Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые

  • Abstract.

  • КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области


    Скачать 1.05 Mb.
    НазваниеАдминистрация губернатора белгородской области
    Дата12.04.2022
    Размер1.05 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурные тренды. 2021. Т.1.docx
    ТипДокументы
    #467256
    страница97 из 105
    1   ...   93   94   95   96   97   98   99   100   ...   105

    СТОЛИЧНЫЙ ГОРОД КАК МОДЕЛЬ НОВОГО ОБЩЕСТВА: ТЕМА СОВЕТСКОГО ГОРОДА В ПРОСТРАНСТВЕ


    ПОВСЕДНЕВНОСТИ
    Ю.А. Соколова

    Научный руководитель – В.Г. Туркина Белгородский государственный институт искусств и культуры

    e-mail: veni_vedi_vika@mail.ru
    Аннотация. В статье намечены пути рассмотрения советского города как особого феномена культуры, требующего своего изучения.

    Ключевые слова: город, культура, повседневность, советская повседневность, коммунальный быт.

    THE CAPITAL CITY AS A MODEL OF A NEW SOCIETY: THE THEME OF THE SOVIET CITY


    IN THE SPACE OF EVERYDAY LIFE
    Yu.А. Sokolova

    Scientific supervisor V.G. Turkina Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: veni_vedi_vika@mail.ru
    Abstract. The article outlines the ways of considering the Soviet city as a special cultural phenomenon that requires its own study.

    Keywords: city, culture, everyday life, Soviet everyday life, communal life.

    Советский период развития нашей страны и общества на сегодняшний день представляется темой весьма актуальной, не только потому, что советская эпоха представила образцы невиданного по размаху экономического строительства, новых политических форм, научно-технической революции. социальных коммуникаций, мощного гражданского пафоса. Эта тема актуальна и потому, что живы носители социалистической советской идеи, ее проводники, Просто жители Советского Союза, назвать который бывшим, у меня как автора, не поднимется «рука», поскольку бывшей Родины, на мой взгляд, не бывает.

    Феномен советского социализма до сих пор представляет предмет научного спора и исследовательского интереса. Актуализировано и внимание исследователей к феномену советского города и горожанина, как результата гигантского эксперимента реформирования телесности и духовности.

    Советский город – тема, в общем-то, то не новая [3;4].Он рассматривается с позиции советской урбанистики и социологии, место концентрации новых коллективных правил общежития и сотрудничества. Исследователи считают его пространством, состоящим из субъектов, символов, ценностей, коммуникаций городской среды [2]. Изучение образа жизни советского города и горожан приводит нас к необходимости понять «дух эпохи», то есть вкусы и предпочтения, культурные традиции и новации, уклад жизни горожанина

    «новой формации». В рамки одной статьи невозможно уложиться и описать весь спектр перечисленных маркеров советской эпохи. Однако мы можем наметить некоторые рефлексивные точки, по которым можно было бы определить главные изменения облика советского города.

    Все исследователи сходятся во мнении, что «советский город» – понятие междисциплинарное. Оно впитало в себя сюжеты из исторической антропологии, истории экономики, социологии, событийной истории, культурологии, даже искусствоведения. Все эти области научного знания дают представление о предмете нашего интереса. Советский город строился на фундаменте советского типа индустриализации, щедро сцементированном нормами коммунистической идеологии.

    Советский город выступал моделью нового социалистического общества. В основе модели лежали постулаты коллективизма, общественно-полезного труда на благо государства (повседневный трудовой подвиг), особые морально- нравственные отношения. Таким образом, советский город виделся создателям этого «бренда» неким невиданным социальным, градоведческим, антропологическим экспериментом.

    Материальной скрепой этого невиданного сооружения выступала советская индустриализация и советское дисциплинирование, то есть нормирование поведенческих практик советского труженика. Такой образ жизни был совокупным результатом быстрой урбанизации и четкой социальной политики.

    Речь идет о коммунальном быте, обобществленной жизни, которую отныне вели советские люди. Коммунальный быт горожан был необычен тем, что его создавали и в нем жили семьи с совершенно разным образованием,

    мировоззрением, национальностью и жизненными привычками. У этих людей не было ничего общего, кроме «общих мест», которые они делили. Новое жилищное строительство в советских городах никак не могло угнаться за массовым притоком населения из сельской местности, который резко возрос с началом советской индустриализации. Революционные цели подавления буржуазии и воспитания советского «нового человека», который должен был быть обучен радостно участвовать в коллективном существовании, привели к этому способу советской частной жизни. Вынужденные приспосабливаться к нему, «новые горожане» придумывали различные стратегии для поддержания порядка, для защиты своих личных пространств и для переговоров о контроле над пространствами, которые были общими. Полученный образ жизни был стержневым опытом для многих поколений россиян и является фоном, а иногда и передним планом всей советской высокой культуры. Однако ни этот фон социальной жизни, ни коммунальные внутренние пространства отражают и структурируют основные культурные ценности, политические приоритеты, творческие процессы, производственные возможности, организацию и стиль труда. Ожидание светлого будущего формировало эти конкретные советские ценности, или миф о них. Воплощением нового быта, ожидания «новой, светлой» жизни были воплощены в представлениях о новом городе «саде», своего рода советской утопии.

    Одним их таких городов, перестраивающихся согласно новой идее градоустроения, выступает Москва, город-мегаполис, выступающий моделью мира, город, который должен отвечать запросам каждой категории населения, включать в себя новые культурные тенденции, приспособленный к новым социальным, экономическим и политическим изменениям.

    Москва советского периода, по мнению некоторых авторов, побывавших в нашей столице в 20-30 г.г. прошлого столетия напоминала «тихий город». Тишину создавало отсутствие привычных для мегаполиса автомобильных гудков и человеческого гомона. «Москва – самый тихий из городов-гигантов… Она производит впечатление, будто это не еще город, а предместье», – писал В. Беньямин [1, с. 78]. Однако мощная индустриализация изменила внешний, архитектурный, и перцептивный облик Москвы. Уже в середине 30-х годов в исключительно короткие сроки построено множество жилых домов, замощены улицы, протянуты линии электрических проводов. «Самым поразительным является планомерность, разумность целого, тот факт, что во внимание принимались не только потребности отдельных лиц, а поистине потребности всего города» [5].

    Можно, конечно подвергать критике и подозревать в ангажированности тех авторов, мнение которых мы приводим, однако иллюстративный факт опровергнуть нелегко. Достаточно посмотреть изображения новой Москвы, запечатленной советским художником Ю. Пименовым. Изображение городских пейзажей, новостроек, новых улиц и домов новой Москвы завораживает зрителя. Наиболее известна картина художника «Новая Москва»(1937). Пестрый калейдоскоп людского потока, бегущие автомобили, угадываемая в перспективе площадь Свердлова (современная Театральная), ширина бегущей

    под колесами авто улицы и вертикали домов встают перед глазами молодой автомобилистки, жительницы молодой Москвы. Все произведение Пименова дышит констатацией и ожиданием хороших перемен: весна, легкие платья. Цветы на ветровом стекле, солнечный свет, заливающий картину свидетельство напряженного переживания и ощущения жизни советского общества, как его видит художник.

    Москва, таким образом, выступала своеобразным маркером эпохи, проецируя ее притязания строительство нового быта и нового социалистического города. Своим внешним видом столица как бы задавала тон советскому градостроительству, побуждая мечтать о «городе-саде», который будет заложен в самых необычных местах (вспомним В. Маяковского и его произведение о Кузнецкстрое и людях Кузнецка).

    Новый город должен был явить собой воплощение мечты человека о совершенном социальном устройстве и рациональной организации жизни, и, как явление, возникающее вне целостного исторического культурного контекста, он действительно реализовал с большой последовательностью многие элементы структуры советской культуры.
    Список литературы

    1. Беньямин В. Московский дневник / В. Беньямин. Москва, 2012.

    2. Касаткина С. С. Российский город как социальный феномен / С.С. Касаткина. // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. – 2012. – Т. 12. Сер. История. Международные отношения, вып. 4. С. 58-61.

    3. Туркина, В.Г. Некоторые аспекты исследования советской повседневной истории

    /Туркина, В.Г. // Наука. Искусство. Культура. 2 (22). 2019. С. 107-112.

    1. Туркина, В. Г., Антонова, Е. Л. Советский город в пространстве советской повседневности./ В. Г. Туркина, Е. Л. Антонова. // Colloquium-journal. – № 21 (45). – 2019. – С. 53-56.

    2. Фейхтвангер Л. Москва. 1937. / Л. Фейхтвангер. Москва, 1937.


    1   ...   93   94   95   96   97   98   99   100   ...   105


    написать администратору сайта