Главная страница
Навигация по странице:

  • Раскольников

  • Ущемления прав человека в современном обществе

  • Вседозволенности А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Как только жадная Старуха

  • Отношения толпы и людей, которые из неё выделяются

  • ОДИНОЧЕСТВО Одиночества (равнодушия, безразличного отношения к судьбам окружающих)

  • Проблема «маленького человека»

  • ДОБРО Любви и милосердия

  • Гуманизма, сострадания, милосердия

  • Обществознание ЕГЭ шпаргалка. Аргументы к сочинению


    Скачать 1.37 Mb.
    НазваниеАргументы к сочинению
    АнкорОбществознание ЕГЭ шпаргалка
    Дата04.10.2022
    Размер1.37 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOBSchESTVO__shpargalka_s_argumentami__ege100ballov.doc
    ТипДокументы
    #712471
    страница17 из 21
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21






    Ф.М. Достоевский

    «Преступление и наказание» (роман)

    Раскольников ради того, чтобы проверить «тварь ли я дрожащая или право имею» готов убивать, Лужин ради удовлетворения низменных потребностей готов

    лжесвидетельствовать, процентщица готова отобрать последнее ради материальной выгоды. Очевидно, что каждый из указанных лиц стремился к «своей»

    справедливости. В результате следования такой справедливости гибнут совершенно невинные люди (беременная Елизавета, сестра Алёны Ивановны), страдают и сами источники несправедливости (гибнет старуха-процентщица, сам Раскольников

    переживает тяжёлые моральные страдания).



    М. Булгаков

    «Мастер и Маргарита» (роман)

    Справедливость в романе вершит Воланд – дух зла. Он выполняет свои обещания, причём исполняет даже два желания Маргариты вместо обещанного одного. Он наказывает только за аморальные поступки: жадность, доносительство,

    пресмыкательство, взятки и т. п. Роль Воланда в романе можно определить как

    «надзиратель за злом». Тот, у кого в душе поселилось зло – его подопечный. Сам Воланд не умножает зло, он лишь следит за ним, а по мере необходимости –

    пресекает и справедливо судит. Таким образом, Воланд является символом

    справедливости.



    А. Дементьев «В своих

    воспоминаниях я пытаюсь

    проанализировать наше время» (книга)

    Совсем недавно появилась книга поэта-современника Андрея Дементьева «В своих воспоминаниях я пытаюсь проанализировать наше время». В ней он пишет: «Страну можно назвать великой тогда, когда каждый человек скажет, что он уверен в

    завтрашнем дне, он счастлив!» А это осуществимо в условиях стабильности общества. Статистические данные подтверждают, что 3-5 миллионов россиян живут сегодня чудовищно, сомневаясь в завтрашнем дне: молодому дипломированному

    специалисту сложно устроиться на работу, растут цены на лекарства и товары первой необходимости, а заработная плата остается прежней, матери стали бояться

    провожать сыновей в армию, работники образования, культуры, медицины находятся в унизительном положении… Разве так должно быть в цивилизованном

    обществе?

    А. Градский «Можно до старости

    пытаться хорохориться и прыгать, но это

    смешно» (статья в

    газете «Аргументы и факты)

    Певец и композитор Александр Градский в одной из статей пишет, что причина нестабильности кроется в отсутствии диалога власти и общества. Нам надо научиться в культурной форме предъявлять претензии к власти. Отсутствие диалога невыгодно никому. Поэтому и руководство страны тоже должно всячески стремиться этот

    диалог наладить.

    Критики



    А. И. Герцен «Былое и думы» (книга)

    Писатель замечает, что многие люди слишком категоричны в своих оценках

    происходящих событий и поступков окружающих. Они любят критиковать, давать резкие оценки действиям окружающих. Сердце такого человека смягчается в

    результате тяжёлых испытаний, выпадающих ему на долю. Тогда взор его

    обращается на собственные недостатки, он начинает сознавать, насколько дурен он

    сам. С тех пор роль судьи и критика вызывает в нем отвращение.

    Ущемления прав человека в современном обществе


    Б. Васильев

    «Кольцо А» (литературный журнал)

    Сравнивая Западную Европу и Россию, автор отмечает, что Европа получила в наследство от Католической церкви Римское право, в котором приоритетом являлись права личности. Древняя Русь, приняв христианство Византии, приняла и его право, в котором самым главным оказался приоритет власти. Советская власть взяла на щит византийское понимание приоритетного права, и поэтому в России, в отличие от

    Западной Европы, до сих пор ущемлены многие права человека.

    Вседозволенности

    А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

    Как только жадная Старуха добилась от рыбки власти столбовой дворянки, а затем и царицы, она в муже стала видеть холопа, которого можно безнаказанно бить,

    заставлять делать самую чёрную работу, выставлять на всеобщее посмешище.


    В. Тендряков

    «Параня» (рассказ)

    «Поселковая дурочка» Параня в 1937 году случайно получила неограниченную власть над деревней, повторяя имя Сталина и грозя пожаловаться ему на тех, кто её обижает, потому что она, по слухам, «невеста Сталина». Эта безумная идея никому

    не кажется такой: тоталитарная власть создаёт абсурдное мышление.




    А.П. Чехов «Унтер Пришибеев» (рассказ)

    Унтер-офицер Пришибеев в течение 15 лет держит в страхе всю деревню своими абсурдными требованиями и грубой физической силой. Даже просидев месяц под стражей за свои противоправные действия, он так и не смог избавиться от желания

    командовать.

    Отношения толпы и людей, которые из неё выделяются


    А.С. Грибоедов

    «Горе от ума» (комедия)

    Чацкий – бунтарь, мятежник, поднимается против толпы, московского общества того времени. Ему дики и чужды их повадки, его изумляет мораль общества. Он не боится высказывать своё мнение. В монологе «А судьи кто?» раскрывается полностью его

    сущность. Проблема толпы в том, что они не умеют слушать и даже не хотят внимать истине. Они считают «истиной» заветы своих отцов – лицемеров, которые уже давно

    изжили себя.



    В.В. Маяковский «А Вы могли бы?» (стихотворение)

    Творчество Маяковского посвящено теме противостояния героя и толпы. Толпа – это пошляки, живущие бездуховно. Они не видят прекрасного, не понимают настоящего искусства. Герой одинок в своём мире. Он не уходит от толпы, не прячется, а смело бросает ей вызов, готов на борьбу с непониманием. Подтверждение этому мы

    можем найти в стихотворении «А Вы могли бы?» Маяковский не находит в себе силы смириться с обыденностью и серостью: «я сразу смазал карту будня» – герой ломает все стереотипы и систематическую упорядоченность жизни, не боясь при этом

    выделиться из толпы.




    ОДИНОЧЕСТВО

    Одиночества (равнодушия, безразличного отношения к судьбам окружающих)


    А.П. Чехов «Ванька» (рассказ)

    Ванька Жуков – сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень несладко живётся. Об этом можно узнать из письма, которое он отправил «на деревню дедушке Константину Макаровичу» с просьбой забрать его. Мальчик так и

    останется одиноким, неприютным в жестоком и холодном мире.


    А.П. Чехов «Тоска» (рассказ)

    У извозчика Ионы Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и

    острое чувство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда Иона всю свою

    историю рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и

    посочувствовала горю.


    М.Ю. Лермонтов

    «Герой Нашего времени» (роман)

    Под давлением и непониманием общества человек становится одиноким. Это можно видеть в произведении «Герой нашего времени», великого русского классика М.Ю. Лермонтова. Печорин незауряден, поэтому он всегда одинок. Его не могут понять, от этого он старается отгородиться от всего мира. Печорин пытается реализовать себя, но эти попытки оборачиваются страданиями и потерями. Одиночество не

    свойственно человеку и от этого герою тяжело и больно быть одиноким.



    М.Ю. Лермонтов

    «Стансы», «Тучи» (стихотворения)

    Тема одиночества хорошо прослеживается в стихотворении М.Ю. Лермонтова

    «Стансы». Одиночество лирического героя не навязано ему миром, оно избрано им добровольно как единственно возможное состояние души. Ни друг, ни отчизна не

    составляют необходимых элементов его существования. Мир отвергает героя, изгоняет – но и герой отвергает этот мир, уходит от него. Также эта тема

    перекликается в стихотворении «Тучи». Лермонтов создаёт образ изгнанника, непонятого миром, окружающим его. Это невольное одиночество – мученье для

    него.


    М.Ю. Лермонтов

    «Листок» (стихотворение)

    Мотив одиночества звучит в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок». В центре этого произведения – гонимый жестокой бурей листок. Это символ одинокого и

    бесприютного существования, одинокой и страдающей души. Листок не находит себе

    места в этом мире: чинара не принимает его, жара и холод заставляют его сохнуть, он обречён на гибель.


    А.С. Пушкин

    «Евгений Онегин» (роман в стихах)

    Онегин живёт в такое время, когда мыслящий человек неизбежно обречён на одиночество. Ему не интересно то, чем живут посредственные люди, но и найти

    применения своим силам он не может, да и не всегда знает зачем. Но одинок Онегин не только потому, что разочаровался в свете, но и потому, что постепенно он утратил возможность видеть истинный смысл в дружбе, любви, близости человеческих душ. Трагедия Онегина – это трагедия одинокого человека, но не романтического героя,

    бегущего от людей, а человека, которому тесно в мире ложных страстей, однообразных развлечений и пустого времяпрепровождения. А потому роман

    Пушкина становится осуждением не Онегина, а того общества, которое заставило

    героя прожить именно такую жизнь.


    М. Булгаков

    «Мастер и Маргарита» (роман)

    Роман Мастера, смысл всей его жизни, не принят обществом, решительно отвергнут критикой, даже будучи неопубликованным. Что же такого хотел сказать людям

    Мастер? Он хотел донести до них необходимость веры, необходимость поиска

    истины. Но она (как и он сам) отвергнута. Обществу чужды размышления об истине, о правде, о тех высших категориях, значимость которых каждый должен осознать для

    себя сам. Люди заняты удовлетворением мелочных потребностей, они не борются со своими слабостями и недостатками, легко поддаются искушениям, о чём так красноречиво говорит сеанс чёрной магии. Неудивительно, что в таком обществе

    личность творческая, думающая одинока.






    Ф.М. Достоевский

    «Белые ночи» (повесть)

    В Петербурге Достоевского правит одиночество, тотальное разъединение маленьких- маленьких людей в таком большом и бесстрастном городе. В повести идёт рассказ

    об одиноком Мечтателе, счастье которого так и не состоялось. Мечтатель встречает девушку, Настеньку, в которой он находит спасение от своей «темницы» одиночества и по-настоящему влюбляется в неё. Однако Настенька, оставшись верна своему

    чувству, бросает мечтателя, но извиняется за предательство в письме. Главный герой прощает её и всё равно продолжает любить. Мечтатель остается одиноким в

    холодном, не понимающем его городе.

    Проблема «маленького человека»



    Н.В. Гоголь.

    «Шинель» (повесть)

    В повести «Шинель» драматург повествует читателю об Акакии Акакиевиче – бедном титулярном советнике из Петербурга. Он ревностно выполнял свои

    обязанности, очень любил ручное переписывание бумаг, но, в общем, роль его в департаменте была очень незначительна, из-за чего над ним нередко смеялись молодые чиновники. В своей трагедии кражи новой шинели герой не находит

    отклика помощи общества.

    Ф.М. Достоевский

    «Бедные люди» (повесть)

    Макар Девушкин, главный герой повести Ф.М. Достоевского «Бедные люди», в письмах к своей возлюбленной Варваре отражает скудность, мелочность,

    ничтожность мира «маленького человека.

    Ограниченности человека


    А. Островский

    «Гроза» (пьеса)

    Человек – хозяин своей судьбы, нельзя быть похожим на героя пьесы Островского

    «Гроза» Тихона, разучившегося жить «своим умом». Таким людям остаётся лишь

    проклинать себя за то, что у них нет воли. Не надо стараться угождать и бояться, что тебя «съедят, живого проглотят».




    ДОБРО

    Любви и милосердия



    М. Булгаков

    «Мастер и Маргарита» (роман)

    Маргарита способна на глубокую, преданную, самоотверженную любовь, и потому она нравственно неуязвима. Подобно тому, как Иешуа остаётся человеком даже находясь во власти убийц, а одному из них сочувствует и помогает, так и Маргарита, попав в чудовищную компанию растлителей, висельников, отравителей, мерзавцев всех времён и народов, остаётся человеком: никто из них ей не противен, она

    старается понять их, сочувствует им. Она потеряла самое дорогое – своего Мастера, но не замкнулась в своём горе: она видит горе другого человека и активно

    сочувствует ему.


    Р. Брэдбери

    «Карлик» (рассказ)

    Эйми, героиня рассказа, видит в карлике, посещающем аттракцион кривых зеркал и утешающемся тем, что его уродство в зеркале преображается в красоту и стать,

    человека с большой душой. Именно она решила подарить это зеркало карлику,

    чтобы хоть что- то радовало беднягу в его несчастной жизни.



    В. Гюго

    «Отверженные» (роман)

    Епископ Мириэль днём и ночью помогает бедным. Он раздаёт своё жалованье нищим, устраивает больницу в епископском дворце. Вся жизнь этого человека

    посвящена служению человеку.

    Переночевав в доме епископа, утром вор украл у него серебряную посуду. Но через час полиция задержала преступника и доставила его в дом, где ему дали ночлег.

    Священник сказал, что этот человек ничего не воровал, что все вещи он взял с

    разрешения хозяина. Вор, поражённый услышанным, в одну минут пережил подлинное перерождение, и после этого он стал честным человеком.

    Гуманизма, сострадания, милосердия


    А. Адамович

    «Немой» (повесть)

    Во время войны одну из белорусских деревень каратели должны были сжечь, но немец Франц не может убить Полину и её мать, хозяев дома, в котором он жил. Он убивает своего наставника – фашиста и вместе с Полиной и её матерью прячется в погреб. Когда приходят советские войска, Полина представляет немца немым

    братом, спасая его, как когда-то Франц спас их.


    М.А. Шолохов

    «Чужая кровь» (рассказ)

    В этом рассказе Шолохов поднимает проблему милосердия по отношению к врагу.

    Старый казак Гаврила, потерявший на войне своего родного сына Петра, спасает

    своего врага – коммуниста Николая Косых. Он подобрал его умирающего и выходил, оставив в своей семье. Гаврила и его старуха привязались к юноше, полюбили его как собственного сына. Однако в финале Николай возвращается на свою родину – на

    Урал, так как его ждут там на заводе.

    М. Шолохов «Чужая кровь» (рассказ)

    Казак Гаврила, потеряв сына Петра, полюбил, как родного, чужого человека, врага, коммуниста Николая Косых, которого подобрал тяжело раненным и выходил.

    Всепоглощающая ненависть к красным сменилась отцовской любовью и заботой.


    Б. Екимов «Ночь исцеления» (рассказ)

    Подросток Гриша, герой рассказа, приехал на каникулы к бабушке, которая по ночам часто кричит, плачет, молит о помощи: ей каждую ночь снится, что она потеряла карточки и голодными останутся её дети. Гриша не кричит бабушке: «Молчать!», как советовала сделать его мать, он состраданием и любовью излечил её от страшных

    воспоминаний.


    Б. Екимов

    «Продажа» (рассказ)

    После развала Советского Союза мать и дочь, как и многие другие, стали беженцами из Таджикистана. Они оставили родной дом, спасаясь от грабежей и убийств. В

    поезде эти женщины стали свидетелями того, как пьяная мать продавала свою трёхлетнюю дочь. Спасая девочку, беженки отдали пьянице все свои скудные

    сбережения, а ведь эти деньги у них были последними.



    Б. Екимов «Как рассказать» (рассказ)

    Сварщик Григорий однажды помог тёте Варе, немощной старушке, вскопать огород. Она пригласила его за стол, искренне благодарила. Григорий потом уехал в Москву, но каждую весну приезжал на Дон, чтобы помочь тёте Варе. Он никому об этом не рассказывал, просто чувствовал, как нужна ей помощь. Григория, сироту, так же

    согрели когда-то моряк Вася, сводивший в цирк и угостивший мороженым,

    контролёр тётя Катя, кормившая вкуснейшими пирожками с капустой... Человеку для

    счастья совсем не много нужно – любовь и забота.
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21


    написать администратору сайта