Главная страница
Навигация по странице:

  • Противостояния человека и природы

  • (Э. Роттердамский) «Природа... всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей». (Я. Гёте)

  • (Ж.-Ж. Руссо) Природа – сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека,Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней.(Ф.И. Тютчев)

  • (Ф.И. Тютчев)

  • Сохранения культуры, исторической памяти

  • Иван Великопольский

  • Обществознание ЕГЭ шпаргалка. Аргументы к сочинению


    Скачать 1.37 Mb.
    НазваниеАргументы к сочинению
    АнкорОбществознание ЕГЭ шпаргалка
    Дата04.10.2022
    Размер1.37 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOBSchESTVO__shpargalka_s_argumentami__ege100ballov.doc
    ТипДокументы
    #712471
    страница2 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21






    С. Лем «Звёздные дневники»

    Польский фантаст С. Лем в «Звёздных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали

    полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую слепоту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Эта

    история – грозное предупреждение всему человечеству, которое хищнически

    грабит природу.

    Противостояния человека и природы

    Ф.И. Тютчев

    «Природа-сфинкс»,

    «Певучесть есть в морских волнах»,

    «От жизни той, что бушевала здесь» (стихотворения)

    Человек смертен, а природа вечна. Это стихия, равнодушная к людским нуждам, судьбам, делам. Она неуправляема, непознаваема, в бурях заснувших – «хаос шевелится». В этом суть вечного конфликта человека и природы. Человек, по мысли Тютчева, – всего лишь «мыслящий тростник».


    В.П. Астафьев

    «Царь-рыба» (повесть)

    Писатель рассказывает, как истребляют белую и красную рыбу на Енисее,

    уничтожают зверя и птицу. Кульминационной становится драматическая история, приключившаяся однажды на реке с браконьером, которого звали Игнатьич.

    Проверяя самоловы, он вывалился из лодки и запутался в собственных сетях. В этой экстремальной ситуации, на грани жизни и смерти, он вспоминает свои

    земные грехи, вспоминает, как обидел когда-то свою односельчанку Глашку,

    искренне раскаивается в содеянном, молит о пощаде, мысленно обращаясь и к Глашке, и к царь-рыбе, и ко всему белому свету. И всё это даёт ему «какое-то ещё не постигнутое умом освобождение». Игнатьичу удаётся спастись. Сама природа здесь преподнесла ему урок. Таким образом, В. Астафьев учит нас тому, что в

    противостоянии человека и природы непременно одержит верх природа.



    Ч. Айтматов

    «Плаха» (роман)

    В романе писатель говорит об уничтожении живой природы человеком. Трижды волчья семья лишается своих детёнышей. И волчица Акбара начинает мстить

    человеку, забирает его детёныша. Разрешением этой ситуации становятся

    несколько смертей: погибает сама волчица, маленький ребёнок, сын Бостона, а также Базарбай, похитивший волчат. Волчица Акбара воплощает в произведении

    мать-природу, которая восстаёт против уничтожающего её человека.



    Цитаты

    «Природа никогда не заблуждается». (Э. Роттердамский)

    «Природа... всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей». (Я. Гёте)

    «Природа никогда не обманывает нас; это мы сами постоянно обманываемся».

    (Ж.-Ж. Руссо)

    Природа – сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека,

    Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней.

    (Ф.И. Тютчев)

    Природа знать не хочет о былом, Ей чужды наши призрачные годы, И перед ней мы смутно сознаём

    Самих себя – лишь грезою природы.

    (Ф.И. Тютчев)




    КУЛЬТУРА

    Утраты духовных/культурных ценностей, вандализма


    Б. Васильев

    «Глухомань» (повесть)

    События повести позволяют увидеть, как так называемые «новые русские» стремятся обогатиться любой ценой. Духовные ценности утрачены, потому что культура ушла

    из нашей жизни. Общество раскололось, в нём мерилом заслуг человека стал банковский счёт. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей,

    утративших веру в добро и справедливость.

    В. Астафьев

    «Людочка» (рассказ)

    Выросшая в деревне среди нищеты и пьянства, жестокости и безнравственности, героиня рассказа ищет спасение в городе. Став жертвой грубого насилия, в

    обстановке всеобщего безразличия, Людочка кончает жизнь самоубийством.


    В. Астафьев

    «Постскриптум» (рассказ)

    Автор со стыдом и возмущением описывает поведение слушателей на концерте

    симфонического оркестра, которые, несмотря на прекрасное исполнение известных произведений, «начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно – нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их

    в лучших вожделениях и мечтах».



    Д.С. Лихачёв

    «Письма о добром и прекрасном»

    Автор рассказывает, какое негодование испытывал он, когда узнал, что на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Тогда же кто-то оставил гигантскую надпись на стене монастыря,

    построенного на месте гибели другого героя – Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!» В конце 60-х годов в Ленинграде снесли Путевой дворец, который даже во время войны наши бойцы старались сохранить, не разрушить.

    Лихачёв считает, что «утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь

    всегда индивидуальны».



    И.С. Тургенев

    «Отцы и дети» (роман)

    В этом романе писатель изображает попытку нигилиста Базарова «отмежеваться» от культуры прошлого, музыки, живописи, поэзии. Всему этому он противопоставляет нигилизм, своё материалистическое воззрение, прагматизм. Однако жизнь расставляет всё по своим местам: влюбившись в Одинцову, Базаров открывает новые грани своей души. А когда он умирает, то прощается с любимой женщиной, как поэт:

    «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Тем самым Тургенев

    утверждает незыблемость вечных основ жизни – природы, искусства, любви.

    Сохранения культуры, исторической памяти

    Д.С. Лихачёв

    «Письма о добром и прекрасном»

    Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечественной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло

    оптимизма. Экология культуры должна стать одной из важнейших задач

    современности: ведь в ней истоки нравственности, без которой немыслим человек.


    Д.С. Лихачёв

    «Русская культура» (сборник статей)

    Академик Д.С. Лихачёв в книге «Русская культура» и в других исследованиях

    определил культуру как духовную основу общенационального бытия, а сохранение культуры как залог «духовной безопасности» нации. Учёный неоднократно

    подчёркивал, что вне культуры настоящее и будущее народа и государства лишено смысла. Культура всегда живёт в диалоге: чем больше у культуры внутренних и внешних связей с другими культурами, тем богаче она становится, тем выше

    поднимается в своём историческом развитии. Лихачёвым также разработана

    «Декларация культуры» – документ, призванный на международном уровне защитить и поддержать культуру, созданную человечеством.


    Р. Брэдбери

    «Улыбка» (рассказ)

    Мальчик Том во время очередной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вернуть людям: Том верит, что настоящее искусство способно

    облагородить даже дикую толпу.


    А.П. Чехов

    «Студент» (рассказ)

    Перед Пасхой Иван Великопольский, студент духовной семинарии, рассказывая

    случайно встреченным женщинам евангельский эпизод о предательском отречении Петра от Иисуса, видит, что реакция женщин необычна: они плачут о том далёком

    событии. Семинарист понимает, что прошлое неразрывно связано с настоящим

    непрерывной цепью событий.




    В. Распутин «Поле Куликово» (публицистическая статья)

    На Куликовом поле Русь освободилась от рабства, отстояла себя как

    самостоятельная нация, и герой очерка поразился тому, насколько близко и очевидно ему то, что происходило несколько веков назад. Он словно ощутил

    присутствие предков, свою связь с ними.


    В. Солоухин

    «Черные доски» (документальная повесть)

    Автор повествует о том, как много бесценных икон, уникальных по архитектуре

    церквей было варварски уничтожено в 20 веке. Он задаётся вопросами: «Неужели место, где венчались наши отцы, деды, прадеды не достойно лучшего обхождения? Неужели место, ритуально связанное с погребением наших родителей и предков, не достойно лучшего обхождения?» Он пишет, что уничтожения культурных ценностей до надругательства над самими могилами всего один шаг. Писатель убеждён, что с

    утратой исторических памятников мы теряем человеческий облик.



    А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом» (стихотворение)

    В главе «О памяти» поэт возмущается тем, что власти требуют забыть «живую быль», забыть родных и близких. Мы видим, что поэт не может молчать о том, что «душу

    жжёт». Твардовский уверен, что его долг – «домолвить недомолки», рассказать

    правду. Ведь из этой правды люди должны сделать выводы. Все должны знать не только о том, что хорошо, но и о том, что плохо. Каждый из нас будет осторожен, если задумается. Поэт считает, что нельзя забывать прошлое. Конечно, помня

    тяжёлое время своей страны, можно избежать трагические события в будущем.

    В. Солоухин

    «Письма из Русского музея» (документальная

    повесть)

    Рассуждая о реконструкции Москвы, автор пишет: «На месте большинства

    замечательных, удивительных по красоте и бесценных по историческому значению древних памятников архитектуры теперь незастроенное, пустое место». В Москве уничтожено более четырёхсот памятников архитектуры. Разрушая старину, мы

    всегда обрываем свои исторические корни, память о прошлом.


    М.Ю. Лермонтов

    «Бородино» (стихотворение)

    В стихотворении «Бородино» М. Ю. Лермонтов обращается к одному из самых драматических моментов в русской истории – Бородинской битве. Всё произведение проникнуто патриотическим пафосом, автор гордится героическим прошлым своей Родины, восхищается русскими солдатами, героями Бородинской битвы, их

    мужеством, стойкостью, силой духа, любовью к России:

    Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!..

    В финале стихотворения автор сравнивает героическое прошлое Родины и её

    современность, и сравнение это не в пользу современной ему России.

    В. Солоухин

    «Черные доски: Записки начинающего коллекционера» (книга)

    В этой книге автор пишет о том, как он стал коллекционером, собирателем икон.

    В. Солоухин рассказывает об отношении нашего государства к иконам, о

    безжалостном сжигании шедевров советскими властями. Интересен материал о том, как отреставрировать старые иконы, об иконописных сюжетах. Изучение старинных икон, по мысли автора, – соприкосновение с душой народа, с его вековыми

    традициями...

    В. Солоухин «Время собирать камни» (сборник очерков)

    В этой книге автор размышляет о необходимости сохранения памятников старины – писательских усадеб, домов, монастырей. Он рассказывает о посещении имения

    Аксакова, Оптиной пустыни. Все эти места связаны с талантливыми русскими

    писателями, с русскими подвижниками, старцами, с духовным развитием народа.


    В. Астафьев

    «Последний поклон» (повесть в рассказах)

    В этой повести В. Астафьев рассказывает о своей малой родине – деревне, в которой он вырос, о воспитавшей его бабушке Катерине Петровне. Она смогла воспитать в мальчике лучшие качества – доброту, любовь и уважение к людям, душевную

    чуткость. Мы видим, как мальчик взрослеет, вместе с ним переживаем радость его маленьких открытий мира, людей, музыки, природы. В каждой главе этой повести бьются живые чувства – негодование и восторг, горе и радость. Чувство Родины

    становится в книге всеобъемлющим. И тем острее чувство горечи писателя от тех несчастий, что выпали на долю его малой родины: пришла коллективизация, были разорены семьи, разрушены церкви и вековые устои жизни, отец, дед и дядя

    писателя были арестованы НКВД. Не сохранив своей истории, деревня стала

    превращаться в пригород старых дачных поселков. С грустью пишет обо всём этом автор и призывает читателей уважать свои корни, истоки.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта