КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области
Скачать 1.05 Mb.
|
ПРОБЛЕМА ГОРОДСКОЙ ПАМЯТИР.Н. Трифонов Научный руководитель – В.Г. Туркина Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: ruslan82ruslan1982@rambler.ru Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы городской памяти в современных урбанистических исследованиях. Раскрывается сущность города как места памяти, как хранителя его культурно-исторического наследия, анализируются характерные черты городского пространства, приводятся примеры мест памяти в городской среде. Обращается внимание на то, что город оказывает огромное влияние на самоидентификацию городских сообществ. Ключевые слова: культурология, урбанистика, город, городское пространство, память, городская память, историческая память, места памяти. THE PROBLEM OF THE URBAN MEMORYR.N. Trifonov Scientific supervisor – V.G. Turkina Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: ruslan82ruslan1982@rambler.ru Abstract. The article is devoted to the study of the problem of urban memory in modern urban studies. The essence of the city as a place of memory, as a custodian of its cultural and historical heritage is revealed, the characteristic features of the urban space are analyzed, examples of places of memory in the urban environment are given. Attention is drawn to the fact that the city has a huge impact on the self-identification of urban communities. Keywords: cultural studies, urban studies, city, urban space, memory, city memory, historical memory, places of memory. В последние годы в России и за рубежом наблюдается неподдельный интерес ученых к поистине уникальному явлению – городу. Историки, культурологи, социологи, философы и другие представители научного сообщества исследуют этот физический и культурный феномен с разных ракурсов, однако все они сходятся на мысли о том, насколько важным для развития современного общества является понимание сущности города и связанных с ним процессов. Об этом красноречиво заявлял в свое время отечественный ученый И.М. Гревс: «Города – это и лаборатории, и приемники, хранители культуры, и высшие показатели цивилизованности. В них происходит сгущение культурных процессов, насыщение их результатов… Город – это центр, в одно время, культурного притяжения и лучеиспускания, самое яркое и наглядное мерило уровня культуры, а история города – прекраснейший путеводитель ее хода и судеб» [1, с. 21]. Роль города в жизни любого общества трудно переоценить. О его важности свидетельствует не только благоприятная экономическая обстановка. Значительно важнее для его существования и развития считается его культурно-историческое, интеллектуальное и духовно-нравственное наследие, которое призвано объединять людей в настоящем, служить бесценным источником всестороннего развития города в будущем, а также формировать, сохранять и передавать из поколения в поколение память о прошлом или историческую память. Применительно к современному городу историческая память предстает, по мнению ученых, в двух ипостасях, тесно связанных между собой. С одной стороны, историческая память воплощается в различных строениях, включая особо примечательные для окружающих площади и парки, здания городской администрации, а также обычные улицы, дворы и другие объекты. Однако все они в той или иной степени отражают жизнь города, причем, не только настоящую, но и прошлую. Как писал известный русский ученый и литературовед Д.С. Лихачев, «улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают, напоминают… Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков» [3, с. 206]. С другой стороны, память о прошлом – это то, что составляет воспоминания жителей города и передается следующим поколениям в устной и письменной формах. Отсюда следует, что культурно-историческое прошлое получает свое преломление не только через материальные объекты, но и через самих горожан. Их повседневная жизнь, наполненная множеством планов, идей, ценностных установок также формирует городское пространство. Как отмечает Н.Л. Мысливец, «всѐ когда-либо существовавшее в социокультурном пространстве города становится его культурной памятью, генетическим кодом поведения горожан. Без горожан – «носителей» городской культуры – город не существует. Только благодаря его жителям он превращается в исторический источник, в документ как информацию, записанную на материальном «носителе» [4, c. 109]. Город по своей сути уникален и неповторим, как некая система, где каждый человек, который живет в нем постоянно или лишь случайно оказывается в нем на несколько часов или дней, вольно или невольно накладывает определенный отпечаток на жизнь города, на его поведение, развитие или уничтожение. Справедливо отмечают ученые, что форма города, в особенности, его духовный образ, не соответствует тому плану, который создавали инженеры и градостроители. Ни на каком чертеже или рисунке не представляется возможным передать те ритмы, которые делают город более пригодным для жизни. Город существует, когда нескольким людям удается сплотиться в едином городском пространстве, когда они считают себя его гражданами. Как известно, одним из показателей высоко развитого общества является то, что бóльшая часть населения страны проживает в городах. Следовательно, именно на город возлагается ответственность по сохранению и передаче будущим поколениям памяти о прошлом. Согласно данным, представленным Росстатом на 1 января 2021 года, в городах проживают около 75 % всех жителей России [2], в то время как в сельской местности – приблизительно 25% всего населения. Однако данные цифры не свидетельствуют о том, что горожане и сельские жители постоянно пребывают в своих городах или сѐлах. Более того, не вызывает сомнение тот факт, что жители села время от времени приезжают в город по ряду причин как бытовых, так и культурно- развлекательных, как личных, так и общественных. Все эти факты указывают не только на то, что город – это важнейший источник культурно-исторического наследия, это место исторической памяти, но и на то, что город имеет тесную связь с повседневным жизненным пространством каждого жителя той или иной страны. В продолжение данной темы Н.Л. Мысливец наделяет город определенными характеристиками. По мнению исследователя, город является неоспоримой исторической действительностью, поскольку у каждого города имеется конкретная точка отсчета и свой исторический путь. Город как место памяти представляет собой разноплановую структуру. При формировании его образа следует учитывать не только памятники архитектуры или какие-либо значимые, с культурно-исторической точки зрения, места, но и всех его горожан – выдающихся деятелей или никем не известных рабочих. Не могут остаться без внимания и другие аспекты, в частности само городское пространство и все происходившие в нем события [4, с. 108]. Некоторые отечественные ученые подчеркивают, что в городе «как сложно развивающемся, конфигуративном смысловом пространстве, в котором существует человек, память выступает ключевой матрицей, маркером Города как места, в своей интерпретации наполняющим смыслом городское пространство обитания человека. Город становится своего рода мизансценой прошлого, которая нагружена зданиями, памятниками, «объятными» общественными пространствами, заполненными смыслами и историческими нарративами» [6]. Еще одной важной стороной города является формирование у горожан чувства городской идентичности. Однако если нарушить устоявшийся в сознании горожан образ города, то исчезает целостное восприятие городского пространства, и воспоминания о городе сводятся лишь к отдельным объектам, например, памятникам и местам, получившим всеобщее признание. Примечательно, что именно этот объект – первое, что вспоминается о городе, а подчас и ассоциируется с городом. Примеры, когда та или иная достопримечательность особенно выделяется в городском ландшафте и служит своего рода визитной карточкой конкретного города, встречаются повсеместно. Среди наиболее известных в мире мест следующие: Биг-Бен вызывает воспоминания о Лондоне (Англия), Эйфелева башня – о Париже (Франция), Статуя Свободы – о Нью-Йорке (США) и т.д. Применительно к российским городам, Кремль служит обязательным местом посещения туристами и ассоциируется, в первую очередь, с Москвой, Петропавловская крепость – с Санкт-Петербургом, Херсонес – в Севастополем, Олимпийский парк – с Сочи. Все эти достопримечательности по сути являются «местами памяти» о городе. Термин «места памяти» был введен французским исследователем П. Нора, который в своем труде «Проблематика мест памяти» (1999) писал: «Места памяти – это останки. Крайняя форма, в которой существует коммеморативное сознание в истории… Музеи, архивы, кладбища, коллекции, праздники, годовщины, трактаты, протоколы, монументы, храмы, ассоциации – все эти ценности в себе – свидетели другой эпохи, иллюзии вечности. Отсюда – ностальгический аспект проявлений почтения, исполненных ледяной патетики» [5, c. 26]. Д.С. Лихачев выделял три аспекта «мест памяти»: материальный, символический и функциональный. Наличие лишь материального аспекта не достаточно для создания полноценного места памяти, необходимо присутствие некой символичности. Более того, любое место в городе может приобрести иной смысл в силу каких-либо произошедших на нем событий. Яркий тому пример можно обнаружить в Париже. На площади Альма находится монумент, представляющий собой факел свободы. На мемориальной доске, расположенной на площади, указано, что этот факел является копией факела Статуи Свободы в Нью-Йорке и должен служить символом дружбы между американским и французским народами. Примечательно, что долгое время это место не было популярным среди туристов. Печальную известность ему принесли трагические события – гибель в автокатастрофе английской принцессы Дианы, многим известной как леди Ди. До аварии площадь была неприглядной для посетителей – после аварии она становится площадью леди Ди. Со всего мира к этому месту, где всегда лежат живые цветы и разного рода подарки и письма для принцессы Дианы, приезжают ее поклонники. После аварии это непримечательное ранее место, превращается в место, «заполненное воспоминаниями» о произошедшем на нем трагическом событии. Анализ источников показывает, что в пространстве современного города историческая память подвержена таким явлениям, которые вносят существенные неточности, размытости в воспоминания о прошлом. Речь идет о фрагментации и децентрализации, в результате которых прошлое воспринимается как нечто вторичное, незначительное, утратившее свою подлинность. Определенную лепту в процесс искажения исторической действительности вносят современные средства массовой информации. Посредством книг, фильмов и даже обычной рекламы память о прошлом подчас получает свое отражение в несколько замысловатых формах. Кроме того, в некоторых городах подвергаются переделыванию или полному уничтожению памятники архитектуры и разные городские строения. Развитие средств массовой информации и их повсеместная доступность, медиатизация и коммерциализация памятников и образов прошлого лишают историческую память той абсолютной значимости, которой она обладала, находясь в рамках памяти национальной. Все чаще наблюдаются подтверждения того, как знание о прошлом подвергается корректировке, угодной определенным кругам, как памятные места предаются забвению, в результате чего наносится невосполнимый урон городской идентичности. Безусловно, память о прошлом крайне важна в любом обществе, поскольку незнание своей истории приводит к разрушению невидимой, но очень важной для дальнейшего существования человечества связи эпох и поколений. В связи с этим, к наиболее злободневным проблемам нашего времени относится проблема сохранения исторической памяти города. Итак, как показало наше исследование, город представляет собой сложный, разносторонний организм. Особую роль в жизни города играет историческая память, которая формируется не только из привычных для большинства людей материальных объектов, историческая память – это все то, что имеет тесную связь с городом, и в особенности, это его жители. Только при наличии исторической памяти город может называться городом. Кроме того, следует помнить, что историческая память – это не абстрактные представления о каких-либо событиях, это жизненный опыт, который имеется у каждого из нас. Список литературы Гревс, И.М. Монументальный город и исторические экскурсии // Экскурсионное дело / Под ред. проф. И. И. Полянского и акад. В.М. Шимкевича. – Петроград, № 1. – 1921. – 14 с. Демография [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения 30.03.2021) Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном: сост. и общ. ред. Г.А. Дубровской. – Изд. 2- е, доп. – М. : Дет. лит., 1988. – 238 с. Мысливец, Н.Л. Память о прошлом в пространстве современного города // Социологический альманах. – 2018. – №9. – С. 107-113. Нора, П. Проблематика мест памяти // Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. – СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 1999. - С. 17-50. Туркина, В.Г., Антонова, Е.Л. Как работает память в городе // Colloquium-journal. 2019. №21 (45). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kak- rabotaet-pamyat-v-gorode (дата обращения: 29.03.2021). |