История стилей. Архитектурные стили. Архитектурные стили httpsarzamas academymag446arch
Скачать 0.7 Mb.
|
Барокко и рококо[править | править код] Статуя слона с обелиском на площади Минервы. Рим. Работа Дж. Бернини. 1667 Большим любителем «Гипнэротомахии» был философски образованный папа Александр VII. Именно он обратился к скульптору Бернини с тем, чтобы тот изготовил для привезённого древнеегипетского обелиска постамент в виде слона, вроде того, который описывается в книге. Сейчас обелиск (1667) стоит на площади Минервы в Риме. В эпоху маньеризма (XVI век) был воскрешён сфинкс, но во «французском варианте»: с поднятой головой и женской грудью, серьгами, жемчугом и натуралистическим телом. (Отметим ещё античную разницу между «египетскими» львиными сфинксами и «греческими» — крылатыми и женского пола). Подобные сфинксы вдохновлялись гротескными фресками Domus Aurea — нероновского дворца, найденного в XV веке. Мотив легко был включен в иконографический корпус классических мотивов арабесков, и распространился по Европе посредством гравюр в XVI—XVII веках. Сфинксы украшают фрески ватиканской лоджии Рафаэля (1515-20). Во французском искусстве сфинксы впервые появляются в искусстве Школы Фонтенбло в 1520-30-х годах, и прослеживаются в эпоху барокко и позднего Регентства (1715—1723). Благодаря французскому влиянию сфинкс становится повсеместным садово-парковым украшением по всей Европе (Бельведер (Вена), Сан-Суси (Потсдам), Дворец Браницких (Белосток), Ла-Гранха (Испания) и вариант позднего рококо в португальском Дворце Келуш). В 1710 году в Палаццо Нуово установили 5 найденных на Марсовом поле египетских статуй (из стоявших там храмов)[10], после этого в различных дворцах и виллах Италии были созданы комнаты в египетском вкусе[2] (Sala Egizia). Таковы Кабинет папирусов (Gabinetto dei Papiri) в Ватикане, украшенный Антоном Рафаэлем Менгсом и Кристофом Унтербергером, Египетский зал в Галерее Боргезе, украшенный Антонио Аспруччи в 1770—1782 для размещения коллекции египетских статуй[11]. Раскопки на Вилле Андриана в Тиволи, где было много египетских вещей, также способствовали подогреву интереса. Вилла Боргезе имеет Египетские ворота, обелиск Антиноя. Вилла Торриджиано — ворота, статую Осириса-Антиноя в саду виллы, масонский парк. Своеобразным пособием по египетскому стилю стали работы Бернарда де Монфокона «Античная эпоха; с комментариями и гравюрами» (1719) и Клода де Кейлюса «Свод древностей египетских, этрусских, греческих, римских и галльских» (1752—1768)[1]. Джованни Баттиста Пиранези также придерживался теории о примате египетской мудрости над античной. Если неоклассицисты Винкельман и Ложье считали римское искусство наследником греческого, то Пиранези придерживался преемственности: Египет → этруски → Рим. В архитектурных фантазиях Пиранези развалины Рима предстают полными, в том числе, и статуями фараонов, что автор обосновывал в текстовых пояснениях. В 1760 году он начал проектировать «Caffee degli Inglesi» на пьяцца-ди-Спанья — интерьер оформлен в египетском стиле. Эти интерьеры он опубликовал в «Различные виды украшения каминов и других частей домов, взятые из Египетской и Тосканской архитектуры» (1769). «Корпус Пиранези был составлен на основе изучения коллекций кардиналов Альбани, Борджиа и Бембо, собрания египетского кабинета Капитолийского музея, а также собственных раскопок Пиранези на вилле Адриана. Этот корпус стал наиболее влиятельным источником египетских мотивов для искусства конца XVIII — начала XIX вв.»[2] Во Франции традиции Пиранези соединились со стилем эпохи Людовика XVI: и в стилистике рококо образовалась традиция использования египетских элементов в неегипетской манере, например, в интерьерах, внутреннем декоре и малых архитектурных формах (покои королевы Марии Антуанетты в Версале и Фонтенбло)[1], статуи в Сан-Суси. Сфинкс с двумя телами (Джулио Романо, XVI век; гравюра Вацлава Холлера, XVII век). Фреска с изображением сфинкса, Рафаэль (Ватикан) Пиранези. «Пирамида Цестия» Пиранези. Интерьер «Caffee degli Inglesi» Сфинкс в парке Сан-Суси |