|
Обществознание ЕГЭ шпаргалка. Аргументы к сочинению
СЕМЬЯ
| Воспитания; роли семьи в формировании личности
| Л.Н. Толстой «Война и мир» (роман-
эпопея)
| В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети – Наташа,
Николай и Петя – стали по-настоящему хорошими людьми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль – безнравственные эгоисты.
| И. Полянская
«Утюжок и
мороженое» (рассказ)
| Негативная психологическая атмосфера в семье, бездушие взрослых стали причиной серьёзной болезни Риты, маленькой героини рассказа, и жестокости, хитрости,
изворотливости её сестры.
|
Д. Фонвизин
«Недоросль» (комедия)
| Митрофанушка перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость,
жадность, жестокость, презрение окружающих. Неудивительно, ведь родители – всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыну госпожа Простакова, если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Влияние матери и крепостничества совратило Митрофана –
он растёт невеждой.
|
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (повесть)
| Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть
завершённым, когда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем
и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.
| Р. Брэдбери
«Вельд» (рассказ)
| Венди и Питер, герои рассказа, совершают чудовищный по своей бесчеловечности
поступок: убивают собственных родителей. И это убийство неслучайно: оно результат
воспитания, когда детей безмерно балуют, потакают их прихотям.
| Ф. Искандер
«Начало формы» (рассказ)
| Герой рассказа, Георгий Андреевич, понял, что родительский авторитет возникает не из приказов и угроз, а завоёвывается трудом, умением доказать сыну, что отца есть
за что уважать.
|
А. С. Грибоедов
«Горе от ума» (комедия)
| В комедии прослеживаются взаимоотношения Фамусова со своей дочерью Софьей. Фамусов, конечно, любит дочь и желает ей счастья. Но вот счастье он понимает по- своему: счастье для него – деньги. Он приучает дочь к мысли о выгоде и этим
совершает настоящее преступление, потому что Софья может стать похожей на Молчалина, перенявшего от отца лишь один принцип: искать выгоду везде, где
только можно.
|
А. Амлинский
«Нескучный сад» (повесть)
| На примере трёх поколений семьи Ковалевских можно проследить влияние родителей на детей. В романе не только сын ищет у отца ответы на мучившие его вопросы, но и отец ощущает потребность в духовном общении с сыном. Писатель убеждён: взрослые обязательно должны «владеть даром понимания, а значит, и сопереживания». Если его нет, неминуемо отчуждение детей от семьи, школы и в итоге от общества. Из непонимания, недоверия рождается драматизм отношений
между близкими людьми, родителями и детьми.
|
И.С. Тургенев
«Отцы и дети» (роман)
| Н.П. Кирсанов, стремясь исполнить отцовский долг, повёз сына Аркашу в Петербург, в Университет, и остался с сыном. Он старался сблизиться с соучениками Аркадия,
читал те же книги, интересовался увлечениями молодёжи, следил за современной жизнью, потому что его волновало не только материальное благополучие сына, но и
духовное развитие как результат образования и воспитания в период взросления.
| С. Львов «Быть или казаться?» (сборник публицистики)
| В этой книге автор размышляет о том, каким должен быть воспитанный человек, – добрым, внимательным, тактичным по отношению к окружающим. Все эти качества
воспитывает в нас семья.
| Л.Н. Толстой
«Семейное счастье» (повесть)
| Толстой считал, что в семье «роман не нужен». Жена должна уважать мужа, любовь
приходит постепенно, гармония устанавливается не сразу. В семье важны дети, мир, взаимное уважение, нравственная, духовная близость супругов.
| А. Алексин
«Безумная Евдокия» (повесть)
| Оленька, героиня рассказа, талантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей
исключительности. Нежелание понимать чувства и переживания близких людей,
друзей приводит, в конце концов, к тяжелейшей болезни матери.
|
Взаимоотношения отцов и детей (конфликта поколений)
|
И.С. Тургенев
«Отцы и дети» (роман)
| Конфликт поколений мы видим во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной
стороны, он признается, что любит родителей, с другой – презирает «глупую жизнь отцов». От родителей Базарова отдаляют, прежде всего, его убеждения. Если у
Аркадия Кирсанова мы видим презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова всё иначе. Такова его жизненная позиция. При всём этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старшее поколение Базаровых очень любит Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она
сильнее других чувств и живёт даже тогда, когда главный герой умирает.
|
К. Паустовский
«Телеграмма» (рассказ)
| В этом рассказе автор поднимает проблему отчуждённости и разрыва связей между поколениями. Главная героиня рассказа, Настя, живёт яркой, насыщенной,
интересной жизнью. Она работает в Союзе художников, старается помочь людям, восстановить справедливость – устраивает выставку одному из талантливых
скульпторов. При этом Настя остаётся равнодушной к судьбе собственной матери, живущей далеко от неё. Она не успевает приехать даже на её похороны. В финале
героиня Паустовского горько плачет, внезапно осознав, что она потеряла. Поведение Насти и жестоко, и безнравственно. По мысли писателя, суета и мелкие заботы не
должны поглощать человека. Вся показная доброта и забота ничего не стоят, если мы равнодушны к своим близким.
|
А. Алексин «Раздел имущества»
(повесть)
| В этой повести писатель поднимает проблему душевной чёрствости, отчуждения в семейных отношениях. Главная героиня Вера была ребёнком, имеющим родовую травму. Её выходила и практически поставила на ноги бабушка Анисья. Именно эта героиня воплощает в повести доброту, любовь, готовность прийти на помощь. Мать
же Верочки – это воплощение практицизма, бездуховности, равнодушия к ближнему. В финале это противостояние матери и бабушки завершается трагически: бабушка
уезжает в деревню умирать, а Верочка вновь тяжело заболевает.
|
В. Астафьев
«Записка» (рассказ)
| Сюжет рассказа чудовищен: сын «забывает» свою мать на автовокзале, оставляя в её кармане записку: «На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна». Этот герой не просто жесток, безнравствен. Он обрубает свои корни, а без корней жизнь
человека бессмысленна. Отказаться от матери – это преступление. В. Астафьев пишет в финале: «Жаль, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я лично бы нарубил виц, порол бы его, порол до крови, до визга, чтобы далеко и всем было
слышно». Он писал так: «Берегите матерей. Люди! Берегите! Они бывают только раз и не возвращаются, и никто их заменить не может. Говорит это вам человек, который
имеет право на доверие, – он пережил свою мать».
| Материнства (роли матери в воспитании)
| А. Фадеев
«Молодая гвардия» (роман)
| В лирическом отступлении о матери автор пишет о том, что мать, её забота воспитывают в любом из нас нравственность, умение ценить жизнь.
| В.П. Астафьев
«Сопричастный всему живому…» (статья)
| Автор утверждает: если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы – оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он
обращается ко всем с просьбой беречь матерей, ведь они бывают только раз и
никогда не возвращаются, и никто их заменить не может.
|
В.А. Сухомлинский
«Рождение добра» (статья)
| В этой статье В.А. Сухомлинский обращается к старой легенде. Сын, подстрекаемый женой, губит свою мать, вырывает у неё сердце. Сердце же её продолжает
беспокоиться о сыне. И тогда он горько раскаивается в содеянном и понимает, что натворил. Он уходит вместе с матерью, и они превращаются в два кургана в степи. В этой легенде автор говорит о силе материнской любви, о всепрощающем сердце
матери.
|
А.А. Ахматова
«Реквием» (поэма)
| В 1935 году был арестован единственный сын Ахматовой, Лев. Вскоре
освобождённый, он ещё дважды подвергался арестам, тюремному заключению и ссылке. Много часов провела Анна Андреевна в страшной очереди возле старой петербургской тюрьмы «Кресты». И когда её спросили, сможет ли она всё это
описать, она ответила: «Могу». Так рождались стихотворения, вместе составившие
«Реквием», – поэму обо всех безвинно загубленных в годы сталинского произвола. Поэма раскрывает трагедию матери, потерявшей сына. Причём Ахматова рассматривает этот сюжет сквозь призму мифологии, истории. Страдания всех матерей в поэме выражены через образ матери Христа, Богородицы, молча
переносящей своё горе. Мотив материнской любви, поднятой до общечеловеческого звучания, становится в произведении определяющим: «Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел, А туда, где молча мать стояла, Так никто взглянуть и не
посмел». Материнское горе становится у Ахматовой символом горя общенародного
и общечеловеческого.
| Материнства как подвига
|
Л. Улицкая «Дочь Бухары» (рассказ)
| Бухара, героиня рассказа, совершила материнский подвиг, всю себя отдав
воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла
ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.
| В. Закруткин
«Матерь
человеческая» (повесть)
| Мария, героиня повести, во время войны взяла на себя ответственность за своих и чужих детей, спасла их, стала для них Матерью.
| Взаимоотношений в семье
|
А. Амлинский
«Возвращение брата» (роман)
| В романе создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о друге, защитнике. Он надеется обрести его в старшем брате и с
нетерпением ждёт его возвращения. Но старший брат потерял себя как личность, опустился на «дно» жизни. Однако вера младшего брата, невозможность обмануть
его помогают старшему, Ивану, вернуться к нормальной жизни.
|
А. Алексин «Раздел имущества»
(повесть)
| Отношения между членами семьи строились по принципу «нужен пока нужен».
Алексин рисует открытое противостояние двух начал: доброты, сердечности, умения отказаться от личного ради близких людей (бабушка Анисья) и прикрываемой красивыми фразами бездуховности, прагматизма (мать). И между двумя этими
близкими людьми – Вера. Конфликт разрешается трагедией: бабушка уезжает
навсегда в деревню, а Вера вновь тяжело заболевает.
|
А. Лиханов «Чистые камушки» (повесть)
| Двенадцатилетний Михаська проживает на страницах книги сложную внутреннюю жизнь: от ощущения счастья от того, что отец, геройски воевавший, вернулся домой невредимым, до чувства горького разочарования и жгучего стыда за него,
вступившего на путь обмана и спекуляции в погоне за сытой, обеспеченной жизнью. Мальчик не может принять позиции отца, убеждённого, что он завоевал право на лучшую жизнь для себя и своей семьи. Михаська стал внимательно прислушиваться к словам и пристально приглядываться к поступкам родителей, ощущая всё большее несоответствие между тем, чему они его учили, и их собственными делами. Потеря
доверия к родителям стала причиной одиночества героя.
| Неблагодарности детей, родительской любви
|
А. С. Пушкин
«Станционный смотритель» (повесть)
| У Самсона Вырина, главного героя повести, есть дочь Дуня, в которой он души не чает. Но проезжий гусар, положивший на девушку глаз, обманом увозит её из
отцовского дома. Когда Самсон находит свою дочь, она уже замужем, хорошо одета, живёт многим лучше его и не хочет возвращаться. Самсон возвращается на свою
станцию, где впоследствии спивается и умирает. Спустя три года рассказчик проезжает по тем местам, и видит могилу смотрителя, а местный мальчик
рассказывает ему, что летом приезжала барыня с тремя барчатами и долго плакала
на его могиле.
|
Ф.М. Достоевский
«Униженные и оскорблённые» (роман)
| Наташа, героиня романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорблённые», предаёт свою семью, убежав из дому с любовником. Отец девушки, Николай Ихменёв,
болезненно воспринимает её уход к сыну своего врага, считая это позором, и проклинает дочь. Отвергнутая отцом и потерявшая любимого, Наташа глубоко
переживает – она потеряла всё, что было у неё ценного в жизни: доброе имя, честь, любовь и семью. Однако Николай Ихменёв всё ещё безумно любит дочь, несмотря ни на что, и после долгих душевных терзаний, в финале романа, находит в себе силы простить её. На этом примере мы видим, что родительская любовь является самой
сильной, бескорыстной и всепрощающей.
| |
|
|