Главная страница

Курс лекций. 1.Курс лекций по дисциплине (1). Анализа Курс Английский язык (часть 2) Автор А. С. Шилкина Москва, 2013 Тема 1 Правила слогод


Скачать 268.19 Kb.
НазваниеАнализа Курс Английский язык (часть 2) Автор А. С. Шилкина Москва, 2013 Тема 1 Правила слогод
АнкорКурс лекций
Дата03.02.2023
Размер268.19 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1.Курс лекций по дисциплине (1).docx
ТипДокументы
#919111
страница1 из 12
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Московский институт психоанализа


Курс

«Английский язык» (часть 2)

Автор: А.С. Шилкина

Москва, 2013

Тема 1


Правила слогоделения и ударения в словах.

Думаю, вы согласитесь, наибольшее раздражение при изучении языка у нас вызывает необходимость заучивать большой объем информации, когда он не охватывается каким-то простым правилом. И если, например, количество неправильных глаголов относительно невелико (во всяком случае в английском языке), то выбор правильного ударения касается большей части словарной базы.

Английский словарный запас большинство из нас расширяет за счёт учебников и интернет, а не в процессе живого общения, как это происходило с русским языком. Простой пример: вы встречаете в тексте новое слово compliment. Контекст подсказывает вам, что значение его совпадает с русским словом «комплимент», чтение его тоже не представляет проблем, вам даже в словарь заглядывать не нужно. А вот с ударением может возникнуть путаница из-за того, что мы отлично знаем на какой слог падает ударение в русском слове.
Словесное ударение.

Словесным ударением называется артикуляционное выделение одного из слогов в двусложном или многосложном слове.

В некоторых языках ударение всегда падает на определенный слог, например, во французском - на последний. В английском языке, как и в русском, ударение свободное, то есть в разных словах может падать на разные по порядку слоги. Английское ударение более сильное, чем русское, с более напряженной артикуляцией. В орфографии оно обычно не отмечается, а при транскрибировании слов, содержащих два гласных звука и более, ударение обозначается обязательно. Главное обозначается вертикальной черточкой сверху перед началом слога, а второстепенное многосложных словах) - черточкой снизу.

Определение словесного ударения в английском слове представляет определенную трудность.

Во-первых, нужно определить наличие в слове префиксов (приставок) и суффиксов, так как префиксы глаголов, прилагательных, наречий, предлогов не принимают на себя ударения (смещают его на корень), а некоторые суффиксы влияют на положение ударения в слове.

Во-вторых, в английском языке, особенно в многосложных словах, существует расхождение между количеством графических слогов (которое формально равно количеству гласных букв, считая реальные гласные диграфы, читаемые комплексно и всегда входящие в состав одного слога, за одну букву) и количеством фактически произносимых слогов

(каждый из которых содержит один гласный звук или дифтонг). Распределение же ударения зависит прежде всего от фактически произносимых слогов. Например: literature ['lItrICq] - литература; interesting ['IntrIstIN] - интересный.

Однако большинство наиболее употребительных английских слов одно-трехсложные и распределение ударения в них подчиняется следующим правилам.

Ударение в подавляющем большинстве английских двусложных слов падает, как правило, на начальный слог, если только он не представляет собой префикс.

В подавляющем большинстве трехсложных и многосложных слов ударным слогом является третий слог, отсчитываемый от конца слова, если слово двусложное, то ударен второй от конца слог.

Если в слове более четырех слогов, то левее, через один слог от ударного, располагаются второстепенные ударения, например: responsibility [rIs"pOnsq'bIlItI] - ответственность.

Для правильного определения ударения нужно, как уже говорилось выше, знать суффиксы и, прежде всего, префиксы английского языка.

В словах, оканчивающихся на суффикс типа -ion, ударение падает на слог, непосредственно предшествующий суффиксу. К суффиксам этого типа относятся: -i+on, - i+ous, -i+al, -i+an, -i+ant, -i+ance, -i+ent, -i+ence.

Всегда ударен слог, предшествующий суффиксу -ic (-ical): republic [rI'pAblIk] - республика, ,periodical ["pIqrI'OdIkl] - периодический.

Ударение сохраняет свое первоначальное место в словах, образованных с помощью суффиксов и окончаний: -ly, -ful, -less, -nees, -ism, -ing, -er, -or, -(e)d, -(e)s.
Префиксы (приставки) наиболее часто встречаются у глаголов, у прилагательных, у наречий и предлогов. Эти префиксы остаются безударными:

Неизменяемые префиксы:

Префиксы

Примеры

a-

about [q'baut] - вокруг

along [q'lON] - вперед, вдоль

be-

begin [bI'gIn] - начинать(ся)

behind [bI'haInd] - сзади, позади, после

de-

defend [dI'fend] - защищать(ся)

default [dI'fLlt] - невыполнение обязательств

for-

forget [fq'get] - забывать

mis-

mistake [mIs'teIk] - ошибаться; ошибка

per-

permit [pq'mIt] - позволять

pre-

prepare [prI'pFq] - приготавливать(ся)

pro-

produce [prq'djHs] - производить

re-

repeat [rI'pJt] - повторять, повторение

un-

unhappy [An'hxpI] - несчастливый



Префиксы, уподобляющиеся корню или сокращающиеся (историческая ассимиляция конечного согласного префикса, а также выпадение некоторых букв):

Префиксы

Примеры

abs- (ab-, a-)

abstract [xb'strxkt] - отнимать

ad- (ac-, af-, ag-, al-,

an-, ap-, ar-, as-, at-)

admit [qd'mIt] - допускать accept [qk'sept] - принимать affect [q'fekt] - воздействовать arrive [q'raIv] - прибывать

assist [q'sIst] -помогать, содействовать

con- (co-, col-, com-, cor-)

conduct [kqn'dAkt] - вести collect [kq'lekt] - собирать

correct [kq'rekt] - исправлять; правильный

dis- (di-, dif-)

discover [dIs'kAvq] - обнаруживать divide [dI'vaId] - делить(ся); разделение

en- (em-)

enliven [In'laIvqn] - оживлять

embrace [Im'breIs] - обнимать(ся); объятие

ex- (e-, ef-)

excuse [Iks'kjHz] – извинять, прощать elect [I'lekt] - избирать; избранник effect [I'fekt] - совершать; результат

in- (il-, im-, ir-)

invisible [In'vIzqbl] - невидимый illegal [I'lJgql] - незаконный impossible [im'pOsqbl] - невозможный irregular [I'regjulq] - нерегулярный

ob- (o-, oc-, of-, op-)

observe [qb'zWv] - наблюдать occur [q'kW] - встречаться offence [q'fens] - обида

sub- (suc-, suf-, sug-, sup-, sus-)

submit [sqb'mIt] - подчинять(ся) success [sqk'ses] - успех

support [sq'pLt] - поддерживать, поддержка suppose [sq'pouz] - предполагать

trans- (tra-)

translate [trxns'leIt] - переводить(ся) traduce [trq'djHs] - клеветать


Для распознавания префикса в случае удвоенной согласной в середине слова рекомендуется следующее правило: удвоение звонких согласных после co-, i-, глухих согласных после o-, su-, di-, e-, любых согласных после a- говорит о наличии префиксов con-, in-, ob-, sub-, dis-, ex-, ad-. Например: connect, collect, immerse, oppose, suppose, diffuse, attest.



Двусложные префиксы, сохраняющие ударение на корне при ударности и самого префикса, а также префиксы, часто несущие на себе отдельное ударение:

Префиксы

Примеры

dis- + a-

allow [q'lau] – разрешать disallow ['dIsq'lau] запрещать

inter-

interspace ['Intq'speIs] - промежуток

over-

overpay ['ouvq'peI] – переплачивать

re-

remake ['rJ'meIk] переделывать

super-

superfine ['sjHpq'faIn] – тончайший

un-

unmoved ['An'mHvd] – неподвижный

under-

understand ["Andq'stxnd] – понимать


В английском языке существуют глаголы с префиксами, графически не отличающиеся от существительных. Единственным средством различия служит ударение, которое в глаголе падает на корень, а в существительном - на префикс, например:

Глагол

Существительное

dictate [dIk'teIt] диктовать

dictate ['dIkteIt] предписание


increase [In'krJs] возрастать


increase ['InkrJs] возрастание


conduct [kqn'dAkt] - вести


conduct ['kOndqkt]- поведение

object [qb'Gekt] - возражать

object ['ObGIkt] - предмет


permit [pq'mIt] - позволять


permit ['pWmIt] - разрешение


Слова с нетипичным ударением.

apparatus ["xpq'reItqs] прибор

barricade["bxrI'keId]баррикада canal [kq'nxl] канал

ceremony ['serImqnI]церемония cigar [sI'gR] сигара

create [krJ'eIt] создавать diploma [dIp'loumq] диплом European["juqrq'pJqn]европеец hotel [hou'tel] гостиница

July [GH'laI] июль

machine [mq'SJn] машина

magazine["mxgq'zJn]журнал

moustache [mqs'tRS] усы museum [mjH'zIqm] музей parade [pq'reId] парад police [pq'lJs] полиция polite [pq'laIt] вежливый

potato [pq'teItou] картофель sincere [sIn'sIq] искренний tobacco [tq'bxkou] табак

tomato [tq'mRtou] помидор unite [jH'naIt] соединять(ся)


Будьте, однако, бдительны! Особо следует отметить следующий фокус. Есть ряд слов, которые выступают в роли глагола, но стоит сместить ударение на первый слог (который зачастую является легко узнаваемой приставкой), и они превращаются в имена существительные:

Pres´ent глагол “дарить, представлять”

Pr´esent – существительное “подарок, настоящий момент” Contr´act заключать контракт, уменьшаться

C´ontract – контракт Obj´ect возражать

´Object объект

Тип слога (открытый или закрытый).

Так же, как и в русском, в английском языке открытым считается слог, заканчивающийся гласным звуком, а закрытым - заканчивающийся согласным звуком. Например: in'tensity - in/'ten/si/ty. Первый слог in - закрытый безударный, второй ten - закрытый ударный, третий si - открытый безударный, четвертый ty - открытый безударный.

Нас интересует определение открытости или закрытости только ударного слога. В современном английском языке гласные буквы в неударном положении обозначают нейтральные звуки [q] или [I] или полностью выпадают при чтении.

Тип слога определяется тем, какие буквы стоят после ударной гласной (буквы перед ней не имеют значения). Существуют три основных случая - на границе двух смежных слогов находятся:

а) две гласные буквы;

б) гласная и согласная буква;

в) гласная и две (или более) согласных буквы. а) Вида: … + 'Гл. / + Гл. +…
Слоговая граница проходит между смежными гласными буквами, принадлежащими к разным графическим слогам. Не разбиваются только реальные гласные диграфы, которых всего семь: au/aw, ei/ey, oi/oy, ou/ow, ou, oo, eu/ew. В остальных случаях это либо простое смежное соположение гласных букв, каждая из которых читается (этот случай называют иногда зиянием, т. к. рот остается открытым на всем протяжении их артикуляции, к ним относятся: ia, io, iu, ua, eo и др.) - 'li/on, 'po/et, 'di/amond, so'ci/ety ; либо сочетание гласных, подобное открытому слогу, в которых читается лишь первая буква - 'lo/ad, 'go/al, 'de/al, 'fa/int.

К последней группе, где читается лишь первая буква, а вторая немая, относятся следующие сочетания букв (ложные диграфы): ie/ye, ai/ay, ea/ee, oe/oa/ow, ue/ui.

Первый, ударный слог является ОТКРЫТЫМ, что и определяет чтение гласной буквы

в нем.

б) Вида: + 'Гл. / + С + Гл. +…

Между двумя гласными буквами находится единственная согласная. Слоговая

граница проходит перед этой согласной буквой, что делает левый, УДАРНЫЙ СЛОГ ОТКРЫТЫМ (эта согласная относится ко второй гласной букве даже если последняя является немой e). Например: 'ty/ping, 'ru/le, 'no/sy, 'ba/ker, sce/ne.

Но если этот ударный слог оказывается третьим от конца, то необходимо запомнить следующее "правило третьего слога":

Третий от конца слова ударный слог всегдачитаетсякакзакрытый.

Слоговая граница в третьем от конца слоге проходит после единственной согласной буквы том числе, если это буква r), например: 'fam/ily, 'el/ement, 'min/eral, 'bil/ious.

Наличие после гласной буква третьего ударного слога буквы r не оказывает никакого особого влияния на чтение гласной. Она читается как в слоге, закрытом любой другой согласной буквой, например: A'mer/ica, 'tyr/anny.

Правило третьего слога (чтение как закрытого) распространяется и на слоги, несущие второстепенное ударение, пятый, седьмой и т. д.

Правило третьего слога часто не имеет силы, когда в ударном, третьем слоге находится звук [(j)H], слоговая граница проходит после буквы u и слог читаетсякак открытый, например: 'pu/rity, 'du/kery, 'fu/neral.

Правило третьего слога никак не влияет на гласные диграфы, они читаются по общим правилам.

Если на слоговой границе находится буква x, всегда передающая два звука [ks, gz], то ударный слог читается как закрытый: box/er, fox/es.

в) Вида: + 'Гл. + С / + С + Гл. +…

Слоговая граница проходит между двумя смежными согласными буквами. Первый, УДАРНЫЙ СЛОГ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАКРЫТЫМ, что и определяет чтение гласной буквы в нем. Например: 'pen/cil, 'shor/test, 'sun/ny, 'hun/ter, 'can/dy.

Тип слога останется закрытым и в том случае, если две согласные представляют собой реальный согласный диграф, только слоговая граница пройдет после него: 'fish/ing.

В видио-лекции № 1 Вы сможете закрепить свои знания по данной теме и услышать примеры слов и предложений с различными типами ударений.

Список литературы

http://www.correctenglish.ru/theory/pronunciation/word-stress/ Словесное ударение в английском языке

http://englishfortravel.com/10-accent-rules/ 10 правил правильного ударения в английском

Тема 2

Правила ударения в английском предложении.

Русская интонация предполагает плавность и мелодику без резких скачков тона. При изучении иностранного языка мы невольно переносим это качество и на него. Мы даже не подозреваем, насколько по-русски звучит наша английская речь, так как заняты совершенно другим: отбором слов, припоминанием ранее накопленной информации, слушанием партнера и т.д. Однако интонация это безсловесное орудие, которое тем не менее красноречиво говорит и о вашем происхождении, и об уровне ваших языковых знаний, и вообще о ваших намерениях в коммуникации. Поэтому, прежде чем приступить к изучению непосредственно правил чтения, нужно познакомиться с таким понятием, как мелодика языка. В его состав входят следующие компоненты:

  1. Ударение

  2. Ритм

  3. Интонация



Самое разительное отличие русского чтения и произношения от английского состоит в интонации. Она бывает двух видов: нисходящая и восходящая. Как говорят сами названия, при первой тон понижается, а при второй повышается. С нисходящей интонацией произносятся утвердительные, повествовательные и повелительные предложения. Попробуйте сами спуститесь голосом вниз по лесенке при произнесении следующих предложений:

  1. He didn’t steal the money.

  2. The weather is fine.

  3. Send him to bed!

Восходящая интонация предполагает некатегоричность, а иногда и незаконченность высказывания. Как правило, она типична для общих вопросов и на стыке двух простых предложений в составе сложного:

  1. Were you present at the meeting?

  2. When the meeting was over, everyone rushed to the door.



Ударение на отдельном слоге в слове называется словесным: Paper, proHibit, reLace. К этому виду ударения мы все привыкли, так как мы запоминаем слова уже с конкретным местом ударения. Если мы хотим акцентировать внимание на отдельном слове, то мы используем фразовое ударение. Последним видом ударения является логическое.

Именно логическое ударение отличает русский язык от английского.

Ударение в предложении главное ударение в связной речи. Все слова по отдельности имеют свое индивидуальное ударение. Когда слова соединяются в смысловые группы (называемые sense groups или thought groups, т.е. логически связанные группы слов), а смысловые группы соединяются в предложения, значимые слова сохраняют свое ударение, а служебные слова теряют ударение. Самые важные слова в предложении получают более сильное ударение. Последний ударный слог в предложении получает самое сильное ударение с помощью понижения или повышения.

В этом материале, заглавные буквы показывают ударные слоги и ударные односложные слова; обратный слеш показывает тон понижения; прямой слеш показывает тон повышения. Ударение в предложении указано согласно американскому варианту произношения.

ANN is READing a NEW \BOOK. Анна читает новую книгу. WHAT BOOK is she \READing? Какую книгу она читает?

Does she LIKE the /BOOK? Нравится ли ей эта книга?

дарение в некоторых словах или словосочетаниях может смещаться или ослабляться определенным образом, чтобы сохранить ритм речи. Например: New YORK – NEW York CITy; in the afterNOON – AFternoon SLEEP.

Ударение в предложении это не просто фонетическая особенность английского языка. Оно имеет очень важную функцию выделения слов, которые нужны для понимания высказывания. Когда носители английского языка слушают своих собеседников, они ожидают услышать ударные слова, потому что ударные слова дают важную информацию. Часто бывает трудно понять значение предложения, в котором хотя бы одно значимое слово отсутствует. Также трудно понять предложение, в котором важное слово не ударное или служебное слово ударное.

Неударные служебные слова делают предложения грамматически правильными. Они не очень важны в смысле информации, которую они обеспечивают, и их значение обычно понятно по их ближайшему окружению в предложении. Даже если вы не уловите некоторые быстро проговариваемые служебных слов, значение всего предложения будет вам понятно.

Например, в сообщении от вашего друга говорится: "Missed train back Sunday."(«Пропустил поезд назад воскресенье»). Вы поймете, что это значит "I missed my train. I will be back on Sunday" («Я пропустил мой поезд. Я вернусь назад в воскресенье»), правильно? Только значимые слова написаны в этом сообщении, но смысл понятен. Таким же образом вы должны вслушиваться в ударные значимые слова в речи, чтобы понять

значение всего высказывания. И вы должны делать ударными значимые слова в своей речи, чтобы другие люди могли понять вас.
Ударение в предложении – это главное средство обеспечения ритма в речи. Ритм это ключ к свободной английской речи. Ключ к успеху кроется в прочтении или произнесении смысловых групп за более или менее равные промежутки времени. Представьте себе метроном, отбивающий ритм. Ударные слоги как удары метронома: регулярные, громкие и ясные. Неударные слоги между ударами укорачиваются, делаются неотчетливыми и соединяются вместе.

Посмотрите на это предложение:

Kevin sent a letter. Кевин послал письмо. Давайте разметим ударные слоги:

KEVin SENT a \LETtеr.

Модель ударения в этом предложении: ударный неударный ударный неударный

ударный – неударный, с равным числом чередующихся ударных и неударных слогов. Постарайтесь сказать это предложение ритмично. Это должно быть легко сделать, т.к. чередование одного ударного и одного безударного слога легко воспроизвести. Обязательно сделайте ударение в ударных слогах сильным – гораздо сильнее, чем нормальное русское ударение.

KEVin SENT a \LETtеr.

Сделаем это предложение немного длиннее:

Kevin decided to send a letter to his relatives in the village. Кевин решил послать письмо своим родственникам в деревне.

Разметьте ударные слоги и понижение:

KEVin deCIDed to SEND a LETtеr to his RELatives in the \VILlage.

Теперь у нас один, два или несколько неударных слогов в интервалах между ударными слогами, но мы имеем то же самое количество времени для каждого интервала, потому что ударные слоги, как удары метронома, должны возникать регулярно. А предложение не слишком длинное, поэтому нам не понадобятся заметные паузы между смысловыми группами.

Как нам разместить все неударные слоги в интервалах между ударными слогами без нарушения ритма, который у нас был в "Kevin sent a letter"? Правила соединения и редукции помогут нам сделать это.

Соединение и редукция

Чтобы сохранить речевой ритм, все неударные гласные в предложении становятся короче и менее отчетливыми. Полностью безударные гласные в неударных слогах становятся очень короткими и часто произносятся как нейтральный звук. В некоторых случаях нейтральный звук может выпадать, например, can [kən], [kn], BAKery ['beikəri], ['beikri]. Кстати, нейтральный звук [ə] – самый распространенный гласный звук английского языка, и он заслуживает вашего особого внимания.

Конечный согласный звук одного слова обычно соединяется с начальным согласным звуком следующего слова без какой-либо паузы между ними. Для более легкого соединения, произношение соседних согласных может изменяться определенным образом. Например, звуки [s], [z], [θ], [ð], [t], [d] могут потерять часть своей артикуляции на стыке (например, what's this; need three); звуки [t], [d] обычно сливаются в один звук на стыке (например, hot day; need time), или первый [t] или [d] в паре может выпасть (например, just drive; must do it). Звук [h] в неударных словах "his, him, her" может исчезнуть, чтобы обеспечить гладкое соединение соседних слов. Неударные слоги становятся потоком звуков, сжатых вместе. Они ниже по тону и гораздо менее отчетливые, чем ударные слоги.

Зная правила ударения, вы с легкостью сможете выделить главные слова в предложении, понять суть сказанного, а так же построить свою речь не только грамотно, в соответствии с грамматическими правилами английского языка, но и интонационно красиво. А в видио-лекции № 1 Вы сможете закрепить свои знания по данной теме и услышать примеры предложений с различными типами ударений.

Литература:

Основная:

http://www.correctenglish.ru/theory/pronunciation/sentence-stress/ Фразовое ударение в английском языке

Дополнительная:

http://www.learnathome.ru/blog/how-to-read-3 Правила чтения в английском языке. Часть 1. Ударение, ритм, интонация.

http://www.native-english.ru/pronounce/phrasalstress Фразовое ударение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


написать администратору сайта