизм. К основным чертам архитектуры Санкт-Петербурга принято относить продуманную регулярность застройки и соразмерность городских ансамблей. Архитектурные стили в Санкт-Петербурге весьма разнообразны: это барокко, классицизм, эклектика, модерн, конструктивизм [4].
Несмотря на достаточно явные различия в архитектурном комплексе Москвы и Санкт-Петербурга, все же можно выявить их определенные сходства. Первым сходством является Ленинградский вокзал в Москве и Московский вокзал в Санкт-Петербурге. Удивительное сходство этих вокзалов объясняется тем, что оба они были построены по проекту архитектора К.А. Тона: оба представлены в стиле классицизма с элементами итальянского возрождения и древнерусского искусства. Единственное отличие можно обнаружить в центре зала ожидания: в здании Московского вокзала находится памятник Петру I, а в здании Ленинградского – Ленину.
Второе схожее строение в этих двух городах можно обнаружить в двух величественных соборах: Храм Василия Блаженного в Москве и Храм Спаса на Крови в Петербурге. Нередко эти соборы именуют братьями-близнецами, поскольку у обоих присутствует витиеватый узор на куполах, оба построены из красного кирпича. В настоящее время оба собора являются музеями, церковные службы в них проходят лишь время от времени.
Еще одним сходным строением в Москве и Петербурге можно считать Большой театр в Москве и Александринский театр в Петербурге. Оба театра жѐлтого цвета, а на фронтоне располагается одинаковая квадрига Аполлона. В настоящее время оба театра функционируют, однако их репертуар разный: в Большом театре смотрят балет и оперу, в Александринском – спектакли и драму [4].
В связи с тем, что формирование образа города невозможно без изучения его души, а именно, его жителей, попытаемся выяснить отличительные черты москвичей и петербуржцев. Согласно результатам исследования, проведенного С. Портер, москвичи более энергичны и амбициозны, а петербуржцы, наоборот, более сдержанны, осторожны, гостеприимны и интеллигентны. Петербуржцы более консервативны, чем москвичи, хотя их город значительно младше Москвы. Безусловно, речь идет об усредненных образах. Следует отметить, что по своему менталитету велика разница между коренными москвичами и теми, кто переехал в Москву в детские либо зрелые годы. Именно по этой причине образ москвича нередко предстает скорее отрицательным, чем положительным. Обращает на себя внимание ритм жизни московских и петербуржских жителей. В связи с тем, что исторически Москва считалась купеческим городом, на современном языке – огромным деловым центром, ритм жизни москвичей крайне активный и бурный. Проявляется это не только в их будние дни, время отдыха у них также проходит в шумных компаниях. В свою очередь, петербуржцы под влиянием замысла Петра I сделать Петербург «окном в Европу» ведут более размеренную жизнь, предпочитают отдыхать в кругу
близких людей, часто посещают различные культурные мероприятия [3].
Итак, как показало наше исследование, Москва и Петербург – это два величайших города, которые на протяжении трех веков ведут постоянный диалог. Их богатейшее историческое прошлое дает основания для признания каждого из них столицей России – звание, которое они время от времени передавали друг другу. Примечательно, что город, освобождавший от обязанностей столицы, не утрачивал своего столичного вида и духа. Москва и Петербург навсегда останутся центрами научной и культурной жизни нашей страны.
Список литературы
Линч, К. Образ города / пер. с англ. В. Л. Глазычева; сост. А. В. Иконников; под ред. А. В. Иконникова. – М.: Стройиздат, 1982. – 328 c. Пидодня, Ю.А. Образ города в рамках социальной психологии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 1. – С. 86-87. Портер, С. Чем отличаются москвичи от петербуржцев? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://topcor.ru/1234-chem-otlichayutsya-moskvichi-ot- peterburzhcev.html#: :text=Оказалось%2C%20что%20москвичи%20в%20отличие,все%20моск вичи%20или%20питерцы%20одинаковы (дата обращения: 13.04.2021) Просвирникова, А. Противостояние двух столиц: в чѐм разница между Москвой и Петербургом? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://regnum.ru/news/cultura/3021236.html (дата обращения: 13.04.2021) Топоров, В.Н. Петербург и Петербургский текст русской литературы // Семиотика города и городской культуры. Петербург. Труды по знаковым системам XVIII: Ученые записки Тартуского государственного университета. – Тарту, 1984. – С. 4-29.
|