Главная страница

КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области


Скачать 1.05 Mb.
НазваниеАдминистрация губернатора белгородской области
Дата12.04.2022
Размер1.05 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКультурные тренды. 2021. Т.1.docx
ТипДокументы
#467256
страница102 из 105
1   ...   97   98   99   100   101   102   103   104   105

МУЗЫКА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО



И.Е. Шаповалова

Научный руководитель – И.Ф. Салманова Белгородский государственный институт искусств и культуры

e-mail: irina-alison@mail.ru
Аннотация. В статье с разных точек зрения рассматривается музыкальный кругозор Ф.М. Достоевского. Актуальность статьи в попытке целостно представить музыкальные интересы писателя, сопровождавшие его как в жизни, так и в творчестве. В произведениях Достоевского музыка становится уникальным художественным способом раскрытия тайны человеческой души.

Ключевые слова: музыка, музыкальный кругозор, творчество, целостность, полифония, исполнители, музыкальный гений, тайна человеческой души.

MUSIC IN THE LIFE AND WORK OF F.M. DOSTOEVSKY



I.E. Shapovalova

Scientific supervisor I.F. Salmanova Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: irina-alison@mail.ru
Abstract. The article examines the musical horizons of F.M. Dostoevsky. The relevance of the article in an attempt to holistically present the writer's musical interests that accompanied him both in life and in work. In Dostoevsky's works, music becomes a unique artistic way of revealing the secrets of the human soul.

Keywords: music, musical horizons, creativity, integrity, polyphony, performers, musical genius, the mystery of the human soul.
Знакомство с духовным миром и творчеством Ф.М. Достоевского будет неполным, если не обратить внимания на его способность воспринимать разнообразный мир музыки. М.М. Бахтин неслучайно именно в музыке находит емкий и точный термин «полифония» передающий всю сложность расходящихся и перекликающихся голосов-сознаний в романах Достоевского [1, с. 7]. Актуальность статьи в том, чтобы попытаться целостно представить музыкальные интересы писателя. С одной стороны, музыка и музыканты сопровождают Достоевского на протяжении всей жизни, с другой – музыка неизменно звучит на страницах его произведений, создавая не только эмоциональный фон, но и художественно воплощая потаенные уголки человеческой души; наконец, многие произведения писателя впоследствии становятся основой музыкальных произведений.

С самого детства будущий писатель прикасался к музыкальному искусству: слушал романсы матери, песни крестьян на деревенских праздниках. В годы учения он погрузился в музыкальную жизнь Петербурга, стал завсегдатаем оперных и балетных спектаклей, концертов. Достоевский особенно выделял такие оперы, как «Руслан и Людмила» Глинки, «Вильгельм

Тель» Россини, «Дон Жуан» Моцарта, «Норма» Беллини, «Гугеноты» Мейербера.

Его друг, доктор А.Е. Ризенкампф, вспоминает, что в 1841 году они с Достоевским не пропускали почти ни одного концерта скрипача Уле Булля, игра которого покорила Достоевского настолько, что он уходил с его концертов потрясѐнный и взволнованный до слѐз. Однако Достоевского привлекала не только классическая музыка и ее исполнители. Его душа не в меньшей степени была открыта для восприятия и популярных водевилей с их незамысловатыми мелодиями, и дребезжащих звуков уличной шарманки.

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной…», – писал молодой Достоевский брату Михаилу [2, с. 48]. Проникновению в

«тайну» человеческой души способствовала музыка. Повесть «Неточка Незванова» (1849 г.) посвящена раскрытию загадки человека странного спившегося и губящего себя и своих близких скрипача Ефимова, охваченного непостижимой для многих страстью – любовью к музыке. Понять и простить Ефимова способна только детская душа. Неслучайно повествование автор доверяет девочке-подростку, неподдельно страдающей от омерзительных поступков отчима, но также искренне восторгающейся им.

Ефимов кажется окружающим безумцем в своей попытке самоутвердиться в роли непревзойденного скрипача. Он готов унижаться, лгать, прикидываться ради одного – доказательства своего исполнительского превосходства. Но есть ли у героя истинный талант исполнителя или он только жаждет его, охвачен «идеей» музыки? Он – ложный гений, живущий ложью своей избранности. Он считает невозможным зарабатывать деньги музыкой. Однако, в каких бы унизительных условиях не жила его семья, Ефимов не способен продать скрипку. Продать скрипку – это значит продать свою душу, окончательно разрушить иллюзию своей избранности. Неточка вспоминает о том, как бережно, с каким благоговением и трепетом Ефимов доставал из

«таинственного ящика» свою скрипку, как слезы наворачивались на глазах его и текли по щекам. Именно это отношение к музыкальному инструменту породило в ребѐнке ответную любовь, мечту о «доме с красными занавесами», из окон которого доносились «звуки сладкой музыки».

Окончательное саморазоблачение ложного гения передается Достоевским в игре Ефимова, «раздавленного» звуками скрипки истинного гения, музыканта С–ца. Истина ослепила и сожгла его разум. Одна лишь напуганная Неточка слушает его в этот момент. Но в звуках скрипки она не слышит музыки. Она уверена, что слышит лишь стоны, крик человеческий и плач. Это была игра не виртуоза, но настоящего, вдруг прозревшего страдальца. По мысли Достоевского, именно музыка становится в этот момент самым бескорыстным и беспристрастным судьей Ефимова. Музыкальная фраза истинного гения – это всегда только свет и истина.

Отбывая заключение, Достоевский познакомился с бытом и песнями каторжан. В «Записках из мертвого дома» описание игры народного оркестра по тонкости наблюдения едва ли не единственное в русской художественной

литературе. Неслучайно Достоевскому, открывшему на каторге творческие потенции русского народа, столь близкой становится музыка М.П. Мусоргского. Захватывает Федора Михайловича и музыка Бетховена, к творчеству которого он обращается в романе «Униженные и оскорблѐнные» (в диалоге Катерины Фѐдоровны и Ивана Петровича) и в повести «Дядюшкин сон» разговоре Марьи Александровны Москалевой и князя К.).

В 60-е годы, в пору расцвета своего творчества, Достоевский сближается с Н.Г. Рубинштейном и А.Н. Серовым. Н.Н. Фон-Фохт отмечает в своих воспоминаниях, что писатель почти всегда что-нибудь про себя напевал. Однажды в присутствии Достоевского им был сыгран немецкий романс на стихи Гейне. Этот романс очень понравился Достоевскому, и он поспешил поинтересоваться, где Фохт его услышал. Оказалось, эту мелодию играли шарманщики в Москве. Впоследствии именно этот романс напевает умирающая Катерина Ивановна Мармеладова в романе «Преступление и наказание».

Все герои Достоевского по преимуществу городские жители, обитающие в замкнутом пространстве казенных квартир, каморок, полуподвалов. Музыкальные впечатления здесь чрезвычайно редки. Исключением представляется роман «Идиот», в котором действие разворачивается не только в Петербурге, но и в Павловске, где герои живут на дачах и ходят «на музыку». Оркестр под управлением Иоганна Штрауса в Павловском «воксале» в 1860-е слушал и сам Достоевский. В романе на одном из подобных концертов произошел скандал с участием князя Мышкина, который вступился за Настасью Филипповну. На страницах романа «Подросток» Достоевский вновь поднимает тему любви к музыке. О своем отношении к музыке подростку рассказывает Тришатов, когда раскрывает перед ним замысел своей оперы.

Вершиной творчества Федора Михайловича Достоевского является роман

«Братья Карамазовы». Какая же музыка звучит в романе? В главе «Смердяков с гитарой» пятой книги Алѐша случайно подслушивает, как Смердяков поѐт песню. В.Е. Ветловская отмечает, что в одном из своих писем Достоевский упоминал, что «лакей Смердяков поет лакейскую песню» [ 3, с. 190-191], которую писатель когда-то услышал в Москве у купеческих приказчиков 3-го разряда и перешедшую к лакеям. Песня никем никогда из собирателей не была записана и спустя 40 лет явилась в первый раз на страницах романа, точно характеризуя лакейскую душу Смердякова.

Гений Достоевского вдохновлял впоследствии композиторов разных эпох на создание музыкальных произведений по сюжетам его романов (оперы

«Игрок» С.С. Прокофьева, «Раскольников» Г. Зутермайстера, «Идиот» М. Вайнберга, оратория «Великий инквизитор» Б. Бланера), повестей (опера «Из мѐртвого дома» Л. Яначека), рассказов (опера «Ёлка» В.И. Ребикова).

Таким образом, музыка стала неотъемлемой, органической составляющей как жизни Ф.М. Достоевского, так и его творчества, вобравшего полифонию музыкальных звуков и мелодий, способствующих раскрытию внутреннего мира героев.

Список литературы

  1. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Михаил Бахтин. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. 416 с.

  2. Басина, М. Жизнь Достоевского. Сквозь сумрак белых ночей: документально- художественная повесть // Марианна Басина. СПб.: Издательство «Пушкинского фонда», 2020. 208 с.

  3. Ветловская, В.Е. «Братья Карамазовы». Дополнения к комментарию // Достоевский. Материалы и исследования / отв. ред. Г. М. Фридлендер ; АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинск. Дом). — Л. : Наука, 1980. — Т. 4. - 288 с.

  1. Гозенпуд, А.А. Достоевский и музыкально-театральное искусство. Л.: Советский композитор, 1981. - 224 с.

  2. Достоевский, Ф.М. Белые ночи: роман, повести / Фѐдор Достоевский. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2021. 416 с.

  3. Шалагинова, Т.А. Достоевский и музыка [Электронный ресурс: https://urok.1sept.ru/articles/412671]. Дата обращения 28.03.2021.
1   ...   97   98   99   100   101   102   103   104   105


написать администратору сайта