|
Обществознание ЕГЭ шпаргалка. Аргументы к сочинению
Е. Носов «Живое пламя» (рассказ)
| Рассказчик снимает жилье у пожилой женщины, тёти Оли, потерявшей на войне единственного сына. Однажды он сажает у неё на клумбах маки. Но героиня явно не любит этих цветов: у маков яркая, но короткая жизнь. Вероятно, они напоминают ей о судьбе сына, погибшего в молодом возрасте. Но в финале отношение тёти Оли к
цветам изменилось: теперь на клумбе у неё полыхал целый ковёр маков. Образ мака в этом рассказе символичен. Это символ всего возвышенного, героического. И это героическое продолжает жить в нашем сознании, в нашей душе. Память питает корни «нравственного духа народа». Память вдохновляет нас на новые подвиги.
Память о погибших героях всегда остаётся с нами. Именно это, думается, составляет
одну из главных идей произведения.
|
Д.С. Лихачёв
«Письма о добром и прекрасном»
| «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие – значит у него нет любви к
своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны – он,
как правило, равнодушен и к своей стране».
|
Цитата
| «Человек – явление социальное, национальное, историческое, ... у него есть
прошлое, настоящее и будущее. Без одного из этих слагаемых... его просто нет».
(В. Солоухин)
| Культуры и псевдокультуры
|
С. Львов «Быть или казаться?» (сборник публицистики)
| В этой книге автор рассказывает о модных «тенденциях» современной ему жизни – чтении Хемингуэя, поклонении иконам, посещении художественных выставок.
Однако люди не пытаются вникнуть в сущность этих явлений. Так, зачастую модный художник оказывается бездарным. Поклонение же иконам – часть нашей великой культуры, духовного развития народа на протяжении тысячелетий, и это не должно
становиться пустой данью моде.
| Ф. Искандер
«Размышления
писателя» (книга)
| В этой книге писатель размышляет о культуре и псевдокультуре. Он считает, что
последняя должна рождать в нас чувство «нравственной брезгливости», что с ней надо беспощадно бороться.
|
Ю. Идлис интервью с Т. Толстой «Я у
многих вызываю злобу»
| Писательница поднимает проблему культа гламурной жизни в России. Именно на это ориентируют общество глянцевые журналы. По мысли автора, «глянец – это... хорошо продуманная машина для продажи глупым богатым людям дорогих вещей».
Т. Толстая искренне обеспокоена тем, что глянцевые журналы пропагандируют ложные идеологические и общественные ценности. Интересы героя или героини глянцевого журнала мельчают, опошляются. Все они сосредоточены в сфере быта, вещей, сохранения своего имиджа и положения. Всё это вызывает настоящую
тревогу писателя.
| Воспитанности
| С. Львов «Быть или казаться?» (сборник публицистики)
| В этой книге автор размышляет о том, каким должен быть воспитанный человек, – добрым, внимательным, тактичным по отношению к окружающим. Все эти качества
воспитывает в нас семья.
|
Письма А.П. Чехова
| Он рассуждает в них о том, какими должны быть воспитанные люди. И самые
ценные качества их, по мысли Чехова, – это мягкость, вежливость, уступчивость, чистосердечие.
| Воспитания в обществе уважительного отношения к хлебу
| М. Алексеев «Хлеб – имя существительное» (повесть)
| В этой повести очень важной является авторская мысль о ценности крестьянского труда, о любви к родной земле. Дед Капля утверждает, что все мы существуем,
поскольку едим хлеб насущный. «Хлеб – имя существительное, а весь остальной продукт – прилагательное», – говорит он.
|
В. Тендряков «Хлеб для собаки» (рассказ)
| В основу произведения легли воспоминания писателя о голодном, трудном времени сталинских ссылок, раскулачивания крестьянства. Через посёлок, в котором живёт рассказчик, проходит путь ссыльных в Сибирь. Измождённые, голодные, несчастные люди умирают прямо на глазах местных жителей. Главный же герой рассказа, маленький мальчик, чувствует угрызения совести, так как семья его не голодает, и начинает подкармливать всех, кто встречается на его пути. Однако очень скоро он
понимает, что не сможет прокормить всех попрошаек. Мальчик испытывает эмоциональный надрыв, страх и протест, соседствующие с покорностью
и безнадёжностью обречённых людей. И тут появляется собака, которую кормит мальчик, дабы не сойти с ума от ужаса сознания того, что он ежедневно «съедает»
жизни нескольких людей. Только так он исцеляет свою совесть.
|
В. Балачан
«Баллада о хлебе» (стихотворение)
| В этой балладе отец напутствует сына: «Ты запомни, сынок, золотые слова – Хлеб всему голова, Хлеб всему голова». И сын проносит этот завет через всю жизнь, через войну, делясь последним хлебом со своим товарищем. Потом погибает, но передаёт этот завет своему сыну. А тот напутствует своего малыша. Таков вечный круговорот жизни, и должны быть в нем вечные ценности, а именно уважительное отношение к
хлебу.
| Интеллигентности
|
Д.С. Лихачёв
«Письма о добром и прекрасном»
| В этой книге Д.С. Лихачёв размышляет о том, что такое интеллигентность.
Интеллигентность не нужно путать с образованностью, интеллектом. Интеллигент – это доброжелательный, воспитанный человек, уважающий культуру прошлого,
обладающий эстетическим чутьём, любящий получать знания. Интеллигентность, по мысли учёного, – это способность к пониманию другого, к восприятию, «терпимое отношение к миру и людям». Учёный считает, что нужно развивать в себе все эти
качества, так как именно они обеспечивают наше нравственное здоровье.
|
М.А. Булгаков
«Собачье сердце» (повесть)
| В этой повести М.А. Булгаков создаёт образ подлинного московского интеллигента – профессора Преображенского. Это человек выдающегося ума, высокой культуры, всю жизнь посвятивший бескорыстному служению науке. Но герой обладает ещё и независимым умом, своей точкой зрения на всё происходящее. Научный
эксперимент с Шариком, пересадка собаке человеческих органов становится для профессора настоящей катастрофой: Преображенский своими руками создаёт
«новейшего пролетария», грубого, наглого, подлого, агрессивного человека, не
имеющего ни малейшего представления о культуре и морали, но стремящегося всё
«поделить». И профессор предпринимает обратное действие, вновь превращая его в собаку. Образ интеллигента у Булгакова противопоставлен образу пролетария.
Авторская позиция здесь вполне определённа: любое насилие над природой и человеком, форсирование естественного процесса эволюций оборачивается
неизбежной трагедией. И история подтвердила нам правоту гениального писателя.
|
ИСКУССТВО
| Талантливости, природной одарённости
|
А.С. Пушкин
«Моцарт и Сальери» (трагедия)
| В этой трагедии А.С. Пушкин исследует природу гениальности. Он изображает два типа художников – гениального Моцарта, творящего по наитию, вдохновению, и
«ремесленника» Сальери, стремящегося расчленить музыку, подобно трупу. Гений, по мысли автора, – это человек, призванный природой творить добро. «Гений и
злодейство – две вещи несовместные», – пишет А.С. Пушкин. Сальери завидует славе и таланту Моцарта, тайно отравляет его и тем самым губит собственную душу. Таким
образом, истинный талант, по мысли поэта, беззащитен перед жизнью.
|
Ф. Искандер
«Размышления
писателя» (книга)
| В этой книге автор размышляет о природе подлинного таланта. В качестве примера он приводит А.С. Пушкина. Писатель указывает читателю на разницу между гением и просто одарённым, неплохим писателем. Также он отмечает необыкновенную гармоничность, теплоту, солнечность пушкинского творчества. Поэзия Пушкина – это великолепное средство от беды, горя, депрессии. Пушкин – национальный гений,
несущий в себе вечную загадку.
| Н.С. Лесков «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»
| В этом сказе автор исследует природу подлинного таланта. Каким же предстаёт
Левша у Лескова? Это добрый, терпеливый, верующий человек, гениальный мастер, с чистой детской душой, любящий Россию, людей, природу. В душе его нет ни тени корысти, хитрости, рациональности. Пожалуй, этот герой, как никто другой в нашей
литературе, раскрывает менталитет русского человека.
| Я. Голованов
«Этюды об учёных»
| Леонардо да Винчи был не только печальным художником, но и математиком, астрономом, биологом, ботаником, анатомом, физиологом, военным инженером,
певцом, поэтом, музыкантом.
| Цитата
| «Не существует больших талантов без большой воли». (О. Бальзак)
| Природы творческого процесса
|
М.Ю. Лермонтов
«Поэт» (стихотворение)
| В этом произведении М.Ю. Лермонтов исследует природу вдохновения. Лирический герой этого стихотворения, поэт, сравнивается с Рафаэлем, который, согласно легенде, смог написать свою Мадонну в состоянии религиозного экстаза. Однако, когда «порыв чудесный» в душе художника ослабевает, – он становится «немым» и
«утомлённым». «Огонь небесный» уходит прочь из его сердца.
|
А.А. Ахматова «Мне ни к чему одические рати» (стихотворение)
| В этом стихотворении А. Ахматова пишет о природе творческого процесса. И поэт
здесь словно смотрит на все со стороны, искренне удивляясь, «из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Но, вместе с тем, процесс этот так же естествен, как и все,
происходящее в природе и в жизни: «жёлтый одуванчик у забора», «сердитый окрик», «дёгтя запах свежий», «таинственная плесень на стене». И всё это соцветье впечатлений рождает в душе поэта ответные эмоции:
И стих уже звучит, задорен, нежен.
На радость всем и мне.
| Истинного и ложного творчества
|
Н. Полевой
«Живописец» (повесть)
| В своём произведении Полевой исследует различные типы художественного творчества. Герой повести, художник Аркадий, не признает искусство-забаву и искусство-ремесло (той же позиции придерживается и сам автор). Он устремлён душой к небесному идеалу, жаждет постичь высшую, таинственную природу
творчества. Однако он несчастлив, талант его не признан в обществе. Автор, таким образом, отстаивает в повести истинное искусство, уникальность подлинного
таланта.
|
Н.В. Гоголь
«Мёртвые души» (поэма)
| В 7-й главе поэмы Н.В. Гоголь размышляет о двух типах художников, представляя читателям писателя-романтика, развлекающего публику внешне занимательными сюжетами, и писателя-реалиста, обнажающего паутину мелочей повседневной
жизни. Первый творит в угоду публике, толпе, участь его – признание, слава,
благополучие. Второй же бескорыстно служит самому искусству, правде, поэтому не может пройти мимо характеров «скучных, противных, поражающих печальною
своею действительностью». В результате его ждёт поношенье критиков,
непонимание читателей, одиночество. Всё это требует от художника душевной
стойкости, мужества, терпения.
| |
|
|