Главная страница
Навигация по странице:

  • Преодоления негативных эмоций

  • Двуличия, беспринципности

  • ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Самовоспитания

  • Душевной молодости И. Бунин«Молодость и старость» (рассказ) Старик-курд

  • Пьянства Ф.М. Достоевский«Преступление и наказание» (роман) Мармеладова

  • Наркотической зависимости

  • НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС Влияния телевидения (интернета) на людей

  • Роли рекламы в современном обществе

  • Влияния научно-технического прогресса на развитие общества

  • Обществознание ЕГЭ шпаргалка. Аргументы к сочинению


    Скачать 1.37 Mb.
    НазваниеАргументы к сочинению
    АнкорОбществознание ЕГЭ шпаргалка
    Дата04.10.2022
    Размер1.37 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOBSchESTVO__shpargalka_s_argumentami__ege100ballov.doc
    ТипДокументы
    #712471
    страница20 из 21
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21




    Хамства


    М. Зощенко

    «История болезни» (рассказ)

    Сатирический рассказ, повествующий об отношении медицинского персонала к несчастному больному, позволяет увидеть, что хамство в людях неистребимо:

    «Может быть, вас прикажете положить в отдельную палату и приставить к вам часового, чтобы он от вас мух и блох отгонял?» – заявила медсестра в ответ на

    просьбу навести порядок в отделении.

    А.Н. Островский

    «Гроза» (драма)

    Персонаж драмы Дикой – типичный хам, который оскорбляет и племянника Бориса, называя его «дармоедом», «проклятым», и многих обитателей города Калинова.

    Безнаказанность породила в Диком полнейшую разнузданность.

    Д. Фонвизин

    «Недоросль» (комедия)

    Госпожа Простакова своё хамское поведение по отношению к окружающим считает нормой: она хозяйка в доме, которой никто не смеет перечить. Поэтому у неё Тришка

    «скот», «болван» и «воровская харя».

    Возмущаясь чужим хамством, люди часто не замечают, что и сами порой ведут себя столь же возмутительно. Пожалуй, лучше всего это можно увидеть на примере отношения родителей к детям. Характер человека формируется в семье, а каким

    человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих, хамство. Не удивительно, ведь родители – всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Конечно, она любила

    Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его.

    С. Довлатов «Это непереводимое слово “хамство”» (рассказ)

    Писатель уверен, что «хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом умноженные на безнаказанность». Человеку нечего

    противопоставить этому явлению, кроме собственного унижения. Безнаказанностью

    своей хамство и убивает вас наповал.

    М.А. Булгаков

    «Собачье сердце» (повесть)

    Главный герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце», профессор

    Преображенский – потомственный интеллигент и выдающийся учёный-медик. Он мечтает превратить собаку в человека, и на свет появляется Шариков с сердцем

    бродячей собаки, мозгом человека с тремя судимостями и ярко выраженной

    страстью к алкоголю. В результате проведённой операции привязчивый, хотя и хитроватый Шарик превращается в хамоватого люмпена, способного на

    предательство. Шариков чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Он быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать своё

    невежество в оружие против образованности. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Шариков является образом хамского отношения к

    людям.



    С. Львов «Быть или казаться?» (сборник публицистики)

    В этой книге автор размышляет о проблеме грубости, хамства в человеческом общении. Он рассказывает о том, как молодая женщина кричит на своих детей, унижая и оскорбляя их. В ближайшей сберкассе точно такое же отношение

    сотрудников к своим клиентам. Вот безобразная сцена в трамвае: группа молодых людей издевается над пожилым кондуктором. Автор задумывается о том, что же

    побуждает человека становиться грубым и агрессивным? Невежество, собственная

    слабость и, конечно же, наше неумение дать достойный отпор крикуну и хаму.

    Преодоления негативных эмоций


    Д.С. Лихачёв

    «Письма о добром и прекрасном»

    В своей книге автор размышляет о том, как бороться с негативными эмоциями, как научиться не обижаться на окружающих. Д.С. Лихачёв замечает, что «есть хорошее английское правило: обижаться только тогда, когда вас хотят обидеть, намеренно

    обижают». Далее он замечает: «На простую невнимательность, забывчивость (иногда свойственную данному человеку по возрасту, по каким-либо психологическим

    недостаткам) обижаться не надо. Напротив, проявите к такому «забывчивому»

    человеку особую внимательность – это будет красиво и благородно». Также автор

    призывает нас быть чуткими и внимательными к окружающим, стараться не обижать

    их.




    Двуличия, беспринципности


    А.П. Чехов «Ушла» (очерк)

    В очерке «Ушла» Чехов рассказывает о женщине, которая в течение одной минуты полностью изменяет свои принципы. Она говорит мужу, что уйдёт от него, если тот совершит хоть один подлый поступок. Тогда муж подробно объяснил жене, почему их семья так богато живёт. Героиня текста «ушла… в другую комнату». Для неё жить

    красиво и богато было важнее, чем обман мужа, хотя говорит она совсем наоборот.

    А.П. Чехов

    «Хамелеон» (рассказ)

    В рассказе Чехова «Хамелеон» полицейского надзирателя Очумелова нет чёткой позиции. Он хочет наказать хозяина собаки, которая укусила за палец Хрюкина.

    После того, как Очумелов узнаёт, что возможный хозяин собаки – генерал Жигалов, вся его решительность пропадает.

    Метода достижения целей



    Ф.М. Достоевский

    «Преступление и наказание» (роман)

    Главный герой гениального романа Ф.М. Достоевского, «Преступление и наказание» Родион Раскольников задаётся вопросом, позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? Автор

    изображает его великодушным мечтателем, гуманистом, жаждущим осчастливить всё человечество, который приходит к осознанию собственного бессилия перед лицом мирового зла и в отчаянии решается «преступить» нравственный закон – убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра. Однако нормальному человеку, коим, несомненно, является и герой романа, чуждо кровопролитие и

    убийство. Чтобы понять это, Раскольникову потребовалось пройти через все круги нравственного ада и побывать на каторге. Лишь в финале романа мы видим, что герой осознает абсурдность своей безумной идеи и обретает душевное равновесие. В противовес сомневающемуся и мечущемуся Раскольникову Достоевский рисует в своём романе образ Свидригайлова, человека, не задумывающегося о средствах достижения своих целей. Опускаясь в пропасть разврата, теряя веру, Свидригайлов заканчивает жизнь самоубийством, показывая тем самым тупиковость теории

    Раскольникова.

    Т. Драйзер

    «Американская трагедия» (роман)

    Основанный на реальной истории роман американского писателя Т. Драйзера

    «Американская трагедия» повествует о судьбе честолюбивого молодого человека Клайда Грифитса, мечтающего вырваться из рамок своей среды, стремительно и упорно шагающего по ступенькам своей карьеры, вверх – к миру денег и роскоши.

    Соблазнив честную девушку и будучи уверенным в своей любви к ней, герой вскоре понимает, что эта связь является основной помехой на пути в высшее общество. В

    итоге, совершается преступление – продуманное, серьёзно подготовленное и

    трусливое. После смерти девушки полиция выходит на след Клайда и обвиняет его в умышленном убийстве. Суд присяжных приговаривает его к высшей мере, и

    оставшуюся часть своей жизни Клайд проводит в тюрьме, в которой он исповедуется, признает свою вину, но, в конце концов, его казнят на электрическом стуле.




    ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

    Самовоспитания


    Я. Голованов

    «Этюды об учёных»

    Полярный исследователь Руал Амундсен с детства готовил себя к суровым

    путешествиям: зимой спал с открытым настежь окном, пробегал на лыжах по

    пятьдесят километров в день, работал матросом на зверобойной шхуне... Учёный

    считал, что сила воли – главное в самовоспитании.



    Н.Г. Чернышевский

    «Что делать?» (роман)

    Проблему формирования характера человека рассматривает Н.Г. Чернышевский в своём романе «Что делать?» на примере образа Рахметова, человека «особой

    породы». Он готовил себя в профессиональные революционеры и для этого, в первую очередь, развивал физические силы: занимался гимнастикой, «принял боксёрскую диету», «был пахарем, плотником, раз даже прошёл бурлаком всю

    Волгу», считал, что «это полезно, может пригодиться». Никитушка Ломов (так его окрестили «товарищи по лямке») не только физически развился, но и закалил

    характер. По словам Чернышевского, Рахметов – особенный человек.

    Душевной молодости

    И. Бунин

    «Молодость и старость» (рассказ)

    Старик-курд своей притчей дал понять красавцу греку, что молодость – это не

    физическое состояние, а душевное: только тот, кто сохранил в себе достоинство, человечность, остается всегда молодым.

    Пьянства

    Ф.М. Достоевский

    «Преступление и наказание» (роман)

    Мармеладова пьянство сделало жалким существом, который, осознавая крайне бедственное положение семьи, тем не менее не находит в себе сил справиться с

    этим пороком.


    М. Горький «На дне» (пьеса)

    Актёр – пьяница, который страдает от пустоты и бессмысленности своей жизни. Пьянство привело его к тому, что он даже забыл своё имя, любимые монологи и роли. Картина страшного «дна» в пьесе – это закономерный финал тех, кто ищет

    спасения от жизненных проблем в пьянстве.

    В. Ерофеев «Москва

    – Петушки» (поэма в прозе)

    Для Венечки Ерофеева беспробудное пьянство стало иллюзорным спасением от пошлости жизни, однако этот путь ведёт только к смерти на самом дне общества.

    В. Астафьев

    «Печальный детектив» (роман)

    Пьянство, по мнению писателя, это причина убийств, грабежей, распада семейных отношений, полного разложения личности.


    В. Астафьев

    «Печальный детектив» (роман)

    В романе В. Астафьев изображает современное общество, в котором нет места порядочности, честности, радости. Картины, созданные писателем, не просто

    неприглядны и мрачны, но и страшны: разбой, насилие, пьянство. Человек в пьяном виде у Астафьева подобен зверю: отвратительны пьяные парни, напавшие на тётку Граню, отвратительна алкоголичка Урна, безобразна сцена, в которой пьяные

    хулиганы пристают к Сошнину в подъезде его родного дома, ужасающа сцена

    убийства молодой беременной женщины на железнодорожной насыпи. Пьянство, по мысли писателя, – страшное зло, ввергнувшее мир в хаос, ведущее общество к

    полной деградации.



    А.М. Горький «На дне» (пьеса)

    В этой пьесе автор представляет нам мир босяков, жуликов, шулеров, людей, брошенных на «дно жизни». Одним из персонажей является Актёр. Он

    беспробудный пьяница, опустившийся человек, страдающий от бессмысленности собственного существования. В финале он кончает жизнь самоубийством, так и не найдя в себе сил бороться с беспощадной действительностью и с самим собой.

    Позиция автора здесь вполне определённа: пьянство – абсолютное зло, оно не

    может спасти человека от жизненных невзгод.


    Цитаты

    Ф.М. Достоевский: «Зелено – вино... скотинит и зверит человека, ожесточает его и отвлекает от светлых мыслей, тупит его перед всякой доброй пропагандой. Пьяному не до сострадания к животным, пьяный бросает жену и детей своих».

    А.П. Чехов: «Шампанское – это блестящая кокотка, мешающая прелесть свою с ложью и наглостью Гоморры, это позлащённый гроб, полный костей мёртвых и всякой нечистоты. Человек пьёт его только в часы скорби, печали и оптического

    обмана».




    Наркотической зависимости



    Х. Селби «Реквием по мечте» (роман)

    «Реквием по мечте» Хьюберта Селби – книга о жителях Нью-Йорка, которые не могут уйти от жестоких реалий жизни к мечтам об идеальном будущем и ищут убежище в иллюзиях. По ходу повествования книги становится ясно, что главным героем романа является зависимость, а сама книга – это манифест триумфа зависимости над

    человеком. «Реквием по мечте» – это реквием по всем тем, кто ради иллюзии предал жизнь, свои мечты и потерял в себе самого себя.

    М. Булгаков

    «Записки юного врача» (цикл рассказов), глава

    «Морфий»

    Главный герой рассказа – врач, который принимает морфий и параллельно ведёт записи и наблюдения. Приём наркотического вещества он оправдывает тем, что

    доктор должен на себе почувствовать, что он предлагает пациентам. В конце концов, он умирает, а в предсмертной записке он пишет, что лечиться безнадёжно, и

    предостерегает всех от приёма наркотиков.




    НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

    Влияния телевидения (интернета) на людей



    Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» (роман- антиутопия)

    Милдред, супруга главного героя романа Гая Монтэга, зависима от телешоу, считает его частью своей жизни. Три стены гостиной дома Монтэгов являют собой огромные телеэкраны, и Милдред настаивает на том, чтобы они потратились и на установление четвертой телестены, – тогда иллюзия общения с телеперсонажами будет полной.

    Монтэг и Милдред женаты уже давно, но их брак превратился в пустую фикцию: каждый существует сам по себе. Жена с головой погружена в мир телесериалов и теперь с восторгом рассказывает о новой затее телевизионщиков – ей прислали сценарий очередной «мыльной оперы» с пропущенными строчками, которые

    должны восполнять сами телезрители.

    И. Петровская

    «Остаёмся. Куда же нам деваться?» (очерк)

    И. Петровская с сожалением пишет о том, что по-настоящему талантливых, полезных, интересных программ на телевидении осталось мало. Из года в год

    увеличивающаяся диспропорция между тем, что необходимо зрителю, и тем, что выгодно самому телевидению, не может не тревожить мало-мальски думающих

    людей.


    В. Солоухин

    «Творец или зритель?» (статья)

    Многие считают, что телевидение вырабатывает в человеке пассивное отношение к жизни. Писатель и публицист В. Солоухин с сожалением отмечает, что в деревне раньше пели и плясали сами, а теперь только смотрят по телевизору, как это делают другие. Получается, что из-за телевидения в людях вырабатывается потребительское

    отношение к искусству вместо активного, творческого и живого.


    Х. Селби «Реквием по мечте» (роман)

    Старая женщина Сара Голдфарб сошла с ума: она была одержима идеей попасть в реалити-шоу, начала принимать наркотики, чтобы похудеть и «влезть в своё

    любимое красное платье». Закончилось это весьма печально – она попала в

    психиатрическую больницу.


    Л. Жуховицкий «Ни дня без мысли» (сборник эссе)

    Л. Жуховицкий говорит о разрушительном влиянии телевидения на общественное

    сознание, на развитие культуры. По мысли писателя, «через посредство говорящего ящика происходит массовая дебилизация населения». Качество программ, фильмов оставляет желать лучшего. В России нет серьёзных исследований о влиянии телевидения на жизнь населения, однако такие исследования проводились в

    Америке и Европе, в ходе которых выяснилось, что подрастает у них «глухонемое поколение». Ребята, привыкшие смотреть телевизор, практически не умеют

    общаться. Кроме того, функция телевидения, по мнению писателя, должна быть не только развлекательная, но и общественная. Оно должно давать критическую,

    объективную оценку всем событиям, происходящим в стране.

    Е.И. Замятин «Мы» (роман)

    Автор пишет о том, технический прогресс приводит к обезличиванию человека: и Интернет, и телевидение, выдавая всем одинаковую информацию, отучают от книги

    и собственного «Я», заставляет забыть о самовыражении.

    Я. Вишневский

    «Одиночество в сети» (роман)

    В произведении Януша Вишневского «Одиночество в сети» два человека, мужчина и женщина, живущих в разных странах, встречаются в сети, рассказывая истории из

    своей жизни. Они любят друг друга, но не могут быть счастливы, у каждого своя жизнь, тем более виртуальное чувство всегда быстротечно.

    Роли рекламы в современном обществе



    Ф. Бегбедер «99 франков» (роман)

    Роман Фредерика Бегбедера «99 франков» представляет собой злую сатиру на рекламный бизнес. Бегбедер пишет, что, чтобы обратить человечество в рабство, реклама избрала путь въедливого, умелого внушения. Эта первая в истории система господства человека над человеком, против которой бессильна даже свобода. Более того, она – эта система — сделала из свободы своё оружие и это самая гениальная её

    находка.






    Жизненные примеры

    Многие современные деятели культуры понимают чудовищную, античеловеческую сущность рекламы. Ведь её главная задача – привлечь покупателя любой ценой.

    Писатель Роберт Орбен рассуждает: «Как описываются машины в рекламных

    проспектах? «Волнующие», «эффектные», «изящные», «грациозные», «обтекаемой формы». Прямо не знаешь, куда их вести — в гараж или в номер мотеля». Мы не

    замечаем, что подчас говорим выверенными формулами, шаблонными фразами, которые сыплются на нас с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов, с

    огромных плакатов на улице.

    Общеизвестно выражение «реклама – двигатель торговли». Но в современном мире реклама стала своеобразным феноменом культуры. Известный английский писатель Олдос Хаксли утверждал: «Легче сочинить десять правильных сонетов, чем хорошее рекламное объявление». Действительно, реклама – самая интересная и самая трудная форма современной литературы. Язык рекламы требует от сочинителя

    чёткости, конкретности и образности языка одновременно. Текст должен быть коротким, запоминающимся. Неслучайно американский прозаик и драматург

    Т. Уильям пошутил, сказав: «Единственные настоящие поэты нашего времени служат

    в рекламных агентствах».

    Согласно онлайн-исследованию, проведённому компанией Nielsen по заказу

    Всемирной Федерации Рекламодателей, потребители во всех регионах мира, в том числе и в России, осознают высокую значимость рекламы для экономического роста. Семь из каждых десяти потребителей согласны с тем, что реклама вносит серьёзный вклад в развитие экономики, и восемь из десяти считают, что реклама помогает

    создавать рабочие места.

    Шума в современном мире


    Н. Баженова

    «Проехать в метро и не оглохнуть» (статья в газете

    «Московский комсомолец»)

    В статье «Проехать в метро и не оглохнуть», опубликованной в газете «Московский комсомолец», Н. Баженова исследует проблему шума в московском метро. Она

    приводит слова генерального директора одной из экологических организаций М.

    Чеботарёвой, которая говорит, что за последние годы шум вышел на первое место по степени вредного воздействия на организм человека. Проблема в том, что шум

    обладает накопительным эффектом и выражается сначала в виде усталости, а затем человек получает хронические заболевания. Шум воздействует не только на уши, но и на все внутренние органы. Сердечно-сосудистые заболевания и неврозы — это

    прямое следствие воздействия шума.

    Т.И. Шишелова, Ю.С. Малыгина, Нгуен Суан Дат

    «Влияние шума на организм человека» (статья в научном журнале «Успехи

    современного естествознания»)

    По данным исследователей, «шумовое загрязнение», характерное сейчас для

    больших городов, сокращает продолжительность жизни их жителей на 10-12 лет. Негативное влияние на человека от шума мегаполиса на 36% более значимо, чем от курения табака, которое сокращает жизнь человека в среднем на 6-8 лет. Шум также создаёт значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на него

    психологическое воздействие.

    Влияния научно-технического прогресса на развитие общества


    Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» (роман- антиутопия)

    В книге изображены два символа «механизации» человечества. Первый –

    «механический пёс» – кибер, предназначенный для вылавливания инакомыслящих

    «преступников». Второй – модернизированное телевидение, символ людского безразличия, атрофии души и интеллекта человека будущего. Люди в этом техническом мире разучились думать. И это состояние приводит к душевному

    дискомфорту, самоубийствам, всплескам агрессии.

    Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой» (приключенческий роман)

    В романе образ идеальной подводной лодки «Наутилус» капитана Немо является символом борьбы против любой тирании, откуда бы она ни исходила. Верн считал, что путь к прогрессу прокладывают открытия науки и достижения техники и что

    именно они приведут человечество к идеальному будущему.
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21


    написать администратору сайта