Курпатов. Андрей Курпатов Счастлив по собственному желанию. 12 шагов к душевному здоровью Курпатов А. В.
Скачать 0.61 Mb.
|
⁂ Приступая к какому-то делу, мы должны знать и верить, иначе, как бы ни близка была цель, мы все равно обречены на неудачу. Сомнение, недоверие, непонимание – все это сде- лает даже самый простой путь непроходимым. Решайте сами: хотите – делайте, не хотите – не морочьте себе голову. Но если вы все-таки решились, то оставьте сомнения. Подумайте так: «Что я теряю? Не получится так не получится, а если получится, замечательно! Я получу то, что давно искал». Такая позиция применима ко многим жизненным обстоятельствам, а в данном случае она необходима как воздух. Впрочем, а что вы, собственно говоря, хотите? Как правило, это вопрос ставит в тупик даже самых уверенных и непоколебимых людей. Действительно, что мы можем хотеть? Много чего… А главное? Что мы хотим больше всего? Это нужно понять и осознать, иначе все прочие усилия окажутся совершенно бессмысленными и бесполезными. Этот случай произошел с одной из моих пациенток. Она очень боялась высоты, но не как обычные люди, а панически. Она была совершенно уверена, что сорвется и упадет, даже если кругом возвышаются надежные ограждения. А перейти мост или еще что-нибудь в этом роде было для нее столь же нереально, как и отправиться на Марс. Так вот, когда мы уже прошли достаточный специализированный курс психотерапии вне этих «экстремальных фак- торов», то попытались преодолеть какое-то реальное препятствие, чтобы проверить на прак- тике, насколько велик страх. Для этого была выбрана большая увесистая труба, перекинутая через овраг у ближайшей стройки. Ширина оврага не превышала и метра. Казалось бы, чего бояться? – преодолеть его не составляло никакого труда. Но все усилия были тщетны. Как только она подходила к оврагу или ставила на трубу хотя бы одну ногу, страх охватывал ее с головы до пят, и попытка преодолеть препятствие прекращалась моментально и бесповоротно. И это при том, что в отсутствие препятствия возможность преодолеть его казалась реальной. Что оставалось делать? Нужно было во что бы то ни стало определиться в том, какие именно переживания переполняли ее душу, когда она подходила к оврагу. И знаете, что выяс- нилось? Оказалось, что она не видит конца трубы – противоположного края оврага. Она смот- рела только на этот край и на это окончание трубы, и труба казалась ей бесконечной! По сути, она не видела цели! И отсутствие последней ужасно пугало ее. После того как этот факт был установлен и она поняла всю суть происходящего с ней, эта труба сразу перестала быть для нее препятствием. Она смотрела на противоположную сторону оврага и тем самым как бы подсо- знательно уже преодолевала его. Видение, знание цели укорачивает, облегчает, можно сказать, съедает путь. Если вы знаете свою цель, путь не будет для вас долгим. Перед тем как приниматься за дело, четко уясните себе то, чего вам нужно достичь. Или вам придется неустанно и безрезультатно преодолевать бесконечно длинную трубу. Желание стать самопсихотерапевтичным, к сожалению, не может быть вашей целью – слишком неконкретно и расплывчато. И мы снова вернулись к нашим баранам: чего вы, соб- ственно говоря, хотите? На что вы надеялись, беря эту книгу в руки? Конечно, у каждого были свои мысли, догадки и желания. Но все-таки? Может быть, вы хотели стать счастливым? Воз- можно, но это тоже не назовешь целью, ведь у счастья слишком много определений, чтобы понять, в чем его действительный смысл. Впрочем, у вас есть все шансы, как известно, «если хочешь быть счастливым, ты им будешь». А если не знаешь, чего хочешь, тогда что? Позвольте дать вам небольшую подсказку. Она не придумана, она взята из реального опыта работы с людьми, имеющими обычные для большинства из нас психологические проблемы, – у любого человека есть желание жить по – человечески. А. В. Курпатов. «Счастлив по собственному желанию. 12 шагов к душевному здоровью» 12 Вы понимаете, что стоит за этими словами: «жить по – человечески»? Жить по – чело- вечески – это жить так, чтобы наслаждаться жизнью, радоваться ей и не мучиться беспрестан- ными проблемами, горестями, ненужными и болезненными переживаниями. Короче говоря, жить, как подобает Человеку, с высоко поднятой головой, вдыхая полной грудью и помышляя лишь о хорошем, ощущая это хорошее, наслаждаясь этим хорошим. Конечно, жить по – чело- вечески – это еще и жить, как говорят, «по – людски», то есть с человеческим отношением к другим людям, но если вы сможете избавиться от груза собственных проблем, это придет само. Не нужно будет, скрипя зубами, убеждать себя в том, что «к людям надо относиться хорошо, нужно пытаться их понять» и т. п. Это очень важно – захотеть, это уже полдела. Если же желание подкрепляется точным видением цели, то в сумме они составляют добрых 90 %. Кстати, вы знаете, в чем принци- пиальная разница между человеком и компьютером? Объемы памяти? Скорость переработки информации? Эмоции и чувства? Да, но главное в другом, главное в том, что компьютер не может захотеть, и поэтому, как бы он ни был умен, силен и скор, он никогда не сравнится с человеком. В нем нет самого главного, что есть в человеке, – желания. Желание – это дви- гатель, это то, что вершит жизнь, это настоящее перпетуум – мобиле. Кто-то обвинит меня в том, что я донельзя упростил человеческую сущность. Да, в какой-то мере. Но необходимо четко осознать: компьютер можно разложить на составные элементы, на гаечки и микросхемы, на провода и кнопки, и мы ничего не обнаружим внутри, хотя нам будет совершенно понятно, что перед нами все тот же компьютер, но только в разобранном виде. Человека нельзя разложить на составляющие: память, внимание, эмоции, воля, интел- лект, бессознательное. Ни в одном из этих элементов нет и не может быть человека. Он в некой непонятной, необъяснимой, неуловимой субстанции, объединяющей, а точнее говоря, созида- ющей его, являющейся им. И эта субстанция способна желать – в этом залог нашего с вами движения, того странного и непонятного перпетуум – мобиле, которое было создано несколько миллионов лет назад с такой изобретательностью и любовью. Название этой книги – «Счастлив по собственному желанию» – взято не для красного словца. К сожалению, мы ничего не мечтаем получить с такой легкостью и ничто в мире не тре- бует от нас больших усилий, чем достижение счастья. Поэтому при написании книги я попы- тался сделать все от себя зависящее, чтобы ваш путь к счастью был бы по возможности менее сложным и даже в чем-то приятным. Надеюсь, вы сможете оценить это по собственному опыту. Так что если вы разделяете мой оптимизм, то, как говорится, за дело… А. В. Курпатов. «Счастлив по собственному желанию. 12 шагов к душевному здоровью» 13 Первый шаг «Расслабьтесь и получите максимум удовольствия» (или секрет физического напряжения) Наверное, вам не раз приходилось слышать витиеватые рассуждения о том, в каких слож- ных взаимоотношениях состоят душа человеческая и его физическое тело. Одни клятвенно утверждают, будто бы душа «первична», «величественна», «нетленна», а тело нужно лишь для того, чтобы от него избавиться. Другие, напротив, говорят о том, что «бытие определяет созна- ние», а «в здоровом теле – здоровый дух». Что ж, и то и другое похоже на правду, смотря с какой стороны к этому вопросу подойти. В конечном счете, как это чаще всего и бывает, ближе всего к истине нечто среднее. Впрочем, какой смысл искать главное там, где одно невозможно без другого? Что важ- нее – машина или бензин? Судя по стоимости, конечно, машина. Но какой в ней толк без бен- зина? Они необходимы друг другу, а потому здесь нечего делить, и в природе все так. Это человек привык играть в «Царя горы», тянуть на себя одеяло и восхищаться своей особой подобно божественному Нарциссу. Природа в этом смысле куда проще и вместе с тем деликат- нее. Именно поэтому человек постоянно «борется», а природа «живет». Человек «страдает», а природа «меняется». Все в мире взаимосвязано, и только человек, запутавшись в своем «оде- яле», увлекшись его перетягиванием, оказался не во взаимосвязи с миром, а в позиции вза- имозависимости. Вот почему человек, как правило, остается в дураках, а мир, в котором он живет, продолжает свое существование несмотря ни на какие катаклизмы. Что ж, раз дело обстоит таким образом, нам бы следовало узнать, где мы отступаем от всесильных законов природы и начинаем делать глупости, которые и приводят нас к зависимо- сти и страданию. Для начала давайте вспомним, что такое рефлекс. На организм воздействует какой-то внешний стимул, и в ответ на него следует соответствующая ему реакция. Собаке показывают кусок мяса – у нее выделяется слюна. Очень целесообразная система, не правда ли? Болевой раздражитель заставляет нас отдернуть руку. Приятное тепло ведет к расслабле- нию. Пугающий звук заставляет съежиться, напрячься, ведь мало ли что может за ним после- довать: удар, нападение или что-нибудь в этом роде. Ветер поднимает пыль, и мы прищуриваем глаза. Удивительно просто и умно. Как ведет себя животное, встречаясь с опасностью? Оно мчится прочь – «стимул – реак- ция», как и положено. Что происходит, когда дикий зверь борется за пищу, право первенства, самку? Он нападает. Это все тот же самый рефлекс «стимул – реакция». Но как поступает в подобных случаях человек? К сожалению, мы не можем похвастаться следованием природ- ной целесообразности. Попробуйте убедиться сами. Что мы делаем, когда, например, на нас кричат или когда нам угрожает какая-нибудь опасность? Убегаем? Нет, конечно! Мы напряга- емся, как металлические пружины, и стоически, с мужеством переносим все «тяготы и лише- ния», выпавшие на нашу долю. И каков, по вашему мнению, результат нашей «несгибаемо- сти»? Тяжелейший психический стресс, и больше ничего. Возникающие в таких случаях психологические переживания рано или поздно уйдут сами по себе, если, конечно, мы не успели еще заработать себе невроз. Но уходит ли возника- ющее в таких случаях физическое напряжение, – вот вопрос. Первоначальная реакция была совершенно естественна: убежать от опасности или же вступить в бой за свои права. Ведь именно для этого и возникло наше напряжение. Но мы, как это и подобает приличным людям, не реализовали его должным образом. Мы «невозмутимо» выслушали нападки глубоко ненавистного нам начальника и внешне согласились со всеми его мыслями и доводами, хотя совершенно уверены в том, что он не А. В. Курпатов. «Счастлив по собственному желанию. 12 шагов к душевному здоровью» 14 прав. Мы также справились со своим страхом; точнее, трусливо подавили его (чем, надо ска- зать, вызвали еще большее напряжение). Но зато теперь никто не заподозрит нас в трусости и слабохарактерности. Правда, мы подавляли страх именно из-за страха, что нас посчитают таковыми, но ведь об этом же никто не знает, так что можно считать, что и с этой задачей мы справились. Кроме того, мы удержались от желания наказать обидчика, возненавидев его за это еще больше. Что ж, зато внешние приличия соблюдены и теперь можно смело наградить себя медалью «Борец за христианское мужество». Мы даже перетерпели боль, делая вид, что все в полном порядке. А ведь мы сделаны не из кирпича и железа, а из нормальных живых клеток и нервов! И теперь я задаю вам принципиальный вопрос: разумно ли подавлять возни- кающее в нас напряжение? Внешне кажется, все в полном порядке: тишь, гладь, благодать, но организм не обма- нешь. Рефлекс был запущен, стимул побудил реакцию, а мы ее заперли в своем теле, как пре- ступника в камере. И этим, надо честно признать, мы бессовестно попрали природную целе- сообразность. Реакция, заключенная нами в мышечный карцер, побилась, попротестовала, а потом… А потом это нереализованное мышечное напряжение начинает свою, теперь уже дей- ствительно преступную, подрывную (в полном смысле этого слова) деятельность у нас внутри, там, где мы ее и заперли. И разрушает оно не только наше тело, но и нашу душу, ведь, как мы видели, они неотделимы друг от друга. Что остается делать напряжению, если его не пускают туда, куда следует? Оно вершит свое дело там, где его заперли. Это что-то вроде биологического закона сохранения энергии. В результате бесконечного подавления наших эмоциональных реакций мышцы поневоле оказы- ваются отстойником этих нереализовавшихся напряжений. Таким образом, в мышцах скапли- вается огромное множество напряжений, и они точат нас изнутри – капля за каплей. Природу не обманешь. Общество и самого себя обмануть можно, но природу – никогда! Итак, подводим итоги. Вместо того чтобы реализовывать наши эмоции естественным образом (бегством, борьбой, слезами, смехом и т. п.), мы, как «законопослушные граждане», отсылаем их в свои же собственные мышцы, где они и оседают, как золото на счетах в швейцарских банках. Только вот золото ли это? Скорее радиоактивные отходы, своеобразная бомба замедлен- ного действия. И это страшное оружие направлено теперь против нас. Вы видели, как проявляют свои эмоциональные реакции дети, которые еще не научились подавлять свои чувства и желания? Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдают, чем быстро и эффективно сни- мают напряжение мимической и дыхательной мускулатуры, расслабляют мышцы брюшного пресса и верхнего плечевого пояса. Кроме того, они могут снять напряжение рук ударами своих маленьких кулачков по ближайшей поверхности. Например, по столу, если наш малыш наотрез отказывается есть ненавистную ему кашу, или по стене, если его за какую-то провин- ность поставили в угол. Расстроенные дети раздраженно сучат ножками, стучат ими по полу или же просто подгибают их и падают, чтобы не идти туда, куда следует. А иногда малыши в расстроенных чувствах прямо кидаются всем телом на пол и бьются об него, как рыба, выбро- шенная на берег. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникающие в теле физические напряжения и одновременно открыть защелку душевным треволнениям. Малыши могут спе- циально поломать игрушки или ударить своих обидчиков, невзирая на лица и званья, даже если это взрослые дяденька или тетенька. Провинилась? Получай! У малышей все просто: кто чего заслужил, тот то и получил. Маленькие дети делают все, чтобы разрядить мышечное напряже- ние, и не скупятся на средства. Как бы там ни было, но стимул должен получить ту реакцию, А. В. Курпатов. «Счастлив по собственному желанию. 12 шагов к душевному здоровью» 15 которую он спровоцировал, – это позиция ребенка. И в каком-то (природном) смысле, надо признать, это очень мудрая позиция. Но взрослые не терпят подобных выходок. Они даже подсознательно завидуют своим детям, их свободе и естественности. А зависть – чувство тяжелое и агрессивное, поэтому взрос- лые неумолимы, и у них есть все средства, чтобы заставить ребенка держать свои чувства при себе. Так что малыши вырастают и постепенно начинают вести себя «хорошо». Потом они и сами станут взрослыми дяденьками и тетеньками, строгими воспитателями и носителями общественного мнения. Теперь, кажется, все довольны, только вот новоиспеченные «воспита- тели» мучаются неврозом, и свою жизнь они почему-то называют не жизнью, а существова- нием, а в остальном… А в остальном, как в песне, «ни одного печального сюрприза, за исклю- ченьем пустяка…» – вся жизнь насмарку. Закованные в броню своих мышц, мы с нескрываемым мужеством носим в себе свои страхи, тревоги и боль, отчего невротизируемся, невротизируемся и еще раз невротизируемся. ⁂ Посмотрите вокруг, а может быть и в зеркало. У современного человека плечи высоко подняты, он выглядит сутулым, даже сгорбленным. Он потерял свою былую пластичность и изящество, он неуклюж и напряжен. Его лицо амимично, улыбка болезненна, а скулы напря- жены. Непонятно, то ли он улыбается, то ли готовится укусить. Его ноги словно столбы из железобетона, и они ноют к вечеру, а также после стрессовых ситуаций. Они часто кажутся ватными, немыми, тяжелыми, гудящими, слабеющими… Суставы рук болят, руки ломает, а ночью их просто некуда деть. Дыхание у нашего современника прерывисто, скомкано, нервозно. Он разучился глубоко и спокойно дышать. Голова его раскалывается от постоянной боли. А свободный и естествен- ный смех стал просто в диковинку. Да и откуда ему взяться, если наша грудь, плечи и живот зажаты в жестком мышечном корсете? Неоткуда! Вот у нас и выходит вместо смеха в лучшем случае сдавленный стон с каким-то странным «дребезжащим поскрипыванием». Хотите узнать почему? Все достаточно просто, хотя и не сразу очевидно: мы пожинаем плоды своего нере- ализованного мышечного напряжения, возникшего в ответ на те или иные неблагоприятные внешние воздействия (стимулы). Давайте для интереса все разложим по полочкам. Уверяю вас, что всем вышеперечисленным симптомам мы найдем достойное объяснение в рамках этой теории. Напряженные плечи. Это естественная защита при нападении, мы сворачиваемся калачиком, пытаясь закрыть плечами, мышцами спины и руками жизненно важные органы: легкие, сердце, органы брюшной полости. По сути, в наших высоко поднятых плечах прогля- дывает печать страха и тревоги, печать хронической защиты от мнимой (и лишь изредка реаль- ной) опасности. Амимичное лицо, напряженные скулы с агрессивными желваками. Что это? Это подавленное желание укусить в случае агрессивной реакции и страх расплакаться, если нам плохо. Подавление плача и агрессии ведет также и к зубной боли. Мне не раз приходилось сталкиваться с тем, что странная зубная боль, когда болит вся челюсть, вызвана именно хро- ническим напряжением мышц лица и стиснутыми от этого челюстями. Эта боль быстро ухо- дит, если снять хроническое напряжение мышц верхней и нижней челюсти. Напряжение ног. Вы помните сказку про Иванушку – дурачка, который сражался с трехглавым Змеем Горынычем? Страшный змий ударял его тяжелым хвостом, а тот не дви- гался с места, но только все глубже и глубже оказывался в «сырой земле»: первый удар – по А. В. Курпатов. «Счастлив по собственному желанию. 12 шагов к душевному здоровью» 16 щиколотки, второй – по колени, третий – по пояс. Эта сказка – настоящая быль про началь- ника и подчиненного, супруга и супругу, учителя и ученика, причем этот список можно про- должать бесконечно долго. Вместо того чтобы убегать от грозящей нам опасности, мы изо всех сил напрягаем ноги, чтобы устоять на месте под ее натиском, ведь бегство у нас не в почете. И мы готовы терпеть, перебарывать свой страх, чтобы не ударить в грязь лицом. И за свою «незапятнанную репутацию» мы расплачиваемся мучительными болями. Почему появляется |