КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области
Скачать 1.05 Mb.
|
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ В РАБОТАХ Ж.-П. САРТРА, КАК КУЛЬТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ, ЗАПЕЧАТЛЕВШЕЕДУХОВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА К.С. Ткаченко Научный руководитель – О.А. Михайлова Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: olga11846@mail.ru Аннотация. В данной статье анализируются вклад основных представителей в развитие и становление такого направления философии, как экзистенциализм. Также исследуется необходимость познания идей, высказанных французским философом Ж.-П. Сартром в своих произведениях, как одного из наиболее значимых и ярких представителей данного направления, разработавшего собственную вариацию экзистенциализма и создавшего такую систему бытия, где основополагающим элементом является свобода человека. Ключевые слова: экзистенциализм, психология, философия, духовность, выбор, сущность, бытие, осмысление, судьба, кризис, личность, психоанализ, отчуждение, индивидуальность, формирование. EXISTENTIALISM IN THE WORKS OF J.-P. SARTRE, AS A CULTURAL MOVEMENT THAT CAPTURES THE SPIRITUAL DIMENSION OF MODERN MAN K.S. Tkachenko Scientific supervisor – О. А. Mikhailova Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: olga11846@mail.ru Abstract. This article analyzes the contribution of the main representatives to the development and formation of such a direction of philosophy as existentialism. It also explores the need to understand the ideas expressed by the French philosopher J.-P. Sartre in his works, as one of the most significant and prominent representatives of this trend, who developed his own variation of existentialism and created a system of being where the fundamental element is human freedom. Keywords: еxistentialism, psychology, philosophy, spirituality, choice, essence, being, comprehension, fate, crisis, personality, psychoanalysis, alienation, individuality, formation. Экзистенциализм – направление философии, которое берет свое начало зарождения и формирования в первой половине XX столетия, и ставит в центр своего изучения существование человека. Также можно сравнить экзистенциализм с ответной реакцией, которая возникла в связи с многочисленными кризисами в жизни общества. Несмотря на то, что первоначальное представление философии жизни человека предстало в работах Ф. Ницше и В. Дильтея, родоначальником экзистенциальной философии принято считать датского философа Серена Кьеркегора [1, с. 5]. Несмотря на то, что Серен Кьеркегор не использовал напрямую такого термина, как «экзистенциализм», в одном из его трудов «Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам»» он упоминает такие термины как: экзистировать, экзистенция, экзистирующий субъект. Данный труд имеет огромное значение в творческой деятельности Серена Кьеркегора, ведь именно в нем идет столкновение его эстетических, религиозных и этических убеждений. С. Кьеркегор выносил осмысленность на второй план, и отдавал преимущество самой экзистенциальности, то есть существованию, но смысл своего существования личность, после долгого и трудного пути развития обязательно отыщет в вере. Этот и несколько других аспектов стали отправной точкой для распространения данной точки зрения философа, из-за чего его стали выделять как представителя иррационализма. Истоками человеческого понимания и осознания является нахождение его в потенциальном переживании кризиса, где кризис именуется отчаянием, неким отчуждением от самого себя, разного вида конфликтами. Для того чтобы являться самим собой, человеку важно осознавать себя. В экзистенциальном направлении необходим и важен сам процесс поиска смысла жизни, а не итог поиска. Пока мы ведем этот поиск, то получаем полный контроль над своей жизнью вместо инфантильного существования, становимся ближе к истинным смыслам собственной жизни, усложняете свою личность, а тем самым развиваете свой собственный мир, а не адаптируетесь к тому, что имеется. В одном из своих трудов Ж.-П. Сартр писал «Человек находится постоянно вне самого себя. Мы напоминаем человеку, что нет другого законодателя, кроме него самого, в заброшенности он будет решать свою судьбу» [3, с. 14]. Одним из наиболее значимых и ярких представителей экзистенциализма является французский философ, писатель и основатель атеистического экзистенциализма Ж.-П. Сартр. Идея нестандартности и своеобразия существования человека – одна из многочисленных идей, разработанных философом. Также Ж.-П. Сартр работал и, в конечном итоге, создал собственную систему бытия, где основополагающим элементом является свобода человека, которая в свою очередь сугубо индивидуальна. Философ предложил новые и интересные средства анализа приема, образа и стратегий исследования предметов, а также описания конституирования, как события индивидуально-конкретного в составе универсума, как востребованного, ничем незаменимого и уникального акта экзистенции в историческом. Ж.-П. Сартр развивал собственные взгляды в беллетристике – в романах, пьесах, рассказах, но одновременно работал над очерками и теоретическими работами, которые охватывали большое количество предметов – начиная с литературоведения и заканчивая философией, психоанализом. Философ разрабатывал собственную вариацию экзистенциализма, которую считал оптимистичной. Он выделял значение свободы и трудности, которые свобода вносит в существование человека, а также шансы, которые позволяют преодолеть те самые трудности. Можно с уверенностью заявить о том, что в произведениях французского писателя экзистенциализм представляется им с ярко-выраженным нравственно-этическим характером, настраивает и призывает людей к формированию активной жизненной позиции. Также, попытка создания нового психологического направления – экзистенциального психоанализа фактически принадлежит Ж.-П. Сартру. Важно отметить и тот факт, что философ, как яркий представитель философии экзистенциализма, все главные проблемы повседневности жизни человека раскрывал в своих произведениях путем чувств, не касаясь научного познания. Атеистический экзистенциализм Ж.-П. Сартра наиболее ярко выражен в одном из самых известнейших его произведений «Тошнота». В данном философском романе писатель поднимает довольно типичные и распространенные для экзистенциализма темы, которые затрагиваются в большинстве произведений этого направления. Речь идет и о судьбе человека, и о хаосе, который представляет собой жизнь, и об абсурдности бытия. В данном произведении, а также в пьесе «За закрытыми дверями» автор четко и ярко раскрывает свои взгляды, которые касаются необходимости свободы, трудностей, привносимых свободой, а также непосредственных шансов для решения трудностей. «Тошнота – это суть людей, застрявших в «сутолоке дня». Тошнота – это та самая «другая сторона отчаяния», по которую лежит свобода» [2, с. 237]. В завершении статьи нам хотелось бы сказать о том, что идеи, выдвинутые Ж.-П. Сартром в своих произведениях можно смело охарактеризовать, как полноценное культурное движение, которое запечатлело духовное измерение современного человека. Ведь так необходимо по сей день осознавать и формировать собственное «я», находиться в постоянном поиске смысла своего существования взамен деградации личности и утраты осознания себя настоящего. Он считал, что очень важно формирование активной жизненной позиции человека. Ж.-П. Сартр сделал огромный вклад своими произведениями в становление и развитие философии, литературы и такого понятия, как экзистенциальная драма. Благодаря этим трудам мы можем проанализировать сущность собственного бытия, получить ответы на вопросы, которые когда-либо вставали перед человеком. Творчество Ж.-П. Сартра, по нашему мнению, не утратит своей актуальности, ведь, как мы уже говорили, в связи с многочисленными изменениями в современном обществе, человеку необходимо научиться мгновенно приспосабливаться к этим изменениям. Список литературы Больнов, О.Ф. Философия экзистенциализма : Философия существования/Отто Фридрих Больнов; [Сост. Ю. А. Сандулов]; Научные редакторы: А.С. Колесников, В.П. Сальников; [Пер. С.Э. Никулина]. – СПб. : Лань, 1999 -222с. (Дата обращения: 09.03.21). Сартр, Ж.-П. Тошнота, Перевод с французского Ю. Яхниной . Печатается с разрешения издательства Editions Gallimard, 1938, перевод Ю.Я. Яхнина, наследники, 2012. Издание на русском языке AST Publishers, 2018 - 317с. (Дата обращения: 14.03.21). Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. // Сумерки богов. – М. - 2000 – 292 с. (Дата обращения: 11.03.21). |