|
Обществознание ЕГЭ шпаргалка. Аргументы к сочинению
Преданности своему делу
|
Л.Н. Толстой
«Севастопольские рассказы»
| Николай Иванович Пирогов – выдающийся русский хирург, во время Крымской
войны впервые применил наркоз, облегчая страдания раненных. Вступив в борьбу с казнокрадами-чиновниками, он требовал медикаменты, одежду, снаряжения.
Пирогов оперировал в местах боевых сражений, в центре обстрела. Великий врач настолько прославлялся у солдат, что те слагали о нём легенды. Одна из них
воспроизведена Л.Н. Толстым в «Севастопольских рассказах», когда солдаты на носилках доставили в палатку «тело без головы», говоря, что врач-волшебник её
пришьёт. Пирогов считал смыслом жизни служение России и никогда не отчаивался,
не осуждал недостатки родины, а работал на благо её процветания.
| Ч. Айтматов
«Первый учитель» (повесть)
| Основное содержание повести – это письмо-исповедь главной героини, известного учёного, преподавателя. Она вспоминает своё детство, своего первого учителя
Дюйшена, который открыл в их ауле первую школу, учил детей, переносил их зимой через ледяную воду, так как их дорога в школу шла через небольшую речку, всеми
силами своими боролся против косности и невежества местных жителей. Среди учеников его была очень способная девочка Алтынай. Но она была сиротой, и
родственники вскоре насильно выдали её замуж. Однако учитель вмешался и спас Алтынай, а затем отправил её в город, где она смогла учиться дальше. И образ
первого учителя навсегда остался в её сердце. Герой Айтматова – настоящий
подвижник, и подвиг Дюйшена – в его борьбе с трудностями, верности детям, своим идеалам, в готовности к самопожертвованию.
|
В. Распутин «Уроки французского»
(повесть)
| «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после», – так писатель начинает свою повесть «Уроки французского». В основе её обычная история: в голодное послевоенное время учительница приглашает к себе ученика для дополнительных занятий, пытается помочь ему, подкормить. Но мальчик отказывается от помощи. Тогда Лидия Михайловна, зная о том, что он
играет «в чику» на деньги, предлагает ему сыграть и, конечно же, проигрывает. Обо всём происходящем становится известно директору, и он, не разобравшись в
ситуации, увольняет молоденькую учительницу. Так уроки французского становятся
для рассказчика уроками доброты, сердечности, благородства.
|
А. Алексин
«Безумная Евдокия» (повесть)
| В этой повести писатель создаёт образ немолодой учительницы – Евдокии
Савельевны. Окружающие зачастую считают её смешной, нелепой. Родители одной ученицы, талантливой, неординарной девочки, прозвали её «безумной Евдокией», считая, что она критически настроена по отношению к их дочери.
Однако финал этого произведения грустен – талантливая художница Оля оказывается эгоисткой, которой недостаёт душевной чуткости, внимательности к окружающим и, прежде всего, к самым близким людям – родителям. Уйдя в поход вместе со своим классом, она внезапно исчезает, чтобы первой пройти по маршруту Мити Калягина, героя, доставившего своему дяде-доктору лекарства и медицинские инструменты в годы Великой Отечественной войны. Олю начинают искать, об
исчезновении девочки сообщают её родителям. И мама Оли, женщина с больным сердцем, не выдерживает: она сходит с ума. Девочка же, упоенная своим успехом, вскоре появляется дома и радостно сообщает о том, что она первой прошла по
маршруту Мити Калягина и получила приз. Евдокия Савельевна с горечью говорит о недостатке человечности в душе этой девочки, равнодушии её к окружающим, её
желании любой ценой быть первой. Она убеждена, что самое главное – не развить в детях талант, а воспитать в них доброту и чуткость. И «безумная Евдокия»
оказывается права – правоту её доказывает сама жизнь.
|
Жизненные примеры
| М. Горький, работая над одним из своих романов, описывал сцену убийства женщины. Внезапно писатель вскрикнул и упал без чувств. Приехавшие врачи
обнаружили у писателя рану в том самом месте, куда ударили ножом героиню его произведения. Этот пример показывает, что подлинный писатель не просто выдумывает события, а пишет кровью своей души, всё созданное он пропускает
через своё сердце.
| Французский писатель Г. Флобер в романе «Госпожа Бовари» рассказывал о судьбе одинокой женщины, которая, запутавшись в жизненных противоречиях, решила отравиться. Писатель сам почувствовал признаки отравления и вынужден был
обратиться за помощью. Не случайно потом он говорил: «Госпожа Бовари – это я».
| Безответственного отношения к своему делу
|
А.С. Грибоедов
«Горе от ума» (комедия)
| Павел Фамусов – типичный для того времени «начальник казённого места». Его
нисколько не интересует дело, которым он занимается. У него свой подход к делам:
«Подписано, так с плеч долой». Эта фраза подчёркивает халатное отношение чиновника к своим обязанностям, которое встречается не только на страницах комедии, но и в современном мире. Много лет благоденствовали фамусовы,
скалозубы, молчалины в нашей жизни. Они прикрывали недостатки и скрывали
правду, при них расцвели взяточничество и кумовство, недобросовестное отношение к своим обязанностям. Всё это тормозило страну в развитии, да и тормозит сейчас,
так как подобные люди ещё существуют.
| Карьеризма, лжеучености
|
Д. Гранин «Иду на грозу» (роман)
| Мир учёных-физиков в романе, – это поле битвы, на котором идёт борьба между подлинными учёными (Дан, Крылов), и карьеристами (Денисов, Агатов, Лагунов). Неспособные к творчеству, всеми правдами и неправдами добивающиеся административной карьеры в науке, эти приспособленцы чуть не уничтожили научный поиск Тулина и Крылова, ищущих эффективный метод разрушения грозы.
| Разрушающего влияния денег
| Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» (повесть)
| Сергей, любовник, а затем и муж купчихи Катерины Измайловой, совершил вместе с ней убийства её родственников, желая стать единственным наследником богатого
состояния, а впоследствии предал любимую женщину, назвав её соучастницей всех
преступлений. На каторжном этапе он изменил ей, издевался, как мог.
| Н.В. Гоголь
«Мёртвые души» (поэма)
| Образ Степана Плюшкина, скупого помещика, олицетворяет полное омертвение человеческой души, гибель сильной личности, без остатка поглощённой страстью скупости. Эта страсть стала причиной разрушения всех родственных и дружеских
связей, а сам Плюшкин просто потерял человеческий облик.
|
В. Распутин «Изба» (рассказ)
| В сибирские леспромхозы приезжает молодёжь за большими деньгами. Лес, земля, когда-то оберегаемая старшим поколением, превращаются после работы лесорубов в мёртвую пустыню. Все нравственные ценности предков затмевает погоня за
рублём.
|
В. Распутин
«Таланту надо
помогать» (статья)
| В. Распутин вспоминает о своём довоенном детстве, о том, как жили в войну. Он пишет здесь о единстве людей, доброте, взаимопомощи. А затем писатель
обращается к нашей современности и с горечью замечает, что стремление людей к богатству сейчас гасит веками существовавшую в России соборность, доброту,
внимание к ближнему.
|
А.С. Пушкин
«Пиковая дама» (повесть)
| Германн, центральный персонаж повести, страстно жаждет разбогатеть, и ради этого он, желая завладеть тайной трёх карточных чисел и выиграть, становится невольным убийцей старой графини, причиной страданий Лизаветы Ивановны, её
воспитанницы. Заветные три карты помогли герою выиграть несколько раз, но
страсть к деньгам сыграла с ним злую шутку: Германн сошёл с ума, когда случайно вместо Туза поставил Пиковую Даму.
| И. Бунин «Господин из Сан-Франциско» (рассказ)
| И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся.
Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье
прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.
|
А.С. Пушкин
«Скупой рыцарь» (трагедия)
| В этом произведении А.С. Пушкин исследует разрушительное влияние богатства на душу человека. Герой трагедии, барон, подвержен одной всепоглощающей страсти– любви к золоту, накопительству. Деньги создают для героя иллюзию власти, барону кажется, что он может управлять миром, людьми, природой. Однако в
действительности герой является не властелином, а жалким рабом своей
болезненной страсти. Личность его разрушается: он ненавидит своего сына Альбера, считая, что тот со временем промотает его богатство; содержит его в нищете,
подозревает в коварных замыслах. Барон бросает сыну вызов, и тот принимает его. За всё это барон жестоко наказан: в финале он внезапно умирает. Таким образом, по мысли поэта, страсть к богатству затмевает человеческий разум, она не способна
дать человеку счастья, напротив, губительно действует на душу, ум, характер.
|
А.Н. Островский
«Бесприданница» (психологическая драма)
| Мотив власти денег является ведущим в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница». Драматург изображает жизнь, где нормальные человеческие отношения заражены атмосферой купли-продажи. Так, практически в начале пьесы мы слышим признание Паратова: «Что такое «жалость», – этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно». И действительно, Паратов затем продаёт не только свой пароход, но и себя самого – находит невесту, в
приданое за которой дают золотые прииски. Мотив торговли, проходящий через всю пьесу, концентрируется в главном сюжетном действии – торге за Ларису, в котором участвуют практически все герои. Любовь для героини оборачивается жестоким разочарованием: она понимает, что она тоже вещь, которую можно продать. И только смерть освобождает её от пошлого житейского опыта, от горького
разочарования. В этот момент она словно возвращается к естественной красоте
своей тонкой, одарённой натуры. Таким образом, жалость, любовь, порядочность, верность – всё это недоступно людям, поглощённым лишь жаждой наживы и
обогащения.
|
А.П. Чехов «Ионыч» (рассказ)
| В этом рассказе А. П. Чехов представляет нам историю человека, избравшего путь материального обогащения. В начале повествования Дмитрий Старцев предстаёт
перед нами приятным, образованным человеком, отличным доктором. Мы слышим из его уст речи о том, что «нужно трудиться», что «без труда жить нельзя». Сам герой работает постоянно, каждый день. Однако в чем же смысл этого труда? Автор
замечает, что вся деятельность Старцева имеет своей целью лишь одно – «по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой». Жизнь его не одухотворена какой-либо благородной целью, не наполнена любовью, духовное развитие его остановилось. Всё это приводит героя к полной нравственной деградации. Оказавшись во власти денег, всего за несколько лет Ионыч оказывается полностью побеждённым той обывательской средой, которую он так презирал в молодости. И теперь он становится «своим» для этой среды, не размышляет уже о
смысле жизни, о цели своего труда. «Кажется, что едет не человек, а языческий бог»,
– говорит о нем автор. Таким образом, Чехов говорит нам в этом рассказе о том, что власть денег и пошлая, обывательская среда способны загубить человеческую душу,
талант, предназначение.
|
ВОЙНА
| Бесчеловечности и бессмысленности войны
|
В. Быков «Одна ночь» (рассказ)
| Русский солдат Иван Волока и немец Фриц во время боя оказались в подвале, из которого сложно выбраться поодиночке: помещение сверху завалено землёй.
Чувство ненависти к Фрицу у Ивана быстро пропадает: он понимает, что Фриц – такой же человек, как и он. У них оказалось много общего: мирные профессии, тоска по семье, ненависть к войне. Но возникшая теплота отношений прервалась утром: когда они выбрались наружу, Фриц просился бежать к своим, и Волока застрелил
его, а потом, потрясённый тем, что сделал, проклял войну.
| Л.Н. Толстой «Война и мир» (роман-
эпопея)
| Л. Толстой писал о том, как прекрасна жизнь и как уродлива и ужасна война. На Бородинском поле после сражения десятки человек лежали мёртвыми на полях и лугах, где они раньше собирали урожай. Писатель верит, что придёт время, и люди
будут жить «всем миром без войн, по законам добра и человечности».
|
Л.Н. Толстой «Война и мир» (роман-
эпопея)
| В этом романе мы видим изображение войны без прикрас, писатель создаёт картину суровых военных будней, несущих людям кровь, смерть, страдания. Таковы сцены
пожара и сдачи Смоленска, картина похода перед Шенграбенским сражением, сцены отступления русских войск. Всюду – сломанные повозки, надрывающиеся
лошади, грязь, раненые тела. Разумная, гармоничная природа противопоставлена у Толстого этим картинам военной жизни. Герои романа также постепенно начинают осознавать войну как жестокую, кровавую бойню. Так, Николай Ростов, князь Андрей преодолевают свои наивные представления о войне, Петя Ростов тяжело
переживает первое совершенное им убийство француза. А затем и сам, совсем юный
мальчик, он погибает. И это, по мысли писателя, несправедливо.
|
М.А. Шолохов
«Тихий Дон» (роман- эпопея)
| В этом романе писатель осмысливает войну как беспощадное, суровое действо, несущее людям смерть, страдания, разорение. Мы видим, как конница топчет
созревшие хлеба, донская земля горит под ногами. Разоряются и страдают семьи, изменяется на войне человеческая душа. Так, писатель изображает душевный надлом Григория Мелехова. Тот тяжело переживает первое совершенное им
убийство австрийца. А в финале в герое остаётся лишь душевная усталость, сердце его грубеет: «ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны». По мысли писателя, война не только несёт смерть и несчастья, она ещё
и нравственно калечит людей.
| Л.Н. Толстой
«Севастопольские рассказы»
| «Война – противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», потому что она разрушает все понятия о добре и зле.
| М. Шолохов
«Бахчевник» (рассказ)
| Гражданская война разрушила все представления о морали и нравственности:
Митька убил топором своего отца, Анисима Петровича, спасая брата-красноармейца.
| М. Шолохов
«Родинка» (рассказ)
| Гражданская война стала причиной того, что атаман, семь лет отсутствовавший на
родине, убил единственного сына, Николку, не узнав его в красном комиссаре.
| Э. Хемингуэй
«Прощай, оружие!» (роман)
| Лейтенант Генри понимает, что война – это убийство ещё более жестокое и
бессмысленное, чем на чикагских бойнях. Люди уничтожают друг друга в страхе и
ненависти, движимые животным инстинктом.
| Блокады Ленинграда
| О. Берггольц
«Февральский дневник» (поэма)
| В этом произведении поэтесса воспроизводит быт и жизнь блокадного Ленинграда, рассказывает о смертях, о ленинградских вдовах, о красногвардейцах, защищающих
город. её поэма – это письмо к другу, к сестре по гневу и печали.
| В. Инбер
«Пулковский
меридиан» (поэма)
| Поэма написана в стиле лирического дневника. Автор воспроизводит жизнь
блокадного Ленинграда, его ночи и дни. Как ни велики страдания ленинградцев,
город живёт сознанием своего родства со всей страной. И это помогает ему выжить.
| А. Адамович, Д.
Гранин «Блокадная книга»
| Подвиг ленинградцев вызван не угрозой уничтожения. 900 блокадных дней
вместили в себя не только немыслимые страдания, но величайшую веру в будущее, в победу.
| |
|
|