КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области
Скачать 1.05 Mb.
|
КЛАССИЦИЗМ В ЖИВОПИСИ НИКОЛА ПУССЕНАА.В. Твердохвалова Научный руководитель – Г.М. Вершинская Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: vershinskaya.galina@yandex.ru Аннотация. В статье рассматривается классицизм как художественный стиль, который развивался в первой половине семнадцатого века. Классицизм становиться выражением идеалов высших слоев общества, со своими четкими правилами и нормами и присущим для него идеализацией прекрасного. Одним из представителей классицизма является Никола Пуссен. Ключевые слова: классицизм, живопись, культура, художественный стиль, эстетика искусства, композиция, жанр, творчество. CLASSICISM IN PAINTING BY NICHOLAS PUSSINA.V. Tverdokhvalova Scientific supervisor – G.M. Vershinskaya Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: vershinskaya.galina@yandex.ru Abstract. The article examines classicism as an artistic style that developed in the first half of the seventeenth century. Classicism is becoming an expression of the ideals of the upper strata of society, with its own clear rules and norms and its inherent idealization of the beautiful. One of the representatives of classicism is Nicolas Poussin. Keywords: сlassicism, painting, culture, art style, art aesthetics, composition, genre, creativity. Классицизм как художественный стиль сложился в первой половине XVII века во Франции. Идеи античности легли в основу классицизма, а художественные произведения классицизма, строиться на ряде строгих канонов. Вечное, неизменное - вот что является главным интересом и отличительной особенностью классицизма. В эстетике классицизма важную роль играет искуссиво и его общественная и воспитательная важность. Стабильность в экономике и политике послужило процветанию страны, а также, как следствие, способствавало развитию науки и культуры в целом. В это время Франция быстрыми темпами развивается в таких науках как: математика, физика и философия. Особено знаменитым для данного периода было учение Декарта, которое утверждало что разум является главным средством выражение истины. По мнению философов, именно стремление чеовека к способности мыслить и рассуждать превоносит его подлинные образы и подобие Бога. Это утверждение в дальнейшем станет основой классицизма – главным средством выражения которого будет рационализм и стремление подчить все строгим правилам [3, с. 244]. В своих произведениях художники классицисты не изображили окружающую их действительность, им были свойственны благородные образы, которые соответствовали их представлению об идеальном и разумном. Особое значение в классицизме занимало общественно - воспитательные функции искусства. Главный герой в произведениях этого периода представлен: духовно сильным человеком с высокими критериями о моральных качествах, он мужественен и непоколебим, им движет разумное начало и чувство долга важнее личностных отношений. Главными сюжетами классицизма были мифологический и античный, а также библейские сюжеты. Многие художественные приемы были заимствованны из классическиго античного искусства, который соотвествовал представлению художников классицизма об идеальном. Достойным олицетворением произведений искусства считали сюжеты и образы из античной мифологии и истории. Процесс творчества состоял, прежде всего, в следовании правилам установленным при изучении древних памятников, однако классицизм не являлся поным подражание античного искусства, а лишь используя методы и формы античных мастеров продлевает его. В первую очередь классицизм во Франци XVII века стал выражением идеалов наиболее привилигированных слоев общества, ведь идеал разумного и прекрасного, был ограничен историческими и сословными рамками. С самого своего зарождения классицизм был ограничен принципами идеализации действительности, строгими нормами и правилами. Образуется конкретная иерархия жанров. В высокий жанр входит мифологический, религиозный и исторический. Низкий жанр отдан портрету, натюрморту и пейзажу, они также являются частью бытового жанра, и являются менее значительными. Соединение и перекликание жанров в классицизме не разрешалось. В этом направлении имеются обязательные для исполнения каноны, которые обязывают точное разделение фигур, недоступность аллегории, а так же аллегоричности [4, с. 114]. Этот художественный стиль стал основой таких художественных приемов как: законченная композици, согласованные формы и их своеобразная передача. Также как и существование строгой иерархие жанров, цветовая палитра тоже имеет определенный ряд канонов, например на переднем плане живописцы в основном использовали коричнивый цвет, на среднем – зеленый, а задний план как правило отдавался голубому цвету. Это придовало картинам дополнительный объем и создавала интересныу игру света и тени. Художники классицизма писали свои произведения с присущим им возвышением и идеализированием прекрасного. Ориентация на каноны античного искусства, строгие пропорции и композиция, тяга к симметрии, четкость форм и простота фигур, гармония, недопустимость диссонансов и хаотичности, стремление к изображению людей гармонично развитыми, близкими к анатомическому идеалу – все это являетс основой классицизма в живописи. В этом жанре выражение чувст и их проявление считалось наигрубейшей ошибкой и приравнивалось к уродству, так как сюжеты должны были возвысить разум над чувствами и эмоциями и отображать порядок. Творчество художников классицистов во многом являлось реакцией на сменившие ренессансные традиции маньеризм и барокко. Французский художник, основоположник классицизма в живописи, Никола Пуссен, основную часть активной жизни провел в Риме, где находился под покровительством кардинала Франческо Барберини. Позднее был удостоен звания первого живописца короля, но при переезде в Париж не смог приспособится к королевскому двору, и спустя два года вернулся на родину, в Италию, где и прожил до самой кончины. В основном художник писал на историко-мифологические и библейские сюжеты, все они выполнены с учетом строгой композиции. В его картинах частым средством самовыражения был пейзаж. В своем творчестве Пуссен обосновал превосходство линии над цветом, и одним из первых оценил монументальность цвета. В своих графических произведениях, Пуссен явно проявлял строгость ритма и преобладание пластического начала, а также выбор высоких чувств, при сдержанности их выражения. Для них, он выработал новый, глубоко индивидуальный стиль. Батальные сцены, основанные на ветхозаветных сюжетах – это первые сохранившиеся римские полотна, написанные Пуссеном. Примером может послужить картина, в основе которой лежит сюжет библейской истории, в которой Иисус Навин остановил солнце над Гаваоном, и Луну над долиной Авалонской. Цветовое решение данной картины, чрезвычайно контрастно, так как на полотно представлено два светила, два источника освещения. Это произведение несколько отличается от тех, что делала Пуссен в свой Римский период, и как следствие часто возникают теории, что это работа принадлежит к более раннему периоду, когда художник еще находился во Франции. Также позы и фигуры на полотне, их исполнение и расстановка также не характерна для римского периода. Также в этих произведениях прослеживается уклон в сторону работ Рафаэля, при этом Пуссен даже произвел несколько схожих деталей, например таких, как круглую форму щитов. В этих полотнах отчетливо выделяется декоративность, с которой художник выводил силуэты на плоскости, создавая некий узор. В его работах единство композиции определяла общая масса, заполненная одинаковым цветом, например обнаженные фигуры воинов, этот прием был близко с решениями школы Фонтебло [1, с. 31]. Фигуры воинов на полотнах Пуссена полны выразительности, они воплощают собой энергию и решимость, их лица полны многообразия, эмоции передаются крайне отчетливо, что позволяет передать состояние некого аффекта, но главным образом настроение создают многообразные позы и движения. Такой образ воина, до Пуссена не был предложен не во Франции, ни в Италии. Пуссен не использовал метод центральной перспективы, а в место этого он выносил всю композицию на передний план. Сохранившиеся по сей день батальные полотна, также лишены глубины, а передний план их перегружен фигурами. На развитие мастера оказала явное влияние Венецианской школы, которая явно прослеживается в тонкости цветовых решений. Первым важным заказом данного периода стало «Мученичество св. Эразма» для Собора св. Петра. Это многофигурная композиция построена таким образом, что фигуры на ней составлены в тесную группу, занимающую практически всю композицию на полотне. Эта картина наполнена сильной скульптурной пластикой, но также в ней есть отдельные элементы караваджизма и барокко. Совершенно по новому представлено цветовое решение – сюжет представлен на открытом месте, и только тело святого и жреца озарено светом, остальное же скрывается в тени [2, с. 147]. Картинна «Смерть Германика» является поворотным моментом в творчестве Пуссена. В еѐ основу лег сюжет второй книге «Анналов» Тацита. Здесь представлено мало античных атрибутов и решение сюжета сугубо авторское. Центром композиции на полотне стал сам Германик, к которому обращены все остальные фигуры, их движения и жесты. Фигуры вновь вынесены на передний план, они свободно размещены, а интервалы между ними ритмически выразительны. Примечательно же то, что художник не справился с перспективным построением, и правая стена как бы вывернута на плоскость, а капители размещены несообразно замковому камню арки. В этом произведение, Пуссен использует язык движения тела, для раскрытия душевных терзаний героев. Переживания героев в первую очередь передаются позами, а не эмоциями, и лицо многих персонажей первого ряда закрыты. А жесты воинов создают общую атмосферу суровой скорби. С 1630 года произошли серьезные творческие перемены в жизни Пуссена. После первых успехов в алтарной живописи он не смог получить заказ на роспись капеллы Непорочного зачатия в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. После этого художник отказался от монументального жанра и полностью перешел к «кабинетной живописи», рассчитанной на частных заказчиков. Исходя из документов судебного процесса 1631 года, связанного с одним из покупателей картин Пуссена, к тому времени художник уже написал свои признанные шедевры, в которых в полной мере проявился его зрелый стиль [5, с. 120]. Самая загадочная картина, как для потомков, так и для исследователей Пуссена полотен были «Аркадские пастухи». Существует два варианта этой картины. В первом варианте, сюжет помещен в область Греции, и изображает двух пастухов и пастушку, в лесной чаще. Даже не смотря на то, что картина не является пейзажем, она полностью пронизана образом природы, воплощая идею естественного бытия. Вся картина пронизана непринужденностью легкостью, намекая зрителю о достоинстве человека и его мыслей перед смертью. Образы, что создавал Пуссен, оказали огромное влияние на эстетику романтизма. К более позднему периоду живописи Пуссена относится: «Чудо святого Франциска Ксаверия». Композиция этого гигантского полотна выстроена по вертикали, и делится на два раздела. Пуссен по новаторски подошел к композиционному решению и построил изображение диалектически. Нижний уровень был написан в соответствии с ренессансной теорией аффектов, а верхний был написан с опорой на исторический, а не на религиозный жанр. Этот прием был впервые исполнен художником и считался экспериментальным. Что касается живописной техники, художник чаще всего пользовался римским крупнозернистым холстом, на него непосредственно наносились углем или мелом общие контуры фигур. Пуссен по своей природе не был педантом и часто доверял своему глазомеру, не размечая полотно. А для придания картине глубины Пуссен пользовался бифокальной перспективой. В своих работах первоначально художник прописывал архитектуру и пейзаж, и в последнюю очередь фигуры. На раннем этапе творчества Пуссен стремился передать эффект естественного освещения и пейзажной среды, его мазки были широкие, он также умело пользовался рефлексами и лессировкой. На позднем же этапе мазки стали меньше, он перешел к чистым локальным цветам. Пуссен мастерски сочетал соотношение темных фонов и светлых фигур, это давало эффект холодного переднего плана, и теплой глубины. В его манере живописи чувствуется гармония, сдержанность, он не стремился к энергичному ритму, а противостоит ему. Таким образом, Никола Пуссен является величайшим представителем французского классицизма XVII века. Он заложил основы классицистического метода, без Пуссена Франция бы не знала классицизма. Его творчество имело огромное значение, как для своего времени, так и для будущих поколений. Он оказывал воздействие не только на французских, но и на иностранных художников. В начале своей карьеры работы Пуссена удивляли и возбуждали интерес у французского общества. Его первые картины, воспринимались и оценивались как «диковинки, редкости», но вскоре знатоки и ценители искусства смогли в полной мере оценить, его творчество. Пуссен первый, в отличие от своих современников, вдохновлялся образцами подлинно классического стиля итальянской художественной культуры. Список литературы Даниэль, С. М. К интерпретации пейзажей Пуссена // Проблемы развития зарубежного искусства. – Ленинград, 1980. - Вып. Х.- С. 28-38. Золотов, Ю. К. Пуссен / Ю.К. Золотов. - Москва: Искусство, 1988. - 375 с. Кон-Винер, Э. История стилей изобразительных искусств. Пер. с нем. / Э. Кон-Винер. - Москва: Ленанд, 2017. - 304 c. Кузнецова, И. А., Шарнова Е. Б. Франция XVI - первой половины XIX века. Собрание живописи / Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. - Москва: Красная площадь, 2001. - 399 с. Рачева, Е. П. Великие французские художники / Е.П. Рачева. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, Образование, 2006. - 144 с. |