Главная страница
Навигация по странице:

  • Добра (любви) как воскрешающей силы

  • Наташа

  • Бескорыстного жизненного служения (способности к самоотверженности, к принесению себя в жертву ради

  • Смок

  • Ответственности (за близких; окружающих; за свои действия)

  • Г. Котовского

  • Противостояния добра и зла в мире

  • Семён Захарыч Мармеладов

  • Господь

  • (В.Ф. Одоевский) «Зло порождает зло». (М.Ю. Лермонтов)

  • Обществознание ЕГЭ шпаргалка. Аргументы к сочинению


    Скачать 1.37 Mb.
    НазваниеАргументы к сочинению
    АнкорОбществознание ЕГЭ шпаргалка
    Дата04.10.2022
    Размер1.37 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOBSchESTVO__shpargalka_s_argumentami__ege100ballov.doc
    ТипДокументы
    #712471
    страница18 из 21
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21





    К. Паустовский

    «Фенино счастье» (рассказ)

    Героиня размышляет о предназначении женщины – делать людей счастливыми. Между тем она сама обладает таким даром. Феня у Паустовского наделена душевной чуткостью, отзывчивостью, талантом. Она не может пройти мимо чужой беды. Так, Феня ставит на ноги сына своей подруги, который долго болел в

    госпитале. Автор замечает, что счастье её в том, что она живёт для других.


    Ф.М. Достоевский

    «Идиот» (роман)

    Князь Мышкин верит в возможность рая на земле, в способность людей

    преображаться. Он не судит людей, а открыто, по-братски, относится к окружающим.

    Главное его качество – смирение, способность понять другого и сострадание. Он

    считает, что красота спасёт мир.

    Сочувствия

    В. Астафьев

    «Бабушка с

    малиной» (рассказ)

    В рассказе В. Астафьева «Бабушка с малиной» мы видим проявление действенного

    сочувствия. Радость главной героини была омрачена потерей столь драгоценных для неё ягод, но доброта и окружающих людей вернула не только малину, но и хорошее

    настроение, чувство счастья и единения с остальными пассажирами.

    Добра (любви) как воскрешающей силы


    М. Булгаков

    «Мастер и Маргарита» (роман)

    Сила добра, человеческая сила, которую воплощает в себе Иешуа, в том, что он видит душу другого, понимает его и старается ему помочь. Именно этим поражает Пилата арестант. Иешуа совершил величайшее чудо: дал место в своей душе

    человеку, который угрожает его жизни – он его полюбил! И что-то повернулось в

    душе Пилата. И с этого момента начинается его перерождение.



    Ф.М. Достоевский

    «Униженные и оскорблённые» (роман)

    Наташа, героиня романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорблённые», предаёт свою семью, убежав из дому с любовником. Отец девушки, Николай Ихменёв,

    болезненно воспринимает её уход к сыну своего врага, считая это позором, и проклинает дочь. Отвергнутая отцом и потерявшая любимого, Наташа глубоко

    переживает – она потеряла всё, что было у неё ценного в жизни: доброе имя, честь, любовь и семью. Однако Николай Ихменёв всё ещё безумно любит дочь, несмотря ни на что, и после долгих душевных терзаний, в финале романа, находит в себе силы простить её. На этом примере мы видим, что родительская любовь является самой

    сильной, бескорыстной и всепрощающей.

    Л. Улицкая «Бедные родственники» (сборник рассказов)

    Ася, бедная и слабоумная женщина, деньги и вещи, полученные ею от Анны Марковны, родственницы, регулярно отдаёт полупарализованной старухе. Ася

    относит деньги больной старухе только ради одного «спасибо»; она делает это тайно

    и получает удовольствие оттого, что кому-то нужна.


    Л. Улицкая

    «Перловый суп» (рассказ)

    Марина, мать героини рассказа, в страшные тридцатые годы не осталась равнодушной к чужой беде: она помогала нищим, кормила их, прощала даже ложь и предательство. Перловый суп, который она варила для несчастных, – это напоминание и о равнодушии людей, и о бескорыстной сердечной теплоте самой

    Мариночки.


    Б. Екимов «Говори, мама, говори» (рассказ)

    У старушки Катерины дочь живёт в городе. Тяжело матери одной на хуторе, но дочь купила ей мобильный телефон. Многое хотелось Катерине рассказать дочери,

    однако та, экономя деньги, отделывалась лишь просьбой говорить конкретно о здоровье. Но мелочи в жизни матери, самого близкого человека, тоже важны. К счастью, дочь это вовремя поняла, и Катерина сразу почувствовала, как любит её

    дочь, как нуждается в общении с ней.

    Цитата

    «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни». (Л.Н. Толстой)

    Бескорыстного жизненного служения (способности к самоотверженности, к принесению себя в жертву ради другого

    человека)

    А.П. Чехов

    «Душечка» (рассказ)

    Ольга Семёновна обладала удивительной способностью стать двойником человека,

    в которого она влюблялась, смотреть на мир его глазами, думать, как он, всю себя отдавая любимому человеку.

    А.П. Чехов

    «Попрыгунья» (рассказ)

    Врач Дымов, спасая мальчика, заболевшего дифтеритом, через трубку высасывает у него дифтеритные плёнки, сам заражается и умирает.





    Д. Лондон «Смок Беллью» (сборник рассказов)

    Смок и его жена Лабискви заблудились в бескрайней заснеженной степи. Запасы еды кончались, и Лабискви с каждым днём слабела всё больше и больше. В

    последние минуты жизни она сказала Смоку поцеловать её перед тем, как она умрёт, и дала мешочек, в котором оказались остатки еды. Оказывается, Лабискви, понимая, что еды на двоих не хватит, берегла пищу, чтобы дать возможность любимому

    спастись.

    А.И. Солженицын

    «Матрёнин двор» (рассказ)

    В рассказе «Матрёнин двор» русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе А.И. Солженицына поражает образ крестьянки Матрёны, её

    человечность, бескорыстие, сострадание и любовь ко всем, даже к незнакомцам.

    Матрёна «помогала чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не гналась»: не заводила «добра», не старалась заполучить квартиранта. Особенно её милосердие

    проявляется в ситуации с горницей. Она позволила разобрать свой дом (где прожила всю свою жизнь) на брёвна ради воспитанницы Киры, которой негде было жить.

    Героиня жертвует всем ради других: страны, соседей, родных. А после её тихой смерти возникает описание жестокого поведения её родных, которых просто

    захлёстывает жадность. Благодаря своим душевным качествам Матрёна, делала этот

    мир лучше и добрее, жертвуя собой, своей жизнью.

    К.М. Станюкович

    «Матросик» (рассказ)

    Герой рассказа, Илья Кушкин, бесконечно добр и готов помочь каждому. Он пошёл

    служить на флот вместо своего только что женившегося односельчанина. Илья спас экипаж, когда корабль терпел бедствие, а сам погиб.


    Б. Васильев «Летят мои кони» (повесть)

    Писатель рассказывает о докторе Янсене, обладавшем редчайшим даром жить не для себя. Жители Смоленска считали его святым, потому что не было более

    бескорыстного и честного человека, отдающего себя людям, помогающего им во

    всем. Он и погиб, спасая детей, которые провалились в канализационную яму.


    А. Грин «Алые

    паруса» (повесть- феерия)

    Всем хорошо известны «Алые паруса» А. Грина. Но мы порой забываем, что это

    произведение не только о прекрасной любви и исполнившейся мечте, но и о том, как

    «делать так называемые чудеса своими руками». Именно поэтому главный герой в конце повествования говорит о том, что нужно приносить счастье другим людям,

    если это в ваших силах, и тогда «новая душа будет у него и новая у тебя».


    Ф.М. Достоевский

    «Преступление и наказание» (роман)

    Сонечка Мармеладова – бедная девушка из неблагополучной семьи, которая

    продаёт собственное тело, зарабатывая таким образом на хлеб для родных. Девушка жестоко страдает, стыдится себя и своей жизни, но отказывает себе даже в

    самоубийстве, потому что понимает, что без неё родные пропадут. И семья с

    благодарностью принимает её жертву, практически боготворит Соню.

    Ответственности (за близких; окружающих; за свои действия)


    А. Куприн

    «Чудесный доктор» (рассказ)

    Человек, измученный нищетой, готов отчаянно покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Пирогов. Он помогает

    несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменяется самым

    счастливым образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей.

    Л.Н. Толстой «Война и мир» (роман-

    эпопея)

    Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе,

    которые без высоких фраз выполняют свой долг.

    М. Булгаков

    «Мастер и Маргарита» (роман)

    Образ прокуратора Иудеи символизирует то, как человек может быть наказан за

    трусость. Из-за трусости он невинного Иешуа отправляет на казнь, на страшные муки,

    за что страдает и на земле, и в вечной жизни.

    А. де Сент- Экзюпери «Планета людей» (повесть)

    Писатель рассказывает об аварии, которая произошла с лётчиком в Андах, о том, как он, затерянный в снегах, заставляет себя ползти вперёд, забывая о боли. Его спасло

    чувство ответственности сначала за жену, затем за себя, за почту, за товарищей, которые ждут его возвращения.





    Ж. Рони-старший

    «Борьба за огонь» (роман)

    Мальчику поручили охранять огонь. Тогда люди не умели добывать огонь, они поддерживали его, не давая угаснуть. И вот мальчик заснул, и огонь погас. А это

    означало, что всё племя обречено на холод, голод, может быть, гибель... Доверив мальчику охранять огонь, племя доверило ему себя, свои жизни. Он же обрёк их на смерть. За это по тогдашним понятиям он сам был достоин смерти.

    Уже на этом примере можно убедиться в том хотя бы, что отвечать за других – это значит уметь отвечать за самого себя. Только человек, владеющий собой во всех обстоятельствах, способный поступиться своими интересами, только такой человек

    достоин высокого права отвечать за других.


    Жизненный пример

    Известного революционера Г. Котовского за разбои приговорили к смертной казни.

    Судьба этого незаурядного человека взволновала писателя А. Фёдорова, который

    стал хлопотать о помиловании разбойника. Он добился освобождения Котовского, и тот торжественно пообещал писателю отплатить ему добром. Спустя несколько лет, когда Котовский стал командиром Красной армии, к нему пришёл этот писатель и

    попросил спасти его сына, которого схватили чекисты. Котовский, рискуя жизнью,

    вызволи юношу из плена.




    ЗЛО

    Сосуществования добра и зла в человеческой душе

    Ф.М. Достоевский

    «Преступление и наказание» (роман)

    Злодеем, в душе которого способно родиться ещё добро, предстаёт Свидригайлов в романе «Преступление и наказание». Он замешан во многих темных историях,

    циничен, лишён веры во что-либо, однако помогает детям Мармеладова после его смерти, отпускает Дуню, мучается видениями перед самоубийством. Сложную взаимосвязь понятий добра и зла открывает нам образ Сони Мармеладовой. Она

    становится продажной женщиной ради спасения своей семьи. Главный же герой

    этого романа, Родион Раскольников, замышляет убийство старухи-процентщицы и пытается «преступить через кровь» «во имя добра». Однако жизнь полностью

    опровергает его бесчеловечную теорию. И здесь очень важной является позиция самого автора. Любая человеческая жизнь, по мысли Ф.М. Достоевского, – есть

    абсолютная ценность. Спасение добра с помощью зла невозможно, несостоятельно.

    И это положение, не требующее никаких доказательств.

    М.Ю. Лермонтов

    «1831-го июня 11

    дня» (стихотворение)

    Автор размышляет о двойственности человеческой натуры: в человеке есть черты ангела и демона, а добро и зло неразрывно соседствуют в нашей душе. Каждое из этих понятий побеждает в человеке в тот или иной момент.

    Противостояния добра и зла в мире



    М. Булгаков

    «Мастер и Маргарита» (роман)

    Зло, по Булгакову, не в имеющих власть, не в правительстве, не в том или ином социальном устройстве, а в людях. Зло в том, что люди человечески слабы,

    ничтожны, трусливы, они не могут быть счастливыми. Как же победить зло? Прежде всего, нужно утвердить в обществе торжество принципа справедливости, то есть неотвратимости разоблачения и наказания непрофессионализма,

    недобросовестности, подлости, подхалимства, лжи. Однако окончательное добро

    могут внести в мир лишь любовь и милосердие: именно их призывает положить в основу человеческих отношений и общественного устройства Булгаков.

    Господства зла в мире



    М. Булгаков

    «Мастер и Маргарита» (роман)

    Зло господствует потому, что нет в обществе силы, способной его разоблачить и наказать, а наказать, по Булгакову, надо: писатель явно не является сторонником идеи непротивления злу насилием, напротив, по его мнению, привести в чувство людей, погрязнувших в зле, возможно только силой и даже насилием, страхом,

    потому что эти люди ведут себя по – человечески лишь тогда, когда боятся вести себя иначе. Воланд, дух зла, таким образом, воплощает в романе принцип

    справедливости, возмездия.


    Ф.М. Достоевский

    «Преступление и наказание» (роман)

    Один из героев романа «Преступление и наказание» не борется со злом, хотя страдает от него. Семён Захарыч Мармеладов смирился с ним как с чем-то

    неизбежным. Безвольный пьяница приносит одни несчастья своим близким. Однако другой человек, Родион Раскольников, не хотел мириться с нищетой, и это привело его к каторге. Ответ на вопрос о том, как противостоять злу, писатель предлагает

    искать не только вокруг человека, но и внутри него.

    М.Е. Салтыков-

    Щедрин «История одного города»

    (повесть)

    Его произведения – пример осуждения всех форм социального зла во имя добра, красоты, равноправия и справедливости. Прошлое и настоящее переплетаются в

    «Истории одного города». Город Глупов – средоточие и олицетворение зла, которое

    существует только благодаря невежеству и покорности народа.





    М.Ю. Лермонтов

    «Демон» (поэма)

    Понятие зла и добра Лермонтов трактовал по-своему. В литературе традиционным считается понимание добра как покорности Богу и добровольное следование его

    заповедям, а зла – как неповиновение Всевышнему и выбор неправедного пути. У поэта же, напротив, Господь не добрый владыка, а жестокий и прямолинейный тиран, а Демон – та сила, которая пыталась свергнуть его с престола.

    В рассматриваемой поэме поменялись местами привычные нам понятия, зло и добро приобрели новый смысл, не соответствующий общепринятой морали

    православной религии. Демон, являясь, по сути, средоточием зла, вовсе не отрицает существующее в мире добро, но понимает его иначе, чем обычные люди. В

    соответствии с «традиционной» христианской моралью, добродетель означает

    смирение, покорность, а зло – противостояние этим правилам. Но для Лермонтова, напротив, добро является синонимом непокорности, борьбы, а виновником

    происходящего в мире зла становится сам Господь. Поэт искренне считает, что добрый и справедливый Бог никогда бы не создал такую Землю:

    Где преступленья лишь да казни,

    Где страсти мелкой только жить; Где не умеют без боязни

    Ни ненавидеть, ни любить...


    М.Ю. Лермонтов

    «Герой нашего времени» (роман)

    Едва ли не основная проблема в творчестве Лермонтова – проблема нравственности, то есть борьба добра и зла в человеке и мире. Добр или зол Печорин? «Я не

    способен к благородным порывам», – говорит он, временами сравнивая себя с вампиром.

    Действительно, его мир – это «Я», и для того, чтобы занять его, Печорин затевает жестокие игры с любовью и смертью. Судьба хранит героя, за его игры

    расплачиваются другие: Бэла и Грушницкий – жизнью, Мери и Вера – счастьем. Печорин сравнивает себя с топором палача в руках судьбы, необходимым лицом пятого акта трагедии. Но этот безжалостный эгоист, каким он может казаться,

    бросается, забыв обо всём, вслед за уехавшей Верой и плачет, понимая, что больше не увидит её. До последней минуты он предоставляет Грушницкому возможность отказаться от подлого замысла, и, если б это случилось, Печорин «бросился бы ему на шею». Расставаясь с Мери, он признаётся: «Ещё минута, и я бы упал к ногам её». И

    если он «причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив».

    Цитаты

    «Зло есть отсутствие добра». (В.Ф. Одоевский)

    «Зло порождает зло». (М.Ю. Лермонтов)

    Бессердечия, душевной чёрствости, эгоизма



    А. Алексин «Раздел имущества»

    (повесть)

    В этой повести писатель поднимает проблему душевной чёрствости, отчуждения в семейных отношениях. Главная героиня Вера была ребёнком, имеющим родовую травму. её выходила и практически поставила на ноги бабушка Анисья. Именно эта героиня воплощает в повести доброту, любовь, готовность прийти на помощь. Мать

    же Верочки – это воплощение практицизма, бездуховности, равнодушия к ближнему.

    В финале это противостояние матери и бабушки завершается трагически: бабушка уезжает в деревню умирать, а Верочка вновь тяжело заболевает.
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21


    написать администратору сайта