Главная страница
Навигация по странице:

  • Роли личности в истории

  • Кутузова и Наполеона

  • Г. Бичер-Стоу

  • Переоценки ценностей в тоталитарном государстве

  • Революции как пути развития общества

  • РОДИНА Тоски по Родине

  • Патриотизма, любви к Родине

  • Искажения понятия «патриотизм»

  • Неразрывной связи с родиной, родной землёй

  • Утраты связи с отчим домом, забвении родителей их детьми

  • Обществознание ЕГЭ шпаргалка. Аргументы к сочинению


    Скачать 1.37 Mb.
    НазваниеАргументы к сочинению
    АнкорОбществознание ЕГЭ шпаргалка
    Дата04.10.2022
    Размер1.37 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOBSchESTVO__shpargalka_s_argumentami__ege100ballov.doc
    ТипДокументы
    #712471
    страница9 из 21
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   21




    ИСТОРИЯ

    Роли личности в истории

    Л.Н. Толстой «Война и мир» (роман-

    эпопея)

    Л.Н. Толстой отрицал возможность активного воздействия отдельной личности на историю, считая, что историю делают массы и её законы не могут зависеть от

    желания отдельного лица. Он рассматривал исторический процесс как сумму, складывающуюся из «бесчисленного количества людских произволов», то есть

    усилий каждого человека. Бесполезно противиться естественному ходу событий, напрасно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества.

    Эта позиция писателя нашла отражение в романе «Война и мир». На примере двух исторических личностей (Кутузова и Наполеона) Толстой доказывает, что именно народ – творец истории. Миллионные массы простых людей, а не герои и

    полководцы бессознательно движут общество вперёд, создают великое и

    героическое, творят историю.


    А.Н. Толстой «Пётр Первый» (роман)

    В романе «Пётр Первый» А.Н. Толстой показал историческое значение образа великого реформатора. Пётр подмечал народные таланты, в нём переплеталось доброе и злое, гуманное и жестокое. Однако, безусловно, он был человеком

    гениальным, оказавшим огромное влияние на развитие нашей страны.


    Жизненные примеры

    Американская писательница Г. Бичер-Стоу написала роман «Хижина дяди Тома», в котором рассказывается о судьбе кроткого негра, забитого до смерти безжалостным плантатором. Этот роман всколыхнул всё общество, в стране вспыхнула Гражданская война, и позорное рабство было отменено. Потом говорили, что эта маленькая

    хрупкая женщина начала большую войну.

    После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека», в котором

    показывается горькая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть на

    трагическую судьбу военнопленных. Позже был принят закон об их реабилитации.

    Переоценки ценностей в тоталитарном государстве


    В. Шаламов

    «Одиночный замер» (рассказ)

    Попадая в лагерь, человек теряет всё, что связывает его с нормальной человеческой средой обитания, с прежним опытом, который теперь неприменим. Герой рассказа Дугаев чуть не умер от голода: «Последнее время он плохо спал, голод не давал хорошо спать. Сны снились особенно мучительные – буханки хлеба, дымящиеся

    жирные супы». Опыт ГУЛАГА подтвердил, что так называемая переоценка ценностей

    – не сложное психологическое явление, а неминуемая участь каждого зэка. На

    самом деле, человеку, чтобы не умереть физически, нужна пища и сон, а до смерти духовной никому нет дела. Заключённый понял, что ради еды он способен

    абсолютно на всё.


    В. Шаламов

    «Ночью» (рассказ)

    В рассказе «Ночью» зэки Глебов и Багрецов при свете луны выкапывают труп с

    целью снять с мертвеца одежду. Они продадут бельё, променяют на хлеб, может

    быть, даже достанут немного табаку. Писатель пытается показать, что нравственные и физические силы человека не безграничны. По его мнению, одна из главных

    характеристик лагеря – растление.

    В. Шаламов

    «Детские рисунки» (рассказ)

    Тоталитарная система сделала всё, чтобы убить в ребёнке фантазию, сказку, мечту: детские рисунки в тетради, найденной на помойке, реалистично передан страшный

    мир ГУЛАГа.


    В. Тендряков

    «Параня» (рассказ)

    «Поселковая дурочка» Параня в 1937 году случайно получила неограниченную власть над деревней, повторяя имя Сталина и грозя пожаловаться ему на тех, кто её обижает, потому что она, по слухам, «невеста Сталина». Эта безумная идея никому

    не кажется такой: тоталитарная власть создаёт абсурдное мышление.

    Е.И. Замятин «Мы» (роман)

    Единое государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом: в

    стране нет людей, а есть «нумера», похожие на запрограммированных людей.

    Революции как пути развития общества

    И. Бабель

    «Конармия» (сборник рассказов)

    Старый еврей Гедали мечтал о том, что революция принесёт добро и

    справедливость. Однако он же и говорит: «Хорошие дела делает хороший человек. Революция – это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают.

    Значит, революцию делают злые люди».




    РОДИНА

    Тоски по Родине

    А. Никитин

    «Хождение за три моря» (путевые заметки)

    Знаменитый путешественник Афанасий Никитин во время своих странствий повидал много диковинного и необычного. Об этом он рассказал в своих путевых заметках

    «Хождение за три моря». Но экзотика дальних стран не погасила в нём любви к

    отчизне, напротив, в его душе ещё сильнее разгорелась тоска по отчему дому.

    Н. Тэффи «Русь»,

    «Городок»,

    «Воспоминания» (издания)

    Писательница предсказала судьбу целого поколения эмигрантов, покинувших

    Россию во время революции и Гражданской войны. Тоска по оставленной России заставляет их называть своё существование «загробной жизнью», «жизнью над

    бездной».

    Патриотизма, любви к Родине


    К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин» (поэма)

    Крестьянин Иван Сусанин, спасая от верной смерти юного Михаила Романова,

    претендента на царский престол, заводит один из польских отрядов в непроходимую лесную глушь. Понимая, что смерть неминуема, Сусанин говорит, что он русский

    человек, среди которых нет предателей, и готов с радостью умереть за царя и

    родину.



    Л.Н. Толстой «Война и мир» (роман-

    эпопея)

    Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранение на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых

    русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за

    Родину.

    Примером истинного патриотизма служит Пьер Безухов, который на собственные деньги снаряжает ополчение в тысячу человек, сам участвует в Бородинском

    сражении, остаётся в Москве, чтобы убить Наполеона.

    Лев Толстой в своём романе «Война и мир» раскрывает «военную тайну» – причину, которая помогла России в Отечественной войне 1812 года одержать победу над

    полчищами французских захватчиков. Если в других странах Наполеон сражался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий,

    разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а

    с такой могучей силой никто не может сладить.


    В. Быков

    «Сотников» (повесть)

    В повести «Сотников» В. Быков рассказывает о двух партизанах, которые попадают в плен к немцам во время второй мировой войны. Один из партизан предаёт родину и соглашается сотрудничать с немцами. Второй же партизан, Сотников, отказывается

    предавать родину и выбирает смерть. В этом рассказе Сотников показан настоящим

    патриотом, который не смог предать родную страну, даже под страхом смерти.

    А. Блок «Грешить бесстыдно, непробудно» (стихотворение)

    Какое сильное чувство к родной земле испытывает поэт! Он считает, что настоящий патриот должен любить Россию такой, какая она есть. Несмотря на несовершенство своей страны, её беды и трудности, каждому необходимо испытывать светлые

    чувства к ней. Этот пример искренней и бескорыстной любви к Родине, возможно,

    поможет кому-то по-другому взглянуть на свой отчий дом.

    С. Довлатов

    «Письмо оттуда» (из

    цикла «Невидимая газета»)

    Автор, находясь в вынужденной эмиграции, считает неблагородным осуждать родину, изгнавшую его: он уверен, что Отчизну, как и мать, не выбирают.

    Искажения понятия «патриотизм»

    Б. Васильев

    «Кольцо А» (литературный журнал)

    Автор утверждает, что сейчас это «великое понятие затрёпано, замусолено и

    затаскано» во всех речах с высоких трибун. А ведь любовь к Родине доказывается только делами. Патриотизм – это практическая деятельность на благо страны.

    Неразрывной связи с родиной, родной землёй

    А.И. Солженицын

    «Матрёнин двор» (рассказ)

    Для Матрёны Васильевны её дом, двор, деревня имеют гораздо большее значение, чем место, где живёшь. Для героини это смысл её бытия, часть её жизни, память о

    прошлом, о близких.





    С.А. Есенин

    поэма «Русь» (поэма)

    Темой любви к родине пронизано творчество С. Есенина: «Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, мучила и жгла». Всей душой желая помочь Отчизне в тяжёлое время, поэт пишет поэму «Русь», в которой слышится глас народного гнева. Есенин полностью раскрывает тему любви к Отчизне: «Если крикнет рать святая:

    «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».


    С.А. Есенин «О пашни, пашни, пашни», «Спит

    ковыль, равнина дорогая», «Русь» (стихотворения)

    Тема природы в творчестве Есенина неразрывно сливается с темой малой родины, русской деревни. Так, ранние стихотворения поэта, наполненные христианскими образами и деталями крестьянского быта, воссоздают картину жизни православной Руси. Вот проходят деревнями калики убогие, вот появляется на дорогах странник Микола, вот дьячок поминает усопших. Каждый из этих сюжетов обрамлён

    скромным, незатейливым пейзажем. И до самых последних дней Есенин сохраняет верность своему идеалу, оставаясь поэтом «золотой бревенчатой избы».

    Преклонение перед красотой русской природы сливается в стихах его с любовью к

    России.


    Н.М. Рубцов «Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны», «Тихая

    моя Родина»,

    «Звезда полей»,

    «Берёзы» (стихотворения)

    В стихотворении «Видения на холме» Н. Рубцов обращается к историческому

    прошлому Родины и прослеживает связь времён, находя отголоски этого прошлого в настоящем. Времена Батыя давно прошли, однако для Руси всех времён есть свои

    «татары и монголы». Образ Родины, чувства лирического героя, красота русской

    природы, незыблемость народных устоев и сила духа русского народа есть то доброе начало, что противопоставлено в стихотворении образу зла в прошлом и настоящем. В стихотворении «Тихая моя Родина» поэт создаёт образ родной деревни: избы, ивы, река, соловьи, старая церковь, погост. Звезда полей же становится у Рубцова

    символом всей России, символом счастья. Именно этот образ, да ещё, пожалуй,

    русские берёзы ассоциируются у поэта с Родиной.

    К. Паустовский

    «Ильинский омут» (рассказ)

    Автор рассказывает о своей привязанности к одному из маленьких местечек России – Ильинскому омуту. Такие места, по мысли автора, несут в себе что-то священное, они наполняют душу душевной лёгкостью, благоговением перед красотой родной земли.

    Так в человеке зарождается чувство Родины – из малой любви.

    Утраты связи с отчим домом, забвении родителей их детьми


    Ю. Казаков «Запах хлеба» (рассказ)

    Дуся, героиня рассказа уехав в город, потеряла все связи с родным домом, деревней, и потому известие о смерти матери не вызывает у неё ни переживаний, ни желания

    побывать на родине... Однако, приехав продать дом, Дуся ощущает свою

    потерянность, горько плачет на могиле матери, однако ничто невозможно исправить.


    К. Паустовский

    «Телеграмма» (рассказ)

    Настя живёт яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой, старенькой матери.

    Дочери все дела кажутся важными и неотложными настолько, что она совсем

    забывает писать письма домой, не навещает мать. Даже когда пришла телеграмма о

    болезни матери, Настя не сразу поехала, а потому и не застала Катерину Ивановну в живых. Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила.


    Ф. Абрамов «Алька» (повесть)

    Героиня повести в поисках лучшей жизни уехала в город, оставив старую мать, которая умерла, не дождавшись дочери. Алька, вернувшись в деревню и остро осознав утрату, решает остаться там, но этот порыв быстро проходит, когда ей в

    городе предлагают выгодную работу. Утрата родных корней невосстановима.


    А. Шолохов

    «Поднятая целина» (роман)

    Проблема забвения родителей как смертного греха рассматривается в романе А. Шолохова «Поднятая целина» на примере образа Якова Лукича Островного, заморившего родную мать голодом и державшего её под замком ради своего

    спасения, во избежание ссылки. Он ждал её смерти и дождался: «Старуха лежала на полу около порога, и случайно забытая... рукавица была изжёвана её беззубыми

    дёснами». Поздно он почувствовал тяжесть понесённой утраты.



    Ф.М. Достоевский

    «Униженные и оскорблённые» (роман)

    Наташа, героиня романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорблённые», предаёт свою семью, убежав из дому с любовником. Отец девушки, Николай Ихменёв,

    болезненно воспринимает её уход к сыну своего врага, считая это позором, и проклинает дочь. Отвергнутая отцом и потерявшая любимого, Наташа глубоко

    переживает – она потеряла всё, что было у неё ценного в жизни: доброе имя, честь, любовь и семью. Однако Николай Ихменёв всё ещё безумно любит дочь, несмотря ни на что, и после долгих душевных терзаний, в финале романа, находит в себе силы простить её. На этом примере мы видим, что родительская любовь является самой

    сильной, бескорыстной и всепрощающей.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   21


    написать администратору сайта