|
Обществознание ЕГЭ шпаргалка. Аргументы к сочинению
ИСТИНА
| Подлинных и мнимых (истинных и ложных) ценностей в жизни
| А.П. Чехов
«Попрыгунья» (рассказ)
| Ольга Ивановна всю жизнь искала знаменитых людей, старалась любой ценой
заслужить их расположения, не замечая, что её муж, доктор Дымов, был тем самым человеком, поисками которого она занималась. Только после его трагической смерти
героиня осознала своё легкомыслие.
| И. Бунин «Господин из Сан-Франциско» (рассказ)
| И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся.
Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье
прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.
|
Ф.М. Достоевский
«Преступление и наказание» (роман)
| В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский показал возможность
сочетания в одном человеке подлинных и мнимых ценностей. Даже сама фамилия героя романа указывает на неоднозначность личности Раскольникова. Писатель
приветствует прозрение героя, ведь его индивидуалистическая теория стала
источником его постоянных страданий и внутренней борьбы. При соприкосновении с реальной действительностью обнаружилась несостоятельность мнимых желаний
студента.
|
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (поэма)
| Вместо того чтобы стремиться быть полезным людям, некоторые усиленно
приспосабливаются. Таковы, например, добровольные рабы из «холопского звания» в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Ипат, лакей князя Утятина, с
восторгом вспоминал об издевательствах барина. Староста Глеб, предатель народа, согласился уничтожить вольную, данную его барином крестьянам. К счастью, и это с удовольствием отмечает автор, сам народ беспощадно расправляется с
предателями, негодяями и шпионами. Таким образом, истинные ценности
человеческой жизни преобладают над мнимыми.
|
А.И. Солженицын
«Матрёнин двор» (рассказ)
| Рассказ А.И. Солженицына построен на противопоставлении доброй, бескорыстной, бесхитростной Матрёны остальным персонажам – алчным, прижимистым,
«хозяйственным». Таковы у Солженицына родственники героини – её деверь Фаддей, золовки, сестры, приёмная дочь Кира. Они озабочены лишь одним – материальным достатком. В результате это стремление «иметь всё» обернулось настоящей трагедией: во время перевоза избы для Киры погибла Матрёна и с ней ещё двое на железнодорожном переезде. Заглядывая в душу своих героев, писатель
словно исследует глубину той подлости и бессердечия, на которые способен человек.
Так, один из главных виновников трагедии – Фаддей – до самых похорон погибших
занимался тем, что пытался вернуть себе «горницу».
| Нравственного выбора
| В. Гюго
«Отверженные» (роман)
| Жан Вальжан сам обрекает себя на одиночество, уступив любимую Козетту Мариусу и добровольно устраняясь из её жизни, чтобы не помешать её счастью.
|
В. Быков «Обелиск» (повесть)
| Учитель Олесь Мороз добровольно пошёл на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить, но бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни он не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитанникам, измену своим
нравственным принципам.
| В. Закруткин
«Матерь
человеческая» (повесть)
| Главная героиня Мария, встретив раненого врага (немца) предстала перед
нравственным выбором, убить его или не убить? За все совершенные их злодеяния, но это был мальчик, его крик «мама» остановил её, героиня не смогла пойти на отчаянный шаг, сумела вовремя остановиться, поняв, что ненависть, которая
перехлестнула её, ни к чему хорошему бы и не привела.
|
В. Быков
«Сотников» (повесть)
| Во время войны, выполняя очередное задание командира партизанского отряда, Сотников с честью проходит через тяжёлые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак становится предателем, спасая свою жизнь.
Перед лицом смерти человек остаётся таким, каков он есть на самом деле. Здесь
проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.
|
М.А. Булгаков
«Мастер и Маргарита» (роман)
| Иуда доносит на Иешуа Га-Ноцри, и последнего доставляют к прокуратору Иудеи.
Иешуа обвиняют в том, что он собирается разрушить Ершалаимский храм. Он
пытается поговорить с Понтием Пилатом, и слова Иешуа заставляют прокуратора задуматься, пробуждая всё лучшее, что было в его душе. Понтий Пилат поставлен перед выбором: оправдать Иешуа, сохранить ему жизнь, пожертвовав своим
положением, благополучием, возможно, собственной жизнью, или обречь Га-Ноцри на гибель. И прокуратор объявляет Иешуа преступником, выносит смертный
приговор. Но, испытывая симпатию к арестанту, он обращается к первосвященнику Кайфе с просьбой о помиловании его в часть Пасхи. Однако председатель Синедриона Иосиф Кайфа настаивает на том, что нужно казнить Иешуа. Он требует
освободить в честь праздника Пасхи не Га-Ноцри, а разбойника и убийцу Вараввана. И Понтию Пилату приходится согласиться с ним, он уже не может спасти бродячего философа. В этой истории обнаруживается слабохарактерность Понтия Пилата, его малодушие, трусость, боязнь потерять свои привилегии, расположение великого кесаря. Прокуратор идёт против собственной совести ради привычного
благополучия. Исходом этой ситуации становятся бесконечные муки совести, одолевающие героя. «Никогда не идите против самого себя, собственной совести», –
такова позиция писателя.
| Свободы
| М. Булгаков
«Мастер и Маргарита» (роман)
| Заключённый Иешуа независим духом, потому что мыслит не о себе, а о всём
человечестве. Прокуратор Понтий Пилат, напротив, – раб своей власти и Кесаря. Он
боится потерять своё положение, хотя не равнодушен к судьбе проповедника и хочет ему помочь. Здесь, как мне кажется, Булгаков хотел нам показать, что духовная
независимость – это главное во все времена.
| Мастер получает от Воланда свободу, причём не просто свободу передвижения, но и свободу выбора собственного пути. Она была дарована ему за тяготы и лишения,
связанные с написанием романа, за талант, за душу, за любовь. И в ночь прощения он почувствовал, как его отпускают на свободу, как только что он отпустил им
созданного героя. Мастер обретает вечный приют, соответствующий его таланту, приходящийся по душе и ему, и его спутнице Маргарите.
|
А.С. Пушкин
«Анчар» (стихотворение)
| Перед нами развёртывается философский символический пейзаж – гордая пустыня и древнее, ядовитое дерево анчар. Оно смертельно опасно, живые существа обходят его стороной, в нем таится часть вечной стихии. Но в мире людей царит несвобода, рабство, принуждение, власть сильных над слабыми. В этом заключается корень зла.
Владыка посылает своего раба за ядом, от которого умирает раб, а владыка
использует ядовитую смолу дерева в военных целях. Рабство убивает человека в
моральном и физическом плане. Таким образом, анчар становится символом несвободы, господства насилия и рабства.
|
М.Ю. Лермонтов
«Выхожу один я на дорогу» (стихотворение),
«Мцыри» (поэма)
| Свобода – идеал устремлений и для М.Ю. Лермонтова. Недаром в стихотворении
«Выхожу один я на дорогу» он утверждает: «Я ищу свободы и покоя». Общественная атмосфера тех лет подавляла духовную свободу человека. Поэтому свой идеал Лермонтов находил в стихии природы, вдали от светской суеты и лжи. Об этом
свидетельствует поэма «Мцыри». Три дня, проведённые героем на воле,
приравниваются к целой жизни: ощущение остроты бытия, счастья пронизывает всю поэму. Только свободный человек, по мысли поэта, может считаться счастливым.
Даже бой с могучим барсом он воспринимает как часть свободного существования.
| Духовности
| А. Солженицын
«Один день Ивана Денисовича»
(повесть)
| Алёшка, герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключённых. Ни один его день не проходил без чтения
Евангелия, переписанного в обычный блокнот.
|
Л.Н. Толстой «Война и мир» (роман-
эпопея)
| Писатель наделил Андрея Болконского, одного из главных героев своего
произведения, не только внешним благородством, но и внутренним, которое он открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось много пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля
Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь ненависть.
Этот пример иллюстрирует способность благородного человека достигнуть
подлинной духовной высоты.
|
А.С. Пушкин
«Пророк» (стихотворение)
| Идея стихотворения глубока и значительна: чтобы стать гласом Божьим, нужно от многого отрешиться – от лукавства, лести, праздности, суетности жизни. Именно в таком ракурсе рассматривали произведение современные Пушкину критики, отмечая аллегоричность основной идеи стихотворения – идеи о борьбе
талантливого, томимого «духовной жаждою» человека со своими пороками, о
преодолении их, постепенном очищении души и нравственном просветлении. Таким образом, духовность в понятии А.С. Пушкина – это высочайшая сила духа,
способность человека к самосовершенствованию.
|
Д.С. Лихачёв
«Письма о добром и прекрасном»
| В своей книге автор размышляет о том, что такое «духовная культура», о нашей
любви к старым зданиям, улицам, вещам. И он приходит к выводу: «Всё, что сделано с душой, идёт от души, нужно нам для души, – это и есть «духовная культура». Чем
больше человек окружён этой духовной культурой, погружен в неё, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него
содержательность».
| Мудрости
| Г.Р. Державин
«Аристиппова баня» (стихотворение)
| Автор говорит о том, что человек должен бороться со своими пороками, не
поддаваться им. Человек, лишённый твёрдости духа, воли, мужества, не может, по мысли автора, называться мудрым.
| Судьбы
|
Л.Н. Толстой «Война и мир» (роман-
эпопея)
| Судьбоносной в романе становится встреча Николая Ростова и Марьи Болконской.
Любовь возникает здесь с первого взгляда, с первого слова. Николая поражает
благородство девушки, глубоко трогает беда, в которую она попала (бунт крестьян в имении). Он помогает ей. И внешне непривлекательная княжна преображается под воздействием родившейся в её душе любви: большие, красивые глаза её освещаются новым светом, в движениях появляется грация, в голосе – новые, грудные нотки.
Николай Ростов женится на княжне Марье, а в финале мы видим счастливую семью.
|
К. Паустовский
«Снег» (рассказ)
| Артистка Татьяна Петровна, уехавшая в годы войны из Москвы, волей судеб
знакомится с солдатом Николаем, сыном умершего старика, у которого она снимала комнату. Героям кажется, что они давно знают друг друга, они чувствуют внутреннее родство. В душах их рождается любовь. Николай даже вспоминает, где мог видеть
эту женщину раньше. И это видение сродни его юной мечте о любви. Поэтому Татьяна Петровна не хочет разрушать его мечту. Так встреча двух случайных людей
становится судьбоносной.
| Сосуществования правды и лжи
|
А.М. Горький «О Чиже, который лгал, и о Дятле, любителе истины» (сказка)
| В этой сказке А.М. Горький ставит вопрос о том, что нужнее – грубая правда или красивая ложь? Чиж призывает птиц лететь вперёд, в прекрасную, неведомую
страну, где нет холодной осени. Дятел же, являясь носителем «низкой истины», говорит птицам, что их «нагло обманывают». Птицы поверили Дятлу и оставили
Чижа. Чиж же солгал, потому что он хотел пробудить веру и надежду, хоть и не знал, что находится там, за рощей. Чиж не смог победить Дятла, так как не имел
«доказательств». Однако писатель в этом произведении, думается, на стороне Чижа. Постоянное движение вперёд – вот в чём состоит истина, по мысли А.М. Горького.
|
М. Горький «На дне» (пьеса)
| Известный русский писатель М. Горький в пьесе «На дне», изображая среду
обитателей ночлежки Костылёва, опустившихся на самое «дно» жизни, отвечает на вопрос: «Что лучше, истина или сострадание?» Горький решает его с позиции активного гуманизма, отвергает «утешительную ложь», примиряющую человека со
злом. Носителем ложного гуманизма в пьесе выступает Лука. Он идёт к «униженным и оскорблённым», чтобы помочь им. Умирающей Анне старик советует не бояться
смерти: она ведь несёт покой, которого вечно голодная Анна никогда не знала.
Спившемуся Актёру Лука внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське Пеплу говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Сюжет драмы строится на том, как жизнь разбивает те иллюзии, которые сеет Лука в сердцах ночлежников, ценность его сострадательного гуманизма
оборачивается трагически для некоторых из них (Актёра, Анны, Пепла, Наташи).
| Взаимопонимания между людьми
| Ф.И. Тютчев
«Silentium» (стихотворение)
| Автор говорит о трудности в достижении взаимопонимания между людьми. По мысли Тютчева, человеку очень трудно выразить свои истинные мысли и чувства: они рождаются в глубине души. Облекая же их в форму слова, мы теряем их
истинное первоначальное содержание («Мысль изречённая есть ложь»).
| Ф.И. Тютчев «Нам не дано
предугадать» (стихотворение)
| В этом стихотворении звучит мысль автора о непредсказуемости реакций окружающих людей. Мы не можем просчитать, как отнесётся человек к нашей просьбе, упрёку, размышлениям: «Нам не дано предугадать, как наше слово
отзовётся». Вызвать в душе собеседника ожидаемые нами чувства – очень важно для
человека. По мысли автора, это равносильно снизошедшей на человека «благодати».
| Б. Окуджава
«Пожелание друзьям» (стихотворение)
| В данном стихотворении звучит призыв к друзьям, единомышленникам быть добрее к людям, уметь радоваться жизни, ценить близких людей, их таланты, достоинства, научиться любить и не стесняться своих чувств.
| Совести
|
В. Тендряков «Суд» (повесть)
| Охотник Тетерин, человек мужественный, совершает нравственное предательство.
Он уничтожает единственную улику, которая свидетельствует, что случайное
убийство на охоте совершено крупным начальником Дудыревым, а не фельдшером Митягиным. Суд оправдывает Митягина, но убил человека Дудырев, и единственно, кто мог это доказать, был Тетерин. Но он дрогнул, не сказал правду и приговорил
себя к мукам собственной совести.
|
Ф.М. Достоевский
«Преступление и наказание» (роман)
| Очень важной является в романе Достоевского проблема совести. Раскольников
своим преступлением, убийством старухи-процентщицы и её сестры Лизаветы, хотел разрешить себе «кровь по совести». Однако затем стал мучаться содеянным,
почувствовал отчуждение от окружающих. Вероятно, в душе его как раз заговорила
совесть, так как по природе своей он не злодей и не убийца. И только вера, искренне покаяние, любовь, к чему его исподволь подводит Соня, могут спасти его заблудшую душу, по мысли писателя. Достоевский не даёт нам увидеть полное раскаяние своего героя. Процесс этот в романе лишь намечен. Но он не отнимает у Раскольникова
саму возможность покаяния и обретения нравственного идеала.
|
М.А. Булгаков
«Мастер и Маргарита» (роман)
| Иуда доносит на Иешуа Га-Ноцри, и последнего доставляют к прокуратору Иудеи.
Иешуа обвиняют в том, что он собирается разрушить Ершалаимский храм. Он
пытается поговорить с Понтием Пилатом, и слова Иешуа заставляют прокуратора задуматься, пробуждая всё лучшее, что было в его душе. Понтий Пилат поставлен перед выбором: оправдать Иешуа, сохранить ему жизнь, пожертвовав своим
положением, благополучием, возможно, собственной жизнью, или обречь Га-Ноцри на гибель. И прокуратор объявляет Иешуа преступником, выносит смертный
приговор. Но, испытывая симпатию к арестанту, он обращается к первосвященнику Кайфе с просьбой о помиловании его в часть Пасхи. Однако председатель
Синедриона Иосиф Кайфа настаивает на том, что нужно казнить Иешуа. Он требует освободить в честь праздника Пасхи не Га-Ноцри, а разбойника и убийцу Вараввана. И Понтию Пилату приходится согласиться с ним, он уже не может спасти бродячего философа. В этой истории обнаруживается слабохарактерность Понтия Пилата, его малодушие, трусость, боязнь потерять свои привилегии, расположение великого кесаря. Прокуратор идёт против собственной совести ради привычного
благополучия. Исходом этой ситуации становятся бесконечные муки совести, одолевающие героя. «Никогда не идите против самого себя, собственной совести», –
такова позиция писателя.
| Мироощущения человека
| П.А. Вяземский
«Сознание» (стихотворение)
| Лирический герой исповедуется перед читателем в том, что он не постиг смысла и таинства жизни, что не имел достаточного терпения, не смог достойно нести свой крест и часто бросал его. В подтексте угадывается призыв к терпению, душевной
стойкости.
| А.С. Пушкин «Если жизнь тебя
обманет» (стихотворение)
| Лирический герой призывает собеседника к терпению, мужеству. Уныние, печаль, гнев – это большой грех. Человек должен уметь переносить всё, что выпадает ему на долю: и грустные события, и трудные ситуации. За ними вновь последует что-то хорошее, поэтому мы должны проявлять душевную стойкость, терпение,
спокойствие, мудрость.
| Ф. И. Тютчев «Не рассуждай, не хлопочи» (стихотворение)
| Призыв к человеку принимать жизнь такой, как она есть, без излишних рассуждений и хлопот. Все они не имеют большого смысла, так как будущее человеку
неподвластно. Человек должен воспринимать жизнь с терпением, спокойствием. При этом он должен уметь пережить всё, что выпадает на долю: печаль, и радость, и
тревогу.
| А.А. Ахматова «Я научилась просто, мудро жить» (стихотворение)
| Героиня пересмотрела своё отношение к жизни, научившись воспринимать всё
происходящее просто и мудро. Бог, природа и собственная душа помогают ей в этом. В подтексте стихотворения звучит мысль о том, что в этой жизни нужно ценить
каждое мгновенье, отпущенное человеку.
| С. Есенин «Чёрный человек» (поэма)
| Лирический герой призывает к душевному мужеству, стойкости, считает, что «в грозы, в бури, в житейскую стынь» «казаться улыбчивым и простым» – это самое
высшее в мире искусство.
| Г.Р. Державин
«Капнисту» (стихотворение)
| В этом стихотворении звучит призыв к человеку быть послушным своей судьбе,
переносить все события с мужеством и спокойствием, мудро воспринимать радость
и горе, уметь довольствоваться малым. Только так человек может почувствовать себя счастливым, а идеальной жизнь быть не может.
| |
|
|